СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение декабристов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Видео врагменты к уроку:

1. Звезда. ПЛАНЫ

https://cloud.mail.ru/public/4HCw/2DtReXVD8

2.Звезда. Восстание

https://cloud.mail.ru/public/4yiu/4HGmbD21r

 

3.Звезда. Казнь

https://cloud.mail.ru/public/3sut/3LiS9kNwa

Просмотр содержимого документа
«Движение декабристов»

ГПОАУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна

преподаватель Мещеряков Андрей Геннадьевич


Проект учебно-воспитательного занятия (УВЗ) по учебной дисциплине «История»


Проектирование на уровне дисциплины


Специальность - парикмахерское искусство Курс обучения - 1 курс

Дисциплина - Обществознание Объём учебного времени - 117 ч.

Место учебной дисциплины в учебном плане - относится к общеобразовательному циклу и изучается на базовом уровне при освоении специальности СПО «Парикмахерское искусство», важна для формирования общих компетенций обучающихся, развития таких личностно-профессиональных качеств выпускника как самостоятельность, коммуникативность, умение работать с различными источниками информации, способности к саморазвитию, самооценке, уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны.

Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена (общие компетенции):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Основные требования к знаниям, опыту деятельности:

по стандарту:

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

  • конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении;

  • вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;

  • осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации

знать:

  • основные этапы, процессы и ключевые события истории России и человечества в целом, место своей страны во всемирной истории

Уровень освоения содержания – по стандарту 2 (репродуктивный).

Цели изучения дисциплины в соответствии с ФГОС и рабочей программой:

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

− готовность к служению Отечеству, его защите;

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:

− сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.


Критерии достижения целей

- овладение знаниями и опытом деятельности на уровне требований государственного стандарта, умение ориентироваться в сложных общественных отношениях, владение базовым понятийным аппаратом общественных наук, умение применять знания, полученные при изучении дисциплины в повседневной жизни;

- достаточный уровень сформированности ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, информационных, коммуникативных).

Норма достижения цели – 100% справляемость.

Основной тип педагогического процесса: репродуктивный с элементами продуктивного

Форма итоговой аттестации – экзамен.
























Проектирование на уровне раздела


и название раздела по программе – Раздел 10 «Российская империя в ХIХ веке».

Объём учебного времени на раздел - 12 часов.

Место раздела в дисциплине и в специальности, взаимосвязь с другими темами (дисциплинами) связан с Разделом 8 «Становление индустриальной цивилизации»; связан с дисциплиной «Обществознание».

Цели изучения раздела:

Образовательные:

- формировать и развивать систему знаний и представлений об истории России в XIX веке, о политике Российской империи, общественно-политической и экономической жизни России в период правления императоров Александра I, Николая I, Александра II и Александра III;

Развивающие:

- развивать умения работать с источниками информации различных типов;

- способствовать развитию у обучающихся критического мышления и эмпатии;

- способствовать развитию общих компетенций: организовывать собственную деятельность, осуществлять коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, работать в команде, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной задачи;

- способствовать формированию и развитию УУД;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию патриотических качеств личности, уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом, толерантного отношения к представителям других народов, культур, конфессий;

- способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к результатам труда коллектива, самоконтроля при выполнении ВСР.

Критерии достижения целей – сформированность знаний и умений:

- освоение конкретных знаний;

- умение анализировать информацию;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;

- умение представлять результаты изучения материала в форме конспекта;

- умение работать с различными видами источников;

- выполнение всех видов внеаудиторной самостоятельной работы.

Уровень освоения содержания – по стандарту 2 (репродуктивный).

Норма достижения целей – 100% справляемость.

Содержание, методы и формы оценки образовательного результата по разделу:

- методы:

      • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивный, эвристический, частично-поисковый, метод проблемного изложения, исследовательский;

      • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: актуализация связей учебной дисциплины с жизнью;

      • методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: тестирование с взаимоконтролем, контрольная работа, рефлексия;

      • методы организации социального взаимодействия: работа в группах;

- формы занятий: урок-лекция и практическое занятие;

- типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный;

- формы оценки: выполнение задания в виде теста, терминологический диктант.

