СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единая семья - единый бюджет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время очень мало семей грамотно управляют семейным бюджетом. Нужно понимать, что если тратить семейный бюджет неразумно, то его никогда не будет хватать даже на самое необходимое. Бюджет семьи нужно планировать! И заботиться об этом, должны все члены семьи.

Данная тема будет актуальна всегда. Бюджет — важная слагающая благополучия в семейной жизни. Он помогает выбрать стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов. Семейная экономика предусматривает грамотное соотношение доходов и расходов.

Если члены семьи будут знать что такое семейный бюджет, то вместе они могут увеличить доходную часть своего семейного бюджета.

Просмотр содержимого документа
«Единая семья - единый бюджет.»

ЕДИНАЯ СЕМЬЯ – ЕДИНЫЙ БЮДЖЕТ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она важна для каждого школьника, независимо от того, выберет ли он карьеру профессионального экономиста или будет заниматься любым другим видом деятельности.

Ведь, всякому человеку необходимо знать: что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего нам необходимо планировать свой семейный бюджет? Как изменяется структура расходов семьи? По каким причины они могут изменяться? Какую роль в экономике семьи играют сбережения? Кто и как может влиять на благосостояние семьи? Ответы на эти и многие другие вопросы являются очень важными, и актуальными в любой семье, в семьям с большим достатком и со скромными доходами, в опытных и особенно в молодых. И поэтому важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета ресурсов семьи, показать значение этого, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования средств. Семейный бюджет – одно из слагаемых благополучия семейной жизни. Каждому из нас знакома ситуация, когда мы обращаемся к родителям с просьбой купить нам ту или иную понравившуюся вещь, и как часто огорчаемся, когда родители нам отказывают в нашей просьбе просто потому, что в данный момент эта покупка оказывается не запланированной.

В настоящее время проблема расходования семейного бюджета стала очень актуальной, т.к. она является еще и неотъемлемой частью государственного бюджета.

На данном занятии важно сформировать у учащихся понимание того, что планирование расходов является необходимым для достижения финансового благополучия. Учащиеся должны осознать принцип ограниченности финансовых ресурсов: что если они купят менее нужные вещи, то не смогут купить необходимые; поэтому важно оценивать свои потребности и выбирать, уже в их возрасте свои покупки по степени важности.

А в настоящее время обучение формированию и грамотному расходованию семейного бюджета становится особенно актуальным, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. А такие факты, как низкий уровень доходов основной массы российских семей, жилищно-бытовая неустроенность, сознательная ориентация на малодетность, основанная на неуверенности в завтрашнем дне, рост числа гражданских браков и внебрачных рождений среди молодых людей говорит о том, что тема Семейного бюджета актуальна в современном образовании как никогда ранее.

Класс: 3-4

Тема: «Единая семья – единый бюджет»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель урока: научить учащихся ведению учета семейного бюджета, сформировать у учащихся понимание того, что планирование расходов является необходимым для достижения финансового благополучия

Задачи урока:

1. Через представление конкретной ситуации сформулировать понятие «семейный бюджет»

2. Организовать работу с текстами в группах и сформировать понятие «профицит» и «дефицит» бюджета.

3. Организуя работу с конкретными ситуациями научить планировать и рассчитывать бюджет с учетом рисков.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Развивать умение различать личные расходы и расходы семьи;

  2. Формировать ответственное понимание того, что трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния.

  3. Развивать умение работать в группе.

Предметные:

1.Структурировать знания о семейном бюджете

2. Сформулировать понятия семейного бюджета

3. Проверить навык планирования расходов.

Метапредметные:

  1. Владение и умение извлекать информацию из предложенного источника.

  2. Вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи, умение работать в команде.

Коммуникативные:

1.донесение своей позиции,

2.умение понять взгляды и интересы других.

План урока

I. Организационный этап. Налаживание дисциплины в классе, приветствие учителя учениками, приветствие учеников учителем

II. Стадия вызова. Создание проблемной ситуации. Постановка цели урока, разбор понятий, составляющих тему.

III. Стадия осмысления. Работа учащихся по технологии развития критического мышления «корзина идей».

IV. Стадия рефлексии. Работа с таблицами «Верные - неверные утверждения» и ситуационными заданиями. Оценочный лист.

V. Подведение итогов урока Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Ход занятия:

Компоненты урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивационно-организационный этап.

Коммуникативные – умение слушать и понимать друг друга


- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

- Ребята, что необычного в классе?

