I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
1.1. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы»
Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. В настоящее время весьма актуальной является проблема физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в условиях повседневной жизни оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье малышей. Отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. А ведь хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям.
В этом контексте важное место отводится обучению детей плаванию.
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека. Это одна из форм закаливания и профилактики многих заболеваний. При регулярных занятиях плаванием вырабатывается хорошая осанка, укрепляются стопы ног, совершенствуются органы кровообращения и дыхания, механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит.
Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования важных черт личности: воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности, развития умения действовать в коллективе, оказания помощи друг другу.
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы» по реализации образовательной области «Физическая культура» (обучение детей плаванию) составлена в соответствии:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011г № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. №28564;
- Уставом МДОУ Троицко- Сунгурский детский сад;
- примерной основной общеобразовательной Программы ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой (М.: Мозаика – Синтез, 2015 г.), на основе которой разработана основная общеобразовательная программа МДОУ Троицко- Сунгурский детский сад (Утверждена приказом заведующего ДОУ от 01.09.2016 г. № 52-Б);
- Программы Осокиной Т. И., Тимофеевой Е. А., Богиной Т. Л «Обучение плаванию в детском саду». (М.: Мозаика – Синтез, 2017 г.);
Новизна программа «Юные пловцы» (обучение детей плаванию) реализуется в рамках физического направления развития дошкольников, содействует их разностороннему физическому развитию и является дополнением к основным формам физического развития детей в ДОУ.
Отличительной особенностью данной Программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В процессе ее реализации на занятиях используются элементы акваэробики, художественное слово, нестандартное спортивное оборудование.
Модель двигательного режима, состоящая из разнообразных видов и форм двигательной деятельности, может быть взята за основу построения вариативных двигательных режимов в любом ДОУ.
Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ и обеспечение их физической готовности к школе.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы внутреннего действия
Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребёнка осознанно заниматься физическими упражнениями; обеспечение всестороннего физического развития.
Задачи:
- образовательные: сформировать теоретические и практические основы
освоения водного пространства; освоить технические элементы плавания; обучить основному способу плавания «Кроль»; познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне); формировать представление о водных видах спорта;
- развивающие: развивать двигательную активность детей; способствовать развитию костно-мышечного корсета; развивать координационные возможности; навыки личной гигиены; умение владеть своим телом в непривычной обстановке; интерес к занятиям физической культуры;
- воспитательные: воспитывать морально-волевые качества; самостоя-тельность и организованность; бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию; навыки личной гигиены.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы
В основу Программы заложены следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является физическое
развитие ребенка;
- принципы научной обоснованности и практической применимости.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, может быть реализована в практике других ДОУ;
- принцип интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация») в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности.
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности. Про-
грамма позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом
и достаточном материале, максимально приблизившись к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к физическому развитию дошкольников;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (на занятиях по плаванию) и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в течение дня;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Ведущими видами деятельности являются двигательная и игровая.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности по данной Программе стали:
- гуманитарный и системно - деятельностный характер взаимодействия инструктора по физической культуре (по плаванию) и детей, в основе которого лежит самоценность детства как важный этап в общем развитии человека – соблюдения его прав и свобод на физическое развитие, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей;
- учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
- взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей в ДОУ независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
1.4. Возрастные характеристики развития детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы – 3-7 лет.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). В этом возрасте ребенок владеет большим объемом двигательных навыков; способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у них отмечается еще недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног).
Средняя группа (от 4 до 5 лет). На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает более устойчивый характер; совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие; развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет инструктору по физической культуре (плаванию) приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества.
Старшая группа (от 5 до 6 лет). На шестом году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу).
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий; для них важен результат. У них формируется потребность заниматься физическими упражнениями, плаванием, развивается самостоятельность.
1.5. Время и сроки реализации Программы
Возраст детей, участвующих в реализации Программы – 3-7 лет. Срок реализации – четыре учебных года, с 2019 по 2022 года.
Количество непосредственно образовательной деятельности по обучению детей плаванию, ее длительность определены в соответствии с возрастом детей и максимально допустимыми нормативами по образовательной нагрузке в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и Учебным планом МДОУ Троицко- Сунгурского детского сада на 2018-2019 учебный год.
