СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование умений смыслового чтения

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен алгоритм подготовки текста для смыслового чтения, этапы работы с текстом, примеры заданий , методы и формы работы на всех этапах.

Просмотр содержимого документа
«Формирование умений смыслового чтения»

Формирование умений смыслового чтения Архипова Татьяна Ефимовна учитель немецкого языка МБОУ «Средняя школа города Багратионовска» 2018 год

Формирование умений смыслового чтения

Архипова Татьяна Ефимовна учитель немецкого языка МБОУ «Средняя школа города Багратионовска»

2018 год

Алгоритм подготовки текста для смыслового чтения на уроке:   1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию. Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. (о чем?) Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых

Алгоритм подготовки текста для смыслового чтения на уроке:

  • 1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.
  • Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. (о чем?)
  • Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.
  • Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем. (основная мысль, идея)
2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту). (введение нового материала, развитие речевых умений).  Цель текста – извлечение информации
  • 2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).
  • (введение нового материала, развитие речевых умений).
  • Цель текста – извлечение информации
3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.). 4. Выделите в тексте места остановок во время чтения. (Где? Зачем?) (технология пошагового чтения) - прокомментировать лексику (синонимы, словообразование, коллокацию, фразовые глаголы) - можно остановиться для дальнейшего прогноза текста; - диалог с автором
  • 3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
  • 4. Выделите в тексте места остановок во время чтения. (Где? Зачем?) (технология пошагового чтения)
  • - прокомментировать лексику (синонимы, словообразование, коллокацию, фразовые глаголы)
  • - можно остановиться для дальнейшего прогноза текста;
  • - диалог с автором
5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения  (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)  (основная идея, главная мысль, выражение своего мнения, приведение примеров из жизни)
  • 5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения
  • (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
  • (основная идея, главная мысль, выражение своего мнения, приведение примеров из жизни)
Этапы работы с текстом   При работе с любым текстом необходимо обращать внимание и использовать 3 этапа работы:  предтекстовый текстовый  послетекстовый.

Этапы работы с текстом

  • При работе с любым текстом необходимо обращать внимание и использовать 3 этапа работы:
  • предтекстовый
  • текстовый
  • послетекстовый.
I этап. Работа с текстом до чтения.   Главная задача на этом этапе - вызвать у учащихся желание, мотивацию прочитать текст Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.  Это стадия вызова , т.к. этот этап ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний, умений на присущем им уровне. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  • Главная задача на этом этапе - вызвать у учащихся желание, мотивацию прочитать текст
  • Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
  • Это стадия вызова , т.к. этот этап ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний, умений на присущем им уровне. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.
Задания этапа:   - учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему (если есть) и высказывают свои предположения о теме и содержании текста. - ребятам предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящается текст, и спросить себя: «Что я знаю по этой теме? Что я видел, слышал, читал об этом?»; - записывают ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составляют ассоциограмму (схему), заполняя её ассоциациями, возникающими у них ещё до прочтения текста; - учитель предлагает разбиться на пары, обсудить составленные ассоциации, уточнить свои предположения о теме и содержании текста и о том, как будет развиваться сюжет текста. - читают первые предложения абзацев и называют вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте. - учащиеся знакомятся с новыми словами и словосочетаниями. (Слова и словосочетания даны с переводом.) Не читая текст, говорят, о чем может идти в нем речь.

Задания этапа:

  • - учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему (если есть) и высказывают свои предположения о теме и содержании текста.
  • - ребятам предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящается текст, и спросить себя: «Что я знаю по этой теме? Что я видел, слышал, читал об этом?»;
  • - записывают ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составляют ассоциограмму (схему), заполняя её ассоциациями, возникающими у них ещё до прочтения текста;
  • - учитель предлагает разбиться на пары, обсудить составленные ассоциации, уточнить свои предположения о теме и содержании текста и о том, как будет развиваться сюжет текста.
  • - читают первые предложения абзацев и называют вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.
  • - учащиеся знакомятся с новыми словами и
  • словосочетаниями. (Слова и словосочетания даны с переводом.) Не читая текст, говорят, о чем может идти в нем речь.
Приемы критического мышления : «Мозговой штурм» (

Приемы критического мышления :

  • «Мозговой штурм» ("Brain Storming”)
  • кластер
  • прогнозирование (по портрету, картине)
  • прогнозирование по ключевым словам
  • таблица «З–Х–У»
  • верные и неверные утверждения
  • ассоциативный ряд
  • карта памяти (“Mind-Map”)
З–Х–У Знаем Хотим узнать Узнали

