СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование. Экологическое краеведение (34 ч.) Экологическое объединение уч-ся 5-7 классов.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование. Экологическое краеведение (34 ч.) Экологическое объединение уч-ся 5-7 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование. Экологическое краеведение (34 ч.) Экологическое объединение уч-ся 5-7 классов.»

Экологическое краеведение. 5 класс. (34 ч.)


Раздел, тема

Дата урока

Тема урока

Содержание урока

Практические и лабораторные работы

По плану

Коррекция

Раздел 1. Учусь познавать свой край

(3 ч)



1. Как человек познаёт свой край

Человек познаёт окружающий мир. Способы познания. Культура: искусство, религия, наука – формы отражения взаимоотношений человек, природы и общества. Язычество как форма отношения к природе финно-угорских народов, населявших территорию края в прошлом. Ранние произведения искусства. Роль искусства, религии, науки в познании окружающего мира с 12 по 17 в. Наука как ведущий способ познания природы своего края. Отражение природы края в произведениях писателей, художников, музыкантов




2. Что, значит, быть исследователем природы?

Исследователь природы – кто он? Качества которыми должен обладать исследователь природы. Выдающиеся исследователи края в прошлом и настоящем




3. Методы научного познания своего края. № 1. Социологический опрос «Я и природа моего края»

Методы научного познания. Классификация научных методов познания. Научные методы познания окружающей среды. Методы познания своего края: метод наблюдений, Картографический метод, измерительный метод, метод взятия проб, работа с литературными источниками, справочной литературой, социологические методы, методы прогнозирования. Лаборатория исследователей природы. Социологический опрос населения по определению отношения людей к природе. Его обработка и анализ.

1. Социологический опрос «Я и природа моего края»

Раздел 2. История края, в котором я живу (7 ч)



4. Край, в котором я живу (история освоения и заселения территории Нижегородской области)

ФГП территории. Первоначальное заселение края финно-угорскими племенами. 12-19 в – заселение территории русскими. Природные условия как фактор освоения территории. Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал области. Природопользование и его особенности в разные исторические эпохи.




5. Природа края в легендах, народных праздниках и промыслах

Красота и гармония природы Нижегородской области. Значение уникальности местной природы в жизни людей, населяющих область. Особенности быта и культуры местного населения. Языческие праздники. Марийские, мордовские сказки и легенды. Мотивы природы в народных промыслах края.




6. Топонимика края о прошлом ландшафта

Топонимика как источник сведений о прошлом края. Различия в топонимах северной и южных зон Нижегородской области. Освоение территории русскими в названиях нижегородской области. Л.Л. Трубе в изучении топонимов области. № 2. Работа с картой и топографическими словарями

2. Работа с картой и топографическими словарями



7. Антропогенные изменения территории Нижегородской области в прошлом

Стихийное природопользование в прошлом края. Первые экологические кризисы – результат деятельности скотоводов, охотников, земледельцев (сведение лесов, исчезновение видов растений и животных)




8. Народные традиции охраны природы в Нижегородской области

Язычество о правилах взаимоотношений человека с окружающей средой. Народные формы охраны природы. Языческие культы. Марийские священные рощи на территории края. Культ растений. Культ воды. Русские народные традиции и поверья. Православная церковь и охрана природы. Природное и культурное наследие Н.о.




9. Мой край сегодня.

Природно-ресурсный потенциал края на современном этапе. Усиление хозяйственного воздействия на природу области. Основные типы современного природопользования. Рост городов и населения Н.о.




10. Лаборатория исследователей природы

Культурологический практикум «Нижегородские посиделки».


Раздел 3. Экологические проблемы своей местности. Экологические ситуации Нижегородской области

(11 ч)



11. «Созвучье полное в природе»

Выполнение фоторабот, зарисовок, написание стихов, сочинений, передающих особенности природы края, отношение к ней уч-ся. Экскурсия в краеведческий музей.




12. Природа и человек – единство или борьба?

