СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Художественное слово"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа "Художественное слово" 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Художественное слово"»



I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа начального общего образования «Художественное слово» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ);

 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-

14);

 Приказом Министерства Просвещения РФ от 29.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2018 г. № 52813);

 Письмом Минобрнауки РФ от 15.04.2022 г. № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»);

 Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018г. № 916г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность по

дополнительным образовательным программам»;

Национальный проект” Образование”(Указ президента России от 7 мая

2018г.№204

 Уставом МБОУООШ №12 г.Хилок ,Забайкальский край

Актуальность программы.

Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению. Выразительное чтение в условиях школы есть художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения. Настоящая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания в области родной речи, совершенствовать свою речь. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

На основе познания и осмысления многовекового человеческого опыта у детей активно развивается гибкое мышление, совершенствуются коммуникативные навыки, растет творческий потенциал.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественное слово» – социально-гумманитарная. Уровень освоения.

Данная программа дает возможность учащимся основного и старшего школьного возраста доступно освоить содержательный материал на стартовом уровне. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы «Художественное слово». В основу данной программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью.

Отличительные особенности программы.

Художественное чтение сочетает в себе учебную, воспитательную и исполнительскую работу. Выразительному чтению, как и любому другому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Занятия строятся таким образом, что дети сразу попадают в доброжелательную, творческую атмосферу, которая способствует пробуждению творчества - естественного состояния ребенка.

В условиях коллективного исполнения стихотворений у школьников развивается «чувство локтя» и общая ответственность за дело, чувство здорового соперничества, сотрудничества.

Атмосфера коллективного сотрудничества способствует тому, что дети стеснительные, неуверенные в себе, постепенно раскрываются, учась на примере своих товарищей,

Занятиям в кружке «Художественное чтение» свойственны положительные стороны:

 Участие в одном общем деле формирует у учащихся умение общаться, объективно оценивать свою работу, помогает школьнику осознать имеющиеся недостатки, как в работе, так и поведенческие.

 В совместной работе, где каждый учащийся на виду у всех, он лучше раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче обучить, направить.

 Работая в коллективе, ученик формирует личные качества, необходимые для совместной деятельности, учиться применять свои силы с пользой для себя и для общего дела.

Педагогическая целесообразность.

Работа объединения осуществляется в двух направлениях:

  1. теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).

  2. практическом (экскурсии, походы, практикумы в библиотеке).

Руководитель объединения, обеспечивает научное и методическое руководство: консультирует учащихся, рекомендует необходимую литературу, помогает составлять планы, памятки изучения темы, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал.

В работе особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию.

Программа опирается на следующие принципы:

 принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

 принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у детей склонностей и способностей по различным направлениям;

 принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

 принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Адресат программы.

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 7до 9 лет.

Объем и сроки освоения программы.

Срок реализации программы 1 год, 34 часа

Реализуется в системе дополнительного образования.Наполняемость-24 человека.Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.

Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, работа в микрогруппах.

Форма обучения – очная, смешанная форма обучения. При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Индивидуальные или групповые online –занятия:

  • образовательные online-платформы, цифровые образовательные ресурсы, видеоконференции (Skype)социальные сети, электронная почта; - комбинированное использование online и offline режимов;

  • видеолекция;

  • online- консультации и др.

На занятиях используются такие виды деятельности как

 игровая;

 познавательная;

 просмотр презентаций и видеофильмов;

 встречи с интересными людьми;

 конкурсы;

 посещение библиотек;  праздники;  экскурсии.

Особенности организации образовательной деятельности.

На занятиях используются индивидуальными учебные планы, группа формируется из учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), состав группы может быть постоянными переменным; проводятся и индивидуальные занятия

2.Цели и задачи программы

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся через развитие устойчивого интереса и воспитание любви к чтению художественной литературы для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.

Задачи:

Воспитательные:

 воспитывать у детей художественный вкус, чувства прекрасного;

 воспитывать чувства коллективизма, гражданственности и патриотизма;

 воспитывать толерантность, чувство ответственности.

