СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока"«Екатерина Вторая: итоги и оценка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать характеристику личности Екатерины Второй и ее роли в событиях  истории России XVIII в., охарактеризовать деятельность Екатерины II; провести обощение по изучаемому материалу; воспитывать уважение к историческим личностям.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока"«Екатерина Вторая: итоги и оценка»»


Методическая разработка урока учителя истории МБОУ «Турмышская СОШ» Янтиковского района ЧР



Тема: «Екатерина Вторая: итоги и оценка»


Цели урока: дать характеристику личности Екатерины II и ее роли в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, охарактеризовать деятельность Екатерины Великой; провести обобщение по изучаемому материалу; воспитывать уважение к историческим личностям.

Предметные: обеспечить усвоение учебного материала по периоду правления Екатерины 2.

Надпредметные: содействовать развитию способностей учащихся структурировать учебный материал, работать с различными видами источников информации, анализировать, сравнивать, участвовать в обсуждении.

Личностные: способствовать развитию любознательности, ценностно - окрашенного отношения к событиям исторического процесса с гуманистических позиций.

Ожидаемые результаты: на основе технологии развития критического мышления, проблемного обучения, обеспечивающих самостоятельность мышления, развивающих навык анализа, умение участвовать в дискуссии и работать с различными видами источников, предполагаю достижение поставленных целей.


Обучающая среда урока: мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, исторические источники.


Форма урока: обобщение и систематизация предметных знаний.


Технология развития критического мышления, технология проблемного обучения


Этапы урока

Цель урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1этап . Организационный момент


Я вновь рада сегодня видеть вас сегодня на уроке веселыми, здоровыми, жизнерадостными и, думаю, готовыми снова «погрузиться» в историческое прошлое нашей страны



II этап – Актуализация знаний.
























Ретроспективная игра «Пресс-конференция»



- Карамзин Николай Михайлович (1766 — 1826), писатель, историк, писал:

«История предков всегда любопытна для тех, кто достоин своего Отечества».

- Ребята, как вы понимаете смысл этих слов?


- Вы правы, ребята. Мы должны знать историческое прошлое своей страны вносит вклад в ее развитие. Я, например, педагогической работой, а вы - хорошими успехами в учебе, в работе секций, кружков, в том числе в изучении истории Отечества. Это и есть проявление любви к своей стране. 18 век, историю которого мы изучили, удивительно интересный, насыщенный богатыми историческими событиями, деяниями ярких, исторических деятелей, правителей, которые мечтали видеть Россию великой державой и многое для этого сделали. Сегодня мы будем говорить о правлении императрицы, который в истории назван золотым веком Российской империи.. Когда ей присвоили звание Великой, она сказала: «Великая ли я, решать будет потомство.»


-Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь?


- Как можно назвать тему урока?



- Какова же проблема урока ? Найти ответ на вопрос нам поможет

ретроспективная игра «Пресс-конференция»


- Давайте представим себе, как в фантастических фильмах, необычную встречу. К нам в школу попала «Гостья из прошлого». Давайте мы с ней проведем пресс-конференция и зададим вопросы. Вы себя должны представить журналистами и назвать из какой вы газеты. ( Екатерина Вторая выходит и садится на стул)

Екатерина ( обращается к первому корреспонденту): Прошу Вас, любезный. Ваш вопрос.

Корреспондент 1: Газета «Шахтинские известия»; Ваше Величество. Расскажите хотя бы немного о себе: откуда Вы родом, каким образом оказались в России?

Екатерина: Я немецкая принцесса. Родилась 21 апреля 1729 г. Приехала в Россию в возрасте 15 лет. Звали меня Софья Фредерика Ангальт – Цербстская. Стала женой наследника престола Петра Федоровича, племянника императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра1.

Корреспондент 2 журнал «Грушевский мост»: Как Вы относились к России? Что Вы делали, чтобы жить среди русских людей?

Екатерина: Я выучила в совершенстве русский язык, изучала историю, культуру, религию. Приняла христианство. И стала величаться после крещения Екатериной. Кроме того, я всегда стремилась быть полезной России, ибо Я желаю и хочу блага той стране, в которую привел меня Господь. Он мне в том свидетель. Слава страны - создает мою славу. Я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать.

