СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная сфера (обобщение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Духовная сфера (подготовка к ГИА).                                              9 класс «А»

Цели и задачи:

1.Уточнить знания учащихся по изучаемому разделу, а также выявить уровень знания по пройденному материалу в 1-3й четвертях;

2)Развивать умения и навыки работы с заданиями различного уровня сложности, а также в заполнения бланков ответов, адаптированных к ГИА;

3)Воспитание добросовестного отношения к труду, внимания и самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Модули»

Раздел 3. Задания с выбором ответа. Содержательная линия «Сфера духовной культуры»

Модуль 1

1.1. К духовной сфере жизни общества относятся

  1. промышленные предприятия

  2. группы подростков

  3. моральные нормы

  4. финансовые выплаты

1.2. Обоснованность, достоверность, аргументация харак­
терны для деятельности

  1. писателя

  2. художника

  3. ученого

  4. артиста

1.3. Создание художественных образов обязательно при­
суще

  1. науке

  2. образованию

  3. производству

  4. искусству

1.4. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль возникла на основе жизненного опыта лю­дей.

Б. Все моральные нормы охраняются законом.

  1. верно только А

  2. верно только Б -

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

Модуль 2

2.1. К сфере духовной культуры относится

  1. социальное расслоение

  2. научная деятельность

  3. производительность труда

  4. заработная плата

2.2. Выработкой знаний о закономерностях развития при­
роды, общества и мышления занимается

  1. мораль

  2. право

  3. религия

  4. наука

2.3. Общим для науки и религии является

  1. проверка выводов

  2. проведение экспериментов

  1. объяснение мира

  2. формирование чувства прекрасного

2.4. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жиз­ни общества?

А. К духовной сфере жизни общества относятся мо­ральные нормы.

Б. К духовной сфере жизни общества относятся образо­вательные заведения.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны





Модуль 3

3.1. Согласно российскому закону «Об образовании», обяза­
тельным является

  1. непрерывное образование взрослых

  2. основное общее образование

  3. получение профессии

  4. высшее образование

3.2. К обязательным элементам религии относится

  1. вера в существование сверхъестественного

  2. законодательство о свободе совести

  3. научная аргументация истинности религиозных дог­матов

  4. активное участие деятелей церкви в политике

3.3. Без наличия образного мышления невозможен процесс

  1. художественного творчества

  2. научного познания

  3. производственной деятельности

  4. получения образования

3.4. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жиз­
ни общества?

А. В число элементов духовной сферы жизни общества входят учреждения культуры.

Б. К числу элементов духовной сферы жизни общества относятся отношения людей по поводу власти.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

Модуль 4

4.1. Процесс самообразования основан на

  1. самостоятельной работе над учебными предметами

  2. посещении факультативных занятий

  1. успешном выполнении контрольных и самостоятель­ных проверочных работ

  2. выборе учебного курса по желанию учащегося

4.2. Право на свободу совести означает

  1. право поступать в соответствии с собственными убе­ждениями

  2. свободу разделять религиозные и атеистические убе­ждения

  1. возможность открыто высказать свое мнение

  1. право отстаивать собственные убеждения в судебном порядке

4.3. Что свойственно религии в отличие от других областей
культуры?

  1. достоверность суждений

  2. вера в сверхъестественные силы и существа

  3. ясность и логичность выражения

  4. создание материальных и духовных ценностей

4.4. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жиз­
ни общества?

А. К числу элементов духовной сферы жизни общества относятся наука и научные учреждения.

Б. К числу элементов духовной сферы жизни общества относятся социальные группы.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны



Модуль 5

5.1. Традиционно на материальную и духовную разделяют

  1. экономику

  2. политику

  3. науку

  4. культуру

5.2. Свобода иметь и распространять религиозные или
атеистические убеждения является правом

  1. на свободу слова

  2. на доступ к культурным ценностям

  3. на свободу совести

  4. на неприкосновенность личности

5.3. В наиболее общем виде мораль — это

  1. выводы, которые человек делает на основании ана­лиза своего поведения

  2. наука о правилах хорошего тона

  1. совокупность принципов и норм поведения людей в обществе

  2. законодательно закрепленные нормы поведения гра­ждан

5.4. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатно­го образования независимо от национальности, языка, ве­роисповедания.

Б. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатно­го образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

Модуль 6

6.1. Все, что создано человеком, в своей совокупности назы­
вается

  1. обществом

  2. искусством

  3. экономикой

  4. культурой

6.2. В процессе научного познания обязательно происходит

  1. теоретическое обобщение

  2. создание художественного образа

  3. создание материальных ценностей

  4. отрицание предыдущих достижений

6.3. Человеческие отношения на основе различения добра
и зла регулирует

  1. право

  2. наука

  3. искусство

  4. мораль

6.4. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Самообразованием можно заниматься для заочного приобретения образования.

Б. Самообразованием можно заниматься для повыше­ния индивидуального уровня культуры.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

47

Модуль 7

7.1. Процесс приобретения знаний, приобщения к культу­
ре, к ценностям мировой цивилизации называется

  1. образованием

  2. творчеством

  3. поведением

  4. самопознанием

7.2. Последовательность действий — выдвижение гипоте­
зы, наблюдение, эксперимент, внедрение — совершается в
процессе

  1. художественного творчества

  2. научного познания

  3. производственной деятельности

  4. получения образования

7.3. «Не воруй», «не лги», «почитай старших» являются
нормами

  1. искусства

  2. науки

  3. морали

  4. права

7.4. Верны ли следующие суждения о современной науке?
А. Успешное функционирование современной науки за­
висит от специального оборудования, поддержки со сторо­
ны государства.

Б. Успешное функционирование современной науки за­висит от состояния системы образования, специальных на­учных организаций.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

Модуль 8

8.1. Усвоение систематизированных знаний, овладение
умениями и навыками характерно для

  1. научного исследования

  2. школьного образования

  3. моральной нормы

  4. социальной ответственности

8.2. Из перечисленных ниже наук определенный аспект
культуры изучает

  1. биология

  2. астрономия

  3. физика

  4. этика

8.3. Мораль в отличие от права

  1. содержит нормы поведения людей

  2. возникает на основе исторического опыта людей

  3. опирается исключительно на поддержку общества

  4. находится в развитии

8.4. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жиз­
ни общества?

А. К духовной сфере жизни общества относятся литера­тура и искусство.

Б. К духовной сфере жизни общества относятся рели­гии и религиозные организации.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


Модуль 9

9.1. Потребность общества в передаче знаний, подготовке
кадров удовлетворяет

  1. наука

  2. религия

  3. мораль

  4. образование

9.2. Какая из перечисленных наук связана с изучением об­
щества?

  1. экономика

  2. генетика

  3. астрономия

  4. лингвистика

9.3. К морали в отличие от права относится(ятся)

  1. любой закон

  2. нормы поведения, принятые обществом

  3. конституция государства

  4. устав общественной организации

9.4. Верны ли следующие суждения?

А. К духовной сфере жизни общества относятся нравст­венность, наука и искусство.

