СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Если возможности ограничены"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по обществознанию по теме "Если возможности ограничены"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Если возможности ограничены"»

Тема урока: «Если возможности ограничены»


Цели: сформировать представление об «особых людях» – инвалидах, создать мотивацию детей на здоровый образ жизни. Найти методы решения проблемы, помощи в социализации людей с ОВЗ.

Задачи: познакомить детей с проблемами инвалидов, с различными ограничениями в жизни таких людей, развивать чувство эмпатии к людям с ОВЗ, воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье близких и окружающих людей.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Тест «Потребности человека»

  1. Целеполагание, постановка проблемы

На слайде выведены фото.

  • Что объединяет всех этих людей?

(ответы детей)

Потребности наши бесконечны и не исчисляемы, об этом мы говорили на предыдущем уроке. Потребности можно условно разделить на категории по их первостепенности для человека. Также можно разделить на реальные и мнимые по отношению к здоровью самого человека и окружающей среде.

Но сегодня мы поговорим об особенных потребностях людей, без удовлетворения которых их полноценное существование в мире невозможно.

Определяемся с темой урока – речь пойдет о людях с ограниченными возможностями.

В тетради тема: «Если возможности ограничены».


Слово возможность означает средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь.

Вслушайтесь в него: возможность. Оно образовалось от слова «можно».

Слово помогает понять, когда, при каких условиях можно сделать то, что человеку хотелось бы.

Чтобы купить младшему брату игрушку, нужны деньги. Или, по-другому говорят, нужны средства.

Чтобы рассмотреть звёзды, например, нужен специальный прибор — тоже средство выполнения работы.


  • Знаете ли вы кого принято называть людьми с ограниченными возможностями здоровья?

Давайте попробуем перечислить причины ограниченных возможностей здоровья:

  • тяжелое неизлечимое заболевание,

  • травма в результате аварии, военных действий, при исполнении воинского долга и т. п.,

  • приобретенные пороки,

  • наследственная предрасположенность к заболеваниям, синдром Дауна.


Давайте посмотрим видеоурок и запишем основные термины.


(просмотр видеоурока)

В тетради:

Инвалидность – состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Реабилитация – комплекс медицинских мероприятий, направленный на максимально возможное восстановление функций человеческого организма.

Слепота – медицинский термин, подразумевающий полное отсутствие зрения или его серьёзное повреждение.

Глухота – полное снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

Тугоухость – частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

Глухонемой – лишённый слуха и способности речи.

ДЦП – детский церебральный паралич – поражение нервной системы в период рождения, при котором нарушена координация движений, также возможны нарушения зрения, речи и умственного развития.

«Доступная среда» - программа по созданию условий для удобства людей с ОВЗ.

Инклюзивное образование – процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.


  • Как вы думаете, схожи ли желания и потребности людей с ограниченными возможностями с желаниями и потребностями обычных людей?


Конечно, желания и потребности у них точно такие же, но воплотить их в жизнь им гораздо сложнее. Но есть люди, которые несмотря на трудности добиваются успеха, известности. Например:

  • Эдуард Аркадьевич Асадов

  • Зиновий Гердт

  • Андрей Востриков


НО! Помните, что без помощи других людей человек с ограниченными возможностями очень часто просто не может осуществлять многое из того, что нужно для жизни.

Поэтому в школах создают для таких ребят специальные условия обучения.

Обратимся к фактам.

В начале XX в., ещё при царской власти, в России для людей, которые не слышали и поэтому, как правило, не разговаривали, стали устраивать встречи — с чаепитием, обсуждением новостей, любительскими спектаклями.

Среди приходивших выделялись выпускники Арнольдо-Третьяковского училища. Они были грамотными и умели говорить.

Это училище основал в Москве на собственные средства художник и педагог Иван Карлович Арнольд. В два года он потерял слух из-за травмы, но смог получить образование. Стал художником и специалистом по обучению глухонемых детей.

Попечителем училища был Павел Михайлович Третьяков, основатель картинной галереи в Москве. Это училище - одна из первых школ для людей с ограниченными возможностями здоровья.



Как и все, люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в любви, поддержке, одобрении. Они хотят общаться, играть, петь, читать стихи, решать интересные задачи, помогать другим, быть в чём-то полезными. Им хочется быть вместе со всеми.

Вот только не все другие хотят того же. Бывает, что люди их обижают, оскорбляют, не хотят с ними общаться. А ведь доброе отношение, внимание окружающих — это то, в чём больше всего нуждаются люди с ограниченными возможностями.

  • Что мы можем сделать, чтобы мир стал лучше?


Задание: В лепестках «Цветика-семицветика» запишите те качества, в которых нуждаются дети-инвалиды от окружающих их людей.


  1. Вывод

Сделайте вывод:

  • Люди с ограниченными возможностями другие, или такие же, как все?

  1. Проверим себя.


Задание 1

Жан Ванье – канадский и французский основатель общин-поселений для умственно отсталых людей, называемых «Ковчег». В своей книге «Из глубины» он написал такую фразу: «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить».


  • Объясните, как вы понимаете это высказывание?

  • Чему нас могут научить эти люди?

Задание 2

3 декабря – Международный день инвалидов

Внесите свои предложения о проведении этого дня в вашей школе.

  1. Подведение итогов

  2. Домашнее задание

§ 5. Выполнить на отдельном листе письменное задание на выбор:

  1. рассказ об известном человеке в России с ограниченными возможностями здоровья, пользуясь доп. источниками (интернет), литературой.

  2. Рассказ о том, как в России (или в Иркутской области, или в г. Ангарске) организована помощь детям – инвалидам? Есть ли специализированные школы, сколько их? В чем заключается проблема организации образования для таких детей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!