СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Духовная жизнь общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по обществознанию для 10 класса составлена на основе учебника "Обществознание" 10 класс, автор Л.Н.Боголюбов. Разработана для проверки освоения материала главы 2 "Общество как мир культуры", включает в себя темы: Духовная культура общества, Духовный мир личности, Мораль, Наука и образование, Религия, Искусство, Массовая культура. Состоит из двух частей, в первой части представлены вопросы и утверждения с выбором правильного варианта ответа, вопросы на установку соответствия предложенных данных, а также заполнение пропусков в тексте, всего 20 заданий. Вторая часть включает в себя 2 задания с открытым ответом.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Духовная жизнь общества"»

Контрольная работа по теме: «Духовная жизнь общества». 10 класс

1 – вариант.

Часть I.

Ответами к заданиям 1-20 являются цифра или последовательность цифр, или слово (словосочетание).

1. Исполнение классической музыки на концерте симфонического оркестра является примером культуры:

1) народной 2) массовой 3) элитарной 4) традиционной

2.  Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием:

1) техника 2) общество 3) экономика 4) культура

3. Российский ученый А. И. Кравченко подчеркивает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта».

О каком явлении говорится в высказывании?

1) традиции в культуре 2) культурном поиске 3) диалоге культур 4) культурной изоляции

4. Элитарная культура в отличие от массовой:

1) ориентирована на получение коммерческой выгоды 2) характеризуется сложностью форм художественного освоения мира 3) имеет развлекательный характер 4) создается квалифицированными мастерами

5.  Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе?

А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий осознана много лет назад.

Б. В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития образования?

А. Гуманизация образования проявляется во внедрении информационных технологий.

Б. Интернационализация образования проявляется в признании документов об образовании, полученных в одной стране, другими странами.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. К мировым религиям относится:

1) христианство 2) синтоизм 3) индуизм 4) конфуцианство

8. Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?

1) выявление закономерностей развития природы и общества

2) теоретическое решение мировоззренческих проблем

3) отражение мира в художественных образах

4) использование понятий и теоретических положений

9. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство, в отличие от религии, оказывает эмоциональное воздействие на людей.

Б. Искусство отображает окружающий мир и человека в художественных образах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Утверждение: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», - представляет собой формулировку:

1) права на личную неприкосновенность 2) принципа правового государства

3) «золотого правила морали» 4) права на свободу совести

11.  Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) установлены государством 2) выражаются в общественном мнении 3) обязательны для исполнения

4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла 5) дают большой простор для толкования

6) поддерживаются силой государственного принуждения

12. Запишите пропущенное слово:

ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА

Информационная Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению

... Позволяет людям вступать в общение друг с другом

13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) система образования; 2) образовательные учреждения; 3) цели образования;

4) функции образования в обществе; 5) образовательные программы.

14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».

1) гипотеза; 2) эксперимент; 3) доказательность; 4) рациональность;

5) чувственность; 6) теория; 7) концепции; 8) субъективность.

15. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования:

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства

Б) воспроизводство профессиональных кадров

B) развитие умений, способностей, интересов

Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков

Д) трансляция и распространение культуры в обществе

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

1) социальные

2) личностные

16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)Высшее образование — верхний уровень профессионального образования, включающий в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю (Б) РИА Новости и Высшая школа экономики составили рейтинг высших учебных заведений России. (В) В опросе участвовало 507 вузов страны. (Г) По мнению одних специалистов, рейтинг отражает реальную картину качества высшего образования в России. (Д) Другие не спешат однозначно комментировать результаты проделанной работы, подчёркивая, что рейтинги не всегда отражают реальную картину высшего профессионального образования современной России.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений



17.  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________ (Б). Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ___________ (В), ___________ (Г). Все религии можно также объединить в две большие группы ___________ (Д), т. е. признающие существование единого Бога и ___________ (Е), признающие множество богов».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

 Cписок терминов:

1) монотеизм 2) политеизм 3) древность 4) ислам 5) культ 6) буддизм 7) индуизм 8) суеверие 9) конфуцианство

18. Наука является:

1) единственной формой познания 2) социальной стратой

3) совокупностью жизненных ценностей 4) особой системой знания

19. Субкультурой принято называть:

1) традиционные культурные ценности

2) отрицание важнейших культурных ценностей

3) культуру какой-либо социальной или демографической группы

4) новаторство в области художественного творчества


20. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

1) этика 2) лингвистика 3) литературоведение 4) эстетика

Часть II.

