СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Если возможности ограничены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к новому учебнику Боголюбова для 6 класса 2023 года. Окажет помощь в проведении урока.

Просмотр содержимого документа
«Если возможности ограничены»

Если возможности ограничены Обществознание 6 класс

Если возможности ограничены

Обществознание 6 класс

Задумаемся Какие особые потребности бывают у людей с ограниченными возможностями здоровья? Почему эти люди заслуживают внимания, уважения, поддержки и помощи?

Задумаемся

  • Какие особые потребности бывают у людей с ограниченными возможностями здоровья?
  • Почему эти люди заслуживают внимания, уважения, поддержки и помощи?
Вспомним Какую личность мы называем сильной?

Вспомним

  • Какую личность мы называем сильной?
Изучив параграф, вы узнаете: Какими бывают ограниченные возможности и можно ли их преодолеть. Как и чем можно помочь людям с ограниченными возможностями.

Изучив параграф, вы узнаете:

  • Какими бывают ограниченные возможности и можно ли их преодолеть.
  • Как и чем можно помочь людям с ограниченными возможностями.
План урока Какие бывают возможности. Ограниченные возможности здоровья. Важная сторона отношений. Учимся помогать тем, кому труднее.

План урока

  • Какие бывают возможности.
  • Ограниченные возможности здоровья.
  • Важная сторона отношений.
  • Учимся помогать тем, кому труднее.
Какие бывают возможности  Слово возможность означает средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь. Вслушайтесь в него: возможность. Оно образовалось от слова «можно». Слово помогает понять, когда, при каких условиях можно сделать то, что человеку хотелось бы. Чтобы купить младшему брату игрушку, нужны деньги. Или, по-другому говорят, нужны средства. Чтобы рассмотреть звёзды, например, нужен специальный прибор — тоже средство выполнения работы.

Какие бывают возможности

Слово возможность означает средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь. Вслушайтесь в него: возможность. Оно образовалось от слова «можно». Слово помогает понять, когда, при каких условиях можно сделать то, что человеку хотелось бы. Чтобы купить младшему брату игрушку, нужны деньги. Или, по-другому говорят, нужны средства. Чтобы рассмотреть звёзды, например, нужен специальный прибор — тоже средство выполнения работы.

Какие бывают возможности  Средства человек может обеспечить своими силами: заработать деньги, создать инструменты. Условия люди тоже могут определять и обеспечивать сами. Обстоятельства люди должны учитывать. Предметы Деньги Орудия труда и приспособления  У каждого человека разные средства, условия и обстоятельства жизни, учёбы, работы. Кто-то высоко прыгает и быстро бегает. А кому-то вообще нельзя бегать или прыгать. Таковы обстоятельства: не позволяет здоровье. Возможности здоровья ограниченны. Орудия труда и приспособления

Какие бывают возможности

Средства человек может обеспечить своими силами: заработать деньги, создать инструменты. Условия люди тоже могут определять и обеспечивать сами. Обстоятельства люди должны учитывать.

Предметы

Деньги

Орудия труда и

приспособления

У каждого человека разные средства, условия и обстоятельства жизни, учёбы, работы. Кто-то высоко прыгает и быстро бегает. А кому-то вообще нельзя бегать или прыгать. Таковы обстоятельства: не позволяет здоровье. Возможности здоровья ограниченны. Орудия труда и приспособления

Ограниченные возможности здоровья  В обществе вместе со здоровыми людьми живут и те, чьё здоровье существенно ограничивает их возможности учиться, трудиться, заниматься любимым делом. К этому ведут разные причины. Бывает, что это результат несчастного случая, может сказаться наследственная предрасположенность или осложнение после болезни.  Например, человек сломал руку, его возможности ограниченны, Ему нужна помощь в самых будничных ситуациях: при умывании, одевании, застёгивании пуговиц, при еде, при приготовлении уроков. Через несколько месяцев ему разрешат разрабатывать руку. Но уже от его усилии и воли будет зависеть возвращение прежних возможностей.

Ограниченные возможности здоровья

В обществе вместе со здоровыми людьми живут и те, чьё здоровье существенно ограничивает их возможности учиться, трудиться, заниматься любимым делом. К этому ведут разные причины. Бывает, что это результат несчастного случая, может сказаться наследственная предрасположенность или осложнение после болезни.

Например, человек сломал руку, его возможности ограниченны, Ему нужна помощь в самых будничных ситуациях: при умывании, одевании, застёгивании пуговиц, при еде, при приготовлении уроков. Через несколько месяцев ему разрешат разрабатывать руку. Но уже от его усилии и воли будет зависеть возвращение прежних возможностей.