Развивающие:

 развивать устойчивый интерес к изучению родного языка и литературы, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений;

 развивать духовные потребности будущих граждан нашей страны.

Обучающие:

 научить учащихся чувствовать слово, думать над ним, искать в нём истинный смысл, понимать его роль в тексте, что позволит выработать у них высокую коммуникативную, языковую, лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию;

 приобщать ребят к творчеству, развивать их творческие способности;  научить владеть нормами литературного языка;

 дать необходимые знания о русском языке, его ресурсах, формах реализации;

 формировать навыки анализа текста;

 учить детей редактировать тексты;

 углубить и закрепить знания о стилистических средствах языка, научить находить их в тексте;

 пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;

 углубить знания о литературном наследии России.

 Формирование элементов IT-компененций

  1. Содержание программы
    1. Учебный план первого года обучения

п/п

Название темы

Количество часов

Формы

организации занятия

Формы

контроля

всего

Тео рия

прак

тика

1

Вводный цикл.

1

1

-

Групповые, индивидуальные


2

Теоретические основы правильного выразительного чтения

1

1


Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Опрос

3

Орфоэпия. Литературное произношение при чтении и рассказывании.

1

0.5

0,5

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Выразительное чтение

4

Интонация.

1

0,5

0,5

Групповые, подгрупповые, индивидуальные


5

Выразительное чтение

1

0,5

0,5

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Чтение по ролям

6

Рассказывание

3

0,5

1,5

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Составление плана

7

Мимика и жестикуляция

3

1

2

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Инсценировка басни

8

Форма построения стихотворений

3

1

2

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Выразительное чтение

9

Средства выразительности

5

2

3

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Тест

10

Творческая мастерская

10

2

8

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Написание статьи

11

Творческое взаимодействие

5

3

2

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Написание рассказа


Итого:

34

12

22



3.2.Содержание учебного плана первого года обучения

  1. Вводное занятие.(1 час)

Теория(1ч.) Постановка цели и задач кружка. Техника безопасности. Формирование группы.

  1. Теоретические основы правильного выразительного чтения. (10 часов)

Теория (1ч.) Техника речи. Дыхание.

Техника речи. Дикция.

Техника речи. Голос.

Практика (9ч.) Выразительное чтение прозаических и поэтических произведений.

  1. Орфоэпия. Литературное произношение при чтении и рассказывании. (1час)

Теория (0,5ч.) Орфоэпическое произношение. Правильное ударение в слове. Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию.

Практика (0,5ч.) Чтение с правильным орфоэпическим произношением, с постановкой правильного ударения в слове.

  1. Интонация. (1 час)

Теория (0,5ч.) Общее понятие об интонации. Фразовое и логическое ударение. Пауза логическая и фразеологическая. Темп и ритм речи. Мелодика речи. Тембр звучащей речи.

Практика (0,5ч.) Выразительное чтение прозаических и поэтических произведений.

  1. Выразительное чтение. (1час)

Теория (0,5ч.)Тема, идея произведения. Подтекст. Составление плана. Чтение произведения в детской аудитории. Своеобразное чтение стихотворений и басни.

Практика (0.5ч.)Чтение прозаического текста.

  1. Рассказывание. (1час)

Теория (0,5ч.) Устный и письменный рассказ. Рассказ близкий к тексту. Рассказ в сокращении. Рассказ с изменением лица рассказчика. Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета. Рассказы из биографии замечательных людей. Рассказпояснение к художественному произведению, картине

Практика (1,5ч.) Написание рассказа на основе содержания научнопопулярной статьи с введением в повествование подробностей и диалогов.

  1. Мимика и жестикуляция. (3часа)

Теория (1ч.) Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.

Практика (2ч.) Обобщающие упражнения.

  1. Форма построения стихотворений. (3 часа)

Теория (1ч.)Системы стихосложения. Размеры стихосложения. Рифма и ее разновидности.

