СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории на тему: Внешняя политика Екатерины ІІ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории на тему: Внешняя политика Екатерины ІІ»

Тема урока: Внешняя политика Екатерины II

Цели урока:

Образовательная: сформировать представления о внешней политике Российской империи в эпоху Екатерины Великой и понимания того, что Россия занимала одно из ведущих мест в системе международных отношений во второй половине XVIII века, определение важности для Российской империи борьбы за укрепление своего международного авторитета;

Развивающая: продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений; развивать историческое и логическое мышление

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству, вызвать интерес к изучению истории.

Тип урока: изучение нового материала,

Методы: частично-поисковый

Оборудование: компьютер, медиапроектор, учебник История Артемов В. В, Лубченков Ю.Н


Ход урока

І. Организационный момент

Приветствие, определение степени готовности к уроку, проверка наличия обучающихся.


ІІ. Мотивация учебной деятельности

Внешнюю политику считают самой блестящей стороной государственной деятельности Екатерины II. Она сама вникала в детали военных операций, работала как настоящий начальник генерального штаба, входила в подробности военных приготовлений, следила за всем происходящим на фронтах.

Екатерина II сформулировала свои собственные «правила управления»:

  • Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

  • Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение к соседям.

(Записки императрицы Екатерины Второй. СПб., 1907. С.647).

XVIII век – это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства.

Итак, тема нашего урока «Внешняя политика Екатерины Второй». Сегодня на уроке мы с вами определим основные направления и задачи внешней политики, рассмотрим, как решались основные внешнеполитические задачи, сделаем выводы об итогах и значении внешней политики Екатерины II.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного русского историка Н.Карамзина: «Петр I удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”.

Прав ли был Карамзин в своей оценке внешнеполитическойдеятельности Екатерины, мы с вами выясним в конце урока.


ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока

1. Цели и задачи внешней политики Екатерины II

2. Основные события внешней политики Екатерины II

3. Итоги внешней политики второй половины XVIII века.



ІV. Изучение нового материала


  1. Цели и задачи внешней политики Екатерины II.


Используя учебник обучающиеся составляют схему:

Основные задачи внешней политики России во второй половине 18 века.


1.Борьба с Турцией за выход к Черному морю. - Южное


2.Возвращение в состав России украинских и белорусских земель. - Западное


3. Усиление влияния в Европе - Западное


4. Сохранение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.- Северо-западное


2)Основные события внешней политики Екатерины II.

Рассказ преподавателя.

а) Русско-турецкие войны

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века объяснялись не только стрем­лением России выйти к Черному морю, но и не меньшим жела­нием самой Турции расширить свои владения в Северном При­черноморье за счет России.

В 1768 году вспыхнула русско-турецкая война. Ее начала Тур­ция. Конница крымского хана начала продвижение с юга в степ­ные районы Украины. Кроме сильно ук­репленных крепостей на Балканах, Турция опиралась на свой многочисленный и хорошо вооруженный флот, действовавший на Черном и Азовском морях.

На начальном этапе войны бои шли с переменным успе­хом — сказывалась внезапность нападения и превосходство Турции в силе. Шансы на победу выросли после назначения главнокомандующим русской армией П. А. Румян­цева. В сентябре 1769 года возглавляемые им войска вошли в Яссы, а затем в Бухарест. Другая часть русской армии, дейст­вовавшая в низовьях Дона и в Приазовье, заняла Азов и Таган­рог.

В июле 1770 года турецкая армия была разгромлена войска­ми Румянцева у реки Ларги. Через несколько дней у реки Кагул.

Тем временем эскадра Балтийского флота под командованием А. Г. Орлова и Г. А. Спиридова обогнула Европу и 5 июля 1770 го­да в Чесменской бухте полностью уничтожила турецкую эскадру.

В 1774 году в местечке Кючук-Кайнарджи был заключен мирный договор. К России была присоединена территория между Южным Бугом и Дне­пром с крепостью Кинбурн, крепости Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе. Турция была вынуждена также признать неза­висимость Крымского ханства и право русского флота на беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземное море.

Однако обе стороны рассматривали этот договор как временный. Они готови­лись к новой войне.

Поводом к ней послужили события в Крыму, где произо­шел переворот. И в 1783 году Екатерина II издала манифест о присоеди­нении Крыма к России. Летом 1787 года Екатерина предприняла демонстративное путешествие в Крым (Тавриду) в сопровождении ав­стрийского императора.

Все это вызвало бурю негодования в Турции. В июле 1787 года султан предъявил России ультиматум, в котором по­требовал возвращения Крыма, восстановления власти Турции в Грузии и досмотра русских кораблей, идущих через Босфор и Дарданеллы. Россия ответила отказом. В августе султан объ­явил России войну, которая длилась четыре года.

Военное превосходство России стало очевидным сразу. Осе­нью 1787 года турки высадили крупный десант на Кинбурнскую косу в устье Днепра. Оборонявшие Кинбурн войска под командованием Суворова разбили и уничтожи­ли десант. В 1788 году войска под ко­мандованием Г. А. Потемкина овладели крепостью Очаков.

Летом 1789 года произошли решаю­щие сражения при Фокшанах и Рымнике, в ходе которых войска Суворова раз­громили численно превосходивших их турок.

Главным событием заключительного этапа войны стала осада и взятие казав­шейся неприступной крепости Измаил, оборону которой вели 35 тысяч человек. Комендант Измаила самоуверенно заявил, что «скорее небо упадет на землю», чем противник сможет взять эту крепость. Первые попытки штурма действитель­но не принесли успеха русским войс­кам. Лишь после назначения Суворова командующим дело сдвинулось с места.

