СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы» МДОУ Троицко-Сунгурского детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

Пояснительная записка

 

1.1. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы физкультурно-спортивного направления  «Юные пловцы»

Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. В настоящее время весьма актуальной является проблема физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в условиях повседневной жизни оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье малышей.  Отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. А ведь хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям.

В этом контексте важное  место отводится обучению детей плаванию.       

Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека.     Это одна из форм закаливания и профилактики многих заболеваний. При регулярных занятиях плаванием вырабатывается хорошая осанка, укрепляются стопы ног, совершенствуются органы кровообращения и дыхания, механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит.

 Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования важных черт личности: воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности, развития умения действовать в коллективе, оказания помощи  друг другу.

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы физкультурно-спортивного направления  «Юные пловцы»  по реализации образовательной области «Физическая культура» (обучение детей плаванию) составлена в соответствии:

-  Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

-  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г.  № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

-  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011г № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. №28564;

- Уставом МДОУ Троицко- Сунгурский детский сад;

-  примерной основной общеобразовательной Программы ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой (М.: Мозаика – Синтез, 2015 г.),  на основе которой разработана основная общеобразовательная программа МДОУ Троицко- Сунгурский детский сад (Утверждена приказом заведующего ДОУ от 01.09.2016 г. № 52-Б);

            -   Программы Осокиной Т. И., Тимофеевой Е. А., Богиной Т. Л «Обучение плаванию в детском саду».  (М.: Мозаика – Синтез, 2017 г.);  

 

Новизна программа «Юные пловцы» (обучение детей плаванию) реализуется  в рамках физического направления развития дошкольников, содействует их разностороннему физическому развитию и является дополнением к основным формам физического развития детей в ДОУ.

Отличительной особенностью данной Программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В процессе ее реализации на занятиях используются  элементы акваэробики, художественное слово,  нестандартное спортивное оборудование.

Модель двигательного режима, состоящая из разнообразных видов и форм двигательной деятельности, может быть взята за основу построения вариативных двигательных режимов в любом ДОУ.

Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ и обеспечение их физической готовности к школе.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы внутреннего действия

Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребёнка осознанно заниматься физическими упражнениями; обеспечение всестороннего физического развития.

 

Задачи:

- образовательные:  сформировать теоретические и практические основы

освоения водного пространства; освоить технические элементы плавания; обучить основному способу плавания «Кроль»; познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на    воде (на открытых водоемах, в бассейне); формировать представление о водных видах спорта;

- развивающие: развивать двигательную активность детей; способствовать развитию костно-мышечного корсета; развивать координационные возможности; навыки  личной гигиены; умение владеть своим телом в непривычной обстановке; интерес к занятиям физической культуры;

- воспитательные: воспитывать морально-волевые качества;  самостоя-тельность и организованность;  бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;  навыки личной гигиены.

 

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы

В основу Программы заложены следующие принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является физическое

развитие ребенка;

- принципы научной обоснованности и практической применимости.

Содержание Программы  соответствует  основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, может быть реализована  в практике других ДОУ;

-  принцип интеграции образовательных областей («Физическая культура»,  «Здоровье», «Социализация»,  «Труд», «Безопасность», «Коммуникация») в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности.

-  комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности.   Про-

грамма позволяет  решать поставленные цели и задачи только на необходимом

и достаточном материале, максимально приблизившись  к разумному «минимуму»;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к физическому развитию дошкольников;

-  решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (на занятиях по плаванию)  и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в течение дня;

-  построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.  Ведущими видами деятельности являются  двигательная и игровая.

Основополагающими подходами  к построению образовательной деятельности по данной Программе  стали:

-   гуманитарный  и системно - деятельностный  характер  взаимодействия инструктора по физической культуре (по плаванию)  и детей,   в основе которого лежит самоценность  детства как важный  этап в общем развитии   человека – соблюдения его прав и свобод на физическое развитие,  обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей;

-  учет гендерной специфики  развития детей дошкольного возраста;

- взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей в ДОУ независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

 

         1.4. Возрастные характеристики развития детей

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы –  3-7 лет.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).  В этом возрасте ребенок владеет большим  объемом двигательных навыков; способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у них отмечается еще недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног).