Б. К духовной сфере жизни общества относятся религи­озные организации и учреждения культуры.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

49

Модуль 10

10.1. К сфере духовной культуры относится(ятся)

  1. мораль

  2. политика

  3. деньги

  4. торговля

10.2. Из перечисленных ниже наук определенный аспект
культуры изучает

  1. астрономия

  2. литературоведение

  3. физика

  4. химия

10.3. В отличие от других областей культуры религия ха­
рактеризуется

  1. экспериментальной проверкой результатов наблюде­ний

  2. созданием художественных образов

  3. совокупностью представлений, основывающихся на вере

  4. производством материальных ценностей

10.4. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. В процессе образования человек овладевает социаль­ным опытом.

Б. В процессе образования человек приобщается к нор­мам и ценностям общества.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

Раздел 4. Задания с выбором ответа. Содержательная линия «Экономика»

Модуль 1

1.1. Экономика — это область знаний, изучающая

  1. природные процессы и явления

  2. поведение человека

  3. методы рационального хозяйствования

  4. способы защиты окружающей среды

1.2. Из государственного бюджета финансируется(ются)

  1. производственные кооперативы

  2. фонды общественных организаций

  3. независимое телевидение

  4. правоохранительные органы

50

1.3. В условиях рыночной экономики политика государст­
ва в отношении монополий направлена на

  1. ликвидацию крупных предприятий

  2. снижение налогов на предприятия монополистов

  3. защиту и развитие конкуренции

  4. увеличение числа государственных предприятий

1.4. Верны ли следующие суждения о государственном
бюджете?

А. Налоги являются основным источником доходов го­сударственного бюджета.

Б. Государственный бюджет отражает состояние эконо­мики страны,

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

Модуль 2

2.1. Существование проблемы экономического выбора об­
условлено

  1. безграничностью потребностей человека и ограни­ченностью производственных возможностей

  2. изменчивостью человеческих потребностей

  3. безграничностью производственных возможностей и ограниченностью трудовых ресурсов

  4. ограниченностью природных ресурсов

2.2. Государственный бюджет — это

  1. государственный орган, отвечающий за распределе­ние финансовых средств

  2. сводный план доходов и расходов государства на год

  3. разница между доходами и расходами государства

  4. годовой план сбора налогов государством

2.3. На рынке, где существует конкуренция, рыночная
(равновесная) цена определяется

  1. решением платежеспособных покупателей, желаю­щих купить товар

  1. производителями, желающими получить прибыль

  2. предприятиями оптовой торговли

  1. желанием и возможностью покупателей купить все товары, которые продавцы захотят продать

2.4. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика изучает действие объективных законов истории.

Б. Экономика изучает законы развития хозяйства.

51

Б. Законы — это правила, к исполнению которых при­нуждает государство.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

Модуль 10

10.1. В РФ высшую юридическую силу в системе норматив­
ных актов имеет (имеют)

  1. Конституция

  2. постановления Верховного суда

  3. Указы Президента

  4. постановления Министерства внутренних дел

10.2. Органом исполнительной власти является

  1. Комитет солдатских матерей

  2. книжное издательство

  3. Министерство образования и науки

  4. Счетная палата РФ

10.3. За внедрение рационализаторского предложения ад­
министрация завода поощрила гражданина С. денежной
премией. Нормы какого права регулируют данные правоот­
ношения?

  1. гражданского

  2. финансового

  3. трудового

  4. административного

10.4. Верны ли следующие суждения о правоохранитель­
ных органах?

А. В систему правоохранительных органов входит Рос­сийская армия.

Б. Главная задача правоохранительных органов — за­щита прав человека.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

76

Раздел 8. Задания с кратким и развернутым ответом повышенного уровня сложности

Модуль 1

1.1. Какое слово пропущено в схеме?



1.2. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.

« проблемы, затрагивающие интересы всего

человечества, особенно ярко проявились во второй полови­не XX в. в условиях научно-технической революции и воз­растания угрозы ядерной катастрофы».

1.3. Установите соответствие между областями культуры и
их признаками; к каждой позиции из первого столбца под­
берите соответствующую позицию из второго.

Область культуры

А) мораль Б) религия

Признаки

  1. исполнение обрядов А) мораль

  2. убежденность в существовании Б) религия высшей силы

  3. нацеленность на идеальные отно­шения между людьми

  4. отсутствие специальных учрежде­ний, утверждающих нормы и контро­лирующих их исполнение

  5. представления, основывающиеся на вере

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).



1

2

3

4

5






1.4. Найдите в приведенном ниже списке факты экономи­ческой жизни общества. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. проведение научной конференции

  2. изучение экономической теории в вузе

  3. разработка статей государственного бюджета

  4. участие в антивоенном митинге

  5. использование новой технологии в производстве

77

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

1.5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Тесные (1) с особой остротой ставят вопрос

о соблюдении определенных (2). Превра­
щение этих требований в личные правила, принятие их че­
ловеком как непременное условие отношения к окружаю­
щим и есть нравственный (3). Семья в первую

очередь влияет на воспитание детей. Общество в лице

(4) берет на себя защиту семьи, материнства и

детства, а от родителей требует исполнения их обязанно­
стей. Каждый ребенок с момента рождения имеет гаранти­
рованное государством право на заботу и внимание взрос­
лых. Хотя семья — дело сугубо личное, но государству не­
безразлично, в каких условиях формируются его граждане,
оно, предоставляя (5), одновре­
менно определяет их долг — заботиться о своих детях, созда­
вать необходимые условия для их полноценного развития.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочета­ния), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном паденсе. Помните, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.





Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

  1. Назовите пять признаков демократического государ­ства.

  2. Приведите три примера правоотношений, регулируе­мых нормами гражданского права.

78

Модуль 2

2.1. Заполните пробел в схеме.

Сферы общественной жизни

Экономиче­ская

Политиче­ская

Духовная

2.2. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Цель — получение знаний о реальном мире, в

котором живет человечество».

2.3. Установите соответствие между факторами производ­
ства и их примерами; к каждой позиции из первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго.

Примеры Факторы

производства

  1. подъемный кран А) земля

  2. лес Б) капитал

  3. пашня В) труд

  4. фермер

  5. здание завода

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

12 3 4 5

2.4. Найдите в приведенном ниже списке основные направ­
ления социальной политики. Обведите цифры, под которы­
ми они указаны.

  1. выплата государственных пенсий и социальных пособий

  2. охрана природных ресурсов

  3. воспитание подрастающего поколения в духе офици­альной идеологии

  4. создание службы занятости населения

  5. управление государственными предприятиями

  6. установление гарантированного минимума заработ­ной платы

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

2.5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд
слов пропущен.

В (1) обществе партии должны бороться за

власть легальными парламентскими методами. Предпола­гается, что мезкду ними должно устанавливаться согласие

79

относительно того, какие средства борьбы могут быть ис­пользованы, а какие недопустимы. Партия, находящаяся у

(2), следуя общепринятым нормам, предпочитает

отказываться от применения к соперникам способов наси­
лия и подавления, признает право других (3)

отстаивать свои экономические и политические програм­
мы. В случае потери поддержки (4) на очеред­
ных выборах правящая партия мирным путем передает
власть партии, набравшей большинство голосов, и перехо­
дит в (5).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые сле­дует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именитель­ном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.



