Пояснительная записка.
В настоящее время формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.
В экологическом образовании и воспитании имеет большое значение экологическое краеведение. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу кружка, которая рассчитана на обучающихся техникума и рассчитан на 120 занятий (4 часа в неделю).
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными обучающимися от общения с природой. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. В общий процесс освоения природы обязательно включается и элемент познания ее, выработка гуманного отношения, осознанное поведение в природной среде.
Многие территории России являются неповторимыми природными образованиями и благодаря своему ландшафтному и биологическому разнообразию уникальны. Крым - не исключение. Важно познакомить обучающихся с растениями родного края, научить видеть их отличительные особенности, уметь пересадить, вырастить, радоваться жизни рядом с ними.
Взрослым и детям, необходимо учиться сохранять связь человека с природой и со всем миром, проявлять к природе дружественные, доброжелательные отношения, сообразные возможностям природы.
Одна из задач современных учебных заведениях, как и общества в целом, - воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилье технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчужденность человека от природы, переводя эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты.
Кружок поможет обучающимся систематизировать базовые знания по краеведению, овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать краеведческий материал.
Цели программы:
воспитать духовность обучающихся через развитие эстетической, экологической культуры;
воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края и убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе.
Задачи:
развитие интереса к изучению природы родного края и потребности общения с природой;
расширение энциклопедических представлений;
обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды;
развитие чувства прекрасного через приобщение к миру растений, воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
углубление уже имеющихся знаний о родном крае и усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;
изучить и исследовать вместе с обучающимися конкретные объекты природы Крыма;
овладение нормами правильного поведения в природной сфере, воспитание экологической ответственности;
формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь;
формирование у обучающихся некоторых интеллектуальных умений (анализ и оценка фактов экологического характера, установление причинно – следственных зависимостей, формулировка выводов).
воздействие на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание чувства патриотизма и любви к родине, гордости за свой край.
Общая характеристика курса
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности обучающихся техникума.
В курсе используются разнообразные методы и формы. Обучающие ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
Программа занятий в кружке придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее сторону положены теоретические, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, справочниками, Интернет-ресурсами, составления отчетов, подготовка докладов, проведение исследований и экскурсий, проектная деятельность.
Программа опирается на принципы построения общей дидактики:
Принцип связи с жизнью
Принцип систематичности
Принцип последовательности
Доступности материала
Принцип повторяемости материала
Принцип наглядности
Принцип индивидуального подхода в обучении
Принцип широкого включения выполненных детьми работ в жизнь школы
Принцип бережного и уважительного отношения к природе
Принцип контролируемости
Но главный принцип программы-экскурсионно-практический, так как экология-это наука, в которой главное место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Педагогические методы и приемы, используемые в процессе реализации программы:
1. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей: игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны, метод вызывания адекватных эмоций, метод оживления детских эмоций, метод музыкального сопровождения.
2. Методы, повышающие познавательную активность школьников: сравнение, анализ, метод вопросов, метод повторения, экспериментирование, словесные методы, поисковые, проблемно-мотивационные, исследовательские методы.
3. Методы и приемы, способствующие осмысленному усвоению задач: метод обследования, наглядности, метод «подмастерья», практический метод.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться: логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; обобщать природоведческий материал; находить разные решения нестандартных ситуаций.
Но основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация, определение своего места в детском коллективе. Ведущая задача педагога – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Ведь по утверждению американского писателя «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи пдагога».
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, итого на 120 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа (4 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Экологическая культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы своего края и социума.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и экологическая ответственность человека в отношении к природе, к природе своего края, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения программы
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы своего края;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
-первый- приобретение социальных знаний;
-второй – получение опыта переживания и позитивного отношения к определенным ценностям, к объектам родного края;
-третий – получение опыта самостоятельно.
Система оценки результатов достижения обучающихся
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как преподаватель, так и обучающийся (совместно с преподавателем и под его контролем).
Освоенные навыки могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку-полностью или частично.
Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от обучающихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Формы оценки результативности обучения:
- составление и защита экологических проектов, других творческих работ на основе наблюдений, эксперимента;
- оформление альбомов, буклетов, брошюр, папок по итогам занятий;
- конкурсы, викторины, выставки, конференции;
- тестирование;
Основные формы учета знаний и умений: тестирование (проводится в начале и конце учебного года); участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня; участие в учебно-исследовательских конкурсах; участие в краеведческих декадах, неделях окружающего мира; участие в исследовательской и проектной деятельности.
Учащиеся должны уметь по итогам, изученного курса:
- узнавать некоторые растения и животных в природе, определять их;
- уметь делать экологическую экспертизу продуктов питания по информации, указанной на упаковке;
- знать правила сохранения атмосферы, почвы, водоёмов, лесов;
- различать экологические связи между неживой и живой природой;
- приводить примеры представителей разных групп растений, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- узнавать наиболее распространенные пищевые довавки;
- транспортных артериях города, строительстве дорог, новых дорогах;
- знать о заповедниках, заказниках, ботанических садах и др. родного края;
- выполнять правила бережного отношения к окружающей среде родного края;
- владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смысло-поисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
ухода за растениями и животными;
выполнения изученных правил охраны окружающей среды;
оценки воздействия человека на природу, участия в охране природы;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.