СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Екатерина 2 . Разработка урока

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Екатерина 2 . Разработка урока»

Этапы,

время урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I Организационный момент (1 минута)



II Переход к теме урока (3 минуты)

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА

- О ком идет речь в данном видеосюжете?

Молодцы! Итак, тема нашего урока – «Великая. Премудрая. Матерь Отечества». Так Екатерину II назвали депутаты Уложенной комиссии.

- Как вы думаете, что ответила Екатерина II на это обращение?

Все ваши ответы очень интересные, а что на самом деле ответила императрица, мы узнаем в конце урока.



Ответы





Ответы

III Целеполагание

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока:

1. Изучить деятельность Екатерины II

2. Охарактеризовать основные направления внутренней политики

3. Оценить правление Екатерины II.



Ответы

IV Сообщение «Восшествие на российский престол»




V Уложенная комиссия







VI «Просвещенный абсолютизм»



















VII Распорядок дня


VIII Двор Екатерины




IX Кубик Блума
















X Рефлексия

- А сейчас … нам расскажет о восшествии Екатерины II на российский престол.

- Спасибо!

Екатерина оказалась первой и единственной женщиной на российском престоле, которая большую часть времени посвящала не развлечениям, а работе.

В Российской империи всё ещё использовалось Соборное уложение 1649 г. Для разработки нового уложения Екатерина велела созвать специальную комиссию.

- Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и выполнить задание №1 в рабочих листах – привести в соответствие требования от сословий и их депутатов.

Проверка результатов, молодцы!

Противоречие: в России – самодержавная монархия. Откуда желание усовершенствовать законы для всех граждан?

- Давайте послушаем следующее сообщение «Переписка Екатерины II с просветителями».

- Екатерина II с огромным интересом вдохновлялась идеей просвещенной монархии, о которой в своих произведениях писали Руссо, Вольтер, Монтескьё и др.

ПОНЯТИЕ: «Просвещенный абсолютизм» - государственная политика в XVIII в., направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества (политика достижения в государстве «общего блага»).

- Я предлагаю вам в группах провести сравнительный анализ идей философов-просветителей и взглядов Екатерины II.

Проверка результатов

- Молодцы!

По следующему видеофрагменту дайте оценку распорядка дня Екатерины II.


- … нам расскажет сообщение «Двор Екатерины II». Ваша задача – выявить особенности придворной жизни при Екатерине II.


- Молодцы! А сейчас давайте поиграем: я передаю вам кубик, вы выберите грань с понравившимся вам словом, я называю вопрос, а вы на него отвечаете. Затем передаете кубик другой группе и т.д.

Вопросы:

1. Как организован день Екатерины II?

2. Почему Екатерину II назвали «Матерь Отечества»?

3. Что послужило причиной созыва Уложенной комиссии?

4. Где жила Екатерина II до приезда в Россию?

5. Кто помог Екатерине взойти на престол?

6. Когда Екатерина стала императрицей?

- Молодцы, вы всё хорошо запомнили.

Давайте вспомним цели нашего урока, обсудите в группах: достигли ли мы их?

- Итак, Екатерина – Великая. Премудрая. Матерь Отечества. Что же ответила депутатам Уложенной комиссии императрица?

Екатерине это не понравилось и она с раздражением записала:

«Я велела им делать рассмотрение законов, а они делают анатомию моим качествам. Премудрый – один Бог! Великая? О том рассудит потомство». Екатерина приняла только титул «Матери Отечества».

Домашнее задание: ответить на вопрос: согласны ли вы с почетными титулами «Великая. Премудрая. Матерь Отечества», данными Екатерине членами Уложенной комиссии. Обоснуйте свой ответ.


- Сейчас оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.



Рассказ










Просмотр видео, задание №1





Рассказ














Задание №2 – в группах





Просмотр, ответы




Задание №3, ответы

Вопрос-ответ
















Доказывают, что достигли


ЗАДАНИЕ №1

Пожелания, высказанные в наказах с мест


1) Купцы

А) упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах органы дворянского самоуправления.


2) Инородцы /

национальное меньшинство

Б) выступало за введение его монополии на торговлю в городах и лишение права торговать там дворян и крестьян. Дворянские привилегии: освобождение от телесных наказаний, владение крепостными крестьянами, покупка крестьян для работы на мануфактурах


3) Дворяне

В) жаловались на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и заводчиков, высокие налоги

4) Государственные крестьяне

Г) требовали уравнения их в правах с русскими


1)

2)

3)

4)






ИДЕИ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ

ИЗ НАКАЗА ЕКАТЕРИНЫ II УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ

Шарль Луи Монтескьё

 Свобода – право делать то, что дозволено законом

 Главное дело короля – наблюдать за исполнением законов


- Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам…

- Вольность есть право всё то делать, что законы дозволяют…

- Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями…

- Есть различие между содержанием под стражею и заключением в тюрьму. Человек, бывший под стражею и потом оправдавшийся, не должен через то подлежать никакому бесчестию…

- Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтобы всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою законов…

- Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные…

- Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан…

- Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать…

- Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми.

Вольтер

 «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле»

 Идеал общественного устройства – просвещенная монархия

 Свобода, равенство, собственность

Жан Жак Руссо

 Народ – источник власти

 Уравнять крайности богатства и бедности

Дидро и д‘Аламбер

 Равенство всех перед законом

ЗАДАНИЕ №2

«Просвещенный абсолютизм» - государственная политика в XVIII в., направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества (политика достижения в государстве «общего блага»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!