СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт организации экологического краеведения в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит некий итог 2-летней работы по организации экологического краеведения в школе. Может быть полезна учителям биологии, географии, дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Опыт организации экологического краеведения в школе»

Аннотация

Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Чтобы выстроить систему краеведческого образования в преподавании своего предмета, учитель должен хорошо знать свой край (область, регион), систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками.

Главное назначение географического и биолого-экологического краеведения состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, повседневной обстановке наблюдать географическую (экологическую) действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования конкретных понятий.

Одной из форм организации экологического и географического краеведения стала ежегодная молодёжная экспедиция «ЭкоДон».


Ключевые понятия (русский язык/английский язык)

Краеведение (local lore, local history, regional study), география (geography), экология (ecology), экспедиция (expedition), бережное отношение к природе (respect for nature)


Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению как средство формирования экологической культуры школьников.

Климова Е. А., учитель биологии МБОУ СОШ №50 г. Липецка


Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями. т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.

В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение (его содержание и характер определяются учебной программой) и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Однако, изучать особенности природы родного края сидя в учебных кабинетах или научных библиотеках не представляет особого интереса для учащихся и не находит столь живого отклика в познавательной активности к изучению предмета (в данном случае - биологии). Поэтому я часто прибегаю к таким формам работы как экскурсия, поход, т.е. к тем формам, которые позволяют наиболее тесно общаться с живой природой.

Чтобы выстроить систему краеведческого образования в преподавании своего предмета, учитель должен хорошо знать свой край (область, регион), систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Я еще со студенческих лет была активным участником _полевых практических занятий, экспедиций «ЭкоДон».И знаю насколько такая форма изучения природы родного края эффективнее теоретических занятий. Сейчас, занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками, я в первую очередь повышаю свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладеваю профессиональной компетенцией. Краеведение для меня — верный путь к научно-исследовательской деятельности. Можно сказать, что я являюсь пропагандистом такой формы образовательной деятельности для своих учеников.

В краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация экспозиций школьного музея и другие виды краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Организация и отношение к учебной программе этих видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они очень связаны.

Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании учебного предмета. Решение первой задачи открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

Географическое и экологическое краеведение

В преподавании географии, экологии и биологии краеведение — одно из основных средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических и экологических понятий, знакомят с биоразнообразием региона. Материал о природе, полезных ископаемых, особенностях рельефа родного края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках или внеклассных мероприятиях по учебному предмету. Ключ к решению современных экологических проблем лежит в области экологического образования и формирования экологической культуры как основы устойчивого развития общества.

Таким образом, биологическое и экологическое краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение родного края (области, региона, республики), но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание биологии и экологии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по биологии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание биологии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать понятия общей экологии, биоразнообразия, учений о биосфере и ноосфере. Конкретное проявление процессов развития природной среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие компоненты служат своеобразным эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании географии, экологии, биологии, а работа учащихся по изучению края — средство для непосредственного познания географических и биологических явлений.

Главное назначение географического и биолого-экологического краеведения состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, повседневной обстановке наблюдать географическую (экологическую) действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования конкретных понятий. Благодаря этому устраняются абстрактность понятий и механическое их усвоение.

В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Опыт работы многих учителей показывает, что понятия о расходе воды в реке, строении долины, почве хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Краеведение служит связующим звеном в интеграции многих учебных предметов. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводятся в историческом плане, отсюда и интеграция географического и исторического краеведения.

В практике многих образовательных учреждений в процессе экологического образования и воспитания сложился определенный междисциплинарный процесс организации совокупности видов деятельности обучающихся, направленный на изучение экосистем края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем во взаимосвязи с региональными, поиск и практическую реализацию доступных для школьников способов их решения. Грамотно организованное экологическое краеведение в школе или лицее становится органической частью системы экологического образования, так как позволяет в комплексе решать все основные задачи экологического образования.

Концепция школьного экологического краеведения в образовательном учреждении может опираться на следующие основные идеи:

1. Школьное экологическое краеведение как междисциплинарный педагогический процесс организации различных видов деятельности обучающихся по изучению, сохранению и улучшению окружающей среды в своей местности.

2. Системная организация экологического краеведения на основе принципов целостности, целесообразности, взаимосвязи локальных и региональных аспектов экологии, оптимальности.

3. Школьное экологическое краеведение как средство формирования экологической культуры учащихся через реализацию образовательных и комплексных организационно-деятельностных программ, построенных с учетом основных объектов, источников, сфер, этапов, видов и способов эколого-краеведческой деятельности школьников.

4. Школьное экологическое краеведение как механизм реализации регионального компонента экологического образования.

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников:

— повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности третьего тысячелетия;

— активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды;

— обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей среды;

— перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных мероприятий на учебный процесс;

— использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзма;

— усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

— экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;

— введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания;

— дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность;

— учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе;

— внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).

