СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная культура общества 10 класс обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

§10. Духовная культура общества 10 класс обществознание 

Просмотр содержимого документа
«Духовная культура общества 10 класс обществознание»

§10. Духовная культура общества

§10. Духовная культура общества

Понятие «Духовная культура» Понятие «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание) понимается по-разному. Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д. В широком смысле это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей В узком смысле процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Понятие «Духовная культура»

Понятие «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание) понимается по-разному.

Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.

В широком смысле

это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей

В узком смысле

процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Культура Материальная культура Духовная культура Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др. Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда и т. д.

Культура

Материальная культура

Духовная культура

Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.

Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда и т. д.

Задание 4 ЕГЭ Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе. 2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты. 3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество. 4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда. 5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества.

Задание 4 ЕГЭ

Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.

2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.

5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества.

Духовные ценности Мировоззренческие Эстетические Нравственные Религиозные

Духовные ценности

Мировоззренческие

Эстетические

Нравственные

Религиозные

Основные функции культуры Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе. Социализация — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры, все остальные связаны с ней в той или иной степени. Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение. Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций. Регулятивная (нормативная ) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Основные функции культуры

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Социализация — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры, все остальные связаны с ней в той или иной степени.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная ) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Задание 1 ЕГЭ Запишите слово, пропущенное в таблице. ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА Информационная Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению ... Позволяет людям вступать в общение друг с другом Задание 27 ЕГЭ Назовите любые три вида духовных ценностей и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 1 ЕГЭ

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Информационная

Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению

...

Позволяет людям вступать в общение друг с другом

Задание 27 ЕГЭ

Назовите любые три вида духовных ценностей и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против). Основные формы культуры Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.). Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.).

В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Основные формы культуры

Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами.

Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).

Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.).

Массовая Элитарная Особенности: Особенности: включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу; представляет определённые трудности для понимания неподготовленным человеком; потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты. имеет самую широкую аудиторию и является авторской; как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики; носит коммерческий характер; в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая

Элитарная

Особенности:

Особенности:

  • включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
  • представляет определённые трудности для понимания неподготовленным человеком;
  • потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
  • имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
  • как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
  • носит коммерческий характер;
  • в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Задание 4 ЕГЭ

Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры,

под которыми они указаны.

1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства.

2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.

3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.

5) Произведения народной культуры нередко передаются устно.

Задание 5 ЕГЭ

Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) характеризуется духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью

ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Б) создаётся анонимными творцами

1) элитарная

В) потребляется в среде профессиональной духовной интеллигенции

2) народная

Г) неразрывно соединена со средствами массовой коммуникации

3) массовая

Д) ориентирована на коммерческий успех

Разновидности культуры: Контркультура  — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.). Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические).

Разновидности культуры:

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.).

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические).

Закрепление Задание 1 ЕГЭ Запишите слово, пропущенное в таблице. РАЗНОВИДНОСТЬКУЛЬТУРЫ Субкультура ХАРАКТЕРИСТИКА Часть общей культуры, система ценностей,присущих определённой группе Культурные течения, отрицающие ценностидоминирующей культуры и противопоставляющие себя ей Задание 25 ЕГЭ Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «духовная культура»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры; − одно предложение, раскрывающее особенности народной культуры. 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о потребностях, которые удовлетворяет духовная культура; − одно предложение, раскрывающее содержание духовной культуры. Задание 28 ЕГЭ Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Закрепление

Задание 1 ЕГЭ Запишите слово, пропущенное в таблице.

РАЗНОВИДНОСТЬКУЛЬТУРЫ

Субкультура

ХАРАКТЕРИСТИКА

Часть общей культуры, система ценностей,присущих определённой группе

Культурные течения, отрицающие ценностидоминирующей культуры и противопоставляющие

себя ей

Задание 25 ЕГЭ

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры;

− одно предложение, раскрывающее особенности народной культуры.

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о потребностях, которые удовлетворяет духовная культура;

− одно предложение, раскрывающее содержание духовной культуры.

Задание 28 ЕГЭ

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Домашнее задание § 8 читать, записи в тетради учить Письменно  Задание 28 ЕГЭ Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Домашнее задание

§ 8 читать, записи в тетради учить

Письменно

Задание 28 ЕГЭ

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!