Просмотр содержимого документа
«Федеральный государственный стандарт»
Федеральный государственный образовательный стандарт
Положение на сегодняшний день:
- ФГОС НОО (начальной школы) – утвержден Приказом МОН РФ от 6 октября 2009 г. №373.
- ФГОС ООО (основной школы) –утвержден Приказом МОН РФ от 17 декабря 2010 г №1897.
- ФГОС С(П)ОО (старшей школы) – утвержден Приказом МОН РФ от 17 мая 2012 г №413.
Н овая структура государственного образовательного стандарта была утверждена Федеральным законом от 1.12.2007 г. № 309-ФЗ.
Ключевое понятие нового стандарта – основная образовательная программа (ООП).
Согласно закону, основные образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы:
- личностным : готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции , правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской в поликультурном социуме;
- метапредметным : освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным: освоенные обучающимися умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Из глоссария ФГОС: www.standart.edu.ru
Компетенция 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Компетентность Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социальнотрудовую, информационную, коммуникативную, компетенции в сфере личностного самоопределения и др.
Метапредметные понятия
- Понятия, имеющие надпредметный смысл, универсальное значение: время и пространство, порядок и хаос, движение, система, модель, случайность, символ, знак, … - список практически бесконечен.
- На основе метапредметных понятий можно реализовывать идею интеграции, строить интегрированные или межпредметные уроки.
Метапредметные умения
- Это общеучебные умения, ключевые компетентности, универсальные учебные действия (УУД).
- В новом стандарте (ФГОС) именно метапредметные умения лежат в основе т.н. метапредметных результатов освоения основной образовательной программы , иначе говоря, метапредметных результатов обучения .
Как оценивать метапредметные результаты?
Способы оценивания:
- обязательная защита индивидуального проекта;
- метапредметные КИМы в рамках предметной аттестации;
- накопительная оценка, портфолио.
Некоторые из метапредметных результатов:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности…;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты …
Необходимо разделять результаты обучения, подлежащие и не подлежащие итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников основной школы
Результаты, не подлежащие итоговой оценке:
- ценностные ориентации обучающегося;
- индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП, в т.ч.
- сформированность навыков выполнения проектной деятельности;
- способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Требования к структуре основных образовательных программ
Основная образовательная программа (ООП) должна состоять из следующих частей:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения ООП;
- система оценки достижения планируемых результатов;
- программа развития универсальных учебных действий;
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программа воспитания и социализации обучающихся;
- программа коррекционной работы;
- учебный план;
- система условий реализации ООП.
ООП ступени общего образования разрабатывается образовательным учреждением в соответствии с требованиями к структуре ООП.
- Общая характеристика программы