Применяемые педагогические технологии: РКМЧП, ИКТ.


















Проектирование на уровне УВЗ


Тема УВЗ (№ УВЗ в разделе)

Раздел (Тема)10 «Российская империя в ХIХ веке»

Тема урока №10 «Движение декабристов».

Тип урока – комбинированный.

Место УВЗ в теме (взаимосвязь с другими занятиями, темами, предметами) - связана с темами занятий «Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века», «Внутренняя политика Николая I. Общественное движение во второй четверти XIX века», связана с дисциплиной «Обществознание».

Уровень освоения содержания – по стандарту – 2

Цели проведения УВЗ:

Образовательные:

- расширить представления о роли движения декабристов в истории России, о его значении для последующего развития государства;

Развивающие:

- совершенствовать умения работать с источниками различных типов, способствовать развитию критического мышления и эмпатии;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности;

Воспитательные:

- способствовать формированию толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом;

- способствовать воспитанию самостоятельности, самоорганизованности, умения работать в команде, взаимоуважения.

Критерии достижения целей - умение анализировать предложенные источники информации, делать выводы, работать в группе, высказывать свою точку зрения; выполненные задания в тетрадях и на рабочих листах.

Показатели достижения целей правильно выполненные задания в тетрадях и на рабочих листах; четкие, грамотные, аргументированные ответы.

Задачи УВЗ:

  1. Изучить теоретический материал.

  2. Выполнить практическую работу (задания в тетрадях и на рабочих листах).

  3. Развить опыт работы в группе.

Планируемые образовательные результаты урока:

    • личностные результаты: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке, реализуют себя в различных видах учебно-познавательной деятельности, осознают значимость данной темы для понимания исторических процессов, для ориентации в сложном современном мире;

    • метапредметные результаты (универсальные учебные действия):

- познавательные УУД: рационально используют время в процессе самостоятельной работы; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; осуществляют поиск информации по заданной теме в информационных источниках; структурируют информацию;

- регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным материалом; формулируют и принимают цель урока; в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

- коммуникативные УУД: работают в группе, проявляют активность во взаимодействии для решения поставленных задач применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения; принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения;

  • предметные результаты: составляют и заполняют схемы, кластеры, таблицы; владеют базовым понятийным аппаратом по теме; определяют и характеризуют по основным признакам различные тайные общества начала XIX века; характеризуют их роль религии в жизни российского общества, значение для современников и потомков.

Выбор учебного материала (основного и дополнительного):

Основной – согласно рабочей программе по дисциплине «История»; учебник: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Дополнительный - мультимидийные, письменные и визуальные источники.

Дидактическая обработка и форма предъявления учебного материала учащимся (комплексно-методическое обеспечение): ИАД, тетрадь, презентация преподавателя, информационный текст.

Выбор ТСО - ИАД, мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Применяемые педагогические технологии: РКМЧП, ИКТ.






Технологическая карта урока

Этапы

урока

Время (мин.)


Цель

(прообраз

образовательного результата)



Деятельность

студентов

Формы

организации деятельности студентов

Деятельность

преподавателя

Показатели

достижения

образовательного результата

Формируемые

УУД

  1. Организационный момент

1

подготовиться к занятию

- приветствуют преподавателя;


- слушают

фронтальная

- приветствует студентов;

- отмечает отсутствующих;


- настраивает обучающихся на работу;

- инструктирует;

- делит обучающихся на группы для дальнейшей работы


готовность студентов к уроку

Быстрое включение в деловой ритм

  1. Проверка знаний и способов действий

4


проверить усвоение учебного материала


- выполняют проверочную работу по материалам прошлого урока (хронологический диктант)


-/вариант – выполняют взаимопроверку с выставлением оценки/


индивидуальная

- предлагает выполнить проверочную работу по материалам прошлого урока (историко-хронологический диктант);


-/вариант – предлагает выполнить взаимопроверку с выставлением оценки/






верно выполненная проверочная работа

Регулятивные: оценивают уровень владения учебным материалом;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи


  1. С т а д и я «В ы з о в»

  1. Подготовка к восприятию новой темы:


12

подготовиться к восприятию новой информации.













