Просмотр содержимого документа
«Могучая поступь империи»
«Могучая поступь империи. Внешняя политика Екатерины II»
Эпиграф к уроку: Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела»
канцлер граф А. Безбородко
Цели урока:
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: договор, направления внешней политики и т.д.
- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Обязательный минимум содержания: достижения во внешней политике России и геостратегическая обстановка.
Компетентности:
- личностные: формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внеурочной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
План урока:
Постановка проблемы: Каковы заслуги Екатерины II в области внешней политики, и какую роль в победах русского оружия сыграли выдающиеся полководцы и рядовые офицеры?
II. Поиск решения проблемы:
Примерный вывод по проблеме. Две главные внешнеполитические задачи стояли перед Россией в XVIII веке: выход к Балтийскому морю (эта задача успешно была решена Петром I) и выход к Черному морю (на это были направлены усилия дипломатии и военного ведомства в правление Екатерины II).
Примерный вывод по проблеме: Во внешней политике Екатерины II можно выделить три основных направления: южное (борьба за выход в Черное море), северное (война со Швецией), польское (возвращение в состав России украинских и белорусских земель).
Технологическая карта урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, Технология оценивания |
Эмоциональный настрой. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы Актуализация знаний | Обратите внимание на эпиграф - Как это связано с темой нашего урока? Правление, какого императора мы изучаем? ( Екатерины II.) Назовите годы царствования Екатерины? Какие вопросы мы рассматривали, связанные с эпохой Великой Екатерины? Всё перечисленное можно отнести к какому виду политики? (внутренняя) Что мы ещё не рассматривали на уроках? (внешняя политика) Что такое внешняя политика, дайте определение. Внешняя политика является самой блестящей стороной правления Екатерины II. Сегодня мы заострим наше внимание на проблеме: Каковы заслуги Екатерины II в области внешней политики, и какую роль в победах русского оружия сыграли выдающиеся полководцы и рядовые офицеры? давайте вспомним то, что мы уже знаем. Работа по слайдам | Погружение в работу. Вспоминают ранее изученный материал. Устно отвечают на вопросы, используя изученный материал. | Регулятивные УУД: Определять цель – проблему. Выдвигать версии. Планировать деятельность Работать по плану Оценивать степень и способы достижения цели Познавательные УУД: 1. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактическую информацию 2. Находить информацию из разных источников. 3. Определять понятия 4. Анализировать - выделять главное 5. Обобщать – делать выводы 6. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: 1.Слушать и понимать речь других; 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одногруппниками, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Планирование деятельности | Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Результаты внешней политики Екатерины II. Роль военачальников | Составляют план действий решения проблемы. Получают задание | |
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания | Работа учащихся с картой в атласе. Найдите на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского ханства. (Учащиеся видят, что у России полностью отсутствовал выход к Чёрному морю) Открывалась бы возможность освоения и заселение южных чернозёмных степей; Развивались бы внешнеторговые связи России через Чёрное море (экспорт хлеба в Зап. Европу). Работа по группам 1 группа – п.1 стр. 82 2 группа – п.2 стр. 83 Отчет 1 группы (просмотр видео) В честь победы в Чесменской бухте Екатерина II велела отчеканить медаль, на которой значилось лишь одно слово « Былъ», это означало « Был Турецкий флот, а нет его теперь». Однако обе стороны рассматривали этот договор как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. Отчет 2 группы (просмотр видео) Итоги Ясского мирного договора. Россия не просто получала выход в Чёрное море, но и стала великой черноморской державой. Началось освоение плодородных причерноморских земель, строительство портов и городов. Итак, русско-турецкие войны закончились полной победой России. | Обсуждение Самостоятельно работают с текстом в группах. | Владеть смысловым чтением – вычитывать актуальную информацию Находить информацию из разных источников. Определять понятия Анализировать - выделять главное Обобщать – делать выводы Слушать и понимать речь других; Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одногруппниками, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Выражение решения проблемы. | – Внешней политике императрицы русский историк XIX века Николай Михайлович Карамзин дал такую оценку: «Внешняя политика сего царствования (Екатерины II) достойна особой похвалы Россия с честию и славою занимала одно из первых мест в государственной в европейской системе. Пётр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила к ним» | Примерный вывод Благодаря мудрой внешней политике императрицы значительно возросла территория России, увеличилось население. Другим важным итогом стало превращение Росси в мировую державу. На политическом небосклоне ярко блеснули 2 звезды, 2 великих политика – Пётр I и Екатерина II. | Находить информацию из разных источников. Определять понятия Анализировать - выделять главное Обобщать – делать выводы Устанавливать причинно-следственные связи. |
Применение знаний. Рефлексия | А сейчас выскажите своё мнение об уроке одним предложением. Сегодня я узнал… Было интересно.. Я выполнял задание… Я понял, что… Я научился… Мне захотелось.. Урок дал мне для жизни… | Высказывают своё мнение. | Анализировать - выделять главное Обобщать – делать выводы |
Домашнее задание | Стр. 82 - 83 | Записывают домашнее задание | Анализировать - выделять главное. Обобщать – делать выводы. Планировать деятельность. |
Просмотр содержимого презентации
«phpmcuwAI_russko---tureckie-vojny_1»
Могучая поступь империи
«Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела»
Канцлер России, граф А. Безбородко
1. Отметьте верные ответы:
О начале разложения феодально-крепостнической системы в 60-90 –х гг. XVIII в. свидетельствовало:
А) начало продажи производимых продуктов на рынке;
Б) разрешение богатым крестьянам создавать свои предприятия;
В) сдерживание крепостнической системой новых форм труда;
Г) стремительное внедрение в промышленность новейших машин и станков;
Д) тройное увеличение при Екатерине II оброка с крестьян;
Е) разорение и упадок крестьянских хозяйств;
Ж) запрещение властями изучения и использования передового опыта других стран.