Разносторонние связи человека, общества с окружающей пр. средой. Универсальная ценность природы: средообразующая, хозяйственная, гигиеническая, эстетическая, научная, этическая. Изменения природы Н.о. человеком. Последствия влияния этих изменений на жизнь и здоровье человека.




13. Экологическая проблема – что мы о ней знаем?

Экологическая проблема. Классификация экологических проблем. Истоки экологических проблем. Пути решения экологических проблем.




14. Экологическое состояние компонентов природы Нижегородской области

Качество воздуха Н.о. Уровень загрязнения воздуха в городах области. Источники загрязнения атмосферы Н.о. Ущерб от загрязнения атмосферного воздуха. Проблема охраны атмосферного воздуха в области.

Водные ресурсы, их значение. Оценка водных ресурсов области. Хозяйственное освоение водных ресурсов. Загрязнение и нерациональное использование водных ресурсов. Проблемы Волги и Оки. Проблемы малых рек области. Рациональное использование и сохранение водных ресурсов. Мероприятия по восстановлению малых рек области.

Почвенные ресурсы области, их значение. Исследование почвенных ресурсов края В.В. Докучаевым. Плодородие почв края. Хозяйственное освоение почвенных ресурсов области. Экологические проблемы земельного фонда области: загрязнение, потери запасов гумуса, эрозионные процессы. Меры по улучшению земельного фонда области.

Уникальность и разнообразие биологических ресурсов области. Рекреационная ценность области. Леса области, их значение. Хозяйственная деятельность человека и проблемы, связанные с состоянием живой природы области. Сведение лесов и их последствия. Обеднение флоры и фауны территории. Снижение рекреационной ценности области. Мероприятия по восстановлению биологических ресурсов области. Формирование системы охраняемых территорий.




15. «Цепочки экологических проблем» (экологические проблемы мира, России, своей местности)

Масштабы взаимодействия человека, общества с окружающей средой. Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России. Экологические проблемы Н.о. Как связаны экологические проблемы разных масштабов.




16. Экологические ситуации Нижегородской области

Эколого-географическое положение Нижегородской области. Экологические ситуации Нижегородской области: особенности, виды, факторы формирования, география. Естественные факторы: схождение на территории края трёх природных зон, гидрологический режим края, климатические особенности, западный перенос загрязнителей. Антропогенные факторы. Выделение экологических зон: Волго-Окская зона, Заволжская зона, Правобережная зона.




17. Лаборатория исследователей природы. Экологический практикум

3. Моделирование цепочек экологических проблем

Лаборатория исследователей природы. Экологический практикум. № 3. Моделирование цепочек экологических проблем

3. Моделирование цепочек экологических проблем



18. Лаборатория исследователей природы. Экологический практикум № 4. Составление картосхемы «Экологическая ситуация Нижегородской области»

Лаборатория исследователей природы. Экологический практикум. № 4. Составление картосхемы «Экологическая ситуация Нижегородской области»

4. Составление картосхемы «Экологическая ситуация Нижегородской области»

.


19. Экологический практикум: экологический поход.

Экологический практикум: экологический подход. Выбор маршрута на местности. Работа на маршруте по сбору фактов наличия экологически неблагополучных территорий. Обоснование своего выбора, выявление причин появления таких территорий. Планирование мероприятий по восстановлению территорий.




20. Экологический практикум: экологический поход.

Экологический практикум: экологический подход. Выбор маршрута на местности. Работа на маршруте по сбору фактов наличия экологически неблагополучных территорий. Обоснование своего выбора, выявление причин появления таких территорий. Планирование мероприятий по восстановлению территорий.




21. Культурологический практикум. Конкурс экологических эссе

Культурологический практикум. Конкурс экологических эссе


Раздел 4. Экологическая опасность и безопасность в моём крае (5 ч)



22. Эффект бумеранга – что это такое?

Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. «Эффект бумеранга». Влияние изменённой природной среды на здоровье человека. Виды здоровья. Обострение проблемы здоровья. Возможности приспособления человека к изменениям в природе. Состояние здоровья населения в Н.о. Основные заболевания, связанные с экологической ситуацией в области.




