Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Башмаково
Башмаковского района Пензенской области
Эссе на тему «Я – учитель»
Кобзева Ольга Ивановна
Я живу по двухмерной шкале:
В ней – неведомый срок от Создателя,
Параллельно – как красная нить –
Путь в профессии – долгий, старательный.
Без терпения в детской душе
Огонёк сам собой не зажжётся.
Эту истину тот признаёт,
кто УЧИТЕЛЕМ гордо зовётся.
Да, бывает порой тяжело,
Мозг кипит, опускаются руки.
Только вера в себя и детей
Открывает врата в храм науки.
Сам себе как молитву твердишь:
Я смогу, постараюсь, сумею!
Мне неведомы слабость, хандра,
Перед трудностями не сробею!
Свой состав под названием «жизнь»
Не могу я без школы представить,
И пока шар кружится земной,
Буду труд я учительский славить!
В этом небольшом авторском стихотворении я хотела выразить мысль о том, что год за годом закономерно проходит моя жизнь в тесной связи с профессией, которую выбрала однажды и заболела школой навсегда – хронически, неизлечимо. Идеалом педагога для меня всегда была и остаётся моя первая любимая учительница – Шершнёва Екатерина Михайловна. Мы и сейчас тесно общаемся. Мне до сих пор, как в годы учёбы в начальной школы, крайне важны её поддержка, мудрые советы и то чувство уверенности, без которого не будешь двигаться дальше.
А с чего всё начиналось? Пожалуй, с того момента, когда я самостоятельно научилась читать, наблюдая со стороны, как мучается мой славный добрый друг детства над текстом рассказа «Жук и росток» в синеньком советском букваре. Ромка был старше, я с нетерпением ждала, когда он сделает уроки и мы побежим на берег озера собирать ракушки и пускать по воде блинчики из плоских камушков. Заглядывая в его букварь, я шаг за шагом открывала для себя удивительный мир книги. В пять лет я уже читала бегло, и в детском саду воспитатели нередко давали мне книгу, чтобы я почитала вслух своим одногруппникам. До чего мне нравился этот процесс! Уже тогда я чувствовала важность момента и обожала внимание, с которым мои сверстники слушали меня.
В нашем доме всегда было много книг. Поначалу я сооружала из них «парты» и рассаживала своих «учеников» - зайчиков, мишуток, пупсиков и куклу Мальвину. Затем, втайне от родителей, раздобыв кусочек мела, регулярно писала и решала примеры на боковой стенке нового полированного шифоньера, который мама и папа купили по случаю ремонта нам в комнату со старшей сестрой. И вот однажды, к моему неимоверному счастью, папа установил во дворе специально для меня гигантский лист фанеры и вручил пачку мела. До сих пор вспоминаю необъятное чувство радости и ликования, ведь теперь было где развернуться! Да…наитеплейшие воспоминания… .Да кто хотя бы раз не играл в школу? Не копировал своего учителя? Не подражал его манере вести урок? И лишь для немногих однажды маленькая игра становится большой мечтой!
В раннем школьном детстве я мечтала стать сначала космонавтом, затем судьёй, потом учителем таким же добрым и мудрым, как наша Екатерина Михайловна. В старших классах всерьёз заинтересовалась журналистикой и иностранными языками. Выбор сделан был в пользу немецкого языка. Я не стремлюсь далее биографически излагать свои мысли, это не столь важно. За плечами солидный багаж – более двадцати пяти лет работы в школе, но каждый день всегда есть возможность научиться чему-то полезному и по-настоящему интересному, реализовать методические задумки на своих занятиях. Я – учитель. Сколько всего стоит за этим «Я» для каждого педагога: преданность профессии, ответственность за слово и дело, способность не держать зла даже на самого хулиганистого ученика, умение уважать личность в каждом ребёнке, сила духа признавать свои собственные ошибки и учить этому детей, не роптать на трудности и финансы, постоянно работать над совершенствованием качества своей деятельности, безумно уставать, но не опускать руки, радоваться успехам своих учеников и сопереживать, протягивать руку помощи и формировать картину мира на общечеловеческих ценностях, оберегать от негативного воздействия современности и учить противостоять всему дурному, болеть за ребят всей душой и каждый день объяснять, что он, ребёнок, растущий и умнеющий так важен и так нужен этому миру, даже с двойкой за диктант или неудачной контрольной работой.