Корреспондент 3 Газета «Гимназический вестник»: Сколько лет вы правили Россией и, как обычно проходил ваш день?

Екатерина: Я правила Россией 34 года (1762-1796)

Екатерина: Мой день начинался в 6-7 часов утра в рабочем кабинете, где я тружусь над письмами, деловыми бумагами, проектами законов. Я слежу за литературными новинками, поощряю ученых и поэтов, читаю сочинения французских просветителей: Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Я во многом разделяю их взгляды на просвещенную монархию. Кроме того, пробую свои силы в драматургии, журналистике и других литературных изысканиях. Моими стараниями был основан Эрмитаж, многое было сделано в области градостроительства, музыкального и изобразительного искусства, книгоиздания. Вечером или днем приемы послов, государственных деятелей. Вечером и ночью часто балы. Люблю охотиться, кататься на санях, гулять в саду. И это лишь немногое из того, что я делаю для укрепления России, а мое государство огромное, посмотрите его территорию (показывает на карту и называет какие территории входили в состав Российской империи).

Слайд карта Российской империи периода правления Екатерины Великой.

Писатель Фонвизин: 

- Денис Иванович Фонвизин-писатель, автор комедии «Недоросль».

Годы вашего правления в истории называют «веком просвещенного абсолютизма». Считают вас Великой. Так ли это?

Екатерина: Я не буду давать оценку своим деяниям, пусть потомки разрешат эту проблему.


- Какова же проблема, над которой мы будем работать на уроке?. Предлагаю выбрать проблемой урока высказывание Екатерина Второй

- «Великая ли я, решать будет потомство»

Вы согласны? Если нет предлагайте свои варианты»







- нужно знать историю своей страны, прошлое, чтобы продолжать дело предков, развивать свою страну, делать ее сильней












- Екатерине II


«Екатерина Вторая: итоги и оценка»


























































- Какая она?

- Какова её политика? Почему «Великая»?

- Обобщать наши знания о правлении

Екатерины


«Великая ли я, решать будет потомство»

III этап

Работа по теме урока








Работа в группах

















Коллективная работа










Работа с картой












































Работа с синхронистической картой




- Как назвали в истории время правления Екатерины Второй? Вспомните, что такое политика «просвещенного абсолютизма». Вспомним термины абсолютизм и Просвещенный абсолютизм

это система взглядов, согласно которой просвещенный и соблюдающий законы монарх должен обеспечить процветание своей страны





В правление Екатерины Второй произошло много событий, изменивших положение государства как внутри страны, так и за пределами.

Работа в группах ( на доске прикреплены листочками даты, дети должны прикрепить к датам события и фрагменты из исторических источников)

- На доске карточки с датами. Вы должны соотнести даты с событиями, а также с предложенными вам фрагментами исторических документов.

1. 1785 г 21 апреля - жалованная грамота дворянству.

2. Июль 1767- осень 1768 - Созыв Уложенной комиссии

3. 1773-1775 гг - Восстание Емельяна Пугачева

4. 1775 г - Губернская реформа

5. 1768-1774 гг- Губернская реформа

6. 1783 г - Присоединение Крыма к России ( 1954 год был передан Украинской ССР , 2014 году - РФ)



- С первых дней своего правления Екатерина взялась за реформы. Ваша задача определить какие реформы проведены в экономике, социальной политике, в области центрального и местного управления и указать в соответствующих колонках таблицы. .(Приложение 3 )

- Каковы последствия проводимых реформ?







- В первые годы правления Екатерины Второй социальная напряженность в России не снижалась. ухудшалось положение крестьян, что вызывало все больше недовольства в массах/ Происходили волнения работных людей, казаков, городских низов. Но самым крупным выступлением стало Восстание Е.И.Пугачева


- Посмотрите на карту и определите какому событию она посвящена?

- Какие реформы, проведенные Екатериной Второй, привели к восстанию Е.Пугачева?

- Напишите название реки, обозначенной буквой «А», которое она имела в период изображённых на схеме событий.