А

избиратели

д

демократическое

Б

власть

Е

партия

В

цели

Ш1 SIX

оппозиция

Г

политика

3

устав

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

12 3 4 5

2.6. Назовите две черты, отличающие конституцию от всех
• других законов.

2.7. В чем может проявляться социальная природа челове­
ка? Приведите три примера.

Модуль 3

3.1. Какое слово пропущено в схеме?

Школьное образование

основное

полное общее

80

3.2. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.

« — это общепринятое средство платежа, ко­
торое может обмениваться на любые товары и услуги».

3.3. Установите соответствие между основами брака и се­
мьи и их проявлениями; к каждой позиции из первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Проявления Основы брака

и семьи

  1. взаимное уважение супругов А) нравственные

  2. достижение брачного возраста Б) правовые

  3. регистрация брака

  4. соблюдение семейных тради­ций

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

1 2 3 4

3.4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, свойст­
венные любому государству. Обведите цифры, под которы­
ми они указаны.

  1. наличие парламента

  2. наличие территории

  3. наличие законов

  4. наличие политической власти

  5. наличие монарха

  6. наличие силовых структур

  7. наличие конституции

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

3.5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд
слов пропущен.

Существуют две формы вины: умысел и (1).

Если правонарушение совершается умышленно, это зна­
чит, что правонарушитель понимает (2)

своих действий и их результатов и желает их наступления либо допускает, что они наступят. Кража является

(3) потому, что вор сознательно

стремится присвоить чужую вещь. Такой умысел называ­ется прямым. Но может быть и по-другому. Убийство во время драки часто совершается по косвенному умыслу: убийца не стремился причинить смерть противнику, но понимает и допускает, что его удар может быть смертель-

4—Е. Л. Рутковская

81

ным. Неосторожность также проявляется двояко. Право­
нарушитель понимает и предвидит возможную опасность
своих действий, но легкомысленно полагает, что сумеет ее
избежать. Все знают, что, выходя из дома, нельзя остав­
лять включенными электронагревательные приборы. На­
пример, многие оставляют их и возвращаются к пепели­
щу. Эта форма неосторожности называется (4).

В другом случае неосторожности правонарушитель не
предвидит вредных последствий своих действий, но обя­
зан их предвидеть. Это — (5).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочета­ния), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последо­вательно одно слово за другим, мысленно заполняя каж­дый пробел.



А

неосторожность

д

озорство

Б

вредительство

Е

опасный характер

В

небрежность


легкомысленность

Г

умышленное преступление

3

тяжелый проступок

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово (словосочетание). Получившуюся по­следовательность букв перенесите в бланк ответов.

1 2 3 4 5

  1. Укажите любые три существенные отличия человека от животного.

  2. Приведите три примера негативного влияния общества на состояние природной среды.

Модуль 4 4.1. Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.




Главные вопросы



А^^ i

"\^


Что производить

Как производить

Для кого производить

82

  1. Какое слово пропущено в следующей фразе? «Столкновение противоположных общественных инте­ресов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития называется социальным ».

  2. Установите соответствие между общими и особенны­ми признаками государств; к каждой позиции из перво­го столбца подберите соответствующую позицию из вто­рого.


Общие и особенные признаки

А) общие признаки лю­бого государства Б) признаки лишь не­которых государств

Признаки государств

  1. законодательная дея­тельность

  2. избрание высших орга­нов власти на определен­ный срок

  3. многопартийность

  4. сбор налогов

  5. массовый террор про­тив народа

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

12 3 4 5

4.4. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, влеку­
щие возникновение правоотношений, и обведите цифры,
под которыми они указаны.

  1. молодой человек, ныряя в реку, порезал руку

  2. бродячая собака укусила гражданина К.

  3. молодой человек утонул, купаясь в пруду

  4. гражданка У. опоздала на работу

  5. у ботинок, купленных с рук, через месяц оторвалась подошва

6) у молодых родителей родился первенец
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

4.5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд
слов пропущен.

Человек живет в (1), и его поступки обу­
словлены становлением, развитием в человеческом кол-

83

лективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в опреде­
ленные (2) с окружающими. В условиях со­
временной России и складывающихся в ней новых
(3) отношений, рыночной экономики и конку­
рентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной
ориентировки человека в окружающей среде. Без понима­
ния творящегося вокруг невозможно правильно сориенти­
роваться в жизни, наладить нормальные взаимоотноше­
ния с другими людьми и общественными (4).

И в этом неоценимую помощь оказывает социальная пси­хология. Социальная психология изучает закономерности психологических явлений, возникающих при социальном

взаимодействии людей. Роль (5), которыми

располагает социальная психология, сейчас значительно возросла.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые сле­дует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именитель­ном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно сло­во за другим, мысленно заполняя каждый пробел.



А

знания

д

отношения

Б

общество

Е

нормы

В

группы


общественные

Г

позиция

3

поведение

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

12 3 4 5

  1. Известно, что природа влияет на развитие общества. Назовите любые три проявления этого влияния.

  2. Приведите любые три примера (из истории, литерату­ры, художественных или документальных фильмов, своего собственного опыта), иллюстрирующие выполнение людь­ми своего нравственного долга.

84

Модуль 5 5.1. Какое слово пропущено в схеме?

Социальный

личности


Права

Обязанности

  1. Какое слово пропущено в следующей фразе? «Гражданство — это устойчивая политическая право­вая связь человека с ».

  2. Установите соответствие между правонарушением и кодексом, статьи которого определяют ответственность за него; к каждой позиции из первого столбца подберите соот­ветствующую позицию из второго.

Кодекс

А) Гражданский кодекс

Б) Администра­тивный кодекс

Правонарушение

  1. повреждение имущества соседа

  2. нецензурная брань

  3. выгул собаки в запрещенном месте

  4. несвоевременная уплата долга

  5. курение в запрещенном месте

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от ветов (без пробелов и других символов).



1

2

3

4

5


\j

b

А


5.4. Найдите в приведенном ниже списке виды деятельно­
сти, которые типичны для всех людей. Обведите цифры, под
которыми они указаны.

  1. государственная

  2. художественная

  3. учебная

  4. спортивная

  5. трудовая

  6. исследовательская

  7. игровая

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

5.5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд
слов пропущен.

На протяжении тысячелетий развития человечества ос­нову стабильной хозяйственной деятельности составляло

85

: (1). Сначала сельскохозяйственное, затем про­
мышленное. И только в 60-х гг. XX в. ситуация резко
изменилась. После начала научно-технической революции

(НТР) главной движущей силой общественного Ь (2)

стала А" (3).

Научные достижения и раньше находили применение в
производстве, однако лишь во второй половине XX в. этот
процесс приобрел такие масштабы, что его по праву назва­
ли " (4). Теперь научный поиск был непо­
средственно направлен на решение практических задач.

В наше время ученые говорят о «второй НТР». Ее глав­ной составляющей является стремительное развитие

А (5), обещающих в ближайшем будущем сделать

жизнь человечества неузнаваемой.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необ­ходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в имени­тельном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.



А

высокие технологии

д

наука

Б

прогресс

Е

религия

В

промышленность


производство

Г

революция

3

искусство

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.



