СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчёркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит "метапредметный" характер. Умения смыслового чтения тесно связаны с умениями работать с информацией. 

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников»

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников Скоробогатько Т. А., учитель начальных классов МБОУ СШ №11

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников

Скоробогатько Т. А.,

учитель начальных классов

МБОУ СШ №11

Читать - это ещё ничего не значит,  что читать и как понимать   прочитанное – вот в чём главное дело.   К.Д. Ушинский

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский

В Федеральном государственном образовательном стандарте Предметные результаты. Литературное чтение умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев ; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

В Федеральном государственном образовательном стандарте

Предметные результаты. Литературное чтение

  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев ;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– определять тему и главную мысль текста;

– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и

справочниках.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования Смысловое чтение — познавательное общеучебное универсальное действие: «…смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

Смысловое чтение — познавательное общеучебное универсальное действие:

«…смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Читательская грамотность — основа успешной учебной деятельности От того, насколько хорошо учеником освоен навык чтения, зависит успешность его дальнейшего обучения

Читательская грамотность — основа успешной учебной деятельности

От того, насколько хорошо учеником

освоен навык чтения, зависит

успешность его дальнейшего обучения

ПОНЯТИЯ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»  И «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» Концепция развития универсальных учебных действий Международные исследования PIRLS и PISA ФГОС Смысловое  чтение Читательская грамотность

ПОНЯТИЯ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» И «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»

Концепция развития универсальных учебных действий

Международные исследования PIRLS и PISA

ФГОС

Смысловое чтение

Читательская грамотность

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ чтение понимание оценка интерпретация текстов разных жанров и видов: Учебные Информационные Тексты задач, инструкции Художественные

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

чтение

понимание

оценка

интерпретация

текстов разных жанров и видов:

Учебные

Информационные

Тексты задач, инструкции

Художественные

CМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ «… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей». А. А. Леонтьев

CМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

«… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей».

А. А. Леонтьев

Цель смыслового чтения  – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. ознакомительное изучающее просмотровое Виды чтения

Цель смыслового чтения – максимально точно

и полно понять содержание текста, уловить

все детали и практически осмыслить информацию.

ознакомительное

изучающее

просмотровое

Виды чтения

 Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:  Работа с текстом до чтения Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.  Цель: развитие важнейшего читательского умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.    Работа с текстом во время чтения  Первичное чтение текста, беседа по содержанию в целом   Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). 3. Работа с текстом после чтения Смысловая беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.  Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Технология смыслового чтения включает в себя

3 этапа работы с текстом:

  • Работа с текстом до чтения

Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Цель: развитие важнейшего читательского умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

  • Работа с текстом во время чтения 

Первичное чтение текста, беседа по содержанию в целом Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

3. Работа с текстом после чтения

Смысловая беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Работа с текстом до чтения «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Предваряющие вопросы» «Предваряющие вопросы»   «Глоссарий»   «Мозговой штурм»   Алгоритм реализации приема: Педагог говорит название текста, даёт список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, возвращаются к данным словам . Алгоритм реализации приема: Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение) Ответьте на вопрос, заданный в названии текста. Алгоритм реализации приёма: Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? Ассоциации записываются на доске. Педагог может добавить различную информацию. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

Работа с текстом до чтения

  • «Мозговой штурм»
  • «Глоссарий»
  • «Предваряющие вопросы»

«Предваряющие вопросы»

«Глоссарий»

«Мозговой штурм»

Алгоритм реализации приема:

  • Педагог говорит название текста, даёт список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  • Закончив чтение текста, возвращаются к данным словам .

Алгоритм реализации приема:

Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение)

Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

Алгоритм реализации приёма:

Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

Ассоциации записываются на доске.

Педагог может добавить различную информацию.

Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

Работа с текстом во время чтения   «Чтение вслух»  «Чтение про себя с вопросами»  «Чтение с остановками»  «Чтение про себя с пометками» «Чтение с остановками»   «Чтение про себя с вопросами»   «Чтение вслух»   Алгоритм реализации приема: Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача тех, кто слушает — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Алгоритм реализации приема: Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. Чтение про себя второго абзаца. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают. Алгоритм реализации приема: Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. «Чтение про себя с пометками»   Данный приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.  V Знакомая информация  ! Новая информация  - Я думал (думала) иначе  ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Работа с текстом во время чтения 

  • «Чтение вслух»
  • «Чтение про себя с вопросами»
  • «Чтение с остановками»
  • «Чтение про себя с пометками»

«Чтение с остановками»

«Чтение про себя с вопросами»

«Чтение вслух»

Алгоритм реализации приема:

Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача тех, кто слушает — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

Алгоритм реализации приема:

Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

Чтение про себя второго абзаца.

Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

Алгоритм реализации приема:

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Данный приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

V Знакомая информация

! Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Работа с текстом после чтения «Отношения между вопросом и ответом» «Проверочный лист» «Вопросы после текста» «Проверочный лист»   «Тонкие» и «толстые» вопросы «Отношения между вопросом и ответом»   Алгоритм реализации приёма:  ( Проверочный лист «Краткий пересказ») Названа основная мысль текста. Присутствует логико-смысловая структура текста. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. «Толстые» вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Один из самых эффективных послетекстовых приёмов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа. «Тонкие» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…?

