Тема урока: Внешняя политика Екатерины II
Цели урока:
Образовательная: сформировать представления о внешней политике Российской империи в эпоху Екатерины Великой и понимания того, что Россия занимала одно из ведущих мест в системе международных отношений во второй половине XVIII века, определение важности для Российской империи борьбы за укрепление своего международного авторитета;
Развивающая: продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений; развивать историческое и логическое мышление
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству, вызвать интерес к изучению истории.
Тип урока: изучение нового материала,
Методы: частично-поисковый
Оборудование: компьютер, медиапроектор, учебник История Артемов В. В, Лубченков Ю.Н
Ход урока
І. Организационный момент
Приветствие, определение степени готовности к уроку, проверка наличия обучающихся.
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Внешнюю политику считают самой блестящей стороной государственной деятельности Екатерины II. Она сама вникала в детали военных операций, работала как настоящий начальник генерального штаба, входила в подробности военных приготовлений, следила за всем происходящим на фронтах.
Екатерина II сформулировала свои собственные «правила управления»:
Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение к соседям.
(Записки императрицы Екатерины Второй. СПб., 1907. С.647).
XVIII век – это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства.
Итак, тема нашего урока «Внешняя политика Екатерины Второй». Сегодня на уроке мы с вами определим основные направления и задачи внешней политики, рассмотрим, как решались основные внешнеполитические задачи, сделаем выводы об итогах и значении внешней политики Екатерины II.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного русского историка Н.Карамзина: «Петр I удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”.
Прав ли был Карамзин в своей оценке внешнеполитическойдеятельности Екатерины, мы с вами выясним в конце урока.
ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока
1. Цели и задачи внешней политики Екатерины II
2. Основные события внешней политики Екатерины II
3. Итоги внешней политики второй половины XVIII века.
ІV. Изучение нового материала
Цели и задачи внешней политики Екатерины II.
Используя учебник обучающиеся составляют схему:
Основные задачи внешней политики России во второй половине 18 века.
1.Борьба с Турцией за выход к Черному морю. - Южное
2.Возвращение в состав России украинских и белорусских земель. - Западное
3. Усиление влияния в Европе - Западное
4. Сохранение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.- Северо-западное
2)Основные события внешней политики Екатерины II.
Рассказ преподавателя.
а) Русско-турецкие войны
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века объяснялись не только стремлением России выйти к Черному морю, но и не меньшим желанием самой Турции расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России.
В 1768 году вспыхнула русско-турецкая война. Ее начала Турция. Конница крымского хана начала продвижение с юга в степные районы Украины. Кроме сильно укрепленных крепостей на Балканах, Турция опиралась на свой многочисленный и хорошо вооруженный флот, действовавший на Черном и Азовском морях.
На начальном этапе войны бои шли с переменным успехом — сказывалась внезапность нападения и превосходство Турции в силе. Шансы на победу выросли после назначения главнокомандующим русской армией П. А. Румянцева. В сентябре 1769 года возглавляемые им войска вошли в Яссы, а затем в Бухарест. Другая часть русской армии, действовавшая в низовьях Дона и в Приазовье, заняла Азов и Таганрог.
В июле 1770 года турецкая армия была разгромлена войсками Румянцева у реки Ларги. Через несколько дней у реки Кагул.
Тем временем эскадра Балтийского флота под командованием А. Г. Орлова и Г. А. Спиридова обогнула Европу и 5 июля 1770 года в Чесменской бухте полностью уничтожила турецкую эскадру.
В 1774 году в местечке Кючук-Кайнарджи был заключен мирный договор. К России была присоединена территория между Южным Бугом и Днепром с крепостью Кинбурн, крепости Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе. Турция была вынуждена также признать независимость Крымского ханства и право русского флота на беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземное море.
Однако обе стороны рассматривали этот договор как временный. Они готовились к новой войне.
Поводом к ней послужили события в Крыму, где произошел переворот. И в 1783 году Екатерина II издала манифест о присоединении Крыма к России. Летом 1787 года Екатерина предприняла демонстративное путешествие в Крым (Тавриду) в сопровождении австрийского императора.
Все это вызвало бурю негодования в Турции. В июле 1787 года султан предъявил России ультиматум, в котором потребовал возвращения Крыма, восстановления власти Турции в Грузии и досмотра русских кораблей, идущих через Босфор и Дарданеллы. Россия ответила отказом. В августе султан объявил России войну, которая длилась четыре года.
Военное превосходство России стало очевидным сразу. Осенью 1787 года турки высадили крупный десант на Кинбурнскую косу в устье Днепра. Оборонявшие Кинбурн войска под командованием Суворова разбили и уничтожили десант. В 1788 году войска под командованием Г. А. Потемкина овладели крепостью Очаков.
Летом 1789 года произошли решающие сражения при Фокшанах и Рымнике, в ходе которых войска Суворова разгромили численно превосходивших их турок.
Главным событием заключительного этапа войны стала осада и взятие казавшейся неприступной крепости Измаил, оборону которой вели 35 тысяч человек. Комендант Измаила самоуверенно заявил, что «скорее небо упадет на землю», чем противник сможет взять эту крепость. Первые попытки штурма действительно не принесли успеха русским войскам. Лишь после назначения Суворова командующим дело сдвинулось с места.
Прославленный полководец стал готовить войска к штурму. Были созданы макеты крепости в натуральную величину, заготовлены лестницы для штурма, солдат учили преодолевать препятствия. Войска буквально день и ночь тренировались.