1

2

3

4

5






  1. Назовите любые три типа заведений, в которых можно получить общее среднее образование.

  2. Приведите три примера, иллюстрирующие три юриди­ческих признака права собственности.

86


Модуль 6

6.1. Запишите в схему пропущенное слово.

политической власти

Определение основных на­правлений разви­тия государства

Принятие реше­ний, нацеленных на устранение возникших проблем

Предотвращение социальных потрясений

6.2. Какое слово пропущено в следующей фразе?
«Законы и иные нормативные правовые акты субъектов

Российской Федерации не могут противоречить

РФ».

6.3. Установите соответствие между видом (формой) дея­
тельности человека и особенностями проявления; к каждой
позиции из первого столбца подберите соответствующую по­
зицию из второго.

Особенности проявления

  1. создание необходимых людям благ

  2. наличие воображаемой обста­новки

  3. приобретение знаний

  4. создание полезного продукта

Вид (форма) деятельности

  1. игра Б) учение

  2. труд

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

12 3 4

6.4. Найдите в приведенном ниже списке характеристики глобальных проблем современного человечества и обведите цифры, под которыми они указаны.

4) возникли во второй половине XX в.

  1. стали результатом Великих географических открытий

  2. связаны с переходом к рыночным отношениям

  3. явились следствием научно-технической революции

  4. периодически возникают и исчезают

  5. представляют угрозу существованию человечества Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

87

6.5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Культура является исторической совокупностью произ­
водственных, общественных и духовных достижений
(1). Принято различать материальную и духов­
ную культуру. К материальной относят все, что создается в
процессе материального производства (техника, материаль­
ные ценности, производство и т. д.). К духовной относится
все, что создается человеком в процессе духовного
(2).

В процессе освоения культуры, культурной

(3), человек формируется как культурно-историческое

(4).

Часто под культурой понимают только ее узкое зна­чение — специфическую эстетическую деятельность,

включающую только сферу духовной (5)

людей.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в име­нительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем их необходимо выбрать. Выбирайте последователь­но одно слово за другим, мысленно заполняя каждый про­бел.



А

жизнь

д

мораль

Б

творчество

Е

деятельность

В

наука


государство

Г

существо

3

человечество

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

12 3 4 5

  1. Перечислите четыре экономические системы.

  2. Социальное расслоение свойственно любому обществу. Приведите три примера, иллюстрирующие это явление.

88

Модуль 7

7.1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Виды проступков

гражданские

административные

7.2. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.
«Человек — существо не только биологическое, но и

. Это и определяет необходимость прохождения

процесса социализации каждым индивидом».

7.3. Установите соответствие между фактом и сферой обще­
ственной жизни, в которой этот факт имел место. К каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите позицию "из
второго.

Сфера жизни общества А) экономиче­ская Б) духовная

Факт

  1. изобретение книгопечатания

  2. производство обуви

  3. снижение инфляции

  4. выставка произведений ис­кусства

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

12 3 4

7.4. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллю­
стрирующие материальную культуру. Обведите цифры, под
которыми они указаны.

  1. автомобиль

  2. былина

  3. одежда

  4. электростанция

  5. драматический спектакль

  6. газопровод

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

7.5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд
слов пропущен.

Экономика обозначает науку, которая исследует, как
люди используют имеющиеся (1) для удовле-

89


(2) в жизнен-

творения своих неограниченных

ных благах. В экономической жизни общества есть три
главных участника: семьи, фирмы и (3). Но ос­
новное действующее лицо, решениями которого определя­
ется хозяйственная деятельность, — это (4).

Для производства жизненных благ люди используют раз­
личные ресурсы природы, свой труд и специальные при­
способления (инструменты, оборудование и др.). Все это на­
зывается (5).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые сле­дует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именитель­ном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно сло­во за другим, мысленно заполняя каждый пробел.



А

умения

д

человек

Б

потребности

Е

факторы производства

В

объединения

Х1\|

государство

Г

ограниченные ресурсы

3

производители

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

12 3 4 5

  1. Назовите любые четыре основные социальные роли че­ловека.

  2. Приведите три примера участия гражданина в полити­ческой деятельности.

Модуль 8

8.1. Заполните пробел в приведенной ниже схеме.




отношения



/

/

1

X

\


Деловые

Личные

Приятель­ские

Товарище­ские

Семейные

90

8.2. Какому понятию соответствует следующее определе­
ние?

«_______ — естественная среда, окружающая человека».

8.3. Установите соответствие между областями культуры и
их признаками; к каждой позиции первого столбца подбе­
рите соответствующую позицию из второго.


Область культуры

А) наука Б) искусство

Признаки

  1. формирование чувства прекрасного

  2. выдвижение гипотезы

  3. проведение эксперимента

  4. эмоционально-чувственное отраже­ние реальности

  5. создание художественного образа

  6. поиск доказательств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

12 3 4 5 6

8.4. Найдите в приведенном ниже списке права потребите­
ля. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. право на достоверную информацию о товаре

  2. право на свободу передвижения

  3. право на стабильный доход

  4. право на безопасность товара

  5. право на свободу слова

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

8.5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд
слов пропущен.

Брак заключается путем регистрации в органах запи­
си актов гражданского состояния. Законным супругам вы­
дается свидетельство о браке. Супружеские права и обязан­
ности возникают после (1) союза мужчины

и женщины. Для заключения брака необходимо
(2) вступающих в брак и достижение

(3), т. е. установленного законом возраста, с до­
стижением которого разрешается вступление в брак.
(4) устанавливает единый брачный воз­
раст для мужчин и женщин — 18 лет. Как правило, ран­
ние браки отрицательно сказываются на учебе, здоровье
супругов и их детей. При наличии уважительных при-

91

чин (например, беременность, рождение ребенка и пр.)
(5) могут разрешить вступление в брак ли-

цам 16 лет.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочета­ния), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.



А

Семейный кодекс РФ

Б

официальная регистрация

В

взаимное согласие

Г

органы местного самоуправления

д

нотариальные конторы

Е

обряд венчания


Гражданский кодекс РФ

3

брачный возраст

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

12 3 4 5

  1. Назовите пять признаков политической партии.

  2. Приведите три примера административного правона­рушения.

Модуль 9

9.1. Какое слово пропущено в схеме?

естествен­ные

z:

обществен­ные

NT

гуманитар­ные

NT

техниче­ские

92

  1. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе. «Желание и возможность потребителя купить конкрет­ный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте называется ».

  2. Установите соответствие между основами брака и се­мьи и их проявлениями; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Проявления Основы

брака и семьи

  1. взаимное уважение супругов А) нравствен-

  2. забота друг о друге ные

  3. расторжение предыдущего брака Б) правовые

  4. взаимное добровольное согласие

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу: чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

12 3 4

9.4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, свойст­
венные политической партии, и обведите цифры, под кото­
рыми они указаны.

  1. четкая организационная структура, закрепленная уставом

  2. законодательная деятельность

  3. стремление к завоеванию власти

  4. объединение людей с общими взглядами, изложен­ными в программе

  5. сбор налогов

  6. стремление создать для себя массовую опору

  7. суверенитет

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

9.5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд
слов пропущен.