2. Установите соответствие:
1. Создание Вольного экономического общества
А)1775 г.
2. Разрешение крестьянам создавать свои предприятия
Б) 1768 г.
3. Создание ассигнационных банков
В) 1765 г.
3. Кто такие крестьяне – отходники?
а) крестьяне, откупившиеся от крепостной зависимости и ушедшие от помещиков в Новороссию;
б) крестьяне, бежавшие в казаки;
в) крестьяне, ушедшие на заработки, чтобы выплатить оброк.
Проверяем!
1 – АВГЕЖ
2 - 1В 2А 3Б
3 - В
ЧЕСМЕНСКИЙ БОЙ
В честь этой победы Екатерина II велела отчеканить медаль на которой значилось лишь одно слово: «Былъ», это означало «Был турецкий флот, а нет его теперь».
СУВОРОВ ПРИ ШТУРМЕ ИЗМАИЛА
«Внешняя политика сего царствования (Екатерины II ) достойна особой похвалы Россия с честию и славою занимала одно из первых мест в государственной в европейской системе . Пётр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила к ним»
Н.М. Карамзин, историк XIX в.
Итоги внешней политики
1. Начинается освоение степей Причерноморья, свободных от
помещичьего землевладения, что создавало благоприятные условия
для развития этого региона.
2. Более интенсивно начинает развиваться черноземный центр России
и Украина, получившие возможность реализовывать свою
продукцию через черноморский торговый путь.
3. Укрепилось военно-стратегическое положение России на южных
рубежах, расширились сферы ее влияния.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Мне захотелось…
- Урок дал мне для жизни…
Просмотр содержимого презентации
«внешняя Е2»
Могучая поступь империи
«Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела»
Канцлер России, граф А. Безбородко
1. Отметьте верные ответы:
О начале разложения феодально-крепостнической системы в 60-90 –х гг. XVIII в. свидетельствовало:
А) начало продажи производимых продуктов на рынке;
Б) разрешение богатым крестьянам создавать свои предприятия;
В) сдерживание крепостнической системой новых форм труда;
Г) стремительное внедрение в промышленность новейших машин и станков;
Д) тройное увеличение при Екатерине II оброка с крестьян;
Е) разорение и упадок крестьянских хозяйств;
Ж) запрещение властями изучения и использования передового опыта других стран.
2. Установите соответствие:
1. Создание Вольного экономического общества
А)1775 г.
2. Разрешение крестьянам создавать свои предприятия
Б) 1768 г.
3. Создание ассигнационных банков
В) 1765 г.
3. Кто такие крестьяне – отходники?
а) крестьяне, откупившиеся от крепостной зависимости и ушедшие от помещиков в Новороссию;
б) крестьяне, бежавшие в казаки;
в) крестьяне, ушедшие на заработки, чтобы выплатить оброк.
Проверяем!
1 – АВГЕЖ
2 - 1В 2А 3Б
3 - В
ЧЕСМЕНСКИЙ БОЙ
В честь этой победы Екатерина II велела отчеканить медаль на которой значилось лишь одно слово: «Былъ», это означало «Был турецкий флот, а нет его теперь».
СУВОРОВ ПРИ ШТУРМЕ ИЗМАИЛА
«Внешняя политика сего царствования (Екатерины II ) достойна особой похвалы Россия с честию и славою занимала одно из первых мест в государственной в европейской системе . Пётр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила к ним»
Н.М. Карамзин, историк XIX в.
Итоги внешней политики
1. Начинается освоение степей Причерноморья, свободных от
помещичьего землевладения, что создавало благоприятные условия
для развития этого региона.
2. Более интенсивно начинает развиваться черноземный центр России
и Украина, получившие возможность реализовывать свою
продукцию через черноморский торговый путь.
3. Укрепилось военно-стратегическое положение России на южных
рубежах, расширились сферы ее влияния.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Мне захотелось…
- Урок дал мне для жизни…