СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи программы. 

3. Планируемый результат.

4. Учебно-тематический план.

5. Содержание учебного плана.

6. Календарный учебный график.

7. Форма аттестации.

8. Оценочные материалы. Критерии оценки.

 9. Методические материалы.

10. Условия обеспечения программы, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение.

 11. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» (далее – АДОП, Программа) имеет художественную направленность и  определяет содержание и организацию работы с детьми 10-15 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в рамках  кружка по художественному развитию.  Данная программа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие речи и формирование художественно - эстетических способностей у детей с ОВЗ, на обучение учащихся шитью ручными швами мягких плоских и объемных игрушек из ткани. Более половины учебных часов составляет практическая работа, контроль осуществляется в ходе практической работы обучающихся.

        Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;                                                                                                                                          - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;                                                                                                                            - Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;                                                   

 - Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;                                                                                                                  - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;                                           - СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;                 

- Устав Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11» города Димитровграда Ульяновской области»;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 4/15 от 22 декабря 2015 г.)

 - Адаптированная основная общеобразовательная программа ОГКОУ «Школа № 11» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год;     

- Учебный план ОГКОУ «Школа №11» на 2023 - 2024 учебный год;                           - Годовой календарный учебный график школы на 2023 - 2024 учебный год.

Актуальность адаптированной дополнительной программы обусловлена тем, что обучающиеся с умственной отсталостью – это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ, так как им необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем.

Педагогическая целесообразность данной программы обеспечена педагогическими принципами, лежащими в основе образовательного процесса, подтверждается соответствием форм организации обучения, индивидуально-возрастным особенностям обучающихся, вовлеченностью в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Программа «Умелые ручки» ориентирована на знания, полученные на уроках профильного труда. Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, проявляет фантазию, воспитывает трудовые навыки и умений, чувства к прекрасному. Формируется ответственное отношение к труду, к творческим заданиям.

        Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя трудовые навыки обучающихся. Дети активно проявляют интерес к  декоративно-прикладному искусству, стремятся к самостоятельной работе.

       Новизна программы заключается в том, что программой предусмотрены возможности для привлечения обучающихся к самостоятельной деятельности в использовании новых оригинальных технологий изготовления мягких игрушек,  что позволяет у детей развивать стремление к познанию и творческому мышлению. Также через личный опыт и практическую деятельность у обучающихся формируется ответственное отношение к труду. Сам процесс рукоделия способен доставить учащемуся огромную радость и желание изготовить своими руками красивые и нужные вещи, что вызывает повышенный интерес детей к работе в объединении.  

      Педагогическая целесообразность

      Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет обучающимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы жизненной определенности, доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ, основанную на художественном искусстве, в первую очередь творческую деятельность. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Адресат программы: дети 10-15 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Психолого-педагогические особенности АДОП

       Программа «Золотая игла» строится на знании психологических особенностей и возможностей детей ОВЗ.    Наши дети – обучающиеся, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, а также страдающие заболеваниями центральной нервной системы. Это отражается на их развитии следующим образом:

  • Дефекты мышления:

1.1 несформированность логического мышления  

1.2 нарушение познавательной деятельности

1.3 нечеткое представление об окружающем мире                                                                            

1.4 слабость смысловых связей

1.5 ограниченный кругозор

1.6 ослабленное творческое воображение

  • Нарушения внимания:

2.1 узость и недифференцированость восприятия окружающих предметов    

2.2 недостаток наблюдательности

2.3 трудности в сосредоточении                                                                                                                                                                                                                                                                    

  • Нарушения памяти:

-трудности припоминания и воспроизведения разученного материала

  • Недоразвитие речи:

4.1 ограниченный словарный запас

4.2 нечеткое произношение некоторых звуков и отдельных слов

4.3 нарушение мотивации речи

  • Несформированность эмоциональной сферы:

5.1 в эмоциях отсутствует многообразие и дифференцированность

5.2 отсутствие инициативы и самостоятельности

  • Выраженное недоразвитие двигательной сферы:

6.1 нарушения координации

6.2 угловатость движений

6.3 нарушения мелкой моторики

6.4 дефекты мимики, пантомимики и жестов

  • Затруднения в общении с людьми:

7.1 адекватная самооценка (заниженная или завышенная)

7.2 трудности в установлении контактов с незнакомыми людьми

       Для устранения подобных отклонений в развитии детей их необходимо приобщить к таким направлениям творческой деятельности, как умение шить, кроить и любить прикладное искусство и др.  Искусство способствует сохранению личностной целостности ребенка, помогает преодолеть проблемы поведенческого плана, повышает самооценку и создаёт ситуацию успеха.                                                                                                                                               Одним из значимых направлений развития творческих способностей детей с отставанием в развитии является «терапия средствами искусства».  Вся работа, проводимая в нем, направлена на то, чтобы ребенок, приобщаясь к искусству, развивался умственно, эмоционально и физически и впоследствии мог стать успешным в профессиональной деятельности.