Вслед за Конституцией РФ в иерархии нормативных

актов идут федеральные (1). Они принимаются

высшим законодательным органом простым большинством голосов. Во всех демократических странах установлен строгий регламент принятия и введения в действие зако­на. Этот регламент называется законодательным процес­сом. Его отправной точкой является законодательная

(2), то есть предложение парламенту проекта

закона. После принятия закона Государственной Думой и

93

Советом Федерации он в течение пяти дней направляется

(3), который в течение двух недель подписывает

закон и публикует его. Все законы должны быть опубли­
кованы. Закон не распространяются на события, проис­
шедшие до его принятия. Это выражается формулой «за­
кон обратной (4) не имеет». Из этого правила есть

два исключения. Первое: обратная сила придается уголов­
ному закону, смягчающему (5). Второе: если об

этом сказано в самом законе.

Выберите из предлагаемого списка слова, котдрые сле­дует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именитель­ном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно сло­во за другим, мысленно заполняя каждый пробел.



А

председатель правительства

д

ужесточение

Б

сила

Е

инициатива

В

закон


наказание

Г

президент

3

связь

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

12 3 4 5

  1. Назовите любые четыре качества личности, способст­вующие общению.

  2. Приведите три примера позитивного влияния общества на состояние природной среды.

Модуль 10

10.1. Какая из ветвей власти не названа в схеме?

Ветви власти

Законодательная Исполнительная

Q4

10.2. Какое слово пропущено в следующей фразе?
«Особенностью правовых отношений является то, что

они складываются из прав и , которые возла­
гаются на их участников».

10.3. Установите соответствие между видами деятельно­
сти человека и их результатами; к каждой позиции из пер­
вого столбца подберите соответствующую позицию из вто­
рого.

НИ

Виды трудовой деятельности

  1. производственная деятельность Б) государственная деятельность ,

  2. художественная деятельность

Результаты деятельности

  1. жилые дома

  2. законодательные акты

  3. обработанные поля

  4. картины передвижников

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).



1

2

3

4





10.4. Найдите в приведенном ниже списке характеристики
глобальных проблем современного человечества и обведите
цифры, под которыми они указаны.

  1. связаны с переходом к индустриальному обществу

  2. не раз возникали на протяжении всей истории чело­вечества

  3. могут быть решены только совместными усилиями человечества

  4. возникли во второй половине XX в.

  5. актуальны для всех стран и народов мира

6) связаны с научно-технической революцией
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

10.5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд
слов пропущен.

В основе (1) как одного из важнейших спосо­
бов эстетического освоения мира лежит воспроизведение и
преобразование действительности в художественных об­
разах. Именно создание художественного образа является
отличительной (2) искусства. В зависимости от то­
го, какими средствами и способами создается (3),

различают разные виды искусства. Так, например, в лите-

95

ратуре эстетическое осознание действительности осуществ­
ляется посредством (4), в живописи — через зри­
тельные образы, в скульптуре — через объемно-пространст­
венные формы, в музыке — через звукоинтонации и т. д.

Часто, говоря об искусстве, подразумевают только его
узкое (5) — изобразительное искусство.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необ­ходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в имени­тельном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно сло­во за другим, мысленно заполняя каждый пробел.



А

культура

д

творчество

Б

образ

Е

значение

В

слово


черта

Г

искусство

3

признак

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

12 3 4 5

  1. Перечислите три объекта прямого налогообложения.

  2. Приведите три примера любых проявлений достигае­мого статуса.












Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности

Прочитайте текст и выполните за­дания.


Можно заметить некоторую условность отнесения проблем к разряду «глобальных». Действительно, в чем состоит критерий (основание) «глобальности»? Если вдуматься, дело не только в том, что есть вопросы, посто­янно волнующие человечество во всех концах планеты («глобуса»), таких вопросов множество, но далеко не все из них принято называть глобальными. К последним, пожалуй, относят... такие, к решению которых требует­ся приступать безотлагательно и от решения которых за­висит судьба человечества... К таковым относится пробле­ма предотвращения мировой войны и экологическая про­блема...

Некоторые другие угрозы могут казаться кому-то не столь уж острыми и не требующими безотлагательного при­нятия мер. Например, угроза истощения земных ресурсов (минерально-сырьевой кризис), материальный и культур­ный разрыв между развитыми и развивающимися страна­ми, проблема роста населения Земли («демографический взрыв») и др. Но это довольно опасное заблуждение, напо­минающее наивное неведение тех, кто сразу после Черно­быльской катастрофы ничего не заметил, не почувствовал и почти ничего не понял. Ведь в зараженной, смертельно опасной для человека местности по видимости все остава­лось, как и прежде. Как в природе, так и в обществе есть процессы, которые не видны, не заметны для невежествен­ного, не вооруженного наукой глаза. И когда, достигнув критической стадии, они оказываются уже доступными для зрения и ума профана, то предпринимать эффективные ме­ры по избежанию опасности уже поздно. «Точка возврата» уже пройдена, произошли необратимые изменения. Таковы по своему характеру и некоторые глобальные проблемы. Их не все замечают в качестве актуальных, злободневных, « глобальных ».

М. Р. Радовелъ

  1. Какие два критерия выделения глобальных проблем предложил автор?

  2. Какие две очевидные глобальные проблемы в качест­ве примера называет автор?

  3. Какие, по мнению автора, не вполне осознанные об­ществом глобальные проблемы названы в тексте?

  4. Выберите из авторского перечня любую глобальную проблему и приведите три аргумента в подтверждение ее глобального характера.
















Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности

Прочитайте текст и выполните за­дания.


О нравственности

Нравственность и свобода — два такие явления, кото­рые необходимо условливают друг друга и одно без другого существовать не может, потому что нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного реше­ния, и все, что делается несвободно, под влиянием ли чу­жой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли жи­вотной страсти, есть, если не безнравственное, то, по край­ней мере, не нравственное действие.

К. Д. Ушинский

Человек способен совершенствоваться

Нельзя принуждать к добродетели. Нравственность предполагает свободу выбора.

Человек не совершенен. Это, однако, означает, что он способен совершенствоваться. Без признания этих истин нет подлинного гуманизма.

Необходимо немалое мужество, чтобы научиться смот­реть в глаза самому себе, оставаться самим собой, не избе­гать самого себя.

Т. И. Ойзерман

  1. Как отвечают оба автора на вопрос, может ли сущест­вовать нравственность без свободы? Сходны или различны их позиции по этому вопросу?

  2. Какое действие, по мнению автора первого документа, можно считать нравственным? Укажите три побуждающие силы ненравственного действия, опираясь на первый текст.

  3. Автор второго документа считает, что человек спосо­бен совершенствоваться. Что по этому поводу думаете вы? Приведите три аргумента.

  4. Почему для того, чтобы «смотреть в глаза самому се­бе», необходимо немалое мужество? Приведите три обосно­вания этого утверждения.

Из Семейного кодекса РФ

Статья 41. Заключение брачного договора.

  1. Брачный договор может быть заключен как до госу­дарственной регистрации заключения брака, так и в лю­бое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступа­ет в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

  2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42. Содержание брачного договора.