- Нравится ли вам в классе? Почему?


II. Актуализация знаний

















































































































III. Постановка проблемы



































IV. Этап открытий новых и закрепление ранее изученных знаний








Личностные УУД: учащиеся высказывают мнение, свою позицию.



























Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя






- На сегодняшнем занятии вы узнаете много нового, а о чём пойдёт речь, попробуйте догадаться, посмотрев сценку.

Инсценирование:

Действующие лица: Ведущий, Волшебница Экономика, Король, Королева)

Ведущий:

-Однажды, когда волшебница Экономика пришла на очередной урок во дворец, она услышала сильный шум из кабинета, где проходили занятия. Открыв дверь, волшебница увидела, что король с королевой опять спорят, не уступая друг другу.

Волшебница Экономика:

- Не то плохо, что вы спорите, а то, что вы не умеете это делать.

-Ну чего вы кричите?

-Ведь вы даже не слышите друг друга. И пытаетесь обязательно доказать свою правоту, не желая понять другого. (Строго сказала Волшебница).

Король: (громко и обиженно)

-А чего тут понимать, если я прав!

Королева: (громко, перебивая)

- Ну, конечно, ты всегда прав!

Волшебница:

-Стоп! Сначала успокойтесь, а потом будете говорить. Кто быстрее успокоится, тот первым и начнет.

Король:

-Понимаете, мы с самого утра спорим о том, что нужно делать, чтобы стать богаче.

Королева:

- Я говорю, что в первую очередь, нужно хорошо работать и соответственно, много зарабатывать. Будешь много и хорошо работать – будешь богатым.

Король:

-А я говорю, что нужно уметь тратить заработанные деньги. Если тратить их без ума, то, сколько бы я ни зарабатывал, мы никогда не будем богатыми.

-А вы как считаете, ребята, кто из них прав?

-Этот спор называется, «вечным». На самом деле, для того, чтобы стать богатым, нужно уметь и зарабатывать, и тратить деньги.

-Представьте, есть озеро Богатство, куда втекает река Доход, а вытекает река Расход?

Река Доход ------озеро Богатство------река Расход

-Если в озеро вливается воды больше, чем вытекает, то уровень воды в озере (то есть богатство) постоянно растет. Но если перекрыть реку Расход, то озеро Богатство может превратиться в стоячее болото Скупости, где все живое умрет. Другими словами, чтобы становиться богаче, нужно уметь и зарабатывать, и тратить деньги.

-Если вы будете тратить деньги бездумно, покупать первые же попавшиеся на глаза вещи, то никогда не станете богатыми, как бы много ни зарабатывали.

- Ребята, где сейчас ваши родители?

- Подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу?

- А для чего вашей семье нужны деньги?

- На что ваша семья расходует деньги?

- Сформулируйте тему нашего занятия.

-Расходы и доходы семьи и есть семейный бюджет.

-Давайте посмотрим объяснение этого слова в словаре Ожегова (Смета доходов и расходов, государства, предприятия, семьи)

-Из чего будет состоять семейный бюджет? (Из доходов и расходов семьи).

Кто может сказать, что такое бюджет семьи?

Бюджет семьи - структура всех её доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год).

-Вспомните, что такое доход? Из чего он складывается? (Доход – это деньги, которые поступают в семью. Это заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата, сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства и т.д).

- Что является семейными расходами? (На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т.д).

- Сейчас вашему вниманию будет предложен фильм, где вы точно услышите, что такое «бюджет» и из чего он состоит. (През. № 1)

- Итак, что делают родители, чтобы пополнить бюджет семьи?

- Как называют заработанные ими деньги?

- Да, зарплату люди получают за свой труд.

- А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии?

- А почему они получают деньги, ведь они же не работают?



- Вот вы, например, сейчас пока ещё тоже не работаете, но за свою хорошую учёбу вы получаете хорошие отметки. После школы пойдёте учиться на профессию и, если будете с этим хорошо справляться – вам за отличную учёбу будут платить стипендию.

- Кто запомнил, из каких частей состоит семейный бюджет?

- Что может произойти с озером Богатство, если наши расходы будут превышать доходы?

- Так за чем мы должны следить в семейном бюджете и что для этого надо делать?

-Теперь постараемся определить, где доходы, а где расходы.

На экране даны некоторые понятия. Распределите их в 2 столбика: доходы – расходы

- Проверим выполненное вами задание с доской.

Какой бюджет вы считаете лучшим:

в котором доходы больше расходов?