Объём программы: 68 часов

Срок реализации программы: 1 год

Содержание и материал программы соответствуют базовому уровню.

Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом. Занятия – групповые, индивидуальные. Состав группы – постоянный.

Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий): 2 раза в неделю по 40 минут.

Форма обучения:  очная, возможно применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн - занятий при реализации АДОП.

Формы организации образовательного процесса: групповая.

Наполняемость группы от 12 человек, в объединение принимаются все желающие.

Методы обучения реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении обучающимися знаний, овладении навыками и умениями. Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учётом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения задания. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технология.

Методы работы можно объединить по следующим признакам:

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

показ видеоматериалов, иллюстраций

тренинг

беседа, пояснение,  объяснение, рассказ

показ педагогом

приемов исполнения работы

показ последовательности действий,

диалог, тренинг

наблюдение

лабораторные работы и др.

инструктаж (вводный, текущий, частичный, используемый на каждом занятии)

таблицы, образцы, схемы,  чертежи игрушек

различные упражнения в приобретении умений

 

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, контрольный.

Формы проведения занятий:

беседа

опрос

презентация

викторина

конкурс

самостоятельная работа

игра-путешествие

игровая программа

размышление

выставка

объяснение

экскурсия

обсуждение

наблюдение

рассказ

комплексное занятие

открытое занятие

индивидуальная работа

коллективная работа

практическое занятие

просмотр тематических уроков в сети Интернет

 

Формы подведения итогов реализации программы

        Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом занятии: отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, викторины, практическая работа, зачет, выставка, опрос, самостоятельная работа.

       Результативность: промежуточные и итоговые достижения детей могут быть оценены через участие работ детей в выставках и конкурсах различного уровня.

 

1.2. Цель и задачи программы

  Цель программы: отработка элементарных навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности у детей с ОВЗ во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Задачи программы:

Личностные:

- Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой деятельности.

- Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ.

- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.

- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям.

Метапредметные:

- Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образному мышлению, вниманию, памяти.

- Содействовать развитию общей моторной координации и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации.

- Содействовать развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности.

- Способствовать формированию умения планировать, выполнять последовательную цепочку действий, развивать умение доводить работу до конца.

 Образовательные:

- Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами.

- Углублять и расширять знания об окружающем мире (культурных традициях страны, свойствах различных материалов).

- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

Коррекционные:

– развивать самостоятельность, аккуратность, ответственность, работоспособность;

- способствовать обогащению словарного запаса, активизации речи, адаптации детей в обществе, в коллективе.

      При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

    Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянная опора на органы чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2.  Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6.  Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

 

1.3. Содержание программы

 

 

 

 

 

1.3.1. Учебный план программы

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

 

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

 (68 часов)

 

Раздел 1. Введение (1час)

1.1

Знакомство с программой «Умелые ручки». Инструктаж по техники безопасности. 

1

1

 

Комплексное занятие, тренинг

Опрос, наблюдение,

собеседование

 

Раздел 2. Плоские комбинированные игрушки (36часов)

2.1

Леший.

6

1

5

 

Комплексное занятие, тренинг, практическое

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.2

Скоморох.

6

1

5

Комплексное занятие,

практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

2.3

Матрёшка.

 

6

1

 

5

 

Комплексное занятие,

практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.4

Попугайчик.

 

6

1

 

5

 

Комплексное занятие, практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.5

Кукла-скрутка.

 

6

1

 

5

 

Комплексное занятие,

практическое,

тренинг

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.6

Кукла. Одежда для куклы.

 

6

 

1

5

 

Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

 

Раздел 3. Объемные игрушки из меха и ткани (28 часов)

3.1

Зайчик.

6

1

5

Комплексное занятие,

практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

3.2

Птица Каркуша.

