СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетический разбор слова 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фонетический разбор слова 5 класс»

Тема урока: «Фонетический разбор слова»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Автор учебника: Т.А. Ладыженская и др.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Фонетика» в связи с другими разделами русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора, йотированные звуки, уметь производить фонетический разбор слова.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества, овладение различными видами речевой деятельности, строят небольшие монологические высказывания; задают вопросы с целью получения нужной информации; формирование умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД – целеполагание, прогнозирование, контроль, саморегуляция, коррекция; поиск путей решения проблемы; высказывать предположения на основе наблюдений; соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы; искать пути решения проблемы; высказывать предположения на основе наблюдений; искать пути решения проблемы;совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

Познавательные УУД – формирование устойчивой учебно – познавательной мотивации к предмету; формирование умения составлять алгоритм действий и работать по нему; выделять главное, свёртывать информацию; осознают познавательную задачу; осущест­вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, следственные связи; выработка умения анализировать, сравнивать, устанавливать связи.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; прояв­ляют способность к само­оценке своих действий, по­ступков.

Методы: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций.


Формы: фронтальные, индивидуальные.


Оборудование: учебник для 5 класса «Русский язык» (Ладыженская Т.А.- М.: Просвещение, 2012 год), презентация.

Ход урока

п/п

Название этапа (подструктуры)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Организационный этап

-Здравствуйте,

ребята! Я

рада видеть каждого из вас! Я рада, что у

вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.

Желаю вам успехов и хороших оценок.

Здравствуйте!


2.

Актуализация

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Фонетика. Вот мы в приграничном поселке. Его жители хотят задать нам вопросы, чтобы проверить, не потеряемся ли мы в их большой стране.







Верно или нет утверждение:


Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.


Звуков речи меньше, чем букв.









Алфавит – это все буквы языка.



Все согласные звуки делятся на глухие и звонкие.

Звуки ч, щ, й всегда мягкие.

Согласных звуков шесть.

Все согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости.

Звуки ж, ш, ц имеют пару по твердости-мягкости.

Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения и правила произношения.

В сонорных согласных голос преобладает над шумом.

Глухие согласные состоят только из шума.

Буквы е,е, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных.

На конце слова происходит оглушение звонкого согласного.

Графика изучает написание букв.


Слушают учителя, отвечают на вопросы.













Поднимают руку в случае согласия с высказыванием.





Да



Нет: глас. Звуки буквы

6 10

согл. Звуки буквы

34 21

40 31+2 /33


Да Альфа+Вита(гр.)

Аз+Буки (кирилл.)


И на твёрдые/мягкие




Нет. Гласных 6.



Не все.






Нет






Да









Да



Да





Нет (начало слова, после гласного, ъ,ь


Да







Да



Познавательные: осущест­вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, следственные связи. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно-вывают свою точку зрения

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолени; прояв­ляют способность к само­оценке своих действий, по­ступков.


3.

Постановка цели урока

- Что мы сейчас сделали?




- Для какого разбора нам понадобятся эти знания?.


-Сформулируйте тему урока.


-Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке

я вспомню…



я научусь…

Повторили все изученное по разделу «Фонетика».



Для фонетического разбора слова



Фонетический разбор слова







Характеристики гласных и согласных звуков

Делать фонетический разбор слов

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность;

целеполагание

4.

Обобщение и систематизация знаний

Следующая остановка городок Звук. Его жители, звуки, хотят, чтобы вы выполнили их задания.

Прочитайте слова.

Поставьте знак ударения. Произнесите правильно.
Досуг, сантиметр, портфель, свитер, теннис, шоссе, алфавит, музей, текст, тема. 

2. Разделите слова на слоги
километр, магазин, предмет, музей


4. Прочитайте слова в транскрипции и запишите орфографически правильно: [баица] [ваз'м'ом] [л'охк'ий'] [сонцэ] [вышыфка] [скаска]



5. Запишите в три колонки слова, распределив их по принципу: 1) звуков букв; 2) звуков
ель, звёздный, объём, льдины, ёжик, каюта

Перед нами кафе «Привал». Мы немного устали и хотим отдохнуть. Чтобы попасть в кафе, нам нужно преодолеть речку Фонемку. Чтобы перейти через мостик, мы должны сделать фонетический разбор записанных слов. Можем мы приступить к работе?