Практика (2ч.) Обобщающие упражнения.

  1. Средства выразительности. (5 часов)

Теория (2ч.) Метафора. Олицетворение. Работа с контекстом. Эпитет в контексте произведения.

Практика (3.) Нахождение в контексте олицетворения, эпитетов.

10.Творческая мастерская. (10 часов)

Теория (2ч.) Создание творческих работ. Редактирование текстов.

Индивидуальная работа. Консультации.

Практика (8ч.) Работа с текстовым редактором.

11.Творческое взаимодействие. (5часов)

Теория (2ч.) Выступление на творческих литературных вечерах. Практика (3ч.) Подготовка работ и участие в конкурсах творческих работ различного уровня.

4. Планируемые результаты.

Предметные умения:

 осознавать значимость чтения для личного развития;

 формировать потребность в систематическом чтении;

 использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

 уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

 пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

 сформированы элементы IT-компененций.

Регулятивные умения:

 уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

 уметь самостоятельно работать с новым произведением;

 уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

 уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

 прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

 отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

 ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

 составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;  пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

 участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

 высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

 участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

 соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

 находить книгу в открытом библиотечном фонде;

 выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

 сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

 характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

 сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

 слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

 пользоваться аппаратом книги;

 овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

1. Календарный учебный график первого года обучения

Месяц, число

Время проведен ия занятий

Форма занятий

Колвочасов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля



1



Вводное занятие

1

Постановка цели и задач кружка. Техника безопасности. Формирование группы.

МБОУО ОШ №12

-


Теоретические основы правильного выразительного чтения (1час)

2



теоретическое занятие

1

Техника речи. Дыхание.

МБОУООШ №12



Орфоэпия. Литературное произношение при чтении и рассказывании (1час)

3



теоретикопрактическое занятие

1

Орфоэпическое произношение.

МБОУ ООШ №12



Интонация. (1 час)

4



теоретикопрактическое занятие

1

Общее понятие об интонации.Фразовое и логическое ударение.

МБОУ ООШ №12



Выразительное чтение. (1 час)

5



теоретикопрактическое занятие

1

Чтение прозаического текста.

МБОУООШ №12



Рассказывание. (3 часа)

6-7



теоретикопрактическое занятие

2

Устный и письменный рассказ.

МБОУООШ №12

Опрос

8



теоретикопрактическое занятие

1

Рассказ близкий к тексту.

МБОУ ООШ №12



Мимика и жестикуляция. (3часа)

9-11



теоретикопрактическое занятие

3

Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.

МБОУ ООШ №12



Форма построения стихотворений (3 часа)

12



теоретикопрактическое

3

Системы стихосложения.

МБОУ ООШ №12





занятие


Размеры стихосложения.



13



теоретикопрактическое занятие

2

Рифма и ее

разновидности.Систем а рифмовки.

МБОУ ООШ№12

наблюдение


Средства выразительности. (5 часов)

14-

15



теоретикопрактическое занятие

2

Метафора. Нахождение в контексте.

МБОУ ООШ №12


16-

17



теоретикопрактическое занятие

2

Олицетворение.

Работа с контекстом.

МБОУ ООШ №12

Опрос

18



теоретикопрактическое занятие

1

Эпитет в контексте произведения.

МБОУ ООШ №12



Творческая мастерская. (10 часов)

19-

20



Практическое занятие

2

Создание творческих работ.

МБОУ ООШ №12

Опрос

21-

22



Практическое занятие

2

Редактирование текстов.

МБОУ ООШ №12


23-

24



Практическое занятие

2

Индивидуальная работа.

МБОУ ООШ №12


25-

26



Практическое занятие

2

Консультации.

МБОУООШ №12


27-

28



Практическое занятие

2

Работа с текстовым редактором.

МБОУ ООШ №12

Тест


Творческое взаимодействие. (5часов)

29-

30



Практическое занятие

2

Выступление на литературном вечере.

МБОУ ООШ №12


31-

34



Практическое занятие

3

Подготовка работ к участию в конкурсе.