6

1

5

 

Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, тестирование

3.3

Львёнок.

6

1

5

 

Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, тестирование

3.4

Бегемот.

6

1

5

 

Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, тестирование

3.5

Выполнение проектов.

4

1

 

3

Комплексное занятие, практическое,

итоговое

Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа,

Раздел 4 Итоговое занятие (3 часа)

4.1

Экскурсии, выставки.

2

 

2

Комплексное занятие,

тренинг экскурсия.

Опрос, наблюдение,

4.2

Награждение победителей, анализ работы объединения.

1

 

1

Комплексное занятие, Выставка готовых работ

Оценка выполненной работы.

 

Итого:

68

12

56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

1.3.2 Содержание учебного плана

 

Раздел 1 «Введение» 1 час.

Теория -1 час.

Теория: Знакомство с программой «Умелые ручки». Беседы «Из истории Мягкая игрушка». Обсуждение планов на учебный год. Правила личной гигиены, правила техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с обуча.щимися.

 

Раздел 2 «Плоские комбинированные игрушки»  36 часов

 Теория – 6 часов, практика - 30 часов

Теория: Плоские комбинированные игрушки. Ознакомление с историческими сведениями возникновения народной игрушки. Виды мягких игрушек. Технология изготовления игрушек из двух деталей. Принципы изготовления игрушки из ткани, набивки и декорирования. Процесс выполнения мягкой игрушки. Выбор тканей.

Практика:

  1. Подбор ткани и материалов.
  2. Раскрой деталей, работа с тканью.
  3. Заготовка фрагментов.
  4. Соединение деталей петельным стежком.
  5. Сметывание деталей кроя (ушки, лапки, туловище)
  6. Пошив и оформление игрушки.
  7. Изготовление игрушек: Леший, Скоморох, Матрёшка, Попугайчик, Кукла-скрутка.
  8. Кукла. Одежда для куклы.

 

Раздел 3. «Объемные игрушки из меха и ткани» 28 часов

Теория - 5 часов, практика - 23 часов

Теория: Объемные игрушки из меха и ткани. Особенности технологии выполнения объёмных игрушек. Правила раскроя и раскладки изделия из меха.

Практика:

  1. Выбор игрушки и ткани для изделия.
  2. Раскладка лекал на ткани.
  3. Обмеловка деталей выкроек. Припуски на швы.
  4. Раскрой и сметывание деталей.
  5. Объёмная игрушка из ткани и меха.
  6. Пошив игрушки.
  7. Набивка деталей игрушки.
  8. Изготовление волос, грив, хвостов.
  9. Сборка и оформление игрушки.
  10. Изготовление игрушек: Зайчик, птица Каркуша, львёнок, бегемот.
  11. Выполнение проектов. Просмотр готовых игрушек. Защита проекта.

 

Раздел 4. «Итоговое занятие» 3 часа

Практика – 3 часа:

1. Экскурсии. Оформление выставки всех работ учащихся.

2. Подведение итогов работы объединения за год, награждение, победителей, анализ работы объединения.

 

1.4. Планируемые результаты.

 Предметные результаты:

-   различать некоторые виды ткани;

-  отмерять нить и вдевать ее в иглу, закреплять нить в начале и конце работы;

- овладеть  технологиями швов «Вперед  иголку», « Назад иголку»,  «Строчка»;

- знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.

 Личностные  результаты:

- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

- вышивают «гладью».                                                                                                                                Метапредметные  результаты:

 - переводят рисунок на ткань;

- умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки.

Планируемые результаты

           Обучающиеся в результате обучения АДОП «Умелые ручки»:

  1. Должны знать информацию о программе «Умелые ручки»
  2. Будут знать историю мягкой игрушки.
  3. Должны знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.
  4. Должны знать основы гигиены труда и производственной санитарной гигиены.
  5. Должны использовать в работе основы обработки и конструирования из ткани (вышивка, лоскутное шитьё, шитьё мягких игрушек).
  6. Будут иметь представление об изготовления игрушек из двух деталей.
  7. Будут иметь представление о подборе ткани и материалов.
  8. Будут уметь работать с иглой.
  9. Будут обучены отмерять нить и вдевать ее в иглу, закреплять нить в начале и конце работы.
  10.  Будут знать, как различать виды тканей.
  11.  Будут знать технологии швов «Вперед иголку», «Назад иголку», «Строчка».
  12.  Будут знать средства выразительности (формат, форма, цвет, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор).
  13.  Будут знать виды отделки: раскрашиванием, аппликационной, прямой строчкой и её вариантами.

