сферы жизни общества
социальная
экономическая
ВЗАИМОСВЯЗЬ
политическая
духовная
ОБРАЗОВАНИЕ
РЕЛИГИЯ
ИСКУССТВО
НАУКА
духовная
сфера
ЯЗЫК
МОРАЛЬ
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ФИЛОСОФИЯ
духовная
сфера
- ИМЕЕТ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ
- СОЗДАНИЕМ, СОХРАНЕНИЕМ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗАНИМАЮТСЯ ЛЮДИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ (УЧИТЕЛЯ, УЧЕНЫЕ, РАБОТНИКИ МУЗЕЕВ, БИБЛИОТЕК И Т.Д.)
- ДОСТИЖЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОЗДАЮТСЯ, СОХРАНЯЮТСЯ И РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПРИ ПОСРЕДСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (БИБЛИОТЕКИ, МУЗЕИ, АРХИВЫ, ШКОЛЫ, ИНСТИТУТЫ И Т.Д.)
Культура – от латинского возделывать, обрабатывать.
Функции культуры:
- Приспособление к окружающей среде
- Накопление, сохранение и передача ценностей
- Регулятивная
- Социализирующая и коммуникативная
Формы и разновидности культуры
Массовая – популярна среди широких слоев населения, ей характерна высокая степень коммерциализации
Элитарная – противоположность массовой. Она ориентирована на тот тип сознания, который готов к активной созидательной деятельности и творческому поиску. Рассчитана на узкий круг потребителей, готовых к восприятию.
Народная - создается народом и бытует в народных массах
Культура
внешняя
внутренняя
материальная
духовная
Мораль
Совокупность правил поведения, возникших на основе представлений людей о таких категориях, как добро и зло, справедливость и несправедливость, хорошее и плохое
Главные моральные нормы выражены общечеловеческими духовными ценностями:
С моралью тесно связаны понятия:
- обращайся к другому так, как хочешь, чтобы обращались к тебе
- уважай старших
- не убий
- не лги
- не клевещи
- не воруй и т.д.
ДОЛГ
СОВЕСТЬ
ДОБРО
ГЛАВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
ГУМАНИЗМ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
МИЛОСЕРДИЕ
ТЕРПИМОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование – результаты усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни .
Процесс приобретений знаний о мире, приобщение к культуре, ценностям Отечества, мировой цивилизации.
Значение образования
- Подготовка рабочей силы
- Формирование свободной личности
- Карьерный рост и другие социальные перемещения
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Религия
Религия – это особая форма осознания мира, основанная на вере в сверхъестественное
Главные признаки
- Вера
- Культ
- Стремление человека согласовывать свою жизнь с божественными заповедями
Функции религии:
Создание религиозной картины мира и помощь в осмыслении места человека в мире
Восполнение ограниченности, зависимости, бессилия людей перед непознанным, необъяснимым
Сплочение общества либо больших социальных групп: единоверцев, народов и т.д.
ВЕРА – специфическое восприятие действительности или воображаемых объектов, явлений, не требующее доказательств для оценки их достоверности и истинности.
Она является центральным стержнем всех религий, играя роль своеобразной психологической установки для верующих.
Внешней формой проявления веры является КУЛЬТ.
КУЛЬТ – это систематизированный набор действий религиозного значения, характер которых определяется отношением верующих к объекту их поклонения. Например, МОЛИТВЫ, ПОКЛОНЫ, КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ОБРЯДЫ,
Искусство
Предмет искусства:
человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами
Форма существования – художественное произведение.
Задача – освоение действительности с помощью художественных образов.
Основные функции искусства:
Внушающая Воспитательная Познавательно-эвристическая
Предвосхищающая Художественно-концептуальная
Общественно-преобразующая Информационная Коммуникативная
НАУКА
Наука – важнейший элемент духовной культуры. Это область человеческой деятельности, обособленная в процессе разделения труда и связанная с выработкой и теоретической систематизацией объективных знаний о действительности.
науки делятся на естественные (или естествознание) и гуманитарные (также часто называемые социально-гуманитарными).
Предметом естественных наук является природа, исследуемая астрономией, физикой, химией, биологией и другими дисциплинами ;
а предметом гуманитарных – человек и общество, изучаемые психологией, социологией, культурологией, историей и т. д.
ФУНКЦИИ НАУКИ
Познавательно-объяснительная: призвана познать и объяснить устройство мира и законы развития
Мировоззренческая: выработка мировоззрения
Прогностическая: позволяет определять последствия изменений окружающего мира