МБОУ ООШ №12

Написание рассказа

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение:

  • кабинет для занятий, оборудованный необходимым количеством столов и стульев (по количеству учащихся в группе);

  • класс, оборудованный 2 компьютерами, с установленным необходимым программным обеспечением, выходом в Интернет;

Кадровое обеспечение.

Образовательную деятельность осуществляет педагог, владеющий теорией и методикой обучения учащихся выразительному чтению.

Интернет – ресурсы.

Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование

Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.

Формы аттестации/контроля.

В ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественное слово» осуществляется педагогический контроль, выявляющий уровень и качество освоения учащимися учебного материала, степень сформированности практических умений и навыков, а также динамику личностного индивидуального развития каждого учащегося.

Механизм педагогического контроля включает в себя следующие компоненты:

  • текущий контроль осуществляется в начале каждого учебного года в форме входной диагностики (опрос, практические упражнения) с целью определения начального уровня знаний, умений и навыков учащихся в данной предметной области;

  • промежуточный контроль осуществляется на каждом занятии посредством педагогического наблюдения за деятельностью учащихся, устного опроса учащихся, а также в форме самоанализа и самооценки учащимися собственной учебно-познавательной деятельности;

  • итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде тестирования и творческого отчета.

Оценочные материалы

Критерием оценки считать результаты участия в конкурсах чтецов, викторинах, праздничных программах.

При высоком уровне освоения программы учащийся:

  1. – знает и успешно выполняет упражнения по артикуляционной и

дикционной гимнастике, упражнения на развитие голоса;

  1. – знает и успешно выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

  2. – умеет произносить одно и то же предложение с переменой логического ударения; объяснить изменения в смысле произносимого;

  3. - умеет разобраться в смысле целого произведения, составить о нём своё мнение и успешно донести его до аудитории;

  4. - использует полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе имеет авторитет грамотного чтеца;

  5. - заинтересован в занятиях, активен и инициативен во время групповой творческой работы.

При среднем уровне освоения программы учащийся:

  1. – недостаточно хорошо знает и выполняет упражнения по артикуляционной

и дикционной гимнастике;

  1. – знает, но недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

  2. – допускает ошибки при произнесении одного и того же предложения с переменой логического ударения; путается при объяснении изменения в смысле произносимого;

  3. - умеет разобраться в смысле целого произведения, имеет о нём своё мнение, но не убедителен при донесении его до аудитории;

  4. - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе не знают о его занятиях, т.к. он не выступает со своим репертуаром;

6- заинтересован в занятиях, но часто невнимателен.

При низком уровне освоения программы обучающийся:

  1. – плохо знает и плохо справляется с упражнениями по артикуляционной и дикционной гимнастикам, с упражнениями на развитие голоса;

  2. – не очень хорошо знает и недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

  3. – не справляется с произнесением одного и того же предложения с переменой логического ударения; не ориентируется в изменениях в смысле произносимого;

  4. - пытается разобраться в смысле целого произведения, но не имеет о нём своего мнения и не убедителен при донесении его до аудитории;

  5. - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых;

  6. – слабо заинтересован в занятиях, зависит от своего настроения, на занятиях невнимателен, недостаточно хорошо работает.

Список литературы.

  1. Е. И. Фадеева. Лабиринты общения. Учебно-методическое пособие.: Москва, 2003 год.

  2. В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций – Волгоград,1997 год.

  3. О.В. Кубасова. Выразительное чтение.

  4. Дорохов А.А., Город твоих друзей. Библиотечный урок. – Москва,Школьная библиотека №8,2003г.

  1. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя. Под ред. Т. А. Ладыженской. – М; 1990г.

  2. Андреев О.Х., Хромов Л.Н. Учитесь больше читать: книгадляучащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. -

160с.

  1. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256с.

  2. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А.Информационная

культура личности: диагностика, технология формирования: учебнометодическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств,1999.

16

27


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!