23. Экологическая опасность и безопасность в Нижегородской области

Экологическая опасность. Экологическая безопасность. Как обеспечить экологическую безопасность. Экологическая безопасность во всём мире, в России, в Н.о. Обеспечение гарантий, предотвращающих экологические катастрофы, аварии. Сохранение здоровья человека. Ответственность человека за своё здоровье и здоровье окружающих.




24. Лаборатория исследователей природы. Экологический практикум «Санитарно-гигиеническая оценка пришкольного участка»

Экологический практикум «Санитарно-гигиеническая оценка пришкольного участка». Положение школы в микрорайоне. Планировка школьного участка. Особенность рельефа, освещенности зон. Озеленённость территории, их участие в самоочищении территории. Эстетическая оценка пришкольного участка. Воздушная среда: запыленность, шумовая нагрузка. Экологический паспорт пришкольного участка.




25. Лаборатория исследователей природы. Экологический практикум «Санитарно-гигиеническая оценка пришкольного участка»

Экологический практикум «Санитарно-гигиеническая оценка пришкольного участка». Положение школы в микрорайоне. Планировка школьного участка. Особенность рельефа, освещенности зон. Озеленённость территории, их участие в самоочищении территории. Эстетическая оценка пришкольного участка. Воздушная среда: запыленность, шумовая нагрузка. Экологический паспорт пришкольного участка.




26. Лаборатория исследователей природы. Экологический практикум «Санитарно-гигиеническая оценка пришкольного участка»

Экологический практикум «Санитарно-гигиеническая оценка пришкольного участка». Положение школы в микрорайоне. Планировка школьного участка. Особенность рельефа, освещенности зон. Озеленённость территории, их участие в самоочищении территории. Эстетическая оценка пришкольного участка. Воздушная среда: запыленность, шумовая нагрузка. Экологический паспорт пришкольного участка.


Раздел 5. Я и экологические ситуации Нижегородской области: изучаем, оцениваем, улучшаем (8 ч)



27. Экологическая дестабилизация и устойчивое развитие Нижегородской области

Факторы, обуславливающие экологическую дестабилизацию области: политические, экономические, социальные. Пути выхода из кризисного экологического состояния. Концепция устойчивого развития. Общие принципы устойчивого развития. Устойчивое развитие Н.о. Экологический каркас Н.о. Устойчивое развитие и школьное образование.




28. Экологическая дестабилизация и устойчивое развитие Нижегородской области

Факторы, обуславливающие экологическую дестабилизацию области: политические, экономические, социальные. Пути выхода из кризисного экологического состояния. Концепция устойчивого развития. Общие принципы устойчивого развития. Устойчивое развитие Н.о. Экологический каркас Н.о. Устойчивое развитие и школьное образование.




29. Мои предложения по оптимизации экологической ситуации на территории Нижегородской области

Аукцион идей. Защита авторских проектов. Как обеспечить экологическую безопасность в Нижегородской области.




30. Мои предложения по оптимизации экологической ситуации на территории Нижегородской области

Аукцион идей. Защита авторских проектов. Как обеспечить экологическую безопасность в Нижегородской области.




31. Лаборатория исследователей природы.

Создание и реализация авторских проектов по решению экологических проблем своей местности




32. Лаборатория исследователей природы.

Создание и реализация авторских проектов по решению экологических проблем своей местности




33. Лаборатория исследователей природы.

Создание и реализация авторских проектов по решению экологических проблем своей местности




34. Лаборатория исследователей природы.

Создание и реализация авторских проектов по решению экологических проблем своей местности






























Экология. Природоведение. 5 «Б» класс. (34 ч.)


Раздел, тема

Дата урока

Тема урока

Содержание урока

Лабораторные работы

По плану

Коррекция

Раздел 1. Введение

(2 ч)



1. Введение. Методы изуче-ния природы. Наблюдение. Опыт.

2. Различия живой и неживой природы

1. Введение. Методы изучения природы. Наблю-дение. Опыт (эксперимент). 1 Практическая рабо-та. Красота и гармония в природе.

2. Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путём решения поисковых задач). Обитатели суши, воды, воздуха. 2 Экскурсия «Живая и неживая природа».


Раздел 2. Биологические явления. Особенности живого организма. (30ч.)



3. История развития представлений о возникновении живых организмов.

4. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле. Л/р № 1. Изучение устройства микроскопа.

5. Л/р № 2. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

6. Как размножаются организмы.

7. Половое и бесполое размножение.


8. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека.

9. Л/р. № 3 «Строение семени фасоли».

10. Однополые и двуполые живые организмы.

11. Расселение потомства у животных и растений.



12. Подведём итоги.

13. Благоприятные и неблагоприятные условия среды.


14. Причины гибели организмов.



15. Роль растений в жизни животных и человека.

16. Подведём итоги.

17. Как питаются живые организмы.




18. Солнце – источник энергии. Л/р. № 4, 5. «Рассматривание под микроскопом клеток зелёного листа, корней растений».

19. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов.

20. Подведём итоги.

21. Органические и минеральные вещества. Нитраты.

22. Роль воды в питании организмов.

23. Цепи питания. Передача энергии.

24. Движение и расход энергии.


25. Трудовая деятельность человека.

26. Экскурсия «Живые организмы зимой».



27. Подведём итоги.

28. Одна клетка – целый организм.



29. Л/р. № 6. «Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

30. .Л/р. № 7 «Разнообразие клеток многоклеточных организмов».

31. Дыхание как способ добывания энергии.




32. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду. Подведём итоги.

3. История развития представлений о возникновении живых организмов. 21, Опыт «выращивание плесени на хлебе».


4. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле. Л/р № 1. Изучение устройства микроскопа. 22



5. Л/р № 2. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени. 23



6. Как размножаются организмы. Воспроизводство себе подобных. 24

7. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. 25

8. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. 26


9. Л/р № 3. «Строение семени фасоли». 27


10. Однополые и двуполые живые организмы. 28


11. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов. Экскурсия «Распространение плодов и семян».29

12. Подведём итоги. 30

13.Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни. Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Опыт «Условия прорастания семян». 31

14. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник - жертва», «паразит - хозяин». 32

15. Роль растений в жизни животных и человека. 33

16. Подведём итоги. 34

17. Как питаются живые организмы. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Способы питания живых организмов. Питание животных и человека. Пища – источник энергии. 35

18. Солнце – источник энергии. Л/р. № 5, 6. «Рассматривание под микроскопом клеток зелёного листа, корней растений». 36,37




19. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. 38



20. Подведём итоги. 39

21. Органические и минеральные вещества. Нитраты. 40


22. Роль воды в питании организмов. 41


23. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. 42

24. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Движение органов растения. 43

25. Трудовая деятельность человека. 44


26. Экскурсия «Живые организмы зимой». П/р. «Подкармливание птиц зимой». Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.

27. Подведём итоги. 45

28. Одна клетка – целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. 46,47

29. Л/р. № 6. «Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». 46



30. .Л/р. № 7 «Разнообразие клеток многоклеточных организмов». 47


31. Дыхание как способ добывания энергии. Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов. Кислород – необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных и человека. 48

32. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду. Подведём итоги. Что мы узнали о жизни на Земле. 49,50





Л/р № 1. Изучение устройства микроскопа.



5. Л/р № 2. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.








9. Л/р. № 3 «Строение семени фасоли».























18. Солнце – источник энергии. Л/р. № 4, 5. «Рассматривание под микроскопом клеток зелёного листа, корней растений».


























29. Л/р. № 6. «Сравне-ние клеток однокле-точных и многокле-точных организмов».

30. .Л/р. № 7 «Разнообразие клеток многоклеточных организмов».

Раздел 3. Освоение человеком природы. (2 ч.)



33. Влияние достижений современной науки на жизнь общества.


34. Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей. Контроль за состоянием окружающей среды.

33. Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет). 60

34. Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей. Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!