СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Духовная культура общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материал

Просмотр содержимого документа
«"Духовная культура общества"»

Урок обществознания «Духовная культура общества»

Цели: получить представление о многообразии духовной жизни человека и выяснить её роль и значение для общества и каждого человека; создать условия для понимания связи между изучаемым материалом и реальным миром, в котором живут учащиеся. Подвести к пониманию большой значимости нравственного поведения для их жизни. Сфокусировать внимание учащихся на новой теме духовной жизни человека и вызвать интерес к изучению нового материала; раскрыть объединяющую гуманистическую составляющую основных духовных ценностей;

Планируемые результаты:

личностные: осознание значимости нравственного поведения на основе усвоения духовных ценностей;

метапредметные: умение определять назначение и функции культуры как социального института; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющую стратегию поведения с учетом нравственных ценностей;

предметные:

владение умениями применять полученные знания о культурных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

ХОД урока.

Вступительное слово. Духовная жизнь современного общества чрезвычайно динамична. Каждый день на рынок символических ценностей выбрасывают разнообразные произведения искусства, новые политические лозунги, газеты, журналы, телесериалы. На человека, который не подготовлен к общению с современной культурой это может производить впечатление хаоса и он может легко растеряться. Но процессы создания и освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определённым общественным закономерностям.

Наша главная цель сегодня понять как взаимосвязаны изученная тема и реальный мир, в котором мы живем. Давайте попробуем найти афоризм, высказывание, которое бы помогло нам определить направление нашей деятельности.

"Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят..."(Мэтью Арнолд, английский поэт и культуролог )  

Когда мы говорим о духовной культуре то на какие её формы прежде всего обратим внимание? Какая из этих форм по-вашему мнению, наиболее важна для человека? ( мораль) Объясните почему?

(Нагибин, Ганиятулина, Альмухаметов)

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. В отличие от других проявлений духовной жизни общества (науки, искусства, религии) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по происшествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима. Поэтому мораль наиболее важна.

Мы можем подтвердить это на примере проведенного нашей группой исследования. Мы выбрали метод - анкетирование. Участниками анкетирования стали ученики 5, 9 и 11 классов. 5 класс мы выбрали для анкетирования, так как они только начали изучать обществознание, но с понятием «мораль» они уже знакомы, а 9 и 11 класс мы выбрали, потому что это выпускные классы и многие из них выбрали обществознание для сдачи экзаменов. Мы предлагаем вам посмотреть на результат

Сформулируйте 3 вывода по данным представленным в таблице?

Подводя итог, мы хотим обратить ваше внимание на то, что концу школы все ученики знают, что такое мораль и у них сформировалось нравственно оценочное отношение к действительности (они различают, что такое хорошо и плохо). У нас и другие были вопросы - но мы выбрали эти три, наверно потому что, оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Учитель : Каким высказыванием закончим разговор о морали?

Какая форма духовной культуры близка к морали? тесно с ней связана? Религия. Почему?


(Елистратов, Мытарин.Данилова , Коненкова) Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Насколько важна религия в современном мире развитых технологий?

В 20 веке была популярна теория, согласно которой роль религии обратно пропорциональна развитию прогресса. Сторонники этой теории были уверены, что научно-технический прогресс уже к началу двадцать первого века станет причиной того, что веру в высшие силы сохранят только люди, живущие в слабо развитых странах. Но однако конец ХХ - начало XXI века ознаменовались быстрым приростом количества верующих людей и развитием ряда религий.

Скорее всего, это связано духовными и психологическими потребностями людей. Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века, она выполняет те же функции что и раньше:

-Удовлетворение душевных и мистических потребностей людей. 

-Выполняет регулятивную и воспитательную, утешительную и коммуникативную функции религии.  Нас заинтересовал вопрос о том, а как современные ученики относятся к вопросу веры. Т.к. это вопрос очень личный мы выбрали такой метод - изучение этого вопроса через анкеты профилей в контакте. Мы не нарушали ничьих прав, т.к. эти данные доступны для посетителей страницы.


Мы просмотрели 100 профилей своих друзей. Там есть графа «мировоззрение»- 28 человек указали православие, 9 - ислам, 3- атеизм,1- космополитизм и 59 человек не указали свой выбор. Учитель Какие выводы можно сделать на основе этих данных???

Марина) Таким образом, можно сделать вывод, что во - первых: школьники разбираются в вопросах религии (они знают про атеизм ), во вторых, для почти 60% учеников вопрос веры не актуален, .представлены только мировые религии -это особенность нашего региона.

Учитель Как вы думаете, к какому высказыванию данный материал послужил бы аргументом? примером? Можно ли утверждать, что религия и искусство взаимосвязаны???


Религия использует искусство для воздействия на чувства верующих. Искусство использует религиозные образы, сюжеты, на основе которых создаются художественные произведения.

Во все времена религия в своей практике использовала все виды искусства – музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию, ораторское искусство и литературу (притчи).

Учитель Какую роль играет современное искусство?

Учитель Давайте выполним следующее задание.

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие искусство.

2.Составьте предложение о временных видах искусства (литература , музыка, театр)

3.Каково содержание воспитательной функции искусства.(формирует мысли, чувства людей)

Яшин,Беляев,Галиева) Иску́сство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе. Формированию личности, культурному развитию, нравственности способствуют разные направления искусства. С помощью произведений искусства, музыки, поэзии профессионалов и любителей мы можем познать эстетическое восприятие нашего мира. Поэтому роль искусства в жизни человека просто огромна! Мы это понимаем, и нам хотелось уточнить, а как это понимается современными школьниками. Мы прошлись по школе и задали всего 2 вопроса ученикам. Вот наш видеоотчет.

