2. | Актуализация | Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Фонетика. Вот мы в приграничном поселке. Его жители хотят задать нам вопросы, чтобы проверить, не потеряемся ли мы в их большой стране. Верно или нет утверждение: Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи. Звуков речи меньше, чем букв. Алфавит – это все буквы языка. Все согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Звуки ч, щ, й всегда мягкие. Согласных звуков шесть. Все согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости. Звуки ж, ш, ц имеют пару по твердости-мягкости. Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения и правила произношения. В сонорных согласных голос преобладает над шумом. Глухие согласные состоят только из шума. Буквы е,е, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных. На конце слова происходит оглушение звонкого согласного. Графика изучает написание букв. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Поднимают руку в случае согласия с высказыванием. Да Нет: глас. Звуки буквы 6 10 согл. Звуки буквы 34 21 40 31+2 /33 Да Альфа+Вита(гр.) Аз+Буки (кирилл.) И на твёрдые/мягкие Нет. Гласных 6. Не все. Нет Да Да Да Нет (начало слова, после гласного, ъ,ь Да Да | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, следственные связи. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосно-вывают свою точку зрения Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолени; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. |
4. | Обобщение и систематизация знаний | Следующая остановка городок Звук. Его жители, звуки, хотят, чтобы вы выполнили их задания. Прочитайте слова. Поставьте знак ударения. Произнесите правильно. Досуг, сантиметр, портфель, свитер, теннис, шоссе, алфавит, музей, текст, тема. 2. Разделите слова на слоги километр, магазин, предмет, музей 4. Прочитайте слова в транскрипции и запишите орфографически правильно: [баица] [ваз'м'ом] [л'охк'ий'] [сонцэ] [вышыфка] [скаска] 5. Запишите в три колонки слова, распределив их по принципу: 1) звуков букв; 2) звуков ель, звёздный, объём, льдины, ёжик, каюта Перед нами кафе «Привал». Мы немного устали и хотим отдохнуть. Чтобы попасть в кафе, нам нужно преодолеть речку Фонемку. Чтобы перейти через мостик, мы должны сделать фонетический разбор записанных слов. Можем мы приступить к работе? Почему? Поэтому сворачиваем в поселок Учебный, чтобы добыть нужные нам знания. Как вы думаете, что такое фонетический разбор слова? - Ребята, я открою вам секрет. Фонетический разбор - определение признаков всех звуков, из которых состоит слово. Знакомство с порядком фонетического разбора слова. Написать слово, поставить знак ударения. Определить, сколько в слове слогов. Записать слово в транскрипции. Последовательно охарактеризовать все звуки: гласные – ударный, безударный; согласные – звонкий, глухой; твёрдый, мягкий; сонорный. Определить количество букв и звуков. -Давайте, все вместе выполним фонетический разбор слова «ежик» - Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы сделали разбор - А теперь выполним разбор слова «ель» - Всем понятно, как производится фонетический разбор слов? | ДосУг, сантимЕтр, портфЕль, свитЕр, тЕннис, шоссЕ, алфАвит, музЕй, тЕкст, тЕма Ки-ло-метр, ма-га-зин, пре-дмет, му-зей Боится, возьмем, легкий, солнце, вышивка, сказка 1. ежик, каюта 2. звездный, льдины 3. ель, объем Нет. Мы не знаем порядка фонетического разбора слова. Мы не знаем Ёжик ё-жик, 2 слога [й'ожык] Ё [й'] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный [о] - гласный, ударный; Ж [ж] - согласный, звонкий, твёрдый; И [ы] - гласный, безударный; К [к] - согласный, глухой, твёрдый. ____________ 4 буквы, 5 звуков Работа с учебником Ель 1 слог [й'эл'] Е [й'] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный [э] - гласный, ударный; Л [л'] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный Ь [–] ____________ 3 буквы, 3 звука Ответы детей | Регулятивные 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. Искать пути решения проблемы. Познавательные 1. Выделять главное, свёртывать информацию. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы. |