Средняя группа (от 4 до 5 лет). На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает более устойчивый характер; совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие; развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это  позволяет инструктору  по физической культуре (плаванию) приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества.

Старшая группа (от  5 до 6 лет).  На шестом  году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше  внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу).

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий; для них важен результат. У них формируется  потребность заниматься физическими упражнениями, плаванием, развивается самостоятельность.

                                                                                        

1.5. Время и сроки реализации Программы

 

Возраст детей, участвующих в реализации  Программы  –  3-7 лет. Срок реализации – четыре  учебных года, с 2019 по 2022  года.

Количество непосредственно образовательной деятельности по обучению детей плаванию, ее длительность  определены в соответствии с возрастом детей и максимально допустимыми нормативами по образовательной нагрузке в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и Учебным планом МДОУ Троицко- Сунгурского детского сада  на 2018-2019 учебный год.

НОД по плаванию проводится по 2 раза в неделю в первую половину дня, начиная со второй младшей группы. Продолжительность занятий: во второй младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут,  в старшей – 25 минут, в подготовительной группе –  30 минут.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком МДОУ Троицко- Сунгурского детского сада  на 2018 -2019 учебный год (36полных рабочих недель: 17 недель – в 1 полугодии, 19 недель – во 2 полугодии) непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Физическая культура» (обучение детей плаванию) организуется 72 раза в год.

В те дни, когда бассейн не функционирует по уважительным причинам, организуется непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Промежуточные  и итоговый (в подготовительной группе) педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ОО «Физическая культура» (обучение детей плаванию) проводится два раза в год, в в начале (сентябрь) и конце учебного года (май), что позволяет оценить динамику достижений детьми за год, не перегружая детей и не нарушая ход образовательного процесса. Используются в основном низкоформализованные методики, в которых выводы делаются на основе визуальных наблюдений, текущих бесед с ребенком, родителями.  Данные о ре­зультатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ. Далее старшим воспитателем ДОУ проводится   анализ карт развития. Полученные результаты являются основой для дальнейшего прогнозирования и планирования работы с детьми в следующей возрастной группе, осуществления необходимой и своевременной коррекции; одновременно служит педагогическим инструментом взаимодействия с родителями.

 

         1.6. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы.

 

     Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Дети должны понимать:

- элементарные правила безопасного поведения в бассейне;

 - названия плавательных упражнений;

- название плавательного инвентаря для обучения;

Дети должны уметь:

- выполнять элементарные передвижения в воде;

-  уметь опускать лицо в воду;

-  выполнять выдох в воду при погружении лица;

-  погружаться в воду с головой;

-  принимать горизонтальное положение в воде.

Средняя группа (от 4 до  5 лет)

Дети должны понимать:

-  элементарные правила безопасного поведения в бассейне;

-  названия плавательных упражнений, способов плавания;

-  название плавательного инвентаря для обучения.

Дети должны уметь:

-  выполнять элементарные передвижения в воде;

-  выполнять погружение в воду с головой;

-  выполнять выдох в воду при погружении лица;

-  выполнять игровые упражнения в воде;

-  передвигаться в воде стилем «Кроль»;

-  выполнять скольжение на груди с опорой;

-  выполнять скольжение на спине с опорой.

 

 

 

Старшая группа (от 5 до 6  лет)

Дети должны понимать:

-  правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной безопасности на воде;

-  значение плавания в системе закаливания организма и физического развития;

-  названия плавательных упражнений, способов плавания;

-  название плавательного инвентаря для обучения.

Дети должны уметь:

-  выполнять упражнения на всплывание и расслабление;

-  лежать на поверхности воды, на груди и на спине;

-  выполнять элементарные передвижения в воде;

-  выполнять погружение в воду, задерживать дыхание;

-  выполнять выдох в воду при погружении, подряд несколько вдохов и выдохов;

-  выполнять скольжения на груди и на спине без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;

-  выполнять перемещение с доской при помощи ног способом кроль на груди;

-  выполнять скольжение с работой ног способом кроль на груди в согласовании с дыханием;

-  выполнять игровые ситуации.