3.1. Мотивация к учебной деятельности


5

сформулировать тему и цель урока;

мотивировать студентов к учебной деятельности












- слушают преподавателя;


- записывают тему урока

фронтальная

- проверяет готовность к уроку;


- демонстрирует видеофрагмент;


- озвучивает тему урока («Движение декабристов»);


- формулирует вместе со студентами цель урока, с опорой на «служебные» слова Расширить представления о движении декабристов, его роли в истории России»)


правильно сформулированные/ записанные/ тема и цель урока

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;

Регулятивные: формулируют и принимают цель урока

3.2. Актуализация знаний

4


актуализировать уже имеющиеся знания студентов по теме; активизировать интерес к теме

- отвечают на вопросы;

- высказывают свое мнение;


- /вариант – один из студентов работает у доски/

фронтальная

- предлагает назвать слова-ассоциации к теме «Движение декабристов»;


- задает вопросы:

  • Какие сословия и состояния существовали в России в начале XIX в.?

  • Какой император правил в России в начале XIX в.?

  • Какие планы были у Александра в отношении крестьян?

  • Какие сословия по проекту Сперанского получали право участия в выборах в государственную думу?

  • Отвечал ли проект Сперанского интересам «первого сословия»?


- предлагает создать на основе слов-ассоциаций «Кластер предположений»

(как будем изучать тему, на какие блоки разделим информацию)


- подводит к формулировке задач урока;






















ответы на вопросы, логичные рассуждения, аргументированные высказывания в защиту своей позиции.




Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

3.3. Постановка учебных задач


2




сформулировать учебные задачи; составить план урока




- формулируют учебные задачи;

/ - вариант: записывают учебные задачи /


фронтальная

- предлагает сформулировать учебные задачи, помогает формулировать

(приблизительные формулировки учебных задач:

1) определить причины возникновения движения декабристов, его цели и задачи;

2) охарактеризовать деятельность декабристских организаций;

3) определить итоги движения декабристов, оценить его роль и значение в истории России);


- обращает внимание студентов на то, что сформулированные задачи фактически являются планом работы на уроке;







Логичная формулировка учебных задач


Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с преподавателем

  1. Стадия «Осмысление»

  1. Усвоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала)






48







4.1. Часть 1

7





Верные записи

Регулятивные: в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения










4.1.1. Вызов

1

охарактеризовать причины возникновения движения декабристов

- знакомятся с заданием в Рабочих листах;

фронтальная;


групповая

- предлагает выполнить задание по определению причин возникновения движения декабристов (по тексту в Рабочих листах);



4.1.2. Осмысление

3

- выполняют задание в Рабочих листах;


- читают текст в Рабочих листах;



индивидуальная

- предлагает обратиться к тексту в Рабочих листах;



4.1.3. Рефлексия

3


- смотрят презентацию;


- корректируют записи, дополняют их


индивидуальная


- предлагает обратиться к презентации;


- помогает корректировать записи, дополнять их;



4.2. Часть 2

7





Верные записи

Регулятивные: в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения










4.2.1. Вызов

1

охарактеризовать деятельность первых декабристских организаций


- знакомятся с заданием в Рабочих листах;

фронтальная;


групповая

- предлагает заполнить таблицу «Первые тайные общества декабристов» в Рабочих листах;





4.2.2. Осмысление

3

- читают текст учебника;

- заполняют таблицу, предложенную в Рабочих листах;


индивидуальная

- предлагает обратиться к тексту учебника;


- /проверяет диктант/


- проверяет записи студентов;





4.2.3. Рефлексия

3


- смотрят презентацию;


- корректируют записи, дополняют их



индивидуальная


- обращает внимание студентов на недостаточность информации учебника;


- предлагает обратиться к презентации;


- помогает корректировать записи, дополнять их;



4.3. Часть 3

17





Верные записи

Регулятивные:

находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения












4.3.1. Вызов


1

охарактеризовать программы декабристских организаций







- в группах обсуждают задание, предложенное в Рабочих листах;


групповая

-предлагает выполнить задание по сравнению программ Северного и Южного обществ (работа с раздаточным материалом; работа в группах);



4.3.2. Осмысление


9

- читают информационный текст в Рабочих листах;


- работают с раздаточным материалом;


групповая

- предлагает обратиться к информационному тексту в Рабочих листах;


-инструктирует по работе с раздаточным материалом;




4.3.3. Рефлексия


7



- корректируют результаты работы с раздаточным материалом;


- эксперты групп презентуют результаты работы с раздаточным материалом;


- заполняют сравнительную таблицу в Рабочих листах;

групповая



- помогает корректировать результаты работы с раздаточным материалом;


- предлагает презентовать результаты работы с раздаточным материалом;


- предлагает заполнить сравнительную таблицу в Рабочих листах по результатам работы с раздаточным материалом;



4.4. Часть 4






Верные записи; верно выполненные задания

Регулятивные: в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения









4.4.1. Вызов

1

охарактеризовать восстание на Сенатской площади и восстание Черниговского полка, их последствия

- знакомятся с заданием в Рабочих листах;



индивидуальная

- предлагает выполнить задания по заполнению таблицы «Восстание декабристов» и схемы «Казнь пятерых декабристов» в Рабочих листах;





4.4.2. Осмысление

24

- выполняют задания;


- смотрят видеофрагменты;


- смотрят презентации;


- студенты выступают с подготовленными докладами и презентацией по теме;


- ведут записи;


индивидуальная

- предлагает обратиться к тексту задания, к тексту учебника и презентации;


- кратко рассказывает об обстоятельствах междуцарствия, о событиях ноября - декабря 1825 г.;


- демонстрирует видеофрагмент о восстании;


- кратко рассказывает о следствии и суде над декабристами;


- демонстрирует видеофрагмент о казни декабристов;



4.4.3. Рефлексия

2


- обдумывают информацию;


- обсуждают задания;


- корректируют записи;


индивидуальная;


парная


- помогает корректировать записи, дополнять их;




  1. Первичное осмысление и закрепление новых знаний и способов действий




5

закрепить полученные знания

- составляют синквейн /вариант - хокку, танка/ по теме «Декабристы» в группах;


- отвечают на вопросы;


индивидуальная;


групповая;


фронтальная

- предлагает составить синквейн /вариант - хокку, танка/ по теме «Декабристы» (по группам);


- /выборочно проверяет правильность выполнения/;


-задает вопросы по пройденному на уроке материалу;



верно выполненные задания

Регулятивные: в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют информацию;

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения










  1. Стадия «Рефлексия»

  1. Систематизация и обобщение новых знаний и способов действий





























5

систематизировать и обобщить новые знания; формирование нового знания на основе анализа полученной информации

- отвечают на вопрос;


- высказывают свою точку зрения;


- выполняют задание в Рабочих листах по «Манифесту к русскому народу»;


- корректируют записи;

групповая;

индивидуальная

- предлагает ответить на вопрос:

  • Каких целей добивались декабристы?


- предлагает выполнить задание в Рабочих листах по «Манифесту к русскому народу»;


- помогает корректировать записи (совместная работа на доске);


- /вариант: студент работает у доски/;


- подводит к формулировке вывода урока;

логичные, верно сформулированные, развернутые ответы на вопросы

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;


  1. Подведение итогов урока


4

подвести итоги урока









    1. Формулировка вывода урока


3

сформулировать вывод урока

- делают вывод урока (совместно с преподавателем);


- записывают вывод урока;

групповая; индивидуальная

- предлагает сделать вывод урока;


- формулирует вывод урока (совместно со студентами)

(примерный вывод урока:

«Движение декабристов обернулось первой попыткой насильственного изменения государственного строя в России. С одной стороны, оно показало необходимость скорейшего проведения реформ, с другой стороны, вызвало реакцию и надолго затормозило проведение этих реформ в жизнь»).



