СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Я – учитель»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель. Много? Мало? Гордо? Рутинно и прозаично? Кто может дать сегодня однозначный ответ? В наши дни так много всего, что «должен» учитель: срочно…планы, срочно…отчет, срочно…электронный журнал, сообщества и фото с мероприятий, срочно…срочно…срочно!!! Мы всё бежим, торопимся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, я – учитель.

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Я – учитель»»



«Я – учитель»

"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,

будь благодатной почвой для развития человеческих чувств

и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников,

но и в первую очередь, в их душах и сердцах…"

Ш. Амонашвили


Передо мной чистый лист. Сложно описать все радости и сложности работы Учителя на одном листе: ведь каждый день неповторимый и особенный. Множество вопросов, на которые хочу дать ответ. Почему стала учителем, правильно ли выбрала путь в жизни?

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный путь в жизни, просто нет и быть не может. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», - говорил К.Д. Ушинский. Я сделала свой выбор, поступив в педагогический институт. Впереди у меня жизнь, полная напряжения, радости, тревог, бессонных ночей и счастья. Счастья постоянного движения вперед, творчества и открытий.

Учитель. Много? Мало? Гордо? Рутинно и прозаично? Кто может дать сегодня однозначный ответ? В наши дни так много всего, что «должен» учитель: срочно…планы, срочно…отчет, срочно…электронный журнал, сообщества и фото с мероприятий, срочно…срочно…срочно!!! Мы всё бежим, торопимся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, я – учитель. Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут…Недолго правда. А потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще.

Стоп! Я так не хочу! А как хочу? Хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы Сами себя загоняем, не стало. Рамки – клетка! А живущему в клетке крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников! Хочу!

Мне импонирует синтез: глубина и фундаментальность педагогики В. А. Сухомлинского и Ш. А. Амонашвили умноженная на современные технологии. Нельзя отрекаясь от прошлого, шагнуть в будущее. Сегодня моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников, я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет к Собственным открытиям (а это ли не современные стандарты). А иначе – незачем!

Звенит звонок на урок – порывистый, настойчивый, тревожный. Я торопливыми шагами спешу в класс. Класс встречает меня открытой дверью, приглашая на урок. Двое - трое учеников - стражи ворот, с широкими улыбками торжественно меня приветствуют. Меня ждали. Но случаются уроки, когда класс встречает меня закрытой дверью. Торопливый мой шаг замедляется. Я с тревогой задерживаюсь. Что сейчас происходит в классе? Усердно повторяют тексты в тетрадях и в учебниках? Приготовили шалость? Захотели уединиться от школьного мира, создать свой ученический остров? Кем стану я на этом острове: аборигеном или нежеланным гостем?

В такие минуты перед закрытой дверью класса на урок я рефлекторно начинаю себя оценивать. Сомнение. Зачем пришла? Нужен твой урок? Мой урок живет в моей голове, в моём сердце задолго до того, как перешагну порог класса. Я его обдумываю, планирую, мысленно провожу! Ищу, пробую, ошибаюсь, нахожу новые формы работы - хочу, чтобы мои последующие уроки были лучше предыдущих. Я учусь. И решительно утверждаю: урок в старательном 9 классе пройдет совсем иначе, чем в шумном и реактивном 7. С нетерпением жду от моих думающих, любопытных детей открытий на уроке. Открытий для самой себя. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны на уроке. Смогу я сегодня открыть дверь и пробудить их желание познания? Я закрываю глаза, перед сомкнутой дверью и вижу себя в классе. Вот они, мои ученики…. Какие же они разные: громогласные и спокойные, стремительные и задумчивые... Вот Кристина – ее ответ всегда отличаются глубиной мысли, железной логикой, вот Роман – его рассуждения всегда оригинальны, а вот Даша - очень чувствительная девочка, прячет глаза - неуверенна в себе.

Вот такие смелые ученики ждут меня за закрытой дверью. Я спокойно открываю дверь. Вхожу в класс. Я Знаю, что им сказать!

Конечно, успехи моих учеников дарят радость, приносят минуты восторга, вдохновляют к новому. Положительные эмоции – окрыляют. А отрицательные?

«Парадокс жизни заключается в том,

что именно отрицательные эмоции движут мир».

Согласитесь ли вы с этим высказыванием Сенеки? Согласна ли я? Что для меня отрицательные эмоции? Я живой человек, и как учитель тоже чувствую грусть, негодование, обиду, страх. Всё это сильные отрицательные эмоции, вызывающие протест, провоцирующие на борьбу. А сомнение? Это отрицательная составляющая эмоционального состояния души? Я сомневаюсь перед принятием решений. Сомневаюсь порой в собственных силах. А иногда, в правильности выбора. Много всего. Ребенок не выучил урок. Безоговорочно ставить «два»? Почему не выучил? Может, не проявил старание… или я не смогла донести? Сомнение!

В классе тишина. Почему так тихо? Дисциплина? Дремота? Снова сомнение! И я начинаю искать. Искать пути решения проблем возникающих на уроке, вне урока. Сомневаюсь – и ищу. Ищу – двигаюсь. Двигаюсь – развиваюсь. Развиваюсь – побеждаю! А победа – это радость! Возможно, Сенека прав, и отрицательные эмоции это брошенный вызов, приводящий в движение мир. Но я больше склоняюсь к мысли, что радость, даже от крошечной победы, и та может свернуть неприступные горы, стать несмолкаемой песней духа, в отличие от обиды или негодования. А что уж говорить от радости победы, радости открытия, радости любви.

Мне ближе положительные эмоции, хотя сомнение дарует мне вечный поиск, даже если я споткнусь.

Я за неожиданные повороты, взлеты и падение – за жизнь! Настоящую! Бурную! Даже спотыкаясь и падая, приобретаю бесценный опыт. Крылья мои распахнуться для творчества, для взлетов к новым вершинам. Только умея летать, можно детей научить видеть мир во всей красе. Делая выбор, ты несешь ответственность.

Быть учителем скучным – не могу. Монологическую речь – не хочу. Зевоту и скуку с уроков прогнать можно, увлекая в мир мыслительных действий. Кто я? Организатор – да, лидер – да, вдумчивый собеседник – и снова да. Мне претит однообразие и закостенелость. Выбор – за мной. Нет сомнений! Зажечь глаза детей.

Я поняла, что не надо бояться казаться смешной, не надо бояться признавать свои ошибки. Не надо бояться учиться у детей. И я учусь у них до сих пор!

Учитель - своеобразная мозаика… Да, именно мозаика! Ее можно просто рассыпать и не собирать – такой учитель уйдет из школы. Можно собрать и не трогать больше – такой учитель, как правило, становится «урокодателем». Не всегда плохим, но уж точно «не горящим» на рабочем месте. А можно совершать множество маленьких чудес: перекладывая, создавать новые картинки! И вот уже перед нами – Исследователь, Творец!.. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни. У таких педагогов меняется мировоззрение, творческими становятся подходы к преподаванию: ведь отныне они должны обучать и воспитывать мыслящих, способных самостоятельно добывать знания учеников.

Счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да! У меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети, и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот».

Мой выбор – постижение мира вместе с моими учениками, которых родители доверили мне, учителю. Я обязана вести за собой детей, чтобы они не оставались на обочине, чтобы они не становились ненужными. Я должна научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим. Недаром говорил Конфуций: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!