Дети должны уметь использовать приобретённые умения в повседневной жизни:

-  выполнение правил поведения и мер безопасности в закрытых и открытых водоёмах;

-  применение полученных умений в экстремальной ситуации.

 

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Дети должны понимать:

-  правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены, значение  плавания в системе закаливания организма, в физическом развитии и в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека;

-  названия плавательных упражнений, способов плавания;

-  название плавательного инвентаря для обучения;

-  значение закаливающих процедур.

Дети должны уметь:

-  выполнять упражнения на всплывание и расслабление;

-  лежать на поверхности воды, на груди и на спине;

-  выполнять элементарные передвижения в воде;

-  выполнять погружение в воду, задерживать дыхание;

-  выполнять выдох в воду при погружении, подряд несколько вдохов и выдохов;

-  выполнять скольжения на груди и на спине без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;

-  выполнять перемещение с доской при помощи ног способом кроль на груди;

-  выполнять скольжение с работой ног способом кроль на груди в согласовании с дыханием;

-  выполнять игровые ситуации.

Дети должны уметь  использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-  выполнение дыхательной гимнастики;

-  соблюдение гигиенических требований;

-  соблюдение правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;

- выполнения правил поведения и мер безопасности на открытых водоёмах в различное время года;

- применение полученных умений в экстремальной ситуации.       

Способы определения результативности реализации Программы - тестирование сформированности навыков плавания, которое проводится 2 раз в год (сентябрь, апрель)  в виде контрольных упражнений.  В качестве критерий оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой.

 Формы  подведения итогов реализации Программы:

         • открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;

 • спортивные развлечения и праздники на воде.

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы» МДОУ Троицко-Сунгурского детского сада»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы»

МДОУ Троицко-Сунгурского детского сада














Мерзлякова О.В.

инструктор по физической культуре

МДОУ Троицко-Сунгурского ДС








2019 г.


СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

I.

Целевой раздел



Пояснительная записка


1.1.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы»

3

1.2.

Цель и задачи Программы

4

1.3.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы

5

1.4.

Возрастные характеристики развития детей

6

1.5.

Время и сроки реализации Программы

1.6.Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста Программы

7



II.

Содержательный раздел


2.1.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Годовой календарный учебный план на программный материал во второй младшей группе

Календарно-тематическое планирование НОД по плаванию во второй

младшей группе

Содержание учебного материала

9

2.2.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Годовой календарный учебный план на программный материал в средней группе

Календарно-тематическое планирование НОД по плаванию в средней группе

Содержание учебного материала

15

2.3.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Годовой календарный учебный план на программный материал в старшей группе

Календарно-тематическое планирование НОД по плаванию в старшей группе

Содержание учебного материала

22

2.4.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Годовой календарный учебный план на программный материал в подготовительной группе

Календарно-тематическое планирование НОД по плаванию в подготовительной группе

Содержание учебного материала

29

2.5.

Направления работы

37

2.6.

Методы и приемы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности

37

2.7.

Интеграция образовательных областей

38

2.8.

Работа с родителями

39

III.

Организационный раздел


3.1.

Кадровое обеспечение Программы

40

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

40

3.3.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

40







IV.

Литература


V.

Дополнительный раздел



Приложения



Приложение 1. План-график упражнений по плаванию в старшей и подготовительной группах



Приложение 2. Перспективное планирование упражнений по плаванию в старшей и подготовительной группах



Приложение 3. Сводные диагностические карты





I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


Пояснительная записка


1.1. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы»

Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. В настоящее время весьма актуальной является проблема физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в условиях повседневной жизни оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье малышей. Отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. А ведь хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям.

В этом контексте важное место отводится обучению детей плаванию.

Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека. Это одна из форм закаливания и профилактики многих заболеваний. При регулярных занятиях плаванием вырабатывается хорошая осанка, укрепляются стопы ног, совершенствуются органы кровообращения и дыхания, механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит.

Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования важных черт личности: воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности, развития умения действовать в коллективе, оказания помощи друг другу.