НОД по плаванию проводится по 2 раза в неделю в первую половину дня, начиная со второй младшей группы. Продолжительность занятий: во второй младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком МДОУ Троицко- Сунгурского детского сада на 2018 -2019 учебный год (36полных рабочих недель: 17 недель – в 1 полугодии, 19 недель – во 2 полугодии) непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Физическая культура» (обучение детей плаванию) организуется 72 раза в год.
В те дни, когда бассейн не функционирует по уважительным причинам, организуется непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Промежуточные и итоговый (в подготовительной группе) педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ОО «Физическая культура» (обучение детей плаванию) проводится два раза в год, в в начале (сентябрь) и конце учебного года (май), что позволяет оценить динамику достижений детьми за год, не перегружая детей и не нарушая ход образовательного процесса. Используются в основном низкоформализованные методики, в которых выводы делаются на основе визуальных наблюдений, текущих бесед с ребенком, родителями. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ. Далее старшим воспитателем ДОУ проводится анализ карт развития. Полученные результаты являются основой для дальнейшего прогнозирования и планирования работы с детьми в следующей возрастной группе, осуществления необходимой и своевременной коррекции; одновременно служит педагогическим инструментом взаимодействия с родителями.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Дети должны понимать:
- элементарные правила безопасного поведения в бассейне;
- названия плавательных упражнений;
- название плавательного инвентаря для обучения;
Дети должны уметь:
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- уметь опускать лицо в воду;
- выполнять выдох в воду при погружении лица;
- погружаться в воду с головой;
- принимать горизонтальное положение в воде.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Дети должны понимать:
- элементарные правила безопасного поведения в бассейне;
- названия плавательных упражнений, способов плавания;
- название плавательного инвентаря для обучения.
Дети должны уметь:
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- выполнять погружение в воду с головой;
- выполнять выдох в воду при погружении лица;
- выполнять игровые упражнения в воде;
- передвигаться в воде стилем «Кроль»;
- выполнять скольжение на груди с опорой;
- выполнять скольжение на спине с опорой.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети должны понимать:
- правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной безопасности на воде;
- значение плавания в системе закаливания организма и физического развития;
- названия плавательных упражнений, способов плавания;
- название плавательного инвентаря для обучения.
Дети должны уметь:
- выполнять упражнения на всплывание и расслабление;
- лежать на поверхности воды, на груди и на спине;
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- выполнять погружение в воду, задерживать дыхание;
- выполнять выдох в воду при погружении, подряд несколько вдохов и выдохов;
- выполнять скольжения на груди и на спине без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;
- выполнять перемещение с доской при помощи ног способом кроль на груди;
- выполнять скольжение с работой ног способом кроль на груди в согласовании с дыханием;
- выполнять игровые ситуации.
Дети должны уметь использовать приобретённые умения в повседневной жизни:
- выполнение правил поведения и мер безопасности в закрытых и открытых водоёмах;
- применение полученных умений в экстремальной ситуации.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Дети должны понимать:
- правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены, значение плавания в системе закаливания организма, в физическом развитии и в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека;
- названия плавательных упражнений, способов плавания;
- название плавательного инвентаря для обучения;
- значение закаливающих процедур.
Дети должны уметь:
- выполнять упражнения на всплывание и расслабление;
- лежать на поверхности воды, на груди и на спине;
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- выполнять погружение в воду, задерживать дыхание;
- выполнять выдох в воду при погружении, подряд несколько вдохов и выдохов;
- выполнять скольжения на груди и на спине без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;
- выполнять перемещение с доской при помощи ног способом кроль на груди;
- выполнять скольжение с работой ног способом кроль на груди в согласовании с дыханием;
- выполнять игровые ситуации.
Дети должны уметь использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнение дыхательной гимнастики;
- соблюдение гигиенических требований;
- соблюдение правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
- выполнения правил поведения и мер безопасности на открытых водоёмах в различное время года;
- применение полученных умений в экстремальной ситуации.
Способы определения результативности реализации Программы - тестирование сформированности навыков плавания, которое проводится 2 раз в год (сентябрь, апрель) в виде контрольных упражнений. В качестве критерий оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой.
Формы подведения итогов реализации Программы:
• открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;
• спортивные развлечения и праздники на воде.