Наши выдающиеся соотечественники На фотографии - Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004), поэт, прозаик, переводчик, участник Великой Отечественной войны. В 1941 г. он закончил школу и ушёл добровольцем на фронт. В 1944 г. был тяжело ранен осколком снаряда в лицо и потерял зрение. После многих бессонных ночей, взвесив всё, Асадов решил писать стихи. Его литературные вечера на протяжении почти 40 лет проходили в крупнейших концертных залах страны. И свободных мест не было.

Наши выдающиеся соотечественники

На фотографии - Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004), поэт, прозаик, переводчик, участник Великой Отечественной войны. В 1941 г. он закончил школу и ушёл добровольцем на фронт. В 1944 г. был тяжело ранен осколком снаряда в лицо и потерял зрение. После многих бессонных ночей, взвесив всё, Асадов решил писать стихи. Его литературные вечера на протяжении почти 40 лет проходили в крупнейших концертных залах страны. И свободных мест не было.

Наши выдающиеся соотечественники Андрей Востриков (род. 1986) стал чемпионом России и мира по спортивной гимнастике среди людей с ограниченными возможностями здоровья. У него врождённый синдром Дауна. С большим трудом он начал ходить, говорить, ему трудно было учиться, но он смог многое преодолеть .

Наши выдающиеся соотечественники

Андрей Востриков (род. 1986) стал чемпионом России и мира по спортивной гимнастике среди людей с ограниченными возможностями здоровья. У него врождённый синдром Дауна. С большим трудом он начал ходить, говорить, ему трудно было учиться, но он смог многое преодолеть .

Ограниченные возможности здоровья  Чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья достиг того же, что и здоровый человек, ему надо приложить в несколько десятков раз больше усилий и полностью использовать имеющиеся возможности, в то время как многие здоровые люди не используют даже десятой доли своих .

Ограниченные возможности здоровья

Чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья достиг того же, что и здоровый человек, ему надо приложить в несколько десятков раз больше усилий и полностью использовать имеющиеся возможности, в то время как многие здоровые люди не используют даже десятой доли своих .

Обратимся к фактам  В начале XX в., ещё при царской власти, в России для людей, которые не слышали и поэтому, как правило, не разговаривали, стали устраивать встречи — с чаепитием, обсуждением новостей, любительскими спектаклями. Среди приходивших выделялись выпускники Арнольдо-Третьяковского училища. Они были грамотными и умели говорить. Это училище основал в Москве на собственные средства художник и педагог Иван Карлович Арнольд. В два года он потерял слух из-за травмы, но смог получить образование. Стал художником и специалистом по обучению глухонемых детей. Попечителем училища был Павел Михайлович Третьяков, основатель картинной галереи в Москве. Это училище - одна из первых школ для людей с ограниченными возможностями здоровья.  Какие потребности удовлетворяли люди, которые не слышали, на своих встречах-собраниях? Почему людям с ограниченными возможностями нужны специальные условия обучения?

Обратимся к фактам

В начале XX в., ещё при царской власти, в России для людей, которые не слышали и поэтому, как правило, не разговаривали, стали устраивать встречи — с чаепитием, обсуждением новостей, любительскими спектаклями. Среди приходивших выделялись выпускники Арнольдо-Третьяковского училища. Они были грамотными и умели говорить. Это училище основал в Москве на собственные средства художник и педагог Иван Карлович Арнольд. В два года он потерял слух из-за травмы, но смог получить образование. Стал художником и специалистом по обучению глухонемых детей. Попечителем училища был Павел Михайлович Третьяков, основатель картинной галереи в Москве. Это училище - одна из первых школ для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Какие потребности удовлетворяли люди, которые не слышали, на своих встречах-собраниях? Почему людям с ограниченными возможностями нужны специальные условия обучения?

Ограниченные возможности здоровья «Маугли», «Бременские музыканты», «Влюблённый Кощей» — это названия спектаклей Московского театра мимики и жеста . Играют в этом театре актёры, которые не слышат. Им многому пришлось научиться и многое преодолеть, чтобы выйти на сцену. Зрители, которые приходят смотреть смешные и грустные пьесы, музыкальные представления, часто не верят, что на сцене не слышащие актёры, — настолько выразительны их движения, жесты, мимика.