После артиллерийской подготовки 11 декабря 1790 года начался штурм крепости. Десять часов шел бой, после чего неприступный Измаил пал. Турки потеряли 26 тысяч своих солдат. Потери со стороны штурмовавших русских составили 2 тысячи человек. Одной из колонн наступавших командовал генерал - майор М. И. Кутузов. Летом 1791 года русские войска окончательно разгромили турецкую армию на Балканах. Тогда же молодой русский Черноморский флот во главе с Федором Федоровичем Ушаковым разбил турецкую эскадру в Керченском проливе.
Турция была окончательно разгромлена и запросила мира. По Ясскому мирному договору 1791 года границей между двумя странами стала река Днестр. Турция признала все завоевания России в Северном Причерноморье.
б) Разделы Речи Посполитой.
Работа с картой. Видеофрагмент.
Союзные с Россией Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой.
В 1772 году Россия, Австрия и Пруссия разделили между собой часть территорий этого государства. Россия получила восточную Белоруссию и часть Ливонии.
Второй раздел, в котором участвовали Пруссия и Россия, произошел в 1793 году к России отошли Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. Это означало, что многие старинные русские земли вошли в состав России.
Третий раздел Польши произошел в 1795 году. К России отошли основная часть Литвы, Западная Белоруссия и Западная Волынь, а также было подтверждено включение в состав России Курляндии.
в) Борьба с революционной Францией.
Одна из внешнеполитических задач - борьба с революционной Францией - только начиналась решаться при Екатерине II. Последовательное продолжение она получила при царствовании сына Павла I. Но и Екатерина заняла враждебную позицию по отношению к революционной Франции, щедро поддерживала французских эмигрантов-роялистов, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против Франции и в 1791 г. заключила союз со Швецией и Англией для совместной интервенции против нее. К походу во Францию готовился 60-тысячный корпус Суворова, но ее смерть помешала этому. Тем не менее, русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровождалась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.
г) Сохранение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.
В самый разгар русско-турецкой войны 1787—1791 годов шведский король, воспользовавшись тяжелым положением России, предпринял последнюю попытку возвратить часть петровских завоеваний. Кроме требования вернуть все завоеванное Россией побережье Прибалтики, он потребовал от Екатерины возвратить Турции (с которой он выступал в союзе) все её черноморские приобретения. Военные действия начались в 1788 году и шли с переменным успехом на территории Финляндии и на Балтийском море. Судьбу войны решило Выборгское морское сражение в июне 1790 года, завершившееся победой русского флота. В июле был заключен мирный договор. Война закончилась без изменения границ между двумя странами. Ее главным итогом было заключение союзнических отношений между Россией и Швецией.
Итоги внешней политики второй половины XVIII века.
На основании изученного материала обучающиеся подводят итоги внешней политики
Южное направление - В результате русско-турецких войн (1768 - 1774 и 1787 - 1791) к России были присоединены земли Новороссии (1774) (сейчас южная Украина), Крыма и Кубани. Основаны города Севастополь, Екатеринослав, Одесса и др.
Западное - Разделы Польши 1772, 1793, 1795. К России отошла Белоруссия и Правобережная Украина (1793), а также Курляндия и Литва (1795).
Сохранение завоеваний в Прибалтике
Налаживание отношений с США
Укрепление международного авторитета
Обобщение материала
«Петр І удивил Европу своими победами, Екатерина приучила её к нашим победам”. Прав ли был Карамзин в своей оценке внешнеполитической деятельности Екатерины.
Обучающиеся отвечают на вопрос и делают вывод: Действительно, гром победы сопутствовал внешней политике российского правительства при Екатерине II. Императрица проводила активную и успешную для России внешнюю политику.
V. Закрепление изученного материала
Выберите один верный вариант ответа
1. Что не относится к задачам внешней политики России при Екатерине II?
А) обеспечение выхода России к Чёрному морю,
Б) возвращение в состав России украинских и белорусских земель
В) борьба с революционной Францией.
Г) продвижение в Среднюю Азию.
2.Ч то из названного относится к итогам внешней политики ЕкатериныII?
А)утрата Россией побережья Балтийского моря,
Б) присоединение к России Средней Азии,
В) Утрата Россией Крыма,
Г)присоединение к России Северного Причерноморья
3. Прочтите отрывок из документа, подписанного Екатериной II в 1791 г., и назовите фамилию русского флотоводца, о котором идет речь.
«...Знаменитая победа в конце последней кампании Черноморским флотом нашим, вами предводительствуемым, над таковым же турецким одержанная в самой близости столицы оттоманской, куда флот неприятельский из среды моря загнан с великим его поражением, служит новым доказательством усердия к службе нашей, особливо мужества и искусства вашего... Пожаловали вас кавалером ордена нашего святого Александра Невского...»
Ответ: ____________________
4. Выберите лишнюю фамилию:
А) П. Румянцев, Б) А. Суворов, В) Г. Жуков, Г) Г. Орлов
5. Русский полководец, автор книги «Наука побеждать»
1)А.В. Суворов.
2)М.И. Кутузов,
3)П.А. Румянцев-Задунайский,
4)М.Ф. Апраксин
VІ.Итоги урока
Рефлексия. Ответы на вопросы:
Сегодня я узнал….
Мне было особенно трудно…
Мне было легко…
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: изучить конспект, составить хронологическую таблицу.