При выполнении заданий 21-22 дайте развёрнутый ответ

21.  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе, и одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.

23. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.





































Контрольная работа по теме: «Духовная жизнь общества». 10 класс

2 – вариант.

Часть I.

Ответами к заданиям 1-20 являются цифра или последовательность цифр, или слово (словосочетание).

1. Гастроли передвижного цирка являются примером культуры:

1) народной 2) массовой 3) элитарной 4) эстрадной

2. Какой из смыслов понятия «культура» является наиболее узким?

1) уровень технического развития общества 2) совокупность всех достижений человечества

3) степень воспитанности человека 4) все жанры искусства

3. Элитарная культура, в отличие от массовой:

1) использует систему художественных образов 2) обладает жанровым разнообразием

3) создаётся профессионалами 4) предполагает высокий уровень эстетической культуры потребителей

4. Продукты народной культуры отличаются тем, что:

1) они удовлетворяют запросы специально подготовленного потребителя, знатока

2) их производство имеет ярко выраженную коммерческую направленность

3) их творцы и создатели, как правило, анонимны

4) они создаются для удовлетворения духовных потребностей людей

5. Верны ли следующие суждения о современной культуре?

А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.

Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о роли образования в современном обществе?

А. Образование остается одним из важнейших каналов социализации личности.

Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. К национальным религиям относится:

1) буддизм 2) христианство 3) конфуцианство 4) ислам

8. Какой из названных признаков непосредственно характеризует искусство?

1) приспособление мира к потребностям человека 2) установление сущности природных и социальных явлений

3) эстетическое освоение окружающего мира 4) выяснение закономерностей развития общества

9. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства призваны, в первую очередь, приносить людям практическую пользу.

Б. В современном обществе широко распространены синтетические искусства, соединяющие в своих продуктах различные жанры и виды искусств.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1) выражение субъективного отношения к миру

2) отражение реальности в художественных образах и символах

3) теоретическое осмысление сущности общественных и природных явлений

4) идея сверхъестественного вмешательства в жизнь людей


11. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) авторство часто не определено

2) носит преимущественно коммерческий характер

3) не требует специальной подготовки для своего восприятия

4) появилась раньше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей

12. Запишите пропущенное слово.

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА

... Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме

Ценностно-ориентировочная - Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) героический эпос; 2) анонимность произведений; 3) коллективность творческого процесса;

4) народная культура; 5) фольклорный коллектив.

14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.

 1) гуманитаризация; 2) догматизация; 3) гуманизация4) интернационализация; 5) информатизация; 6) идеологизаци

15. Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры:

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

A) анонимность произведений

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

B) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

1) народная

2) массовая

3) элитарная

16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Культура представляет собой сложное явление, что находит отражение в существующих на сегодняшний день сотнях её определений и трактовок. (Б) В широком смысле слова культура включает всё созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, всё, что уже сделано человечеством. (В) В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры: духовную и материальную. (Г) Деление это представляется условным, потому что в «чистом» виде они просто не существуют. (Д) Говоря о многообразии классификаций культур, чаще всего выделяют три её формы: элитарную, народную, и массовую и две её разновидности: субкультуру и контркультуру.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

17.  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Главная функция морали — регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования __________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции __________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) карательные органы 2) общественные отношения 3) свобода человека 4) поведение людей 5) индивид

6) социальные нормы 7) представления о добре 8) естественно-природные регуляторы 9) эстетика

18. Какую функцию науки иллюстрирует стремление проверять и критически осмысливать всю поступающую научную информацию?

1) социальную 2) познавательно-объяснительную 3) мировоззренческую 4) прогностическую

19. Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?

1) начальное профессиональное образование 2) основное общее образование

3) полное (среднее) общее образование 4) среднее профессиональное образование

20. К каким наукам относится область познания, включающая теоретические и экспериментальные научные исследования с целью изучения закономерностей взаимодействия природы, общества, мышления?

1) фундаментальным 2) прикладным 3) гуманитарным 4) техническим

Часть II.

При выполнении заданий 21-22 дайте развёрнутый ответ

21.  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ, и одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.

22. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!