СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое краеведение

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика кружка.

Экологическое краеведение.

Дополнительное образование детей.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое краеведение»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Крым

«Симферопольский автотранспортный техникум»



Утверждаю

Заместитель директора по УР

Е.С. Шохолов

« »_____________2018 г.




Рабочая программа кружка

«Экологическое краеведение».













Симферополь 2018






Рабочая программа кружка «Экологического краеведения» учебной дисциплины Е.Н «Экология» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) для специальности (ей):

08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

23.02.05 Эксплуатация транспортного и электронного оборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)





Организации-разработчик:Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский автотранспортный техникум».



Разработчик: Чебурахина Людмила Евгеньевна, преподаватель экологии и биологии, специалист.

Рассмотрено на заседании ЦК

Математического и общего естественнонаучного цикла

Протокол № от

Председатель ЦК Е. И. Таранина




Пояснительная записка

  Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается в на стоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно - технический прогресс.

Однако, химия может стать опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной. Писатель-фантаст и ученый биохимик Айзек Азимов писал в одной из своих повестей: «Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки». Использование людьми достижений современной  техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Поэтому современному че ловеку важно знать и правильно использовать достижения современной химии.

Предлагаемая программа химического кружка, объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х и 9-х  классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, а также занятие ориентировано  на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.

В реализации программы данного кружка сочетаются беседы учителя и выступления кружковцев, проведение викторин, чтение рефератов с проведением эксперимента,  химические вечера, викторины, игры.



Цель программы: Углубить базовые  знания обучающихся по химии, повысить творческую активность и расширить кругозор обучающихся, научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развитие интереса к предмету. 


Задачи программы:

  • укрепить положительную мотивацию учебы;

  • расширить кругозор знаний об окружающем мире;

  • дополнить курс химии;

  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;

  • изучить характеристику веществ используемых человеком (их классификация, происхождение, номенклатура, получение, применение, свойства);

  • реализацию антинаркотического воспитания обучающихся;

  • формирование ярких зрительных образов биохимических процессов в ходе лабораторного эксперимента;

  • развитие учебной мотивации на выбор профессии.


Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию.


Ожидаемые результаты: В результате посещения кружка «Химия в современном мире»  обучающиеся повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура обучающихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.



Формы контроля: устные опросы, отчет о проделанной работе, рефераты, сообщения, презентация, итоговая конференция.


В процессе посещения кружка обучающиеся приобретают следующие умения и навыки: 

  • определять цель, выделять объект исследования;

  • наблюдать и изучать явления и свойства;

  • описывать результаты наблюдений;

  • создавать необходимые приборы;

  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

  • составлять отчет;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • осуществлять проектную деятельность.


Обучающиеся должны знать:

  •  правила безопасной работы в кабинете химии;

  •  изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи;

  •  правила обращения с веществами;

  •  правила работы с лабораторным оборудованием;

  •  порядок организации рабочего места.










Содержание программы

Вводное занятие  (1 ч.) 

 Цели и назначение кружка. Знакомство с обучающимися. Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного преподавателем. 

Необходимо рассказать о значимости химических знаний в повседневной жизни человека, сконцентрировать внимание на основном методе науки – эксперименте. По окончании занятия у обучающегося должно сложиться представление о проникновении химии во все области жизни человека. Рассказывая о прикладной значимости химии, необходимо изложить информацию так, чтобы у обучающихся возникло много вопросов, ответы на которые они смогут получить на последующих занятиях, а также при выполнении творческих работ, заданий, самостоятельном поиске информации. Данное занятие должно быть информационно насыщенным, чтобы вызвать интерес к дальнейшей работе в рамках научного кружка.


2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)

Основные требования к обучающимся (Т.Б.) Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Базовые понятия: правила техники безопасности.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.


3. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч)

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: лабораторное оборудование.

Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.


4. Химия – наука о веществах и их свойствах (4ч.).

Изучение некоторых физических и химических свойств веществ простейшими методами. Приемы определения физических свойств веществ на основе органов чувств и с помощью простейших специальных методов. Простейшие опыты по установлению химических свойств веществ. Оформление результатов исследования. Атомистика древних философов.


5. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ (4ч.).

Проблема чистоты вещества в химии. Понятие о смесях и их классификация. Разделение смесей различными методами и их сущность. Алхимия. Ошибочность представлений алхимиков о взаимопревращении веществ. Достижения алхимии. Мистика и наука.


6. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (2 ч.)

Ознакомление обучающихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.

 Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.

Демонстрации: образцы солей.

Практическая работа: приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.



7. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.

Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).

Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.

Демонстрации: образцы солей.

Практическая работа: осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.


8. Химия и пища (1 ч.)

«Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».

Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.

Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять  безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;  рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.

Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.

Практическая работа: гашение соды.


9. Химические средства гигиены и косметики (2 ч.)

Мыло и СМС. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.

Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.

Базовые умения:  определение качественного состава СМС (пр\р), расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленда-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Ферри».

Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.


10. Химия лекарств (4 ч.)        

Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты).

Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.

Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.

Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.

Практическая работа: исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость), качественные реакции на седативные медикаменты, лекарственного происхождения, построение графика (определение вязкости этанольных растворов




11.  Влияние вредных привычек на организм человека (1 ч.)

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.

Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.

Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.

Практическая работа: действие этанола на белок.


12. Выпуск тематических стенных газет («Металлы», «Неметаллы», «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли»).

Общие требования к содержанию и оформлению стенных газет. Подборка материалов из справочной и дополнительной литературы. Освещение результатов работы кружка.


13 Экскурсии(2ч.)

Экскурсии организуются в течение года. Объекты экскурсии: лаборатории органов санэпиднадзора, лечебных учреждений или производственных предприятий.


Итоговое занятие.

Данное занятие можно провести в различных формах, чаще всего это конференция. Например, отчет по творческим проектам или по группам интересов, общая презентация и т.д. Итоговая конференция может проходить в рамках недели химии в школе. Это будет отчетностью о проделанной работе.




































Календарно - тематическое планирование

Дата

пп

Тема занятия

Количество часов


Вводное занятие 

1


Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

1


Знакомство с лабораторным оборудованием правилами работы с ним

1


Химия – наука о веществах и их свойствах. Изучение некоторых физических и химических свойств веществ простейшими методами

4


Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ

4


Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

4


Ядовитые соли и работа с ними

2


Химия и пища

2


Химические средства гигиены и косметики

2


Химия лекарств

4


Влияние вредных привычек на организм человека

2


Выпуск тематических стенных газет («Металлы», «Неметаллы», «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли»)


4


Экскурсии

2


Итоговое занятие.


1





Литература

  1. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.

  2. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

  3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

  4. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.

  5. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

  6. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.

  7. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.

  8. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.

  9. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

  10. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.

  11. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.

  12. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.

  13. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.

  14. Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001

  15. Штремплер Г.И. Занимательные опыты по химии. - Ош, 1988. – 26 с.

  16. Штремплер Г.И. Некоторые формы внеклассной работы по химии. – Ош, 1989. – 58 с.

  17. Штремплер Г.И. Химия на досуге. – Фрунзе, 1990. – 192 с.

  18. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. – М.: Просвещение, 1993.

  19. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория. – М.: Просвещение, 1996. – 94 с.

  20. Штремплер Г.И. Рабочая тетрадь по химии. – М.: Дом педагогики, 1999. – 96 с.

  21. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры в процессе изучения темы: «Периоди-ческий закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»: Учебное пособие. – Изд. Саратовского пединститута, 2000, - 56 с.

  22. Штремплер Г.И. Химия: Рабочая тетрадь для 8 класса /Учебное издание/ Москва: Издательс-кий Дом «ГЕНЖЕР», 2004, - 56 с.

  23. Штремплер Г.И. Химия: Рабочая тетрадь для 9 класса /Учебное издание/ Москва: Издатель-ский Дом «ГЕНЖЕР», 2004, - 88 с.

  24. Злотников Э.Г., Веселова Т. А., Штремплер Г.И. и др. Внеклассная работа по химии. 8-11 кл. /Учебное издание/ Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –133 с. (серия Библиотека учителя химии).

  25. Г.И. Штремплер, Г.А.Пичугина. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А.Пичугина.– М.: Дрофа, 2005. – 96 с. – (Библиотека учителя).

  26. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии /Г.И. Штремплер. – М.: Дрофа, 2007. – 253 с. – (Библиотека учителя).

  27. Штремплер Г.И. МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ШКОЛЕ. Учебно-методическое пособие для студентов химических специальностей. 2008 год.

  28. http://www.sgu.ru/faculties/chemical/uch/ped/default.php.

  29. http://www.zavuch.info

30.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

31. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-

collection.edu.ru/

32. www.eco.nw.ru/lib/data/07/3/030307.htm - пищевые добавки.


Календарно-тематическое планирование

кружка «Химия в современном мире» (34 ч.)


пп

Содержание

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

1


1

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

1


1

Знакомство с лабораторным оборудованием

1


1

Химия – наука о веществах

1

3

4

Чистые вещества и смеси

2

2

4

Приготовление растворов в химической лаборатории

2

2

4

Ядовитые соли и работа с ними

1

1

2

Химия и пища

1

1

2

Химические средства гигиены

1

1

2

Химия лекарств

1

3

4

Влияние вредных привычек

1

1

2

Выпуск газет


4

4

Экскурсии


2

2

Итоговое занятие

1


1

ИТОГО

14

20

34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!