Ограниченные возможности здоровья

«Маугли», «Бременские музыканты», «Влюблённый Кощей» — это названия спектаклей Московского театра мимики и жеста . Играют в этом театре актёры, которые не слышат. Им многому пришлось научиться и многое преодолеть, чтобы выйти на сцену. Зрители, которые приходят смотреть смешные и грустные пьесы, музыкальные представления, часто не верят, что на сцене не слышащие актёры, — настолько выразительны их движения, жесты, мимика.

Ограниченные возможности здоровья Рассмотрим схему Расширение возможностей Силы  Воля  Знания   Умения Опыт  Что ещё помогает расширить возможности?

Ограниченные возможности здоровья

Рассмотрим схему

Расширение возможностей

Силы

Воля

Знания

Умения

Опыт

Что ещё помогает расширить возможности?

Ограниченные возможности здоровья Рассмотрим изображение  Что выражают лица актёров?  Что помогает понять их язык?  Какие потребности не слышащих зрителей удовлетворяет этот театр?

Ограниченные возможности здоровья

Рассмотрим изображение

Что выражают лица актёров?

Что помогает понять их язык?

Какие потребности не слышащих зрителей удовлетворяет этот театр?

Важная сторона отношений Как и все, люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в любви, поддержке, одобрении. Они хотят общаться, играть, петь, читать стихи, решать интересные задачи, помогать другим, быть в чём-то полезными. Им хочется быть вместе со всеми. Вот только не все другие хотят того же. Бывает, что люди их обижают, оскорбляют, не хотят с ними общаться. А ведь доброе отношение, внимание окружающих — это то, в чём больше всего нуждаются люди с ограниченными возможностями.

Важная сторона отношений

Как и все, люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в любви, поддержке, одобрении. Они хотят общаться, играть, петь, читать стихи, решать интересные задачи, помогать другим, быть в чём-то полезными. Им хочется быть вместе со всеми. Вот только не все другие хотят того же. Бывает, что люди их обижают, оскорбляют, не хотят с ними общаться. А ведь доброе отношение, внимание окружающих — это то, в чём больше всего нуждаются люди с ограниченными возможностями.

Важная сторона отношений У этих людей особые потребности. Им нужна дополнительная помощь тогда, когда они чего-то не могут. Слепому человеку требуется, чтобы с ним больше разговаривали и больше к нему прикасались, — так он сможет полностью убедиться в вашем присутствии. Слепого ребёнка можно научить петь, рассказывать интересные истории и обучить азбуке Брайля. Глухому требуется, чтобы тот, кто с ним находится, больше внимания уделял жестам и выражению лица. Глухого ребёнка можно научить общаться посредством выражения лица и обучить языку жестов.

Важная сторона отношений

У этих людей особые потребности. Им нужна дополнительная помощь тогда, когда они чего-то не могут. Слепому человеку требуется, чтобы с ним больше разговаривали и больше к нему прикасались, — так он сможет полностью убедиться в вашем присутствии. Слепого ребёнка можно научить петь, рассказывать интересные истории и обучить азбуке Брайля. Глухому требуется, чтобы тот, кто с ним находится, больше внимания уделял жестам и выражению лица. Глухого ребёнка можно научить общаться посредством выражения лица и обучить языку жестов.

 Лизу Евлоеву знает не только родная Ингушетия. Телеведущая, фотограф, общественный деятель, счастливая жена, она многим помогла развить свои способности. В социальных сетях и реальной жизни Лиза Евлоева слышала много слов восхищения и благодарности, адресованных ей. Открывая школу искусств для детей-инвалидов, она говорила им: «Ты просто другой, но тоже обычный. У этого есть родинка, а у того нет. Кто-то ходит, кто-то нет. Это не значит, что ты хуже. Перестань себя стыдиться... Сидя в коляске, можно мыть посуду, чистить овощи и лепить пельмени. Можно играть на музыкальных инструментах, рисовать, шить, фотографировать, заниматься карвингом и писать рассказы. Я всё это делала...

Лизу Евлоеву знает не только родная Ингушетия. Телеведущая, фотограф, общественный деятель, счастливая жена, она многим помогла развить свои способности. В социальных сетях и реальной жизни Лиза Евлоева слышала много слов восхищения и благодарности, адресованных ей. Открывая школу искусств для детей-инвалидов, она говорила им: «Ты просто другой, но тоже обычный. У этого есть родинка, а у того нет. Кто-то ходит, кто-то нет. Это не значит, что ты хуже. Перестань себя стыдиться... Сидя в коляске, можно мыть посуду, чистить овощи и лепить пельмени. Можно играть на музыкальных инструментах, рисовать, шить, фотографировать, заниматься карвингом и писать рассказы. Я всё это делала...