логичные доводы при обсуждении вывода урока; правильно сфомулированный и записанный вывод урока




Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность

    1. Самоанализ деятельности на уроке



1

оценить свою деятельность на уроке


- отвечают на вопросы по форме в Рабочих листах, оценивают свою работу на уроке;

индивидуальная

- предлагает ответить на вопросы по форме в Рабочих листах, оценить свою работу на уроке;

открытые и честные ответы на вопросы





  1. Организация внеаудиторной самостоятельной работы


1

создать условия для успешного закрепления изученного материала


- знакомятся с заданиями для ВСР;


- уточняют задания;


- / вариант – записывают задания для ВСР/


индивидуальная

- формулирует задания для ВСР (по вариантам):

  • дополнить при необходимости записи по теме;

  • подготовиться к проверочной работе по теме;

  • подготовить реферат / презентацию по одной из тем:

  1. "С.П.Трубецкой - несостоявшийся диктатор?"

  2. "П.И.Пестель - Наполеон декабризма?"

  3. "К.Ф.Рылеев - певец насилия и террора?"

  4. "С.И. Муравьев-Апостол - Бонапарт-неудачник?"

  5. "П.Г.Каховский - убийца-мученик?"

  6. "Николай I - тиран и убийца?"




Регулятивные: принимают учебные задачи















ФИО студента _____________________________________ Группа _____________________

ТЕМА 9.1.4. Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика

  1. Сформулируйте с помощью текста причины возникновения движения декабристов, впишите ваши формулировки в схему; подчеркните те причины (одну или несколько), которые кажутся вам наиболее важными.

…Сохранение крепостного права в России стало особенно возмутительным на фоне патриотического подъема и роста национального самосознания во время Отечественной войны 1812 года. Знакомство с жизнью в Европе во время Заграничных походов русской армии и сравнение ее с российской действительностью говорили не в пользу последней. Нерешительность Александра I в проведении намеченных реформ приходила в противоречие с требованиями времени. Передовые дворяне, ожидавшие, что Александр своею волею уничтожит крепостное право и введет Конституцию в России, разочаровались в своих ожиданиях. К решительным действиям подталкивали дворян и революционные события в Европе в начале 1820-х гг. (в Испании и Италии) и восстание Семеновского полка в 1820 г. в самой России. Глубинным же истоком декабризма было влияние Французской революции конца XVIII века, которая, в свою очередь выросла на идеях Просвещения. Главным лозунгом французской революции, которая изменила мир, стал лозунг «Свобода! Равенство! Братство!»…































  1. Заполните сравнительную таблицу «Первые тайные общества декабристов»; сделайте выводы по таблице

    Название

    Годы и место существования

    Количество членов

    и главные

    представители

    Цели

    (программа)

    Методы

    достижения

    целей










    1816-1817

    Санкт-Петербург













    1818-1821


    Санкт-Петербург, Москва

    Около 200 чел.


    Все члены

    "Союза

    спасения"



  2. Заполните сравнительную таблицу «Программы Северного и Южного обществ декабристов»; определите общее и различное в программных документах обществ; сделайте вывод о том, какой документ выражал наиболее радикальные взгляды.



…Проект Конституции Н. Муравьева предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Россия должна была стать федеративным государством со столицей в Нижнем Новгороде, переименованном в Славянск. Гарантией от возникновения диктатуры являлось проведение строгого разделения властей. Высшая исполнительная власть принадлежала императору - первому чиновнику государства. Проект Н. Муравьева упразднял сословное деление общества, провозглашал демократические свободы, отменял крепостное право. Однако земли помещиков оставались за ними, а крестьяне получали по две десятины земли, что было явно недостаточно для ведения хозяйства…