- Назовите город, который был осажден восставшими?

- Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? - - - ----Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1) Восстание, изображенное на схеме, связано с таким явлением как самозванство.

2) Участником событий, изображённых на схеме, был казачий атаман Василий Ус.

3) Вооружённые отряды, действия которых обозначены чёрными стрелками, включали в свой состав рабочих мануфактур и работных людей горнорудных заводов.

4) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», это Киев.

5) Нерусские народы региона, изображенного на схеме, принимали активное участие в восстании.

6) Сразу после завершения событий, обозначенных на схеме, началась русско-турецкая война.


















«Внешняя политика, самая блестящая сторона политической деятельности Екатерины.» , Василий Ключевский

- Что имел в виду В Ключевский?



- Воспользуйтесь синхронистической таблицей, вспомните, какие события происходили в это время на Западе, и как могли затрагивать интересы России?


- Назовите основные направления внешней политики в эти годы.


- Итог Можно ли назвать внешнеполитическую деятельность Екатерины успешной? Почему






- абсолютизм-

- просвещенный абсолютизм- это форма правления, при которой

вся полнота власти принадлежит монарху, но правитель при этом опирается на передовые идеи Просвещения.

Просвещённый абсолютизм – это государственная политика, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества, устранение остатков феодализма, проведение реформ









- 1-А-1

2-Б-2

3-В-3

4-Г-4

5-Д-5

6-Ж-6








- укрепление собственной власти

- усиление правящего класса — дворян.

- правительство поддерживало экономику

- хозяйство страны испытывало сильное воздействие крепостнических отношений



- Восстание Е. Пугачева

- дворянам разрешено ссылать на каторгу крестьян, ликвидация гетманства

- ограничение автономии Украины, увеличивались

- запрет крестьян жаловаться на помещиков,


- Яик

- Оренбург






1) Восстание, изображенное на схеме, связано с таким явлением как самозванство. Да, верно, Пугачев объявил себя «чудом спасшимся Петром III».

2) Участником событий, изображённых на схеме, был казачий атаман Василий Ус. Нет, неверно, он был участником восстания Степана Разина.

3) Вооружённые отряды, действия которых обозначены чёрными стрелками, включали в свой состав рабочих мануфактур и работных людей горнорудных заводов. Да, верно, еще казаков, нерусские народы (татары, башкиры) и крестьян.

4) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», это Киев. Нет, неверно, это Царицын.

5) Нерусские народы региона, изображенного на схеме, принимали активное участие в восстании. Да, верно, татары, башкиры и т. д.

6) Сразу после завершения событий, обозначенных на схеме, началась русско-турецкая война. Нет, неверно, она завершилась в 1774 года, пока шло восстание, а следующая началась в 1787 году, то есть через 12 лет.





- Внешняя политика Екатерины была очень насыщенной, а самое главное имела много положительных последствий для России


- Разделы Речи Посполитой, революция во Франции).



- Южное и Западное



- Да. России великой мировой державой,

- значительной рост территории

- увеличение численности населения,

- экономический рост

- укрепление позиции России на Черном и Азовском море.

- выход в Средиземное море


IV этап Первичное осмысление и закрепление

Учитель. Итак, ребята, пользуясь аналитическими выводами, ответьте на основной проблемный вопрос.

«Великая ли я, решать будет потомство»

.

Составим Синквейн


1 .Первая строчка - тема стихотворения (существительное).

2.Во второй строчке в двух словах (двумя прилагательными) дается описание темы.

3 В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы

(глаголы).

4.Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме,

его чувства.

5.Последняя строка - это одно слово, по сути, синонимично тому, с которого синквейн начинался.



Да, действительно, все реформы Екатерина II были направлены на укрепление просвещённого абсолютизма. Успехи внешней политики закрепили авторитет Российской империи на международной арене. Она укрепляла центральную власть, привилегированное положение дворян как социальной опоры абсолютизма, усилилось крепостное право но в то же время проводила политику просвещения общества, демократизации структур государственного управления, пыталась изменить устаревшие законы

V. Итоги урока. Рефлексия

На слайде вы видите примеры незаконченных предложений. Выберите одно незаконченное выражение и дайте ответ о сегодняшнем уроке.