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы» по реализации образовательной области «Физическая культура» (обучение детей плаванию) составлена в соответствии:

- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011г № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. №28564;

- Уставом МДОУ Троицко- Сунгурский детский сад;

- примерной основной общеобразовательной Программы ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой (М.: Мозаика – Синтез, 2015 г.), на основе которой разработана основная общеобразовательная программа МДОУ Троицко- Сунгурский детский сад (Утверждена приказом заведующего ДОУ от 01.09.2016 г. № 52-Б);

- Программы Осокиной Т. И., Тимофеевой Е. А., Богиной Т. Л «Обучение плаванию в детском саду». (М.: Мозаика – Синтез, 2017 г.);


Новизна программа «Юные пловцы» (обучение детей плаванию) реализуется в рамках физического направления развития дошкольников, содействует их разностороннему физическому развитию и является дополнением к основным формам физического развития детей в ДОУ.

Отличительной особенностью данной Программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В процессе ее реализации на занятиях используются элементы акваэробики, художественное слово, нестандартное спортивное оборудование.

Модель двигательного режима, состоящая из разнообразных видов и форм двигательной деятельности, может быть взята за основу построения вариативных двигательных режимов в любом ДОУ.

Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ и обеспечение их физической готовности к школе.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы внутреннего действия

Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребёнка осознанно заниматься физическими упражнениями; обеспечение всестороннего физического развития.


Задачи:

- образовательные: сформировать теоретические и практические основы

освоения водного пространства; освоить технические элементы плавания; обучить основному способу плавания «Кроль»; познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне); формировать представление о водных видах спорта;

- развивающие: развивать двигательную активность детей; способствовать развитию костно-мышечного корсета; развивать координационные возможности; навыки личной гигиены; умение владеть своим телом в непривычной обстановке; интерес к занятиям физической культуры;

- воспитательные: воспитывать морально-волевые качества; самостоя-тельность и организованность; бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию; навыки личной гигиены.


1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы

В основу Программы заложены следующие принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является физическое

развитие ребенка;

- принципы научной обоснованности и практической применимости.

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, может быть реализована в практике других ДОУ;

- принцип интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация») в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности.

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности. Про-

грамма позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом

и достаточном материале, максимально приблизившись к разумному «минимуму»;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к физическому развитию дошкольников;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (на занятиях по плаванию) и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в течение дня;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Ведущими видами деятельности являются двигательная и игровая.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности по данной Программе стали:

- гуманитарный и системно - деятельностный характер взаимодействия инструктора по физической культуре (по плаванию) и детей, в основе которого лежит самоценность детства как важный этап в общем развитии человека – соблюдения его прав и свобод на физическое развитие, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей;

- учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;

- взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей в ДОУ независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.



1.4. Возрастные характеристики развития детей


Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы – 3-7 лет.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). В этом возрасте ребенок владеет большим объемом двигательных навыков; способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у них отмечается еще недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног).

Средняя группа (от 4 до 5 лет). На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает более устойчивый характер; совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие; развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет инструктору по физической культуре (плаванию) приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества.

Старшая группа (от 5 до 6 лет). На шестом году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу).

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий; для них важен результат. У них формируется потребность заниматься физическими упражнениями, плаванием, развивается самостоятельность.

1.5. Время и сроки реализации Программы


Возраст детей, участвующих в реализации Программы – 3-7 лет. Срок реализации – четыре учебных года, с 2019 по 2022 года.

Количество непосредственно образовательной деятельности по обучению детей плаванию, ее длительность определены в соответствии с возрастом детей и максимально допустимыми нормативами по образовательной нагрузке в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и Учебным планом МДОУ Троицко- Сунгурского детского сада на 2018-2019 учебный год.

НОД по плаванию проводится по 2 раза в неделю в первую половину дня, начиная со второй младшей группы. Продолжительность занятий: во второй младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком МДОУ Троицко- Сунгурского детского сада на 2018 -2019 учебный год (36полных рабочих недель: 17 недель – в 1 полугодии, 19 недель – во 2 полугодии) непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Физическая культура» (обучение детей плаванию) организуется 72 раза в год.

