СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Мои методические находки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья в форме эссе, где я делюсь своими методическими находками, которые можно использовать в разных классах на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Мои методические находки"»

«Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека»

(М. И. Калинин)


Мои методические находки

Делая только первые шаги на пути к своей профессии, я осознавала, что это большая ответственность. Когда ты берешься учить других, ты должен быть уверен в себе и в своих возможностях. Но, кроме этого, учитель должен любить детей и дело, которым занимается. Вряд ли без этого можно стать учителем. А мы, учителя русского языка и литературы, работаем с двумя составляющими – это речь и душа ребенка. Грамотная устная и письменная речь – это язык, а душа- это литература.

Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Разумеется, опыт приходит с годами. У каждого учителя, на протяжении всей работы с детьми, складывается своя педагогическая философия. Я же стараюсь найти общий язык с каждым учеником - такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. Стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.

На уроке русского языка и литературы, при анализе произведений, знакомстве с новым текстом, изучением правила и для беседы с обучающихся мне помогает приём «Ромашка Блума». «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?» Этот тип вопросов хорошо использовать и при изучении биографии писателей, и в закреплении нового правила на уроке русского языка.

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно поняла, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Такие вопросы можно употребить на диспутах.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Например, «Почему в сложном предложении ставится запятая?»

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?» Например, при анализе рассказа А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» в 6 классе, задается вопрос: «Что изменилось бы, если бы Тонкий не узнал о статусе Толстого/ если бы Тонкий был такого же ранга?»

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса я использую на уроках литературы с целью установить связь между произведением и жизненными ситуациями: «Какие в жизни ситуации могут быть...?», «Что можно было бы сделать ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ..?» и др.

Детей, в первую очередь, привлекает оформление вопросов. На доске висит цветок и лепестки - это вопросы. И независимо от класса, с 6-9 классы, я использую этот прием и вижу интерес детей. Такая подача все же лучше, нежели учитель задавал бы сам эти вопросы. Содержание вопросов надо продумать заранее, чтобы в процессе обсуждения понять идею произведения или правило на уроке русского языка.

Думаю, каждый молодой учитель- предметник сталкивался с проблемой подачи нового материала. Для меня это происходит на уроке русского языка. Всегда, перед тем как пойти на урок, я готовлюсь, продумываю как представить детям тот или иной материал. И для себя открыла один из приемов технологии критического мышления- «Бортовой журнал».

«Бортовой журнал» - основной приём стратегии эффективная лекция. В «бортовые журналы» обучающиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом. Его можно оформить в виде следующей таблицы:

Бортовой журнал

Что мне известно по данной теме?

Предположения

Новая информация

Что нового я узнал из текста?

Графическая форма

(рисунок, схема)


Имя существительное

Кто? Что?

Склоняется по падежам

Некоторые существительные не склоняются по падежам

Общий род




Такой прием можно использовать при изучении новой грамматической темы на уроке русского языка или при изучении биографии писателя на уроке литературы. Если дана определенная схема работы, если обучающиеся знают где и что записывать, им легче и интереснее работать. Структура журнала может меняться. Каждый педагог может сделать свой вариант, свое видение журнала.

Хочу остановиться на этапе – графическая форма. На данном этапе задача учеников - отобразить новое знание в графической форме. Для этого можно использовать приемы: кластер, сводная таблица, понятийное колесо, схемы, рисунки и др. То есть, идет сжатие новой информации. Не менее важным является обсуждение построенных графических изображений. Здесь важно выявить взаимосвязь и выбрать главные понятия в теме. Поэтому обсуждение идет в максимально корректной форме: Что означает эта стрелочка? Почему информация расположилась по кругу? и т.д. Когда ребенок комментирует свою работу, объясняет свой выбор, то у него развивается критическое мышление, умение анализировать.

Дети как растения, которые нуждаются в уходе. Нам же, учителям, мне кажется, дается самое ценное и важное- их душа. Собираясь каждый раз на урок литературы, я задаю себе вопрос- какой урок жизни сегодня узнают дети? Каждое произведение, каждая жизненная история писателя оставляют в памяти у обучающихся свой след. Задача наша, как учителей, правильно направить их мысли, воспитать в них нравственные ориентиры, с которым они будут идти по жизни.

И на уроках литературы я уделяю особое внимание обобщающим урокам, когда идет осмысление произведения, его идеи. И на этом этапе я люблю использовать такой приём как иллюстрирование. Создавая обложки к произведениям, ребята учатся передавать свои мысли, свое понимание текста, идеи произведения с помощью иллюстраций. В ходе таких работ развивается

Так, в обложке по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе» учащиеся выделили ярко-красное сердце как символ жизни, надежды в этом «темном» обществе. Многие дети изобразили наиболее запомнившиеся моменты из произведения (приложение 1). И пусть в большинстве своем, это грустные картины, я увидела в них сопереживание ребят к героям произведения, как глубоко их тронула история героев. Подбор красок, манеры рисования раскрывает и очень талантливых детей.

Интересно проходит работа над созданием литературной газеты, уже в 6-7 классах (приложение 2). Содержание газеты может состоять из:

1.Биографии автора (интересные факты о нем)

2. История создания произведения

3. Кроссворд или вопросы по произведению

При защите своих работ обучающиеся систематизируют знания в творческой форме. Целесообразно использовать эту форму работы как стимул к самостоятельному творчеству, возможность самовыражения учащихся. Ученикам на таких уроках не просто интересно, а их не оторвать от работы. Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут родителям.

За годы работы в школе я поняла, что дети лучше раскрываются в свободной, творческой подаче урока, любят проводить параллель между произведениями и жизненными ситуациями. И на урок литературы я стараюсь идти к ребенку не только с темой урока, но и со жгучей проблемой, злободневной, личностно значимой для него. Знание через общение и общение через знание – вот принцип, которого я придерживаюсь.

Я описала только некоторые методические приёмы, которые использую в своей работе. Многие из них широко известны, но моя задача- внести свою изюминку в каждый прием. Ведь дети –разные, и для меня мои ученики- самые творческие, отзывчивые, добрые и умные!


















Приложение 1

Иллюстрации к произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»

(5 «Г» класс)















Приложение 2

Литературная газета по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг» (6Гкласс)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!