1.Понятие «культура» в широком смысле слова – это: 1)Все созданное обществом 2)Произведения искусства и науки 3)Соблюдение норм этикета в отношениях между людьми 4)Результат образования и воспитания
Культура в широком смысле слова – это совокупность поведения, достижений науки и творчества целого народа или группы .
Культура в широком смысле слова уходит очень глубоко в своём анализе. Она рассматривает более 500 проявлений жизнедеятельности общества, охватывая абсолютно всю систему его ценностей, как материальных, так и духовно-просветительских. Это абсолютная статистика поведения, мировоззрения, отношений.
2. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали? 1)Форма нормативно-оценочной ориентированности индивида 2)Узаконенная справедливость 3)Система норм и правил, регулирующих поведение людей 4)Форма общественного сознания, в которой отражаются этические качества социальной действительности
- Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения , оформленные парламентским или правительственным документом , т.е. Подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения . (стр 142)
3.Верны ли следующие суждения о массовой культуре? А) Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории. Б) В массовой культуре произведения литературы, живописи кинематографа рассматриваются, прежде всего, как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
- Массовая культура понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. У МК самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей , реагирует на любое новое событие и отражает его. (стр 146)
4)Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт? 1)О сохранении самобытности 2)О возрождении традиций 3)О национальной изоляции 4)О взаимном обогащении
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР - процесс взаимного влияния, обогащения и понимания культур, происходящий в ходе межэтнических контактов, взаимоотношений народов. Культура — арена наиболее устойчивого взаимодействия народов, их взаимного обогащения и понимания.
5. Какая черта отличает науку от других отраслей культуры? 1)Вера в сверхъестественные силы 2)Теоретическое обоснование законов развития природы и общества 3)Выражение субъективного отношения к миру 4)Предложение законченной мировоззренческой системы
- Научное познание заключается в стремлении к наиболее адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности . Оно старается проникнуть в сущность явлений, их структуру, причинно-следственные связи.
6.Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: А) стремление к достоверности Б) обоснованность предположений В) субъективность Г) чувственное отражение реальности 1) наука 2) искусство
- Субъективность — это выражение представлений человека ( мыслящего субъекта ) об окружающем мире, его точки зрения , чувства, убеждения и желания. В философии термин обычно противопоставляется объективности .
- Объективность — принадлежность объекту , независимость от субъекта ; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека ( человечества ). Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Пример . Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной , так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.
7. Закончите высказывание Н.Бердяева: «Ценности определяют наше ____ поведение___________».
- Наши ценности определяют наше поведение . Это ключевые принципы, на которых основывается деятельность человека . Мы руководствуемся ими в своих поступках и решениях. Они влияют на то, как мы работаем и общаемся друг с другом. На основе ценностей , человек должен определить цели, назначение своей деятельности, выбрать линию поведения.
8.Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано. «(1) Элитарное или «высокое» искусство сегодня находится в упадке. (2) Упали тиражи литературной классики. ( 3) современные композиторы редко создают оперные произведения. (4) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики». Определите, какие положения текста носят: А) фактический Б) характер оценочных суждений
- Фактическое суждение констатирует уже свершившееся событие. Именно поэтому мнение, которое носит фактический характер , невозможно опровергнуть.
- Любой факт, который имел место, подвергается оценке со стороны каждого человека. Мнение может быть как оценочным – например, выраженным словами «плохо», «хорошо», так и объясняющим позицию человека. Характер оценочных суждений может носить также безразличную направленность.
- Оценочное суждение , как правило, выражается с помощью следующих фраз «на мой взгляд», «я считаю», «как отмечал докладчик» и т. д. Но иногда такие суждения являются почвой для объяснения влияния события на другие предметы, для рассуждения о причинах произошедшего события. В этом случае в речи рассказчика будут использованы следующие обороты: «это событие может быть примером»; «данный факт является объяснением» и т. д.
9. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Религии
Племенные (архаические)
Мировые
религии… ?
- Архаичные религии – тотемизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением.
Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы.
Анимизм - верование в душу как в безличное начало, что является основой и залогом всех жизненных процессов .
- Мировые религии монотеистические религии. Буддизм, христианство, ислам.
10.Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»: 1)Совершенство, высшая цель человеческих стремлений 2)Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями 3)Форма нормативно-оценочной ориентированности индивида 4)Узаконенная справедливость
- Мора́ль ( лат. moralitas , термин введён Цицероном [1][2] от лат. mores — общепринятые традиции , негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом , правильном и неправильном, добре и зле , а также совокупность норм поведения , вытекающих из этих представлений.
11. Развитие культуры невозможно, если: 1)Государство не руководит культурой 2)Отсутствует демократический политический режим 3)Не обеспечивается государственное финансирование учреждений культуры 4)Не существует преемственности культурных традиций
- Одна из фундаментальных характеристик культуры - это традиция, то есть обычаи, порядки, правила поведения, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение. Традиция в переводе с латыни означает "передача". Сущность ее как социального явления выражена в том, что традиция является основным механизмом социального и культурного наследования . С помощью традиций не только сохраняется материальный и духовный опыт предшествующих поколений, но и воспроизводится ценное в культурном наследии , имеющий общее значение для представителей того или иного общества.
12. Верны ли следующие суждения о современной культуре? А) В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и др. Б) Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
- Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, игровые приставки и др.)
13. Какая из черт отличает религию как феномен культуры? 1)Описание и объяснение природных и социальных явлений 2)Утверждение идеи сотворенности мира 3)Достоверное долгосрочное прогнозирование развития 4)Эстетическое освоение окружающего мира
- Религия является феноменом , элементом или функцией в человеческой культуре . В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, – результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире . В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка . В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне .
14. Верны ли следующие суждения о науке? Науку можно охарактеризовать как: А) Особую систему знаний, позволяющую обоснованно предсказать процессы и явления действительности. Б) Систему научных исследований, организаций, учреждений, институтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
- Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, предвидение будущего.
- .Научная деятельность предполагает организованную деятельность, с помощью научных методов и т. д.
15. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых? 1)сложился особый институт гражданского права – авторское право 2)наука стремится к теоретическому осмыслению фундаментальных вопросов жизни 3)научные открытия могут иметь непредсказуемые и опасные последствия для жизни людей 4)быстрыми темпами развиваются социальные (общественные) науки
- В отличие от профессиональной, социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества . в общественном сознании пробуждается беспокойство в связи с растущим загрязнением среды обитания и истощением естественных ресурсов планеты, общим обострением глобальных проблем. Именно социальная ответственность ученых явилась тем исходным импульсом, который заставил сначала их, а затем и общественное мнение осознать серьезность ситуации, угрожающей будущему человечества.