Важная сторона отношений В нашей стране для людей с ограниченными возможностями здоровья существуют специальные программы в образовании, культуре, спорте. Одна из них включает фестивали под общим названием «Ограниченные возможности — неограниченные способности», которые проходят в разных городах России. В творческих конкурсах, мастер-классах, спортивных турнирах, презентациях своих стихов участвуют тысячи людей с ограниченными возможностями. Что дают эти фестивали людям с ограниченными возможностями? Хотелось бы вам, чтобы они проходили в вашем городе, посёлке? Почему?

Важная сторона отношений

В нашей стране для людей с ограниченными возможностями здоровья существуют специальные программы в образовании, культуре, спорте. Одна из них включает фестивали под общим названием «Ограниченные возможности — неограниченные способности», которые проходят в разных городах России. В творческих конкурсах, мастер-классах, спортивных турнирах, презентациях своих стихов участвуют тысячи людей с ограниченными возможностями.

Что дают эти фестивали людям с ограниченными возможностями? Хотелось бы вам, чтобы они проходили в вашем городе, посёлке? Почему?

Важная сторона отношений Рассмотрим изображение Какой изобразил художник девушку, приехавшую к отцу? Что переживают отец и дочь во время встречи? Какими средствами художнику удалось запечатлеть их чувства? Приезд институтки к слепому отцу. В. Г. Перов.

Важная сторона отношений

Рассмотрим изображение

Какой изобразил художник девушку, приехавшую к отцу?

Что переживают отец и дочь во время встречи?

Какими средствами художнику удалось запечатлеть их чувства?

Приезд институтки к слепому отцу.

В. Г. Перов.

 Учимся помогать тем, кому труднее.    Помните, что способности и возможности у людей разные. Старайтесь следовать правилу: перед началом любого состязания, конкурса, игры определять круг участников. Например: «Эта игра для тех, кому разрешён бег с барьерами. Тот, кому бегать и прыгать нельзя, будет в роли судьи».  Старайтесь видеть, кому из вашего окружения требуется поддержка. Вежливо поинтересуйтесь: «Можно вам помочь? Вы не возражаете?» Это может быть человек на костылях, который вошёл в автобус и ищет глазами свободное место. Уступите ему место, если вы сидите. Это может быть ваш одноклассник с особыми потребностями. Старайтесь по-дружески ему помогать, радовать словами, подбадривающими улыбками. Помогайте ему использовать свои возможности.

Учимся помогать тем, кому труднее.

Помните, что способности и возможности у людей разные. Старайтесь следовать правилу: перед началом любого состязания, конкурса, игры определять круг участников. Например: «Эта игра для тех, кому разрешён бег с барьерами. Тот, кому бегать и прыгать нельзя, будет в роли судьи».

Старайтесь видеть, кому из вашего окружения требуется поддержка. Вежливо поинтересуйтесь: «Можно вам помочь? Вы не возражаете?» Это может быть человек на костылях, который вошёл в автобус и ищет глазами свободное место. Уступите ему место, если вы сидите. Это может быть ваш одноклассник с особыми потребностями. Старайтесь по-дружески ему помогать, радовать словами, подбадривающими улыбками. Помогайте ему использовать свои возможности.

 Учимся помогать тем, кому труднее.   Рассмотрим изображение  Опишите, что изображено на этом рисунке. Какая мысль передана его автором?

Учимся помогать тем, кому труднее.

Рассмотрим изображение

Опишите, что изображено на этом рисунке. Какая мысль передана его автором?

Подведём итоги Люди с ограниченными возможностями прикладывают много усилий, чтобы жить в обществе и добиться успеха. Но без помощи других людей они просто не могут осуществлять многое из того, что нужно для жизни. И то, как сложится их жизнь, зависит от тех, кто рядом. Вы тоже можете помочь кому-то из людей с особыми потребностями. Можете сделать чью-то жизнь счастливее и радостнее. И тот человек, которого поддержали вы, тоже сможет сделать счастливее и радостнее жизнь других людей.

Подведём итоги

Люди с ограниченными возможностями прикладывают много усилий, чтобы жить в обществе и добиться успеха. Но без помощи других людей они просто не могут осуществлять многое из того, что нужно для жизни. И то, как сложится их жизнь, зависит от тех, кто рядом. Вы тоже можете помочь кому-то из людей с особыми потребностями. Можете сделать чью-то жизнь счастливее и радостнее. И тот человек, которого поддержали вы, тоже сможет сделать счастливее и радостнее жизнь других людей.

Домашнее задание

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!