1. Брачным договором супруги вправе изменить уста­
новленный законом режим совместной собственности (ста­
тья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной,
долевой или раздельной собственности на все имущество
супругов, на его отдельные виды или на имущество каждо­
го из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отноше­нии имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений су­пругов.

  1. Права и обязанности, предусмотренные брачным до­говором, могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или от нена­ступления определенных условий.

  2. Брачный договор не может ограничивать правоспо­собность или дееспособность супругов, их право на обраще­ние в суд за защитой своих прав; регулировать личные не­имущественные отношения между супругами, права и обя­занности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного ну­ждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в край­не неблагоприятное положение или противоречат основ­ным началам семейного законодательства.

10.2.1. Назовите две категории лиц, которые, согласно Се­мейному кодексу РФ, могут заключить брачный договор.

109

Просмотр содержимого документа
«Карточки и схемы»

Карточка №1

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ



















Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4








Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5







Карточка №1

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ



















Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4








Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5







РАСПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ВО ВРЕМЯ УРОКА

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЗОНА



В Е Д У Щ И Й





Группа №3





Группа №2





Группа №1

Г О С Т И

































Э К С П Е Р Т Ы





































































Карточка №1

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

























Карточка №1

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

























Карточка №1

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

























Карточка №1

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

























Карточка №1

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ























Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4










Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4












Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4










Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4










Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4








Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4










Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4












Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4










Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4










Карточка №2

зада-ния

модуля

1

2

3

4

5

1






2






3






4








Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5







Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5







Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5







Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5







Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5







Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5







Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5







Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5







Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5







Карточка №3

задания

модуля

1

2

1



2



3



4



5









Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Тема: Духовная сфера (подготовка к ГИА). 9 класс «А»

Цели и задачи:

1.Уточнить знания учащихся по изучаемому разделу, а также выявить уровень знания по пройденному материалу в 1-3й четвертях;

2)Развивать умения и навыки работы с заданиями различного уровня сложности, а также в заполнения бланков ответов, адаптированных к ГИА;

3)Воспитание добросовестного отношения к труду, внимания и самостоятельности.

Орг.момент

Проверка готовности к уроку.

Распределение уч-ся по группам.

Определение задач для экспертов и для ведущего.

Знакомство уч-ся с пакетом документов(карточек)

Работа по теме урока

Этап №1. Словарная работа (уровни А и В).

Карточка №1. На выполнение отводится 5-7 мин.

Ведущий передает заполненные карточки на проверку экспертам, которые заносят данные по уч-ся и по группе в таблицу результатов.


Этап №2. Выполнение заданий с выбором ответов (уровень А).

Карточка №2. На выполнение отводится 5-10 мин.

Ведущий передает заполненные карточки на проверку экспертам, которые заносят данные по уч-ся и по группе в таблицу результатов.


Этап №3.Выполнение заданий с кратким ответом (уровень В).

Карточка №3. На выполнение заданий отводится 10 мин.

Ведущий передает заполненные карточки на проверку экспертам, которые заносят данные по уч-ся и по группе в таблицу результатов.


Этап №4. Выполнение заданий с развернутым ответом (уровень С).

Оформление в произвольной форме.Если по времени уч-ся не укладываются за один урок, завершение этого задания переносится на следующее занятие.

Ведущий передает заполненные карточки на проверку экспертам, которые заносят данные по уч-ся и по группе в таблицу результатов.


Этап №5. Работа со статистикой: ведущий и эксперты докладывают основные показатели качества знаний как индивидуально по каждому уч-ся, так и по группам. Определяется наивысший и низкий показатели. Определяется средний показатель качества знаний по классу.


Итог

Повторить терминологию из 17-20 параграфов главы №3 «Духовная сфера». Завершить выполнение последнего задания для подведения окончательного итога.




Просмотр содержимого документа
«Материал к карточке №2»

ГРУППА №1

Модуль 1

1.1. К духовной сфере жизни общества относятся

  1. промышленные предприятия

  2. группы подростков

  3. моральные нормы

  4. финансовые выплаты

1.2. Обоснованность, достоверность, аргументация харак­
терны для деятельности

  1. писателя

  2. художника

  3. ученого

  4. артиста

1.3. Создание художественных образов обязательно при­
суще

  1. науке

  2. образованию

  3. производству

  4. искусству

1.4. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль возникла на основе жизненного опыта лю­дей.

Б. Все моральные нормы охраняются законом.

  1. верно только А

  2. верно только Б -

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны



Модуль 2

2.1. К сфере духовной культуры относится

  1. социальное расслоение

  2. научная деятельность

  3. производительность труда

  4. заработная плата

2.2. Выработкой знаний о закономерностях развития при­
роды, общества и мышления занимается

  1. мораль

  2. право

  3. религия

  4. наука

2.3. Общим для науки и религии является

  1. проверка выводов

  2. проведение экспериментов

  1. объяснение мира

  2. формирование чувства прекрасного

2.4. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жиз­ни общества?

А. К духовной сфере жизни общества относятся мо­ральные нормы.

Б. К духовной сфере жизни общества относятся образо­вательные заведения.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны




Модуль 3

3.1. Согласно российскому закону «Об образовании», обяза­
тельным является

  1. непрерывное образование взрослых

  2. основное общее образование

  3. получение профессии

  4. высшее образование

3.2. К обязательным элементам религии относится

  1. вера в существование сверхъестественного

  2. законодательство о свободе совести

  3. научная аргументация истинности религиозных дог­матов

  4. активное участие деятелей церкви в политике

3.3. Без наличия образного мышления невозможен процесс

  1. художественного творчества

  2. научного познания

  3. производственной деятельности

  4. получения образования

3.4. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жиз­
ни общества?

А. В число элементов духовной сферы жизни общества входят учреждения культуры.

Б. К числу элементов духовной сферы жизни общества относятся отношения людей по поводу власти.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


Модуль 4

4.1. Процесс самообразования основан на

  1. самостоятельной работе над учебными предметами

  2. посещении факультативных занятий

  1. успешном выполнении контрольных и самостоятель­ных проверочных работ

  2. выборе учебного курса по желанию учащегося

4.2. Право на свободу совести означает

  1. право поступать в соответствии с собственными убе­ждениями

  2. свободу разделять религиозные и атеистические убе­ждения

  1. возможность открыто высказать свое мнение

  1. право отстаивать собственные убеждения в судебном порядке

4.3. Что свойственно религии в отличие от других областей
культуры?

  1. достоверность суждений

  2. вера в сверхъестественные силы и существа

  3. ясность и логичность выражения

  4. создание материальных и духовных ценностей

4.4. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жиз­
ни общества?

А. К числу элементов духовной сферы жизни общества относятся наука и научные учреждения.

Б. К числу элементов духовной сферы жизни общества относятся социальные группы.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


Модуль 5

5.1. Традиционно на материальную и духовную разделяют

  1. экономику

  2. политику

  3. науку

  4. культуру

5.2. Свобода иметь и распространять религиозные или
атеистические убеждения является правом

  1. на свободу слова

  2. на доступ к культурным ценностям

  3. на свободу совести

  4. на неприкосновенность личности

5.3. В наиболее общем виде мораль — это

  1. выводы, которые человек делает на основании ана­лиза своего поведения

  2. наука о правилах хорошего тона

  1. совокупность принципов и норм поведения людей в обществе

  2. законодательно закрепленные нормы поведения гра­ждан

5.4. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатно­го образования независимо от национальности, языка, ве­роисповедания.