В те дни, когда бассейн не функционирует по уважительным причинам, организуется непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Промежуточные и итоговый (в подготовительной группе) педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ОО «Физическая культура» (обучение детей плаванию) проводится два раза в год, в в начале (сентябрь) и конце учебного года (май), что позволяет оценить динамику достижений детьми за год, не перегружая детей и не нарушая ход образовательного процесса. Используются в основном низкоформализованные методики, в которых выводы делаются на основе визуальных наблюдений, текущих бесед с ребенком, родителями. Данные о ре­зультатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ. Далее старшим воспитателем ДОУ проводится анализ карт развития. Полученные результаты являются основой для дальнейшего прогнозирования и планирования работы с детьми в следующей возрастной группе, осуществления необходимой и своевременной коррекции; одновременно служит педагогическим инструментом взаимодействия с родителями.


1.6. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы.



Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Дети должны понимать:

- элементарные правила безопасного поведения в бассейне;

- названия плавательных упражнений;

- название плавательного инвентаря для обучения;

Дети должны уметь:

- выполнять элементарные передвижения в воде;

- уметь опускать лицо в воду;

- выполнять выдох в воду при погружении лица;

- погружаться в воду с головой;

- принимать горизонтальное положение в воде.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Дети должны понимать:

- элементарные правила безопасного поведения в бассейне;

- названия плавательных упражнений, способов плавания;

- название плавательного инвентаря для обучения.

Дети должны уметь:

- выполнять элементарные передвижения в воде;

- выполнять погружение в воду с головой;

- выполнять выдох в воду при погружении лица;

- выполнять игровые упражнения в воде;

- передвигаться в воде стилем «Кроль»;

- выполнять скольжение на груди с опорой;

- выполнять скольжение на спине с опорой.




Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети должны понимать:

- правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной безопасности на воде;

- значение плавания в системе закаливания организма и физического развития;

- названия плавательных упражнений, способов плавания;

- название плавательного инвентаря для обучения.

Дети должны уметь:

- выполнять упражнения на всплывание и расслабление;

- лежать на поверхности воды, на груди и на спине;

- выполнять элементарные передвижения в воде;

- выполнять погружение в воду, задерживать дыхание;

- выполнять выдох в воду при погружении, подряд несколько вдохов и выдохов;

- выполнять скольжения на груди и на спине без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;

- выполнять перемещение с доской при помощи ног способом кроль на груди;

- выполнять скольжение с работой ног способом кроль на груди в согласовании с дыханием;

- выполнять игровые ситуации.

Дети должны уметь использовать приобретённые умения в повседневной жизни:

- выполнение правил поведения и мер безопасности в закрытых и открытых водоёмах;

- применение полученных умений в экстремальной ситуации.


Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Дети должны понимать:

- правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены, значение плавания в системе закаливания организма, в физическом развитии и в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека;

- названия плавательных упражнений, способов плавания;

- название плавательного инвентаря для обучения;

- значение закаливающих процедур.

Дети должны уметь:

- выполнять упражнения на всплывание и расслабление;

- лежать на поверхности воды, на груди и на спине;

- выполнять элементарные передвижения в воде;

- выполнять погружение в воду, задерживать дыхание;

- выполнять выдох в воду при погружении, подряд несколько вдохов и выдохов;

- выполнять скольжения на груди и на спине без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;

- выполнять перемещение с доской при помощи ног способом кроль на груди;

- выполнять скольжение с работой ног способом кроль на груди в согласовании с дыханием;

- выполнять игровые ситуации.

Дети должны уметь использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- выполнение дыхательной гимнастики;

- соблюдение гигиенических требований;

- соблюдение правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;

- выполнения правил поведения и мер безопасности на открытых водоёмах в различное время года;

- применение полученных умений в экстремальной ситуации.

Способы определения результативности реализации Программы - тестирование сформированности навыков плавания, которое проводится 2 раз в год (сентябрь, апрель) в виде контрольных упражнений. В качестве критерий оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой.

Формы подведения итогов реализации Программы:

• открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;

• спортивные развлечения и праздники на воде.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей