«Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека»
(М. И. Калинин)
Мои методические находки
Делая только первые шаги на пути к своей профессии, я осознавала, что это большая ответственность. Когда ты берешься учить других, ты должен быть уверен в себе и в своих возможностях. Но, кроме этого, учитель должен любить детей и дело, которым занимается. Вряд ли без этого можно стать учителем. А мы, учителя русского языка и литературы, работаем с двумя составляющими – это речь и душа ребенка. Грамотная устная и письменная речь – это язык, а душа- это литература.
Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Разумеется, опыт приходит с годами. У каждого учителя, на протяжении всей работы с детьми, складывается своя педагогическая философия. Я же стараюсь найти общий язык с каждым учеником - такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. Стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.
На уроке русского языка и литературы, при анализе произведений, знакомстве с новым текстом, изучением правила и для беседы с обучающихся мне помогает приём «Ромашка Блума». «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?» Этот тип вопросов хорошо использовать и при изучении биографии писателей, и в закреплении нового правила на уроке русского языка.
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно поняла, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Такие вопросы можно употребить на диспутах.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Например, «Почему в сложном предложении ставится запятая?»
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?» Например, при анализе рассказа А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» в 6 классе, задается вопрос: «Что изменилось бы, если бы Тонкий не узнал о статусе Толстого/ если бы Тонкий был такого же ранга?»
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса я использую на уроках литературы с целью установить связь между произведением и жизненными ситуациями: «Какие в жизни ситуации могут быть...?», «Что можно было бы сделать ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ..?» и др.
Детей, в первую очередь, привлекает оформление вопросов. На доске висит цветок и лепестки - это вопросы. И независимо от класса, с 6-9 классы, я использую этот прием и вижу интерес детей. Такая подача все же лучше, нежели учитель задавал бы сам эти вопросы. Содержание вопросов надо продумать заранее, чтобы в процессе обсуждения понять идею произведения или правило на уроке русского языка.
Думаю, каждый молодой учитель- предметник сталкивался с проблемой подачи нового материала. Для меня это происходит на уроке русского языка. Всегда, перед тем как пойти на урок, я готовлюсь, продумываю как представить детям тот или иной материал. И для себя открыла один из приемов технологии критического мышления- «Бортовой журнал».
«Бортовой журнал» - основной приём стратегии эффективная лекция. В «бортовые журналы» обучающиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом. Его можно оформить в виде следующей таблицы:
Бортовой журнал
Что мне известно по данной теме? Предположения | Новая информация Что нового я узнал из текста? | Графическая форма (рисунок, схема) |
Имя существительное Кто? Что? Склоняется по падежам | Некоторые существительные не склоняются по падежам Общий род | |
| |
Такой прием можно использовать при изучении новой грамматической темы на уроке русского языка или при изучении биографии писателя на уроке литературы. Если дана определенная схема работы, если обучающиеся знают где и что записывать, им легче и интереснее работать. Структура журнала может меняться. Каждый педагог может сделать свой вариант, свое видение журнала.
Хочу остановиться на этапе – графическая форма. На данном этапе задача учеников - отобразить новое знание в графической форме. Для этого можно использовать приемы: кластер, сводная таблица, понятийное колесо, схемы, рисунки и др. То есть, идет сжатие новой информации. Не менее важным является обсуждение построенных графических изображений. Здесь важно выявить взаимосвязь и выбрать главные понятия в теме. Поэтому обсуждение идет в максимально корректной форме: Что означает эта стрелочка? Почему информация расположилась по кругу? и т.д. Когда ребенок комментирует свою работу, объясняет свой выбор, то у него развивается критическое мышление, умение анализировать.
Дети как растения, которые нуждаются в уходе. Нам же, учителям, мне кажется, дается самое ценное и важное- их душа. Собираясь каждый раз на урок литературы, я задаю себе вопрос- какой урок жизни сегодня узнают дети? Каждое произведение, каждая жизненная история писателя оставляют в памяти у обучающихся свой след. Задача наша, как учителей, правильно направить их мысли, воспитать в них нравственные ориентиры, с которым они будут идти по жизни.
И на уроках литературы я уделяю особое внимание обобщающим урокам, когда идет осмысление произведения, его идеи. И на этом этапе я люблю использовать такой приём как иллюстрирование. Создавая обложки к произведениям, ребята учатся передавать свои мысли, свое понимание текста, идеи произведения с помощью иллюстраций. В ходе таких работ развивается
Так, в обложке по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе» учащиеся выделили ярко-красное сердце как символ жизни, надежды в этом «темном» обществе. Многие дети изобразили наиболее запомнившиеся моменты из произведения (приложение 1). И пусть в большинстве своем, это грустные картины, я увидела в них сопереживание ребят к героям произведения, как глубоко их тронула история героев. Подбор красок, манеры рисования раскрывает и очень талантливых детей.
Интересно проходит работа над созданием литературной газеты, уже в 6-7 классах (приложение 2). Содержание газеты может состоять из:
1.Биографии автора (интересные факты о нем)
2. История создания произведения
3. Кроссворд или вопросы по произведению
При защите своих работ обучающиеся систематизируют знания в творческой форме. Целесообразно использовать эту форму работы как стимул к самостоятельному творчеству, возможность самовыражения учащихся. Ученикам на таких уроках не просто интересно, а их не оторвать от работы. Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут родителям.
За годы работы в школе я поняла, что дети лучше раскрываются в свободной, творческой подаче урока, любят проводить параллель между произведениями и жизненными ситуациями. И на урок литературы я стараюсь идти к ребенку не только с темой урока, но и со жгучей проблемой, злободневной, личностно значимой для него. Знание через общение и общение через знание – вот принцип, которого я придерживаюсь.
Я описала только некоторые методические приёмы, которые использую в своей работе. Многие из них широко известны, но моя задача- внести свою изюминку в каждый прием. Ведь дети –разные, и для меня мои ученики- самые творческие, отзывчивые, добрые и умные!
Приложение 1
Иллюстрации к произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»
(5 «Г» класс)
Приложение 2
Литературная газета по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг» (6Гкласс)