Б. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатно­го образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны









ГРУППА №2


Модуль 1

6.1. Все, что создано человеком, в своей совокупности назы­
вается

  1. обществом

  2. искусством

  3. экономикой

  4. культурой

6.2. В процессе научного познания обязательно происходит

  1. теоретическое обобщение

  2. создание художественного образа

  3. создание материальных ценностей

  4. отрицание предыдущих достижений

6.3. Человеческие отношения на основе различения добра
и зла регулирует

  1. право

  2. наука

  3. искусство

  4. мораль

6.4. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Самообразованием можно заниматься для заочного приобретения образования.

Б. Самообразованием можно заниматься для повыше­ния индивидуального уровня культуры.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


Модуль 2

7.1. Процесс приобретения знаний, приобщения к культу­
ре, к ценностям мировой цивилизации называется

  1. образованием

  2. творчеством

  3. поведением

  4. самопознанием

7.2. Последовательность действий — выдвижение гипоте­
зы, наблюдение, эксперимент, внедрение — совершается в
процессе

  1. художественного творчества

  2. научного познания

  3. производственной деятельности

  4. получения образования

7.3. «Не воруй», «не лги», «почитай старших» являются
нормами

  1. искусства

  2. науки

  3. морали

  4. права

7.4. Верны ли следующие суждения о современной науке?
А. Успешное функционирование современной науки за­
висит от специального оборудования, поддержки со сторо­
ны государства.

Б. Успешное функционирование современной науки за­висит от состояния системы образования, специальных на­учных организаций.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


Модуль 3

8.1. Усвоение систематизированных знаний, овладение
умениями и навыками характерно для

  1. научного исследования

  2. школьного образования

  3. моральной нормы

  4. социальной ответственности

8.2. Из перечисленных ниже наук определенный аспект
культуры изучает

  1. биология

  2. астрономия

  3. физика

  4. этика

8.3. Мораль в отличие от права

  1. содержит нормы поведения людей

  2. возникает на основе исторического опыта людей

  3. опирается исключительно на поддержку общества

  4. находится в развитии

8.4. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жиз­
ни общества?

А. К духовной сфере жизни общества относятся литера­тура и искусство.

Б. К духовной сфере жизни общества относятся рели­гии и религиозные организации.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

Модуль 4

9.1. Потребность общества в передаче знаний, подготовке
кадров удовлетворяет

  1. наука

  2. религия

  3. мораль

  4. образование

9.2. Какая из перечисленных наук связана с изучением об­
щества?

  1. экономика

  2. генетика

  3. астрономия

  4. лингвистика

9.3. К морали в отличие от права относится(ятся)

  1. любой закон

  2. нормы поведения, принятые обществом

  3. конституция государства

  4. устав общественной организации

9.4. Верны ли следующие суждения?

А. К духовной сфере жизни общества относятся нравст­венность, наука и искусство.

Б. К духовной сфере жизни общества относятся религи­озные организации и учреждения культуры.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


Модуль 5

10.1. К сфере духовной культуры относится(ятся)

  1. мораль

  2. политика

  3. деньги

  4. торговля

10.2. Из перечисленных ниже наук определенный аспект
культуры изучает

  1. астрономия

  2. литературоведение

  3. физика

  4. химия

10.3. В отличие от других областей культуры религия ха­
рактеризуется

  1. экспериментальной проверкой результатов наблюде­ний

  2. созданием художественных образов

  3. совокупностью представлений, основывающихся на вере

  4. производством материальных ценностей

10.4. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. В процессе образования человек овладевает социаль­ным опытом.

Б. В процессе образования человек приобщается к нор­мам и ценностям общества.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны













КЛЮЧИ для групп 1,3

№ задания

МОДУЛИ

1

1

2

3

4

5

2

3

2

2

1

4

3

3

4

1

2

3

4

4

3

1

2

3

5

1

3

1

1

3



КЛЮЧИ для группы №2

№ задания

МОДУЛИ

1

1

2

3

4

5

2

4

1

2

4

1

3

1

2

4

1

2

4

4

3

3

2

3

5

3

3

3

3

3



КЛЮЧИ для групп 1,3

№ задания

МОДУЛИ

1

1

2

3

4

5

2

3

2

2

1

4

3

3

4

1

2

3

4

4

3

1

2

3

5

1

3

1

1

3


КЛЮЧИ для группы №2

№ задания

МОДУЛИ

1

1

2

3

4

5

2

4

1

2

4

1

3

1

2

4

1

2

4

4

3

3

2

3

5

3

3

3

3

3




КЛЮЧИ для групп 1,3

№ задания

МОДУЛИ

1

1

2

3

4

5

2

3

2

2

1

4

3

3

4

1

2

3

4

4

3

1

2

3

5

1

3

1

1

3



КЛЮЧИ для группы №2

№ задания

МОДУЛИ

1

1

2

3

4

5

2

4

1

2

4

1

3

1

2

4

1

2

4

4

3

3

2

3

5

3

3

3

3

3



Просмотр содержимого документа
«Материал к карточке №3»


Модуль 1


1.1.Какое слово пропущено в схеме?

Виды (формы)______________________________



Трудовая

Учебная

Игровая




1.2.Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции из первого солбца подберите соответствующую позицию из второго.


Признаки

Область культуры

1

Исполнение обрядов


А) мораль



Б)религия

2

Убежденность в существовании высшей силы

3

Нацеленность на идеальные отношения между людьми

4

Отсутствие специальных учреждений, утверждающих нормы и контролирующих их исполнение

5

Представления, основывающиеся на вере

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5







1.3.Заполните пробел в схеме.

Сферы общественной жизни



Социальная

Политическая

Экономичес-кая





1.4. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Цель ______________________ - получение знаний о реальном мире, в котором живет человечество».


1.5.Найдите в приведенном ниже списке основные направления социальной политики. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1)выплата государственных пенсий и социальных пособий

2)охрана природных ресурсов

3)воспитание подрастающего поколения в духе официальной идеологии

4)создание службы занятости населения

5)управление государственными предприятиями

6)установление гарантированного минимума заработной платы.

Обведите цифры и запишите их в порядке возрастания.





Модуль 2


2.1.Какое слово пропущено в схеме?

_______________________________________________________________________




технические

гуманитарные

общественные

естественные




2.2.Найдите в приведенном ниже списке ситуации, влекущие возникновение правоотношений, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1)молодой человек, ныряя в реку, порезал руку

2)бродячая собака укусила гражданина К.

3)молодой человек утонул, купаясь в пруду

4)гражданка У. опоздала на работу

5)у ботинок, купленных с рук, через месяц оторвалась подошва

6)у молодых родителей родился первенец

Обведите цифры и запишите их в порядке возрастания.


2.3 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.


Культура является исторической совокупностью произ­водственных, общественных и духовных достижений_____________(1). Принято различать материальную и духов­ную культуру. К материальной относят все, что создается в процессе материального производства (техника, материаль­ные ценности, производство и т. д.). К духовной относится все, что создается человеком в процессе духовного ____________(2).

