Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бердюгинская средняя общеобразовательная школа»
627041,Тюменская область, Ялуторовский район, с. Бердюгино, ул.Набережная, 3, тел.44-2-90
ЭССЕ
«Я - УЧИТЕЛЬ»
Выполнила:
учитель начальных классов
Кононенко Виктория Александровна
с. Бердюгино 2015 г.
«Учителя открывают дверь. Входишь ты сам».
Китайская мудрость
Всё в нашем мире циклично….
Утро. За утром – вечер…
Так происходит годами, сотнями лет, тысячелетиями…
Рождается ребёночек…. Такой миленький, но в то же время такой беззащитный…
И родители в его жизни становятся первыми и неповторимыми «учителями»!
Большая часть родителей согласны с мнением американского психолога Карла Роджерса: «Лучший способ растить ребёнка – относиться к нему, как к цветку: поливать, удобрять, давать достаточно света». Проблема в том, что не все родители правильно понимают эту метафору.
Зачастую это значит: сыт, одет, чист, чего только нет у ребёнка, разве, что волшебной палочки…
Пройдут годы…. Мама с папой приведут «чадо» в детский сад, затем – в школу, потом в другое учебное заведение, где можно получить будущую профессию.
И на протяжении этого пути - малыш получит «багаж» умений, навыков и, конечно же, знаний. От этого «багажа» зависит, сможет ли «цветочек» найти себе место под солнцем.
Содержимое этого «багажа» напрямую связано с деятельностью воспитателя, учителя и, конечно же, родителей.
Что это значит «поливать, удобрять и давать свет»?
Это просто на просто создавать обстановку положительного настроя. Очень важно, чтобы ребёнок хотел учиться, узнавать новое, и чтоб ему нравилась эта деятельность, было интересно.
Следует, как зеницу ока, беречь позитивное отношение ребёнка к учёбе.
Что для этого нужно?
Во-первых, давать возможность самому решать задачи, делать выводы, принимать решения. Не забывая о том, что это хоть маленькая, но личность необходимо воспитывать самостоятельность.
Во-вторых – деликатно помогать, руководить действиями ребёнка, причём только тогда, когда он просит помочь.
Желая, чтобы ребёнок скорее рос и развивался, некоторые родители сильно стимулируют развитие, не давая любимому «растению» развиваться в своём темпе и своими путями. Жалко, что педагогическое воздействие состоит в том, что ребёнку приказывают, навязывают то, что он должен сделать. Без этого, конечно же, не обойтись! Ведь требования к уровню развития становятся всё более жёсткими. Силу таких воздействий, особенно если развитие и обучение, по принуждению, можно сравнить с тем, что растение тянут за верхушку, чтоб оно быстрее подросло. Это, конечно же, может привести к нежелательному исходу.
Чтобы такого не происходило, есть квалифицированные специалисты, педагоги, которые смогут в нужный момент дать полезный совет родителям, подсказать подход к ребёнку.
Задача каждого учителя остаётся всегда неизменной научить мыслить, мечтать, любить, творить, быть человечным и добрым.
Я разделяю точку зрения Джона Локка: «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию». И считаю, что это связано, в первую очередь, с окружением воспитанника и зависит от мировоззрения его наставника.
Я счастлива, что в роли наставника у меня был «учитель с большой буквы»- Никоненко Нина Павловна. Этот добрый мастер своего дела, она «не наполнила сосуд, а разожгла факел», который я несу в своём сердце.
Выбор моей профессии определила встреча и общение с таким человеком, желание быть «полезной» и нужной.
Главная задача школы сейчас состоит не в том, чтобы снабдить ребят багажом знаний, а в том, чтобы привить детям определенные умения, чтобы дети сами добывали информацию, активно включались в творческую, исследовательскую деятельность. Заложить базу и донести мысль, что дальнейшее образование и самообразование - это залог успеха в современном обществе.
С этим меняются и требования к учителю, предъявляемые правительством. То есть в идеальном сознании образ учителя – это образ универсального человека, а точнее: идущего в ногу со временем, мобильного, с активной жизненной позицией, любящего свою страну, людей.
Я прекрасно понимаю, что мои ученики понесут в жизнь то, чему я их научу, и я должна вложить не просто премудрости наук, а научить впитывать знания с охотой, открыть перед ними мир, научить жить в этом мире. Я учу их мыслить, слышать, видеть и говорить, преодолевать трудности, идти и смотреть только вперёд!
Нужно не забывать, что с учителем должны и перестраиваться родители, ведь они самые первые наставники для своих детей. Ребёнка, как растение, нужно кормить, питать, насыщать каждый раз и в каждом месте, где он себя проявляет. Многие родители пресекают эту активность: «Не лезь!», «Не бери!», «Не смотри!», «Не бегай!», «Не копайся!». Так они проявляют неуважение к интересам и потребностям ребёнка, нанося тем самым вред его развитию.
У маленького ребёнка есть сильное желание многое сделать самому. Но если у него не хватает для этого знаний, умений и навыков, тогда нужна помощь взрослого, его активность постепенно должна уменьшаться.
Приведу небольшой пример. Моей дочери сейчас 4 года. Ей нравится собирать мозаики. При первом сборе новой картинки часто возникают сложности и на помощь прихожу я, помогая в тех моментах, где Лиза не справляется сама, при этом объясняю: почему нужно выбрать именно эту часть. На второй раз моей помощи требуется меньше, а потом и полностью картинку Лиза собирает сама.
Во время общения со взрослыми, дети постигают общечеловеческие ценности, получают знания из разных областей культуры и науки. Это и есть удобрение почвы, поливание и свет. Во время такого общения можно «подобрать ключ к сердцу ребёнка» и стать для ребёнка НАСТАВНИКОМ с большой буквы.
Год из года учитель должен совершенствоваться, чтобы быть интересным для своих учеников, чтобы ученикам хотелось войти в открытые учителем двери.
Своё размышление хочется закончить словами известного педагога и психолога Василия Васильевича Давыдова:
Хотя учитель – это массовая профессия…
По существу, учительский труд является творческим трудом.
Он не поддаётся никаким правилам или ограничениям своей сути,
но вместе с тем учителя, как и большие художники,
наряду с творчеством, и хорошие ремесленники.
Нужно владеть основами ремесла,
Чтобы затем становиться большим художником.
4