Работа с текстом после чтения

  • «Отношения между вопросом и ответом»
  • «Проверочный лист»
  • «Вопросы после текста»

«Проверочный лист»

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Отношения между вопросом и ответом»

Алгоритм реализации приёма:

( Проверочный лист «Краткий пересказ»)

Названа основная мысль текста.

Присутствует логико-смысловая структура текста.

Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста.

Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста.

«Толстые» вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Один из самых эффективных послетекстовых приёмов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

«Тонкие» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Приём «Ромашка Блума» Одним из основных приёмов осмысления информации является  постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них . «Ромашка» состоит из лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, сколько лепестков столько вопросов: п ростые вопросы у точняющие вопросы интерпретационные (объясняющие) вопросы творческие вопросы оценочные вопросы практические вопросы

Приём «Ромашка Блума»

Одним из основных приёмов осмысления информации является  постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них .

«Ромашка» состоит из лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.

Таким образом, сколько лепестков столько вопросов:

  • п ростые вопросы
  • у точняющие вопросы
  • интерпретационные (объясняющие) вопросы
  • творческие вопросы
  • оценочные вопросы
  • практические вопросы
Ассоциативный куст Это один из основных приёмов работы с информацией. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Ассоциативный куст

  • Это один из основных приёмов работы с информацией.
  • Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
  • Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Приём «Ассоциативный куст» Мудрость  Помощник книга  Литература Библиотека Читатель

Приём «Ассоциативный куст»

Мудрость

Помощник

книга

Литература

Библиотека

Читатель

Дерево предсказаний ТЕМА

Дерево предсказаний

ТЕМА

Памятки и инструкции Как писать аннотацию произведения    В начале аннотации нужно привести общие сведения о произведении: кто автор, в каком жанре написано, дать название. Затем нужно назвать тему произведения (о чём оно) и коротко обозначить сюжет, не пересказывая его (1–2 предложения).  Также можно сказать несколько слов о героях произведения: главном герое и второстепенных (если они играют в произведении важную роль).  В заключение можно сформулировать главную мысль произведения, указать на его важные особенности и достоинства. Автор _______________________________ Название ____________________________ Жанр _______________________________ Тема ________________________________ Герои _______________________________ Главная мысль ________________________

Памятки и инструкции

Как писать аннотацию произведения

 

В начале аннотации нужно привести общие сведения о произведении: кто автор, в каком жанре написано, дать название.

Затем нужно назвать тему произведения (о чём оно) и коротко обозначить сюжет, не пересказывая его (1–2 предложения).

Также можно сказать несколько слов о героях произведения: главном герое и второстепенных (если они играют в произведении важную роль).

В заключение можно сформулировать главную мысль произведения, указать на его важные особенности и достоинства.

Автор _______________________________

Название ____________________________

Жанр _______________________________

Тема ________________________________

Герои _______________________________

Главная мысль ________________________

Использование  образовательной онлайн-платформы   Учи.ру  для формирования навыка смыслового чтения

Использование образовательной онлайн-платформы   Учи.ру для формирования навыка смыслового чтения

Использование  образовательной онлайн-платформы   Учи.ру  для формирования навыка смыслового чтения

Использование образовательной онлайн-платформы   Учи.ру для формирования навыка смыслового чтения

Использование  образовательной онлайн-платформы   Учи.ру  для формирования навыка смыслового чтения

Использование образовательной онлайн-платформы   Учи.ру для формирования навыка смыслового чтения

Использование  образовательной онлайн-платформы  ЯКласс  для формирования навыка смыслового чтения

Использование образовательной онлайн-платформы  ЯКласс для формирования навыка смыслового чтения

Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями 11

Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению

Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями

11

Задания творческого характера Основной принцип ̶ от простого к сложному Вставь пропущенные слова, закончи предложения Составь предложение из слов

Задания творческого характера

Основной принцип ̶ от простого к сложному

Вставь пропущенные слова, закончи предложения

Составь предложение из слов

Анализ научно-познавательных текстов  и инструкций

Анализ научно-познавательных текстов и инструкций

Развитие критического мышления Какую неточность допустил художник? Для прыжка летяга забирается на верхушку дерева. Во время полёта её передние лапы широко расставлены, а задние прижаты к хвосту, образуя треугольный силуэт. Летяга маневрирует в воздухе, меняя натяжение перепонки. Хвост в основном выполняет роль тормоза.

Развитие критического мышления

Какую неточность допустил художник?

Для прыжка летяга забирается на верхушку дерева. Во время полёта её передние лапы широко расставлены, а задние прижаты к хвосту, образуя треугольный силуэт. Летяга маневрирует

в воздухе, меняя натяжение перепонки. Хвост

в основном выполняет роль тормоза.

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!