в котором доходы равны расходам?

в котором доходы меньше расходов?

На доске:

доходы = доходам;

доходы   расходов;

или доходы

-Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?

-Может ли у семьи быть свой бюджет?

-Как назовем такой бюджет?

-Сформулируйте тему урока?

-Правильно, семейный бюджет.

Правила.  Слайд 3

1. Семья должна быть дружной.

2. При принятии решения учитываются мнения каждого члена семьи.

3. Все вопросы решаются с учётом большинства голосов.

4. В семье при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.





















































































































































-На работе.

-Для того, чтобы зарабатывать деньги.

Ответы детей.













Высказывания детей































Ответы детей







































Зарплата











Пенсия



За свой труд в молодости























Разумно тратить деньги, экономить.





(Классификация экономических

понятий

V.Физминутка


Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)  

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)


VI Работа над новым материалом.

Игра «Доходы семей»





































































































































































































VI. Этап контроля и самоконтроля













VII. Рефлексия

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные УУД: учиться высказывать свою точку зрения на основе работы с материалом игры.









































































































































































































Личностные – оценка собственных знаний
























На доске изображена схема:

Семейный бюджет

Доходы               Расходы

- За партами вы сидите группами. Каждая группа – это семья. Значит, семьи у нас уже есть. А сейчас мы определим фамилии ваших семей. Для этого надо отгадать загадки и преобразовать отгадки при помощи приставок или суффиксов в фамилии.

Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без…(рекламы)

(семья Рекламкиных)

Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…(доход)

(Семья Доходовых)

На товаре быть должна

Обязательна ... (цена)

(семья Проценкиных)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся ... (залог)

(семья Залогиных).

Распределите роли в семье, доход.

Глава семьи должен представить свою семью.

-Каждая семья получает карточку с доходами и расходами. (см. Приложение).

Планирование доходной части.

Варианты статей дохода: премия, заработная плата, выигрыш в лотерею, продажа овощей со своего приусадебного участка, пенсия, вам подарили денежный подарок, пособие на детей, наследство, стипендия.

Варианты статей расхода: продукты, квартплата, билет в кино, оплата телефона, покупка промышленных товаров, оплата электроэнергии, транспортные расходы, платные медицинские услуги, налоги.

-Посчитайте статью доходов, статью расходов.

-Как сэкономить? 

Рассуждают, делают выводы. 

1. Экономим на коммунальных услугах.

- Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? На какой части? На воде и электричестве. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги. 

2. Экономим на сладостях.

- Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег. 

3. Бережно относимся к вещам.

- Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового. Ремонт одежды, обуви своими руками.   

4. Экономим на транспорте.

 - Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.  

5. Внимательно изучаем цены в магазинах.

- Покупка более дешёвых продуктов или продуктов по различным акциям в магазине.

6.Ведение домашнего приусадебного участка.

- Заготовка на зиму картошки, лука, свеклы, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринованных овощей. 

- Планировать и совместно обсуждать крупные покупки. 

- Отказ от курения. 

 Пословицы.

Прочитайте пословицы и объясните смысл.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.
Хуже всех бед, когда денег нет.

- А теперь давайте посмотрим, какая семья экономно расходовала деньги. Сколько денег осталось в вашем семейном бюджете.

-Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. Закончите предложения:

  • Мама, папа, я – наша дружная …Семья

  • Дети получают детское …Пособие

  • Родители получают на работе …Зарплата

  • То, что тратит семья …Расходы

  • Её получают бабушки и дедушки…Пенсия

  • Бывает государственный, семейный…Бюджет

  • Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы

Листы самооценки «Верные-неверные ассуждения).

-Нужно ли составлять семейный бюджет, или необязательно?

-Ребята, я сочинила для вас небольшое стихотворение-напутствие, которое касается семейного бюджета. Послушайте, пожалуйста.

Семейный бюджет – не только доходы

Сюда отнесем мы и расходы!

Составить его ты не ленись,

Вокруг себя ты оглянись!

Поразмышляй, что лучше купить,

Чтоб без долгов весь месяц прожить!

Сложи все доходы семьи,

Вникни в расходы.

Пусть лучше доход превышает расход

И тогда, жизнь богатой будет всегда.

-Спасибо за внимание, за хорошую работу.



























































Работа в группах





























Определение дохода семьи с помощью арифметических вычислений.

Выводы













Ответы детей

























































Ответы детей



(Рациональное планирование расходов семьи)























































































Бюджет составлять необходимо, так как вы сможете заранее скорректировать свои расходы, если доходов вам не хватит.