…П. Пестель в «Русской правде» предполагал установление диктатуры Временного революционного правительства на 10 лет для проведения революционных преобразований и борьбы с контрреволюцией. Затем в России устанавливалась республика с твердой централизованной властью. Царскую семью предполагалось уничтожить. Исполнительная власть осуществлялась Державной думой в количестве 5 человек, которую избирало Народное Вече. «Русская правда» упраздняла сословия, провозглашала демократические свободы. Исключение составлял переходный период, когда запрещались всякие собрания, вводилась цензура. Крепостное право уничтожалось. Крестьяне наделялись достаточным количеством земли. Для этого земельный фонд России делился на две части – общественную и частную. Из первой земля предоставлялась всем желающим на ней работать безвозмездно и не могла быть продана. Вторая находилась в свободном рыночном обращении…

Северное общество

Линии сравнения

Южное общество


Название программного

документа



Автор проекта






















ОБЩЕЕ


















  1. Заполните таблицу «Восстание декабристов» и схему «Казнь пятерых декабристов» (впишите в ячейки 5 фамилий казненных); сделайте вывод о причинах поражения декабристов



Дата

Событие

Персоналии

Результат/дополнительная информация



Восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге





















Восстание

Черниговского полка






































  1. Составьте синквейна/хокку/танка по теме «Декабристы»



____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________





  1. Вычеркните из приведенного списка мер те, которые, на Ваш взгляд, не содержались в программе декабристов, содержащейся в составленном С.П. Трубецким «Манифесте к русскому народу».

  1. Уничтожение бывшего правления...









    !











    !

  2. Избрание новой царствующей династии вместо прежней

Верховным собором...

  1. Уничтожение цензуры...

  2. Передача всей власти получившим личную свободу

крестьянам...

  1. Свободное отправление богослужения всем верам...

  2. Запрет всех других вероисповеданий кроме православия...

  3. Уничтожение права собственности, распространяющейся

на людей...

  1. Уничтожение частной собственности...

  2. Равенство всех сословий перед законом...

  3. Уничтожение постоянной армии...

  4. Сложение подушных податей и недоимок по оным (отмена

налогов)...

  1. Передача всей власти Советам народных депутатов...



  1. Сделайте вывод по теме урока

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













  1. Оцените свою деятельность на уроке



№ п/п

Критерий самооценки

Балл

1

Готовность к уроку (знание материала предыдущего урока)


2

Правильные ответы на вопросы с места, выражение своей точки зрения


3

Активная работа в группе и индивидуально


4

Выполнение всех заданий правильно и в срок


5

Активное участие в формулировке цели, задач и вывода урока


Оценка


  1. Запишите задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

  • дополнить при необходимости записи по теме;

  • подготовиться к проверочной работе по теме;

  • подготовить реферат/презентацию по одной из тем:


  1. "С.П.Трубецкой - несостоявшийся диктатор?"

  2. "П.И.Пестель - Наполеон декабризма?"

  3. "К.Ф.Рылеев - певец насилия и террора?"



Подпись преподавателя _________________


  1. "С.И. Муравьев-Апостол - Бонапарт-неудачник?"

  2. "П.Г.Каховский - убийца-мученик?"

  3. "Николай I - тиран и убийца?"

Программы Северного и Южного обществ декабристов


Проект Конституции Н. Муравьева предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Россия должна была стать федеративным государством со столицей в Нижнем Новгороде, переименованном в Славянск. Гарантией от возникновения диктатуры являлось проведение строгого разделения властей. Народное вече, состоявшее из Верховной думы (верхней палаты) и Палаты представителей народных, становилось высшим законодательным органом. Высшая исполнительная власть принадлежала императору - первому чиновнику государства. Высшим судебным органом становилось Верховное судилище. Проект Н. Муравьева упразднял сословное деление общества, провозглашал демократические свободы, отменял крепостное право. Однако земли помещиков оставались за ними, а крестьяне получали по две десятины земли, что было явно недостаточно для ведения хозяйства.