Написать сочинение на тему « Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй»



































Дата

Событие

Фрагмент из текста

1.

А.Жалованная грамота дворянству

  1. « В документе говорилось , что привилегии даются за службу дворян и их предков. Отныне оно стали единственным сословие, освобожденным от обязательной службы государству, за которую оно как раз и получило исключительные привилегии перед другими сословиями».

2.Июль 1767- осень 1768

Б.Созыв Уложенной комиссии

  1. Каждый депутат должен был собрать наказ от населения своей губернии, в которых люди высказывали свои чаяния и проблемы. Положение в стране было настолько плачевным, что некоторые депутаты привозили по несколько наказов. К тому же, крепла и вера в Уложенную комиссию, люди с большой надеждой шли к представителям, чтобы оставить в наказе свои чаяния.


3.1773-1775 гг

В.Восстание Емельяна Пугачева

  1. Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне; и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку; и свобождаем всех от прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спасения душ и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалыя бедствии.

4.1775 г

Г.Губернская реформа

  1. Вначале их было 8, но к эпохе Екатерины 2 их насчитывалось уже 20. Они делились на провинции, которые делились на уезды. Ими управляли воеводы и канцелярии.

5.1768-1774 гг

Д.Русско-турецкая война

  1. Кючук –Кайнараджи был подписан мир между Турцией и Россией. Турция признала свое поражение, а к России отошла территория Северного Причерноморье от устья Днепра до устья Южного Буга. Россия имела право иметь торговый и военный флот на Черном море

6.1783 г

Ж Присоединение Крыма к России

  1. Обострилась борьба между сторонниками ориентации на Россию и их противниками. Шагин-Гирей был свергнут, но вернулся в город при поддержке России.





















Приложение 3


Реформы Екатерины Второй


Реформы местного и центрального управления

Экономические

Сословные























Варианты ответов: Се­куля­риза­ция цер­ковных зе­мель и иму­щес­тва, выделилось новое сословие – горожане, введение в денежный оборот бумажных денег (ассигнаций) , дворянам разрешено ссылать на каторгу крестьян, ликвидация гетманства и ограничение автономии Украины, увеличивались объемы внешней торговли России, реорганизация Сената, запрет крестьян жаловаться на помещиков, открытие Ассигнационного банка, работа Уложенной комиссии , право заниматься промышленным предпринимательством, судебная реформа, купцы 1-ой и 2-ой гильдии освобождались от телесных наказаний, утверждение крепостное право на территориях Малороссии и Новороссии, дворяне освобождались от обязательной службы государству, дворяне не платили подушной подати, рост промышленных предприятий, открытие крупных металлургических предприятий, Губернская реформа, открытие Вольного экономического общества.


П риложение 4



Задания

- Посмотрите на карту и определите какому событию она посвящена?

- Напишите название реки, обозначенной буквой «А», которое она имела в период изображённых на схеме событий.

- Назовите город, который был осажден восставшими?

- Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1) Восстание, изображенное на схеме, связано с таким явлением как самозванство.

2) Участником событий, изображённых на схеме, был казачий атаман Василий Ус.

3) Вооружённые отряды, действия которых обозначены чёрными стрелками, включали в свой состав рабочих мануфактур и работных людей горнорудных заводов.

4) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», это Киев.

5) Нерусские народы региона, изображенного на схеме, принимали активное участие в восстании

6) Сразу после завершения событий, обозначенных на схеме, началась русско-турецкая война.

Приложение 5


Внешняя политика «Просвещенного абсолютизма»




























































Выберите из списка территории, которые вошли в состав России после русско-турецких войн, Курляндия, раздела Речи Посполитой : земли между Днепром и Бугом, Литва, протекторат над Восточной Грузией, крепость Кинбурн, Правобережная Украина, крепость Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Севреном Кавказе, Западная Белорусия, Крым, старинные русские земли в Восточной Белоруссии, Русский флот мог проходить через Черноморские проливы . Итог
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!