СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок экология "Экологическое краеведение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

кружок по Экологическому краеведению для обучающихся техникума 

Просмотр содержимого документа
«Кружок экология "Экологическое краеведение"»

Пояснительная записка.

В настоящее время формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.

В экологическом образовании и воспитании имеет большое значение экологическое краеведение. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу кружка, которая рассчитана на обучающихся техникума и рассчитан на 120 занятий (4 часа в неделю).

Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными обучающимися от общения с природой. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. В общий процесс освоения природы обязательно включается и элемент познания ее, выработка гуманного отношения, осознанное поведение в природной среде.

Многие территории России являются неповторимыми природными образованиями и благодаря своему ландшафтному и биологическому разнообразию уникальны. Крым - не исключение. Важно познакомить обучающихся с растениями родного края, научить видеть их отличительные особенности, уметь пересадить, вырастить, радоваться жизни рядом с ними.

Взрослым и детям, необходимо учиться сохранять связь человека с природой и со всем миром, проявлять к природе дружественные, доброжелательные отношения, сообразные возможностям природы.

Одна из задач современных учебных заведениях, как и общества в целом, - воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилье технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчужденность человека от природы, переводя эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты.

Кружок поможет обучающимся систематизировать базовые знания по краеведению, овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать краеведческий материал.

Цели программы:

  • воспитать духовность обучающихся через развитие эстетической, экологической культуры;

  • воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края и убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе.

Задачи:

  • развитие интереса к изучению природы родного края и потребности общения с природой;

  • расширение энциклопедических представлений;

  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды;

  • развитие чувства прекрасного через приобщение к миру растений, воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

  • углубление уже имеющихся знаний о родном крае и усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;

  • изучить и исследовать вместе с обучающимися конкретные объекты природы Крыма;

  • овладение нормами правильного поведения в природной сфере, воспитание экологической ответственности;

  • формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь;

  • формирование у обучающихся некоторых интеллектуальных умений (анализ и оценка фактов экологического характера, установление причинно – следственных зависимостей, формулировка выводов).

  • воздействие на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание чувства патриотизма и любви к родине, гордости за свой край.



Общая характеристика курса

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности обучающихся техникума.

В курсе используются разнообразные методы и формы. Обучающие ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.

Программа занятий в кружке придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее сторону положены теоретические, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, справочниками, Интернет-ресурсами, составления отчетов, подготовка докладов, проведение исследований и экскурсий, проектная деятельность.

Программа опирается на принципы построения общей дидактики:

  • Принцип связи с жизнью

  • Принцип систематичности

  • Принцип последовательности

  • Доступности материала

  • Принцип повторяемости материала

  • Принцип наглядности

  • Принцип индивидуального подхода в обучении

  • Принцип широкого включения выполненных детьми работ в жизнь школы

  • Принцип бережного и уважительного отношения к природе

  • Принцип контролируемости

Но главный принцип программы-экскурсионно-практический, так как экология-это наука, в которой главное место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Педагогические методы и приемы, используемые в процессе реализации программы:

1. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей: игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны, метод вызывания адекватных эмоций, метод оживления детских эмоций, метод музыкального сопровождения.

2. Методы, повышающие познавательную активность школьников: сравнение, анализ, метод вопросов, метод повторения, экспериментирование, словесные методы, поисковые, проблемно-мотивационные, исследовательские методы.

3. Методы и приемы, способствующие осмысленному усвоению задач: метод обследования, наглядности, метод «подмастерья», практический метод.

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться: логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; обобщать природоведческий материал; находить разные решения нестандартных ситуаций.

Но основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация, определение своего места в детском коллективе. Ведущая задача педагога – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Ведь по утверждению американского писателя «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи пдагога».

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, итого на 120 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа (4 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Экологическая культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы своего края и социума.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и экологическая ответственность человека в отноше­нии к природе, к природе своего края, к самому себе и окружающим людям.



Планируемые результаты освоения программы

Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы своего края;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
-первый- приобретение социальных знаний;
-второй – получение опыта переживания и позитивного отношения к определенным ценностям, к объектам родного края;
-третий – получение опыта самостоятельно.



Система оценки результатов достижения обучающихся

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как преподаватель, так и обучающийся (совместно с преподавателем и под его контролем).

Освоенные навыки могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку-полностью или частично.

Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от обучающихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Формы оценки результативности обучения:

- составление и защита экологических проектов, других творческих работ на основе наблюдений, эксперимента;

- оформление альбомов, буклетов, брошюр, папок по итогам занятий;

- конкурсы, викторины, выставки, конференции;

- тестирование;

Основные формы учета знаний и умений: тестирование (проводится в начале и конце учебного года); участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня; участие в учебно-исследовательских конкурсах; участие в краеведческих декадах, неделях окружающего мира; участие в исследовательской и проектной деятельности.

Учащиеся должны уметь по итогам, изученного курса:

- узнавать некоторые растения и животных в природе, определять их;

- уметь делать экологическую экспертизу продуктов питания по информации, указанной на упаковке;

- знать правила сохранения атмосферы, почвы, водоёмов, лесов;

- различать экологические связи между неживой и живой природой;

- приводить примеры представителей разных групп растений, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- узнавать наиболее распространенные пищевые довавки;

- транспортных артериях города, строительстве дорог, новых дорогах;

- знать о заповедниках, заказниках, ботанических садах и др. родного края;

- выполнять правила бережного отношения к окружающей среде родного края;

- владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смысло-поисковой и компетенцией личностного саморазвития.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

  • ухода за растениями и животными;

  • выполнения изученных правил охраны окружающей среды;

  • оценки воздействия человека на природу, участия в охране природы;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!