З–Х–У

Знаем

Хотим узнать

Узнали

II этап. Работа с текстом во время чтения.   Цель текстового этапа – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главной задачей на этом этапе считается обеспечение полноценного восприятия текста. Это стадия осмысления , на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом, используя различные мета-когнитивные методы понимания текста. Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  • Цель текстового этапа – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
  • Главной задачей на этом этапе считается обеспечение полноценного восприятия текста.
  • Это стадия осмысления , на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом, используя различные мета-когнитивные методы понимания текста.
  • Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения.
Задания этапа: 1. Учащиеся читают самостоятельно текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста. 2. При повторном чтении текста учащиеся решают различные коммуникативные задачи: - выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал); - выбирают заголовок к тексту, - заполняют пропуски, - находят верные/неверные утверждения, - соотносят картинки с предложениями из текста, - составляют план текста; - определяют ключевые слова в каждой части текста; - выполняют логическую перегруппировку предложений, - делят текст на параграфы - делят текст на смысловые куски; - особо отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных лексических единиц, необходимых для точного понимания информации; - устанавливают связи между частями текста; - перечитывают важные места текста, задавая себе вопрос «Что хотел сказать автор?»;

Задания этапа:

  • 1. Учащиеся читают самостоятельно текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.
  • 2. При повторном чтении текста учащиеся решают различные коммуникативные задачи:
  • - выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);
  • - выбирают заголовок к тексту,
  • - заполняют пропуски,
  • - находят верные/неверные утверждения,
  • - соотносят картинки с предложениями из текста,
  • - составляют план текста;
  • - определяют ключевые слова в каждой части текста;
  • - выполняют логическую перегруппировку предложений,
  • - делят текст на параграфы
  • - делят текст на смысловые куски;
  • - особо отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных лексических единиц, необходимых для точного понимания информации;
  • - устанавливают связи между частями текста;
  • - перечитывают важные места текста, задавая себе вопрос «Что хотел сказать автор?»;
- выписывают из текста факты, цитаты, характеристики героев, интерпретируют их; - пересматривают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации. 3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение вслух. Ответ на вопрос, в чём совпадают и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, содержании текста, о развитии событий, героя.
  • - выписывают из текста факты, цитаты, характеристики героев, интерпретируют их;
  • - пересматривают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.
  • 3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение вслух.
  • Ответ на вопрос, в чём совпадают и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, содержании текста, о развитии событий, героя.
Приемы критического мышления:   « ЗХУ» (Знаем /хотим узнать / узнали) пометки на полях зигзаг «Инсерт» чтение текста с остановками верные и неверные утверждения « 5 W»

Приемы критического мышления:

  • « ЗХУ» (Знаем /хотим узнать / узнали)
  • пометки на полях
  • зигзаг
  • «Инсерт»
  • чтение текста с остановками
  • верные и неверные утверждения
  • « 5 W»
  • "Учимся вместе” (Learning Together)
III этап. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Контроль понимания прочитанного. Это - стадия рефлексии . На этом этапе приёмы смыслового чтения направлены на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по данной теме. Здесь необходимо использовать содержание текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Размышляя, учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя. Главной задачей на этом этапе считается обеспечение углубленного восприятия и понимания текста.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  • Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Контроль понимания прочитанного.
  • Это - стадия рефлексии . На этом этапе приёмы смыслового чтения направлены на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по данной теме. Здесь необходимо использовать содержание текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Размышляя, учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя.
  • Главной задачей на этом этапе считается обеспечение углубленного восприятия и понимания текста.
Задания этапа:   - Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. -Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. - Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. - Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. - Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы (дискуссия, ролевая игра, презентация, опрос мнений, письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение).

Задания этапа:

  • - Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
  • - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
  • -Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
  • - Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  • - Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  • - Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  • - Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы (дискуссия, ролевая игра, презентация, опрос мнений, письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение).
Приемы критического мышления: синквейн шесть шляп мышления возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям достраивание кластера из ключевых слов ответы на поставленные вопросы организация устных и письменных круглых столов организация различных видов дискуссий написание творческих работ.

Приемы критического мышления:

  • синквейн
  • шесть шляп мышления
  • возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
  • достраивание кластера из ключевых слов
  • ответы на поставленные вопросы
  • организация устных и письменных круглых столов
  • организация различных видов дискуссий
  • написание творческих работ.
На данном этапе можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, провести опрос мнений, написать письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение. Таким образом, перед учителем предстаёт большой набор методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним. Применение на уроках ИЯ таких методов и приемов достаточно эффективно и дает хорошие результаты и способствует формированию УУД. Ученик переходит из стадии заучивания к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, ее интерпретации, что приведет к развитию познавательных навыков.
  • На данном этапе можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, провести опрос мнений, написать письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение.
  • Таким образом, перед учителем предстаёт большой набор методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним.
  • Применение на уроках ИЯ таких методов и приемов достаточно эффективно и дает хорошие результаты и способствует формированию УУД. Ученик переходит из стадии заучивания к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, ее интерпретации, что приведет к развитию познавательных навыков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!