Обучающиеся в результате обучения АДОП «Умелые ручки» должны уметь:

  1. выполнять экономную разметку деталей по выкройкам с опорой на образцы,
  2.  подбирать материалы для работы,
  3.  пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями,
  4. вышивать «гладью»,
  5. располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение " Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11 " г. Димитровграда



Согласовано: Утверждено

И.о. заместителя директора приказом ОГКОУ «Школа № 11»

по воспитательной работе г. Димитровграда

ОГКОУ «Школа № 11» № 311 от 22 сентября 2023 г.

____________ Е.М. Кованова ______________ С.Г. Скопцова







Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Возраст обучающихся: 10-15 лет Направление: художественной Срок реализации: 202-2024 учебный год Объём программы: 68 часов Базовый уровень


Автор программы: Можайская О.А.

Р ассмотрено на заседании МО

классных руководителей

Протокол № 02 от «22» сентября 2023 г.

Руководитель МО: ______ В.М. Гришкова

г. Димитровград 2022


Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи программы.

3. Планируемый результат.

4. Учебно-тематический план.

5. Содержание учебного плана.

6. Календарный учебный график.

7. Форма аттестации.

8. Оценочные материалы. Критерии оценки.

9. Методические материалы.

10. Условия обеспечения программы, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение.

11. Список литературы.

























  1. Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» (далее – АДОП, Программа) имеет художественную направленность и определяет содержание и организацию работы с детьми 10-15 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в рамках кружка по художественному развитию. Данная программа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие речи и формирование художественно - эстетических способностей у детей с ОВЗ, на обучение учащихся шитью ручными швами мягких плоских и объемных игрушек из ткани. Более половины учебных часов составляет практическая работа, контроль осуществляется в ходе практической работы обучающихся.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года; - Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года; - СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

- Устав Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11» города Димитровграда Ульяновской области»;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 4/15 от 22 декабря 2015 г.)

- Адаптированная основная общеобразовательная программа ОГКОУ «Школа № 11» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год;

- Учебный план ОГКОУ «Школа №11» на 2023 - 2024 учебный год; - Годовой календарный учебный график школы на 2023 - 2024 учебный год.

Актуальность адаптированной дополнительной программы обусловлена тем, что обучающиеся с умственной отсталостью – это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ, так как им необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем.

Педагогическая целесообразность данной программы обеспечена педагогическими принципами, лежащими в основе образовательного процесса, подтверждается соответствием форм организации обучения, индивидуально-возрастным особенностям обучающихся, вовлеченностью в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа «Умелые ручки» ориентирована на знания, полученные на уроках профильного труда. Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, проявляет фантазию, воспитывает трудовые навыки и умений, чувства к прекрасному. Формируется ответственное отношение к труду, к творческим заданиям.

Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя трудовые навыки обучающихся. Дети активно проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству, стремятся к самостоятельной работе.

Новизна программы заключается в том, что программой предусмотрены возможности для привлечения обучающихся к самостоятельной деятельности в использовании новых оригинальных технологий изготовления мягких игрушек, что позволяет у детей развивать стремление к познанию и творческому мышлению. Также через личный опыт и практическую деятельность у обучающихся формируется ответственное отношение к труду. Сам процесс рукоделия способен доставить учащемуся огромную радость и желание изготовить своими руками красивые и нужные вещи, что вызывает повышенный интерес детей к работе в объединении.  

Педагогическая целесообразность

Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет обучающимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы жизненной определенности, доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ, основанную на художественном искусстве, в первую очередь творческую деятельность. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Адресат программы: дети 10-15 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Психолого-педагогические особенности АДОП

Программа «Золотая игла» строится на знании психологических особенностей и возможностей детей ОВЗ.    Наши дети – обучающиеся, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, а также страдающие заболеваниями центральной нервной системы. Это отражается на их развитии следующим образом:

  • Дефекты мышления:

1.1 несформированность логического мышления

1.2 нарушение познавательной деятельности

1.3 нечеткое представление об окружающем мире

1.4 слабость смысловых связей

1.5 ограниченный кругозор

1.6 ослабленное творческое воображение

  • Нарушения внимания:

2.1 узость и недифференцированость восприятия окружающих предметов

2.2 недостаток наблюдательности

2.3 трудности в сосредоточении

  • Нарушения памяти:

-трудности припоминания и воспроизведения разученного материала

  • Недоразвитие речи:

4.1 ограниченный словарный запас

4.2 нечеткое произношение некоторых звуков и отдельных слов

4.3 нарушение мотивации речи

  • Несформированность эмоциональной сферы:

5.1 в эмоциях отсутствует многообразие и дифференцированность

5.2 отсутствие инициативы и самостоятельности

  • Выраженное недоразвитие двигательной сферы:

6.1 нарушения координации

6.2 угловатость движений

6.3 нарушения мелкой моторики

6.4 дефекты мимики, пантомимики и жестов

  • Затруднения в общении с людьми:

7.1 адекватная самооценка (заниженная или завышенная)

7.2 трудности в установлении контактов с незнакомыми людьми

Для устранения подобных отклонений в развитии детей их необходимо приобщить к таким направлениям творческой деятельности, как умение шить, кроить и любить прикладное искусство и др. Искусство способствует сохранению личностной целостности ребенка, помогает преодолеть проблемы поведенческого плана, повышает самооценку и создаёт ситуацию успеха. Одним из значимых направлений развития творческих способностей детей с отставанием в развитии является «терапия средствами искусства». Вся работа, проводимая в нем, направлена на то, чтобы ребенок, приобщаясь к искусству, развивался умственно, эмоционально и физически и впоследствии мог стать успешным в профессиональной деятельности.

Объём программы: 68 часов

Срок реализации программы: 1 год

Содержание и материал программы соответствуют базовому уровню.

Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом. Занятия – групповые, индивидуальные. Состав группы – постоянный.

Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий): 2 раза в неделю по 40 минут.

Форма обучения: очная, возможно применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн - занятий при реализации АДОП.

Формы организации образовательного процесса: групповая.

Наполняемость группы от 12 человек, в объединение принимаются все желающие.

Методы обучения реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении обучающимися знаний, овладении навыками и умениями. Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учётом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения задания. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технология.

Методы работы можно объединить по следующим признакам:

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

показ видеоматериалов, иллюстраций

тренинг

беседа, пояснение, объяснение, рассказ

показ педагогом

приемов исполнения работы

показ последовательности действий,

диалог, тренинг

наблюдение

лабораторные работы и др.

инструктаж (вводный, текущий, частичный, используемый на каждом занятии)

таблицы, образцы, схемы, чертежи игрушек

различные упражнения в приобретении умений


Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, контрольный.

Формы проведения занятий:

беседа

опрос

презентация

викторина

конкурс

самостоятельная работа

игра-путешествие

игровая программа

размышление

выставка

объяснение

экскурсия

обсуждение

наблюдение

рассказ

комплексное занятие

открытое занятие

индивидуальная работа

коллективная работа

практическое занятие

просмотр тематических уроков в сети Интернет


Формы подведения итогов реализации программы

Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом занятии: отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, викторины, практическая работа, зачет, выставка, опрос, самостоятельная работа.

Результативность: промежуточные и итоговые достижения детей могут быть оценены через участие работ детей в выставках и конкурсах различного уровня.


1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: отработка элементарных навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности у детей с ОВЗ во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Задачи программы:

Личностные:

- Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой деятельности.

- Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ.

- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.

- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям.

Метапредметные:

- Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образному мышлению, вниманию, памяти.

- Содействовать развитию общей моторной координации и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации.

- Содействовать развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности.

- Способствовать формированию умения планировать, выполнять последовательную цепочку действий, развивать умение доводить работу до конца.

Образовательные:

- Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами.

- Углублять и расширять знания об окружающем мире (культурных традициях страны, свойствах различных материалов).

- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

Коррекционные:

– развивать самостоятельность, аккуратность, ответственность, работоспособность;

- способствовать обогащению словарного запаса, активизации речи, адаптации детей в обществе, в коллективе.

При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянная опора на органы чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.



1.3. Содержание программы





1.3.1. Учебный план программы


п/п

Название раздела, темы

Количество часов


Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

(68 часов)


Раздел 1. Введение (1час)

1.1

Знакомство с программой «Умелые ручки». Инструктаж по техники безопасности.

