СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы формирования умений смыслового чтения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. 

Работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. 

Просмотр содержимого документа
«Этапы формирования умений смыслового чтения»

Этапы формирования умений смыслового чтения Подготовила Максимова Г.Д.

Этапы формирования умений смыслового чтения

Подготовила Максимова Г.Д.

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста; уловить все детали; практически осмыслить извлечённую информацию.   Работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания . 

Цель смыслового чтения

  • максимально точно и полно понять содержание текста;
  • уловить все детали;
  • практически осмыслить извлечённую информацию. 

Работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания . 

  Этапы в соответствии с умениями, формируемыми на каждом этапе    1. Смысло-ориентирующий (Работа с текстом до чтения) На данном этапе основными умениями является: Вычленение информации, заданной в тексте в явном виде. Выделение из текста терминов. Работа с рисунками, схемами, графиками установление в тексте последовательности действий. Результат: общая ориентация в тексте.

Этапы в соответствии с умениями, формируемыми на каждом этапе

1. Смысло-ориентирующий (Работа с текстом до чтения)

На данном этапе основными умениями является:

  • Вычленение информации, заданной в тексте в явном виде.
  • Выделение из текста терминов.
  • Работа с рисунками, схемами, графиками
  • установление в тексте последовательности действий.

Результат: общая ориентация в тексте.

2. Содержательно-смысловой  (Работа с текстом во время чтения)   Основные умения: выделять главную мысль отдельных частей текста . делать выводы на основе информации из текста   преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот. ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте. выделять информацию, не соответствующую содержанию текста. Результат: глубокое понимание текста.

2. Содержательно-смысловой (Работа с текстом во время чтения)

  • Основные умения:
  • выделять главную мысль отдельных частей текста .
  • делать выводы на основе информации из текста
  •   преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.
  • ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте.
  • выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

Результат: глубокое понимание текста.

 3. Рефлексивно-личностный  (Работа с текстом после чтения)   Основные умения: применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации. интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации текста. самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию. Результат: применение полученной информации в практической деятельности.

3. Рефлексивно-личностный (Работа с текстом после чтения)

Основные умения:

  • применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации.
  • интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации текста.
  • самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию.

Результат: применение полученной информации в практической деятельности.

Основные умения смыслового чтения   Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде. Определять из текста значение терминов. Сопоставлять информацию из разных частей текста. Устанавливать в тексте последовательность дейтвий. Выделять главную мысль отдельных частей текста. Делать выводы на основе информации из текста. Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот. Ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте. Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста. Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации. Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов. Самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию.

Основные умения смыслового чтения

  • Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.
  • Определять из текста значение терминов.
  • Сопоставлять информацию из разных частей текста.
  • Устанавливать в тексте последовательность дейтвий.
  • Выделять главную мысль отдельных частей текста.
  • Делать выводы на основе информации из текста.
  • Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.
  • Ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте.
  • Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.
  • Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации.
  • Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов.
  • Самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию.
Приемы формирования смыслового чтения Прием «толстых» и «тонких» вопросов. Учащиеся либо находят ответы на вопросы учителя, либо сами составляют сначала «толстые вопросы»: Что? Кто? Когда? Как зовут ...? Было ли ...? Затем учащимся предлагают «тонкие вопросы» Дайте три объяснения, почему...? Почему вы думаете, что ...? Как вы считаете ...? В чём различие ...? Что, если ...? Может ли...? Будет ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

Приемы формирования смыслового чтения

  • Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Учащиеся либо находят ответы на вопросы учителя, либо сами составляют сначала «толстые вопросы»:

  • Что?
  • Кто?
  • Когда?
  • Как зовут ...?
  • Было ли ...?

Затем учащимся предлагают «тонкие вопросы»

  • Дайте три объяснения, почему...?
  • Почему вы думаете, что ...?
  • Как вы считаете ...?
  • В чём различие ...?
  • Что, если ...?
  • Может ли...?
  • Будет ...?
  • Согласны ли вы ...?
  • Верно ли ...?
Прием «Включение понятий в систему»   Объединить предложенные термины на основе какого-либо признака (родство, аналогия, однокоренные слова и др.) в систему, используя стрелки для обозначения связей между понятиями. Например, предлагается набор понятий: желудочно-кишечный тракт, кожа, печень, пыль, косметика, вдыхаемый и выдыхаемый воздух, экскременты, пища, пот, кровь, лимфа, легкие, почки, моча. Задача: составить схему , поясняющую поступление, преобразование и выведение ксенобиотиков из организма человека. (После составления схемы детьми, им выдается более глубокий текст для осмысления правильности их предположений)

Прием «Включение понятий в систему»

  • Объединить предложенные термины на основе какого-либо признака (родство, аналогия, однокоренные слова и др.) в систему, используя стрелки для обозначения связей между понятиями.

Например, предлагается набор понятий: желудочно-кишечный тракт, кожа, печень, пыль, косметика, вдыхаемый и выдыхаемый воздух, экскременты, пища, пот, кровь, лимфа, легкие, почки, моча.

Задача: составить схему , поясняющую поступление, преобразование и выведение ксенобиотиков из организма человека.

(После составления схемы детьми, им выдается более глубокий текст для осмысления правильности их предположений)

Упрощенная схема

Упрощенная схема

 Приём «Восстанови текст»   Групповая работа. Каждой группе выдается один абзац целого текста в виде отдельных предложений (разрезать на полоски с предложениями). Задача 1: Каждой группе составить связанный рассказ из выданных предложений. Задача 2: Составить общий текст из абзацев всех групп.

Приём «Восстанови текст»

  • Групповая работа.

Каждой группе выдается один абзац целого текста в виде отдельных предложений (разрезать на полоски с предложениями).

  • Задача 1: Каждой группе составить связанный рассказ из выданных предложений.
  • Задача 2: Составить общий текст из абзацев всех групп.
Прием «замедленного чтения» или «диалог с текстом» Используется для начальной школы и среднего звена. Учащиеся читают текст построчно , открывая строчки по одной (остальное закрыто листом бумаги). Этот прием заставляет ребенка анализировать каждое слово, у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом.

Прием «замедленного чтения» или «диалог с текстом»

Используется для начальной школы и среднего звена.

Учащиеся читают текст построчно , открывая строчки по одной (остальное закрыто листом бумаги).

Этот прием заставляет ребенка анализировать каждое слово, у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом.

Прием «Инфо – карусель»   Цель:  сформировать умения целенаправленно читать текст и структурировать прочитанный материал. Чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа.

Прием «Инфо – карусель»

  • Цель:  сформировать умения целенаправленно читать текст и структурировать прочитанный материал.
  • Чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!