Можно бесконечно долго раскрывать грани всеобъемлющего учительского «Я». В школе случайных людей не бывает. Учитель – это тот человек, который никогда не совпадает со своим биологическим возрастом, потому что выпуск за выпуском, круг за кругом проживает учебные годы как новую весну, новую зарю и встречает новое утро каждого первого сентября одинаково вдохновенно как пять, десять, двадцать и даже пятьдесят лет назад. Меняется внешний облик, с природой не поспоришь, но неизменна учительская душа – открытая и готовая согреть каждого, всё так же бьётся учительское сердце, готовое раствориться в каждом ребёнке. Свою работу надо любить. И детей надо любить со всеми их недостатками, сложными характерами, упрямством и даже бунтарством в определённых фазах взросления. Терпения чащу нельзя опустошать, в ней сила и надежда.
Однажды мне в руки попал роман Бориса Акунина «Азазель». Одна из героинь романа, леди Эстер, очень чётко обрисовала суть предназначения человека:
« … О да, — оживилась леди Эстер, видимо, садясь на любимого конька. — Найти свой путь — самое главное в жизни любого человека. Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать. Гений у нас — редкость и даже чудо, а ведь кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Классический пример — Моцарт. Он родился в семье музыканта и с раннего детства попал в среду, идеально питавшую заложенный в нем от природы талант. А теперь представьте себе, дорогой сэр, что Вольфганг Амадей родился бы в семье крестьянина. Из него получился бы скверный пастух, развлекающий коров волшебной игрой на дудочке. Родись он в семье солдафона — вырос бы бездарным офицериком, обожающим военные марши. О, поверьте мне, молодой человек, каждый, каждый без исключения ребенок таит в себе сокровище, только до этого сокровища надобно уметь докопаться! Есть очень милый североамериканский писатель, которого зовут Марк Туэйн. Я подсказала ему идею рассказа, в котором людей оценивают не по их реальным достижениям, а по тому потенциалу, по тому таланту, который был в них заложен природой. И тогда выяснится, что самый великий полководец всех времен — какой-нибудь безвестный портной, никогда не служивший в армии, а самый великий художник так и не взял в руки кисть, потому что всю жизнь проработал сапожником. Моя система воспитания построена на том, чтобы великий полководец непременно попал на военную службу, а великий художник вовремя получил доступ к краскам. Мои педагоги пытливо и терпеливо прощупывают душевное устройство каждого питомца, отыскивая в нем божью искру, и в девяти случаях из десяти ее находят!...Главная обязанность учителя — присматриваться к детям и исподволь давать им разные несложные задания. Задания эти похожи на игру, но с их помощью легко определить общую направленность натуры. На первом этапе нужно угадать, что в данном ребенке талантливее — тело, голова или интуиция. Затем дети будут поделены на группы уже не по возрастному, а по профильному принципу: рационалисты, артисты, умельцы, лидеры, спортсмены и так далее. Постепенно профиль все более сужается, и мальчиков старшего возраста нередко готовят уже индивидуально. Я работаю с детьми сорок лет, и вы не представляете, сколь многого достигли мои питомцы — в самых различных сферах.»
Сегодня, в моём любимом 6 «Б» классе растёт 29 гениев. Пока они не осознают, насколько неповторим каждый из них. А я имею великое счастье изо дня в день, словом и делом подпитывать почву для их становления и развития. Разве не в этом благая миссия учителя? Завершается мой очередной день в школе, закрывается последняя проверенная тетрадь, а в голове уже чётким рядом выстраивается жизнеутверждающая фраза: «Продолжение следует …»
Учитель немецкого языка, классный руководитель, Кобзева Ольга Ивановна