1

1


Комплексное занятие, тренинг

Опрос, наблюдение,

собеседование


Раздел 2. Плоские комбинированные игрушки (36часов)

2.1

Леший.


6

1


5


Комплексное занятие, тренинг, практическое

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.2

Скоморох.


6


1

5


Комплексное занятие,

практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

2.3

Матрёшка.


6

1


5


Комплексное занятие,

практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.4

Попугайчик.


6

1


5


Комплексное занятие, практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.5

Кукла-скрутка.


6

1


5


Комплексное занятие,

практическое,

тренинг

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.6

Кукла. Одежда для куклы.


6


1

5


Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий


Раздел 3. Объемные игрушки из меха и ткани (28 часов)

3.1

Зайчик.


6


1

5


Комплексное занятие,

практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

3.2

Птица Каркуша.


6


1

5


Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, тестирование

3.3

Львёнок.


6


1


5


Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, тестирование

3.4

Бегемот.


6

1


5


Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, тестирование

3.5

Выполнение проектов.


4


1


3


Комплексное занятие, практическое,

итоговое

Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа,

Раздел 4 Итоговое занятие (3 часа)

4.1

Экскурсии, выставки.


2



2

Комплексное занятие,

тренинг экскурсия.

Опрос, наблюдение,

4.2

Награждение победителей, анализ работы объединения.

1


1

Комплексное занятие, Выставка готовых работ

Оценка выполненной работы.


Итого:

68

12

56












1.3.2 Содержание учебного плана


Раздел 1 «Введение» 1 час.

Теория -1 час.

Теория: Знакомство с программой «Умелые ручки». Беседы «Из истории Мягкая игрушка». Обсуждение планов на учебный год. Правила личной гигиены, правила техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с обуча.щимися.


Раздел 2 «Плоские комбинированные игрушки» 36 часов

Теория – 6 часов, практика - 30 часов

Теория: Плоские комбинированные игрушки. Ознакомление с историческими сведениями возникновения народной игрушки. Виды мягких игрушек. Технология изготовления игрушек из двух деталей. Принципы изготовления игрушки из ткани, набивки и декорирования. Процесс выполнения мягкой игрушки. Выбор тканей.

Практика:

  1. Подбор ткани и материалов.

  2. Раскрой деталей, работа с тканью.

  3. Заготовка фрагментов.

  4. Соединение деталей петельным стежком.

  5. Сметывание деталей кроя (ушки, лапки, туловище)

  6. Пошив и оформление игрушки.

  7. Изготовление игрушек: Леший, Скоморох, Матрёшка, Попугайчик, Кукла-скрутка.

  8. Кукла. Одежда для куклы.


Раздел 3. «Объемные игрушки из меха и ткани» 28 часов

Теория - 5 часов, практика - 23 часов

Теория: Объемные игрушки из меха и ткани. Особенности технологии выполнения объёмных игрушек. Правила раскроя и раскладки изделия из меха.

Практика:

  1. Выбор игрушки и ткани для изделия.

  2. Раскладка лекал на ткани.

  3. Обмеловка деталей выкроек. Припуски на швы.

  4. Раскрой и сметывание деталей.

  5. Объёмная игрушка из ткани и меха.

  6. Пошив игрушки.

  7. Набивка деталей игрушки.

  8. Изготовление волос, грив, хвостов.

  9. Сборка и оформление игрушки.

  10. Изготовление игрушек: Зайчик, птица Каркуша, львёнок, бегемот.

  11. Выполнение проектов. Просмотр готовых игрушек. Защита проекта.


Раздел 4. «Итоговое занятие» 3 часа

Практика – 3 часа:

1. Экскурсии. Оформление выставки всех работ учащихся.

2. Подведение итогов работы объединения за год, награждение, победителей, анализ работы объединения.


1.4. Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- различать некоторые виды ткани;

- отмерять нить и вдевать ее в иглу, закреплять нить в начале и конце работы;

- овладеть технологиями швов «Вперед иголку», « Назад иголку», «Строчка»;

- знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.

Личностные результаты:

- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

- вышивают «гладью». Метапредметные результаты:

- переводят рисунок на ткань;

- умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки.

Планируемые результаты

Обучающиеся в результате обучения АДОП «Умелые ручки»:

  1. Должны знать информацию о программе «Умелые ручки»

  2. Будут знать историю мягкой игрушки.

  3. Должны знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.