Почему?




Поэтому сворачиваем в поселок Учебный, чтобы добыть нужные нам знания.



Как вы думаете, что такое фонетический разбор слова?

- Ребята, я открою вам секрет. Фонетический разбор - определение признаков всех звуков, из которых состоит слово.

Знакомство с порядком фонетического разбора слова.

  1. Написать слово, поставить знак ударения.

  2. Определить, сколько в слове слогов.

  3. Записать слово в транскрипции.

  4. Последовательно охарактеризовать все звуки:

гласные – ударный, безударный;

согласные – звонкий, глухой; твёрдый, мягкий; сонорный.

  1. Определить количество букв и звуков.

-Давайте, все вместе выполним фонетический разбор слова «ежик»















- Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы сделали разбор

- А теперь выполним разбор слова «ель»













- Всем понятно, как производится фонетический разбор слов?












ДосУг, сантимЕтр, портфЕль, свитЕр, тЕннис, шоссЕ, алфАвит, музЕй, тЕкст, тЕма




Ки-ло-метр, ма-га-зин, пре-дмет, му-зей






Боится, возьмем, легкий, солнце, вышивка, сказка







1. ежик, каюта

2. звездный, льдины

3. ель, объем






















Нет.


Мы не знаем порядка фонетического разбора слова.











Мы не знаем















































Ёжик ё-жик, 2 слога [й'ожык]

Ё [й'] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный

[о] - гласный, ударный;

Ж [ж] - согласный, звонкий, твёрдый;

И [ы] - гласный, безударный;

К [к] - согласный, глухой, твёрдый.

____________

4 буквы, 5 звуков



Работа с учебником





Ель 1 слог [й'эл']

Е [й'] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный

[э] - гласный, ударный;

Л [л'] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный

Ь [–]

____________

3 буквы, 3 звука



Ответы детей

Регулятивные

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

Искать пути решения проблемы.

Познавательные

1. Выделять главное, свёртывать информацию.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.


5.

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться.


Два – согнуться, разогнуться.


Три – в ладони три хлопка,


Головою три кивка.


На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой стать.

Восемь – урок можно продолжать.

Поднялись, подтянулись


Согнулись, разогнулись



Три хлопка


Кивают головой



Руки в стороны

Махи руками


Улыбаются


Присаживаются

Регулятивные: саморегуляция

6.

Применение знаний в новой ситуации

-Ну, что, ребята, пришла пора поблагодарить хозяев за гостеприимство. А благодарностью будут ваши знания, которые вы покажете, выполнив самостоятельно тест. Время выполнения 5 мин.

Выполняют тестовые задания

Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции.


7.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Поменяйтесь с соседом по парте листочками

- Давайте вместе проверим ваши работы.

Оцените работы одноклассников по критериям

«5» - 5 правильных ответа.

«4»–4 правильных ответа

«3»– 3 правильных ответа

«2» - 2 правильных ответа.

- Давайте разбираться, где вы допустили ошибки.

Проверяют тесты





Оценивание работ


Регулятивные: контроль, коррекция

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.


8.

Итог урока. Рефлексия

-Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и незаметно оказались дома.

-Подведем итоги урока, закончив фразу:


-Сегодня на уроке я научился…



-Ещё раз повторил…





-Больше всего мне понравилось...


-Труднее всего было...




-Всем спасибо за работу. Урок окончен. Удачного дня.










Выполнять фонетический разбор слов


Все, что знаю по фонетике





Играть


Выполнять фонетический разбор

Регулятивные:

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные: приобре­тают умения мотивированно организовывать свою дея­тельность.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания




Приложение 1

1. Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает:

а) начертание букв и их виды;

б) звуки речи;

в) правила произношения звуков и ударения в словах.

2. Укажите только твердые согласные звуки:

а) [ж], [ш], [ц];

б) [щ], [ж], [ц];

в) [щ], [ш], [ч].

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) якорь;

б) Сибирь;

в) пояс.

4. Выполните фонетический разбор слов: юг

Ключ:

1. б

2. а

3. в

4. юг – 1 слог [й'у к ]

Ю - [й'] - согласный, звонкий, мягкий

[у] - гласный, ударный;

Г- [к]- согласный, глухой, твердый

2 буквы, 3 звука.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!