П. Пестель в «Русской правде» предполагал переходный период в 10 лет для проведения революционных преобразований и борьбы с контрреволюцией. Власть в этот период должна была находиться у Временного революционного правительства с диктаторскими функциями, которое должно было провести реформы, предусмотренные в «Русской правде». В России устанавливалась республика с твердой централизованной властью. Высшая законодательная власть принадлежала Народному вечу в количестве 500 человек, избираемому на 5 лет. Исполнительная власть осуществлялась Державной думой в количестве 5 человек, которую избирало Вече. Высшая контролирующая власть принадлежала Верховному собору, состоящему из 120 человек, избираемых пожизненно. «Русская правда» упраздняла сословия, провозглашала демократические свободы. Исключение составлял переходный период, когда запрещались всякие собрания, вводилась цензура. Крепостное право уничтожалось. Крестьяне наделялись достаточным количеством земли. Для этого земельный фонд России делился на две части – общественную и частную. Из первой земля предоставлялась всем желающим на ней работать безвозмездно и не могла быть продана. Вторая находилась в свободном рыночном обращении.



Программы Северного и Южного обществ декабристов


Проект Конституции Н. Муравьева предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Россия должна была стать федеративным государством со столицей в Нижнем Новгороде, переименованном в Славянск. Гарантией от возникновения диктатуры являлось проведение строгого разделения властей. Народное вече, состоявшее из Верховной думы (верхней палаты) и Палаты представителей народных, становилось высшим законодательным органом. Высшая исполнительная власть принадлежала императору - первому чиновнику государства. Высшим судебным органом становилось Верховное судилище. Проект Н. Муравьева упразднял сословное деление общества, провозглашал демократические свободы, отменял крепостное право. Однако земли помещиков оставались за ними, а крестьяне получали по две десятины земли, что было явно недостаточно для ведения хозяйства.


П. Пестель в «Русской правде» предполагал переходный период в 10 лет для проведения революционных преобразований и борьбы с контрреволюцией. Власть в этот период должна была находиться у Временного революционного правительства с диктаторскими функциями, которое должно было провести реформы, предусмотренные в «Русской правде». В России устанавливалась республика с твердой централизованной властью. Высшая законодательная власть принадлежала Народному вечу в количестве 500 человек, избираемому на 5 лет. Исполнительная власть осуществлялась Державной думой в количестве 5 человек, которую избирало Вече. Высшая контролирующая власть принадлежала Верховному собору, состоящему из 120 человек, избираемых пожизненно. «Русская правда» упраздняла сословия, провозглашала демократические свободы. Исключение составлял переходный период, когда запрещались всякие собрания, вводилась цензура. Крепостное право уничтожалось. Крестьяне наделялись достаточным количеством земли. Для этого земельный фонд России делился на две части – общественную и частную. Из первой земля предоставлялась всем желающим на ней работать безвозмездно и не могла быть продана. Вторая находилась в свободном рыночном обращении.

Рабочий лист 1

Линии сравнения

Северное общество

Южное общество

Название программного документа



Автор проекта





Форма правления








Государственно-территориальное устройство







Высшая контрольная ("блюстительная") власть







Высший законодательный орган











Исполнительная власть










Отношение к крепостному праву








Отношение к сословиям










Земельный вопрос









Права граждан















Рабочий лист 1

Линии сравнения

Северное общество

Южное общество

Название программного документа

"Конституция"

"Русская правда"

Автор проекта



Н. М. Муравьев

Н. И. Пестель

Форма правления






Конституционная монархия

Республика

Государственно-территориальное устройство





Федерация

Единое и неделимое государство с сильной централизованной

властью

Высшая контрольная ("блюстительная") власть





-

Верховный собор

Высший законодательный орган






Двухпалатное

Народное вече:

Верховная дума и Палата

представителей народных

Однопалатное

Народное вече

Исполнительная власть








Император -

"верховный чиновник российского правительства"

Державная дума

Отношение к крепостному праву






Отменялось

Отменялось

Отношение к сословиям








Отменялись

Отменялись

Земельный вопрос







Помещичье землевладение сохранялось

Земля разделялась на общественную и частную; каждый имеет право получить земельный надел

Права граждан











  • Равенство всех граждан перед законом

  • Свобода слова, печати, вероисповеданий

  • Свобода собраний, занятий, передвижения

  • Равенство всех граждан перед законом

  • Свобода слова, печати, вероисповеданий

  • Свобода собраний, занятий, передвижения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!