Семья __________________________________________





мама

преподаватель

зарплата

45 колобков

папа

директор школы

зарплата

90 колобков

бабушка

пенсионерка

пенсия

20 колобков

сын

ученик

детское пособие

3 колобка

Итого:




Семья _____________________________

мама

в отпуске по уходу за ребёнком

пособие по уходу за ребёнком


папа

водитель маршрутного такси

зарплата


бабушка

пенсионерка

пенсия


дедушка

пенсионер

пенсия


дочь

ученица

детское пособие


сын

2 года

детское пособие


Итого:




Семья ______________________________

мама

врач

зарплата


папа

строитель

зарплата


дочь

студентка

стипендия


сын

ученик

детское пособие


сын

в детском саду

детское пособие


Итого:




Семья______________________________________

мама

парикмахер

зарплата


бабушка

пенсионерка

пенсия


сын

студент

стипендия


Итого:




«Верные – неверные утверждения».

Учитель. Ребята, у вас на столах лежат таблицы, которые содержат утверждения. Во второй колонке таблицы вам необходимо поставить «+», если вы согласны с утверждением и – «-», если вы не согласны с утверждением. Каждой группе достается по два утверждения.

«Верные – неверные утверждения»

Утверждения

«+» - согласен

«-» - не согласен

Смета доходов и расходов на определенный период это бюджет.


Без предварительного планирования денежных средств можно попасть в неприятную ситуацию.


Бюджет формируется только из доходов.


При планировании семейного бюджета необходимо учитывать лишь расходы.


В семье бюджет может быть только дефицитный.


Профицитный бюджет это всегда плохо для семьи


Расходы семьи заранее предвидеть невозможно.


На расходы семьи влияют только ее доходы.


Накопление для семьи формировать,не так важно как иметь новые модели телефонов.


Вы в своем возрасте на семейный бюджет влияние оказать не можете.


Можно ли всегда жить в долг всегда.


Ответсвенность за семейные расходы лежит только на родителях.


Жертвовать личными расходами ради общесемейных расходов нельзя.


Большенство семейных расходов контролю не поддаются.


Неумение планировать свои расходы это признак благополучия семьи.


Доходы семьи изменить намного проще ,чем изменить расходы.


При планировании семейного бюджета важно учитывать лишь нужды тех членов семьи которые приносят доход.


Семейный бюджет важная составляющая семейной жизни




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном занятии нами было сформировано у учащихся понимание того, что планирование расходов является необходимым для достижения финансового благополучия. Через представление конкретной ситуации было сформулировано понятие «семейный бюджет» .

Учащиеся осознали принцип ограниченности финансовых ресурсов. Научились рационально планировать бюджет.

Организованная работа с конкретными ситуациями помогла научится планировать и рассчитывать бюджет с учетом рисков.











ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФИО________________________________________________________

Тема урока: «Что такое семейный бюджет и как его построить»

Цель: научиться ведению семейного бюджета

  1. Определение: Бюджет – это финансовый план, суммирующий доходы и расходы за определенный период времени.

  2. Понятие : Дефицит бюджета - расходы превышают доходы.

Профицит бюджета - доходы превышают расходы.

Сбалансированный бюджет - доходы равны расходам.

Для заметок_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Утверждения

«+» - согласен

«-» - не согласен

Смета доходов и расходов на определенный период это бюджет.


Без предварительного планирования денежных средств можно попасть в неприятную ситуацию.


Бюджет формируется только из доходов.


При планировании семейного бюджета необходимо учитывать лишь расходы.


В семье бюджет может быть только дефицитный.


Профицитный бюджет это всегда плохо для семьи


Расходы семьи заранее предвидеть невозможно.


На расходы семьи влияют только ее доходы.


Накопление для семьи формировать,не так важно как иметь новые модели телефонов.


Вы в своем возрасте на семейный бюджет влияние оказать не можете.


Можно ли всегда жить в долг всегда.


Ответсвенность за семейные расходы лежит только на родителях.


Жертвовать личными расходами в ради общесемейных расходов нельзя.


Большенство семейных расходов контролю не поддаются.


Неумение планировать свои расходы это признак благополучия семьи.


Доходы семьи изменить намного проще чем изменить расходы.


При планировании семейного бюджета важно учитывать лишь нужды тех членов семьи которые приносят доход.


Семейный бюджет важная составляющая семейной жизни















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!