В процессе освоения культуры, культурной_____________(3), человек формируется как культурно-историческое (4).

Часто под культурой понимают только ее узкое зна­чение — специфическую эстетическую деятельность, включающую только сферу духовной_________(5)людей.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в име­нительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем их необходимо выбрать. Выбирайте последователь­но одно слово за другим, мысленно заполняя каждый про­бел.



А

жизнь

д

мораль

Б

творчество

Е

деятельность

В

наука

ж

государство

Г

существо

3

человечество

Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5






2.4.Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни, в которой этот факт имел место. К каждой позиции ,данной в первом столбце, подберите позицию из второго

ФАКТ СФЕРА

1)изобретение книгопечатания а)экономическая

2)производство обуви б)духовная

3)снижение инфляции

4)выставка произведений искусства

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4






2.5.Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.


ПРИЗНАКИ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

1)формирование чувства прекрасного а)наука

2)выдвижение гипотезы б)искусство

3)проведение эксперимента

4)эмоционально-чувственное отражение

реальности

5)создание художественного образа

6)поиск доказательств


Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

































КЛЮЧИ К ЗАДАНИЮ № 3


задания

модуля

1

2

1

деятельности

науки

2

ББААБ

346

3

духовная

ЗБЕГА

4

науки

БААБ

5

146

БААББ


КЛЮЧИ К ЗАДАНИЮ № 3


задания

модуля

1

2

1

деятельности

науки

2

ББААБ

346

3

духовная

ЗБЕГА

4

науки

БААБ

5

146

БААББ



КЛЮЧИ К ЗАДАНИЮ № 3


задания

модуля

1

2

1

деятельности

науки

2

ББААБ

346

3

духовная

ЗБЕГА

4

науки

БААБ

5

146

БААББ



КЛЮЧИ К ЗАДАНИЮ № 3


задания

модуля

1

2

1

деятельности

науки

2

ББААБ

346

3

духовная

ЗБЕГА

4

науки

БААБ

5

146

БААББ



Просмотр содержимого документа
«Материал уровня С»

Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности

Прочитайте текст и выполните за­дания.


О нравственности

Нравственность и свобода — два такие явления, кото­рые необходимо условливают друг друга и одно без другого существовать не может, потому что нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного реше­ния, и все, что делается несвободно, под влиянием ли чу­жой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли жи­вотной страсти, есть, если не безнравственное, то, по край­ней мере, не нравственное действие.

К. Д. Ушинский

Человек способен совершенствоваться

Нельзя принуждать к добродетели. Нравственность предполагает свободу выбора.

Человек не совершенен. Это, однако, означает, что он способен совершенствоваться. Без признания этих истин нет подлинного гуманизма.

Необходимо немалое мужество, чтобы научиться смот­реть в глаза самому себе, оставаться самим собой, не избе­гать самого себя.

Т. И. Ойзерман

  1. Как отвечают оба автора на вопрос, может ли сущест­вовать нравственность без свободы? Сходны или различны их позиции по этому вопросу?

  2. Какое действие, по мнению автора первого документа, можно считать нравственным? Укажите три побуждающие силы ненравственного действия, опираясь на первый текст.

  3. Автор второго документа считает, что человек спосо­бен совершенствоваться. Что по этому поводу думаете вы? Приведите три аргумента.

  4. Почему для того, чтобы «смотреть в глаза самому се­бе», необходимо немалое мужество? Приведите три обосно­вания этого утверждения.


Просмотр содержимого документа
«Словарный диктант»



Группа №1

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ(заполняется карточка №1. Внимание! В ячейке для ответа выставляется только начальная (печатная) буква термина.)

1.Приспособление к физической или социальной среде.

2.Состояние людей, имеющих минимальное количество денег.

3.Человек, не имеющий заработка и живущий на специальное пособие.

4.Финансовый план доходов и расходов на определенный период.

5.Документ, дающий право на въезд в другую страну.

6.Влияние на основе закона или традиции.

7.Политическая организация данной страны.

8.Способность лица осуществлять права и нести обязанности.

9.Недостаточность средств или ресурсов.

10.Расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

11.Отдельный человек.

12.Глобальная компьютерная сеть.

13.Основной закон государства.

14.Самый авторитетный член группы.

15.Совокупность нравственных норм.





Группа №2

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ(заполняется карточка №1. Внимание! В ячейке для ответа выставляется только начальная (печатная) буква термина.)

1.Система правил поведения.

2.Историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству».

3.Количество денег, уплачиваемое за единицу товара.

4.деятельность, выполненная за деньги.

5.Поиск и найм на работу.

6.Кратковременное эмоциональное пристрастие.

7.Активное взаимодействие трех человек.

8.Все, что унаследовано от предшественников.

9.Продукт труда, произведенный для продажи.

10.Часть общей культуры.

11.Часть света или территории, имеющая определенные границы.

12.Расположение социальных групп сверху вниз по признаку неравенства в доходах.

13.Модель поведения.

14.Место, где сходятся интересы покупателей и продавцов.

15.Процесс создания разных видов экономических продуктов.







Группа №3

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ(заполняется карточка №1. Внимание! В ячейке для ответа выставляется только начальная (печатная) буква термина.)

1.Применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания.

2.Независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

3.Стремление к отделению.

4.Форма правления, при которой глава государства выбирается населением.

5.Высший представительный законодательный орган власти, построенный на выборных началах.

6.Форма принятия наиболее важных решения путем всеобщего голосования.

7.Партийная система, когда в стране существует и легально действует более двух политических партий.

8.Статус главы государства в РФ.

9.Лицо, которому принадлежит право собственность на что-либо.

10.Гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

11.Способность иметь права и обязанности.

12.Общественно опасное преступное деяние, запрещенное уголовным законодательством.

13.Знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи – это…

14.Внешние формы поведения человека, основанные на привычках.

15.Средства (мера воздействия) поощрения или наказания.









ОТВЕТЫ К СЛОВАНОМУ ДИКТАНТУ

1 группа

2 группа

3 группа

1

Адаптация

1

Этикет

1

Сила

2

Бедность

2

Цивилизация

2

Суверенитет

3

Безработный

3

Цена

3

Сепаратизм

4

Бюджет

4

Услуга

4

Республика

5

Виза

5

Трудоустройство

5

Парламент

6

Власть

6

Увлечение

6

Референдум

7

Государство

7

Триада

7

Многопартийная

8

Дееспособность

8

Традиции

8

Президент

9

Дефицит

9

Товар

9

Собственник

10

Иерархия

10

Субкультура

10

Потребитель

11

Индивидуум

11

Страна

11

Правоспособность

12

Интернет

12

Стратификация

12

Преступление

13

Конституция

13

Роль

13

Культура

14

Лидер

14

Рынок

14

Манеры

15

Мораль

15

Производство

15

Санкции





Просмотр содержимого документа
«Шаблон»

Группа №1

Ф.И.учащегося

№1

Кач.зн

№2

Кач.зн

№3

Кач.зн

№4

Кач.зн

Итог

1










2










3










4










5










ИТОГ










Группа №2

1










2










3










4










5










ИТОГ










Группа №3

1










2










3










4










5










ИТОГ










Кач.зн.(общее)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!