Прославленный полководец стал готовить войска к штурму. Были созданы макеты крепости в натуральную величи­ну, заготовлены лестницы для штурма, солдат учили преодолевать препятствия. Войска буквально день и ночь трени­ровались.

После артиллерийской подготовки 11 декабря 1790 года начался штурм кре­пости. Десять часов шел бой, после чего неприступный Измаил пал. Турки по­теряли 26 тысяч своих солдат. Потери со стороны штурмовавших русских сос­тавили 2 тысячи человек. Одной из ко­лонн наступавших командовал генерал - майор М. И. Кутузов. Летом 1791 года русские войска окон­чательно разгромили турецкую армию на Балканах. Тогда же молодой русский Черноморский флот во главе с Федором Федоровичем Ушаковым разбил турецкую эс­кадру в Керченском проливе.

Турция была окончательно разгромлена и запросила мира. По Ясскому мирному договору 1791 года границей между двумя странами стала река Днестр. Турция признала все завоевания России в Северном Причерноморье.

б) Разделы Речи Посполитой.

Работа с картой. Видеофрагмент.

Союзные с Россией Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой.

  • В 1772 году Россия, Австрия и Пруссия разделили между собой часть территорий этого государства. Россия получила восточную Белоруссию и часть Ли­вонии.

  • Второй раздел, в котором участвовали Пруссия и Россия, про­изошел в 1793 году к России отошли Белоруссия с Минском и Правобережная Украи­на. Это означало, что многие старинные русские земли вошли в состав России.

  • Третий раздел Польши произошел в 1795 году. К России отошли основ­ная часть Литвы, Западная Белоруссия и Западная Волынь, а также было подтверждено включение в состав России Кур­ляндии.


в) Борьба с революционной Францией.

Одна из внешнеполитических задач - борьба с революционной Францией - только начиналась решаться при Екатерине II. Последовательное продолжение она получила при царствовании сына Павла I. Но и Екатерина заняла враждебную позицию по отношению к революционной Франции, щедро поддерживала французских эмигрантов-роялистов, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против Франции и в 1791 г. заключила союз со Швецией и Англией для совместной интервенции против нее. К походу во Францию готовился 60-тысячный корпус Суворова, но ее смерть помешала этому. Тем не менее, русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровождалась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.


г) Сохранение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.

В самый разгар русско-турецкой войны 1787—1791 годов шведский король, воспользовавшись тяжелым положением России, предпринял последнюю попытку возвратить часть петровских завоеваний. Кроме требования вернуть все за­воеванное Россией побережье Прибалтики, он потребовал от Екатерины возвратить Турции (с которой он выступал в союзе) все её черноморские приобретения. Военные действия начались в 1788 году и шли с переменным успехом на территории Фин­ляндии и на Балтийском море. Судьбу войны решило Выборг­ское морское сражение в июне 1790 года, завершившееся по­бедой русского флота. В июле был заключен мирный договор. Война закончилась без изменения границ между двумя страна­ми. Ее главным итогом было заключение союзнических отноше­ний между Россией и Швецией.


  1. Итоги внешней политики второй половины XVIII века.


На основании изученного материала обучающиеся подводят итоги внешней политики

  • Южное направление - В результате русско-турецких войн (1768 - 1774 и 1787 - 1791) к России были присоединены земли Новороссии (1774) (сейчас южная Украина), Крыма и Кубани. Основаны города Севастополь, Екатеринослав, Одесса и др.

  • Западное - Разделы Польши 1772, 1793, 1795. К России отошла Белоруссия и Правобережная Украина (1793), а также Курляндия и Литва (1795).

  • Сохранение завоеваний в Прибалтике

  • Налаживание отношений с США

  • Укрепление международного авторитета

Обобщение материала

«Петр І удивил Европу своими победами, Екатерина приучила её к нашим победам”. Прав ли был Карамзин в своей оценке внешнеполитической деятельности Екатерины.

Обучающиеся отвечают на вопрос и делают вывод: Действительно, гром победы сопутствовал внешней политике российского правительства при Екатерине II. Императрица проводила активную и успешную для России внешнюю политику.

V. Закрепление изученного материала

Выберите один верный вариант ответа

1. Что не относится к задачам внешней политики России при Екатерине II?

А) обеспечение выхода России к Чёрному морю,

Б) возвращение в состав России украинских и белорусских земель

В) борьба с революционной Францией.

Г) продвижение в Среднюю Азию.

2.Ч то из названного относится к итогам внешней политики ЕкатериныII?

А)утрата Россией побережья Балтийского моря,

Б) присоединение к России Средней Азии,

В) Утрата Россией Крыма,

Г)присоединение к России Северного Причерноморья

3. Прочтите отрывок из документа, подписанного Екатериной II в 1791 г., и назовите фамилию русского флотоводца, о котором идет речь.

«...Знаменитая победа в конце последней кампании Черноморским флотом нашим, вами предводительствуемым, над таковым же турецким одержанная в самой близости столицы оттоманской, куда флот неприятельский из среды моря загнан с великим его поражением, служит новым доказательством усердия к службе нашей, особливо мужества и искусства вашего... Пожало­вали вас кавалером ордена нашего святого Александра Невского...»

Ответ: ____________________

4. Выберите лишнюю фамилию:

А) П. Румянцев, Б) А. Суворов, В) Г. Жуков, Г) Г. Орлов

5. Русский полководец, автор книги «Наука побеждать»

1)А.В. Суворов.

2)М.И. Кутузов,

3)П.А. Румянцев-Задунайский,

4)М.Ф. Апраксин


VІ.Итоги урока

Рефлексия. Ответы на вопросы:

Сегодня я узнал….

Мне было особенно трудно…

Мне было легко…

Выставление оценок.


VII. Домашнее задание: изучить конспект, составить хронологическую таблицу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!