Какой же вывод можно сделать? Какие виды искусства знают школьники? Правильно ли они определяют виды искусства?

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Учитель А что по этому поводу думают наши молодые «ученые»??

Макарова,Раков,Копьев То, что наука и искусство пересекаются можно назвать естественным процессом. Обе эти сферы человеческой деятельности направлены на познание мира и предполагают возникновение идеи, теории и гипотезы, которая проверяется в лаборатории или мастерской художника. Художники, так же, как и ученые, стремятся познать свойства материалов, культуру, историю, религию, мифологию для того, чтобы преобразить полученную информацию во что-то новое. Так в Древней Греции термин «techne»теххне (от которого происходят слова техника и технология) применялся как к художественной, так и научной деятельности. Невозможно переоценить роль науки в современном обществе, ведь сегодня она оказывает огромное влияние на многие сферы жизни и деятельности людей. Не вызывает сомнений и то, что от степени развития науки зависят все показатели развития общества - экономические, культурные, образовательные.

Современное общество не может ни существовать, ни функционировать, ни развиваться без науки. И поэтому сейчас очень важно формирование научного мировоззрения. А об этом лучше всего знает заместитель по инновационной деятельности Шмелькова Елена Викторовна. И мы пошли к ней с нашими вопросами.

ВИДЕО ФРАГМЕНТ)

Наука в существенной мере расширяет кругозор учащихся, ибо все новое в школу приходит через науку. Ученый изучает новый объект, тем самым происходит расширение мировоззрения человека. Формирование научного мировоззрения происходит тоже благодаря системе образования, которая играет существенную роль в формировании личности. Современная цивилизация стремится к тому, чтобы подготовить и использовать огромный потенциал специалистов с высшим образованием. Об этом свидетельствует, тот факт, что «объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, число научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет» 

Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления. 1) проявления социальной функции науки, например:

— социальное развитие и управление;

— социальное прогнозирование.

-Идейно-преемственная, традиционная функция  Могут быть названы другие проявления.

2) примеры, допустим:

— демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;

— экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством;

— учёные-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере производства, сообщества и этноса.

Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) регулярно публикуемые известными рейтинговыми агентствами кредитные рейтинги стран (созданные учёными-экономистами) непосредственно влияют на деловую активность, инвестиционную привлекательность национальных экономик, деятельность национальных правительств;

2) создание учёными различных видов биотоплива позволяет обществу экономить невозобновимые природные ресурсы;

3) достижения медицины и фармакологии позволили увеличить продолжительность и качество жизни людей.

Главная функция культуры – сохранение и совершенствование опыта познания и действия людей во всех сферах жизни человека и общества в формах, доступных для потомков. Сохранение, простое воспроизводство культуры, а тем более ее развитие, совершенствование, требуют от общества не только постоянных усилий, но и мудрости.

И здесь надо показать взаимосвязь духовной культуры и внутреннего мира человека.

Наполните »образ» человека внутренним содержанием.


Подводя итог урока. Ответьте на вопрос чему вы сегодня научились?

Оценка влияния культуры на жизнь людей:

1. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человеческого опыта.

2. Культура является особой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы.

3. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.


Домашнее задание. Мини сочинение- по высказываниям прозвучавшим на уроке.















Приложение

Наука, искусство, религия: противоречивое взаимодействие

Функция познания мира, основная для науки, свойственна также искусству, но преимущественно в области познания духовного мира. Во все времена религия в своей практике использовала все виды искусства – музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию, ораторское искусство и литературу (притчи). Направленная на внушение людским массам определенных идей, что предполагало установление общего языка, она неизбежно в своих основополагающих священных книгах отражала научное знание, накопленный опыт и мудрость человечества.

Искусство, например музыка, существовало всегда и вне церкви как фольклор, а примерно с XII в. – как светское, бытовое искусство, от трубадуров, карнавальной музыки до современных направлений – оперетты и рока. Однако церковь растила, формировала и использовала музыку высокого духовного плана, в которой развивалась и форма искусства, и его высокие художественные нормы. Искусство неоценимо важно в духовном ритуале, так как оно обладает удивительной способностью усиливать восприятие интуитивных идей, эмоций (Л. Толстой говорил: «заражать чувством»), доводить людей до экстаза, катарсиса. С эпохи Возрождения начинается новый этап. Наряду с остающимся в церкви возникает и тоже быстро развивается серьезное и высокое духовное внерелигиозное искусство.

Теперь поговорим подробнее о взаимоотношении науки и религии. Есть два момента, вызывающие их неизбежное столкновение. Первый – зафиксированное в религиозных священных книгах отражение научного знания своего времени. Неизбежный прогресс научного знания приводит к новым выводам, вступающим в противоречие с прежним знанием. Лишая религиозное учение «чудес», научное их объяснение «размывает» основные элементы религии – мистицизм и тайну. Второй момент, чуждый человеку науки, – требование веры без сомнения. Между тем фундамент научного познания – это тезис «сомнение – мать истины». Ученый может продвинуть знание вперед, только если он способен подвергнуть сомнению то, чему его учили уважаемые учителя и великие предшественники.

В эру становления современной науки имело место стремление «освободить науку от религии». Теперь же можно сказать, что следовало бы освободить религию от науки. Религия должна быть обращена к своей духовной сфере, отличной от той, к которой обращена наука. Есть и другой путь снятия противоречий между наукой и религией: признать, что в священных книгах использовалось иносказание, не понимать ряд сюжетов буквально, реалистически.

(Е. Л. Фейнберг.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!