В летний период учащиеся нашей школы имеют возможность принимать участие в молодёжной экологической экспедиции «ЭкоДон». Это полуторанедельное путешествие по рекам нашего региона позволяет сформировать у детей понятие экосистемы, биогеоценоза, природного сообщества. Понятие пищевых цепей, пространственной организации экосистем, ярусности (на примере живых объектов – лесов, пойменных лугов долин рек Дон и Воронеж), развитие экосистем, сукцессии (например, была прослежена сукцессия природного памятника Липецкой области озера Могилище – его постепенное зарастание телорезом), поддержание устойчивости экосистем. Знакомство с видами биотических связей в природе – возможность наблюдения в дикой природе местных видов растений и животных, сцен охоты, гнездований, выкармливания птенцов. Понятие об агроэкосистемах на примере различных хозяйств районов Липецкой области: Грязинского, Добровского, Липецкого, Усманского, Хлевенского и других, знакомство с природными сообществами Липецкого края. Данная экспедиция позволяет понять, что природа - единое целое.

В ходе экспедиции выполнялись следующие практические работы.

  1. Описание экосистемы смешанного леса.

  2. Знакомство с культурными растениями Липецкой области.

  3. Выявление биотических связей в сообществах.

  4. Изучение влияния человека на природу прямого и косвенного

  5. Понятие об охраняемых территориях, Красной книге, редких и исчезающих видах.

  6. Знакомство с охраняемыми территориями нашего края, редкими и исчезающими видами флоры и фауны.

По итогам проделанной работы учащиеся должны знать:

цели и задачи экологического краеведения; основные понятия: среда обитания, биосфера, круговорот веществ, условия жизни живых организмов, Красная книга природы, охрана природы, экологическая культура; методы изучения экологии: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календаря фенологических наблюдений; роль живых организмов в формировании современных условий на Земле; необходимые условия для жизни живых организмов; влияние качества среды на здоровье человека; причины загрязнения окружающей среды; редкие и исчезающие виды растений и животных Липецкой области; правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

объяснять необходимость бережного отношения к природе; оценивать поведение человека в природе; приводить примеры, раскрывающие противоречивый характер взаимодействия человека с природой; оценивать экологическое состояние зеленых насаждений, состояние воды, берегов и пойм рек; выявлять источники загрязнения; определять виды растений и животных Красной книги Липецкой области; работать с гербарным материалом

Что такое «ЭкоДон»? 
Когда-то, теперь уже в далеком 2005 году, состоялась первая в Липецкой области молодёжная экологическая экспедиция «ЭкоДон-2005». Команда молодых ребят из разных уголков области под руководством опытных исследователей природы из заповедника «Галичья гора» совершила сплав по главной реке нашего региона – Дону, что и дало название экспедиции. Изучался растительный и животный мир реки, исследовался химический состав воды, проводился фотомониторинг ландшафтов и учитывались все родники в пределах Дона. И с тех пор на протяжении более чем десяти лет школьники и студенты, ученые и работники природоохранных структур, да и просто увлеченные туристы совершают сплавы, ставшие уже традиционными, по притокам большой реки. Бессменным руководителем экспедиции является Сарычев Владимир Семенович – заместитель директора по научной работе заповедника "Галичья гора", кандидат биологических наук. На сегодняшний день за плечами «ЭкоДона» уже пройдены и изучены такие реки, как Дон, Сосна, Красивая Меча, Олым, Матыра. 
А на пути экспедиции бывало многое. Так, например, за 10 дней похода удалось провести обследование всех памятников природы, которые встретились в границах маршрута. Это и уникальные заповедные озера, скрывающие в своих тихих заводях удивительные по красоте растения, и редкие животные, особо охраняемые природные территории. Были и встречи с особо ценными для науки и сохранения биоразнообразия птицами, занесенными в Красную книгу Липецкой области. Несколько раз взмахнули своими мощными крыльями над проплывающей вереницей байдарок орлан-белохвост, скопа, большой подорлик, змееяд. Все эти виды находятся в Липецкой области под угрозой исчезновения. Были и находки краснокнижных растений, таких как водяной орех или чилим, наяда большая, кувшинка белая и белоснежная.
И, конечно же, все это было насквозь пронизано походным духом и туристической романтикой – ночи в палатках, песни под гитару у костра, макароны с тушенкой, жаркое августовское солнце и усеянное мириадами звезд ночное небо. А как красивы туманные рассветные дали, уходящие за горизонт! Удаленность природных мест от крупных городов и оживленных дорожных магистралей дарила встречи с дикими животными – кабанами и косулями. А по утрам за завтраком слышны были трубные крики журавлей на заболоченных лугах реки Воронеж. Сколько еще было! Всего и не перечесть... Чтобы все это прочувствовать, в «ЭкоДоне» надо побывать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!