  4. Должны знать основы гигиены труда и производственной санитарной гигиены.

  5. Должны использовать в работе основы обработки и конструирования из ткани (вышивка, лоскутное шитьё, шитьё мягких игрушек).

  6. Будут иметь представление об изготовления игрушек из двух деталей.

  7. Будут иметь представление о подборе ткани и материалов.

  8. Будут уметь работать с иглой.

  9. Будут обучены отмерять нить и вдевать ее в иглу, закреплять нить в начале и конце работы.

  10. Будут знать, как различать виды тканей.

  11. Будут знать технологии швов «Вперед иголку», «Назад иголку», «Строчка».

  12. Будут знать средства выразительности (формат, форма, цвет, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор).

  13. Будут знать виды отделки: раскрашиванием, аппликационной, прямой строчкой и её вариантами.

Обучающиеся в результате обучения АДОП «Умелые ручки» должны уметь:

  1. выполнять экономную разметку деталей по выкройкам с опорой на образцы,

  2. подбирать материалы для работы,

  3. пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями,

  4. вышивать «гладью»,

  5. располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки;

  6. самостоятельно переводить рисунок на ткань;

  7. создавать мысленный образ изделия с целью передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;

  8. понимать особенности проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в готовом изделии, демонстрировать его;

  9. выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации замысла;

  10. самостоятельно готовить рабочее место;

  11. самостоятельно определять количество деталей в изготавливаемой игрушке;

  12. создавать мысленный образ изделия с целью передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;

  13. применять приёмы обработки информации (при составлении проектов);

  14. прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с задачей;

  15. понимать особенности проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в готовом изделии, демонстрировать его.



Раздел № 2 Комплекс «Организационно – педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график


Начало учебного года 15 сентября 2022 года

Окончание учебного года 31 мая 2023 года

Продолжительность учебного года 36 недель

В течение осенних, зимних, весенних каникул образовательный процесс проводится согласно календарному учебному графику.


2.2. Календарный учебный график «Умелые ручки»


п/п

месяц

число

фактически

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля




Комплексное занятие, тренинг

1

Знакомство с программой «Умелые ручки». Инструктаж по техники безопасности.

Школа №11

Опрос, наблюдение,

собеседование




Рассказ, беседа презентация, мастер-класс,

1

Плоская комбинированная игрушка «Леший»

Школа №11

Опрос, наблюдение, анализ выполнения




Комбинированные формы занятий

1

Плоская комбинированная игрушка «Леший»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

4




Практическое занятие

1

Плоская комбинированная игрушка «Леший»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

5




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Леший»


Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

6




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Леший»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

7




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Леший»

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий, тестирование.

8




Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация

1

Плоская комбинированная игрушка «Скоморох»

Школа №11

Опрос, наблюдение, анализ выполнения

9




Комбинированные формы занятий

1

Плоская комбинированная игрушка «Скоморох»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

10




Практическое занятие

1

Плоская комбинированная игрушка «Скоморох»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

11




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Скоморох»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

12




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Скоморох»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

13




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Скоморох»

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий тестирование.

14




Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация

1

Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка»

Школа №11

Опрос, наблюдение, анализ выполнения

15




Комбинированные формы занятий

1

Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

16




Практическое занятие

1

Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

17




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

18




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

19




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Матрёшка»




Школа №11

Анализ выполнения практических заданий тестирование.

20




Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация

1

Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик»

Школа №11

Опрос, наблюдение, анализ выполнения

21




Комбинированные формы занятий

1

Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

22




Практическое занятие

1

Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

23




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,,

24




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

25




Самостоятельная работа

1

Плоская комбинированная игрушка «Попугайчик»

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий тестирование.

26




Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация

1

Кукла-скрутка.

Школа №11

Опрос, наблюдение, анализ выполнения

27




Комбинированные формы занятий

1

Кукла-скрутка.

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

28




Практическое занятие

1

Кукла-скрутка.

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

29




Самостоятельная работа

1

Кукла-скрутка.

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,,

30




Самостоятельная работа

1

Кукла-скрутка.

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

31




Самостоятельная работа

1

Кукла-скрутка.

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий тестирование.

32




Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация

1

Кукла. Одежда для куклы.

Школа №11

Опрос, наблюдение, анализ выполнения

33




Комбинированные формы занятий

1

Кукла. Одежда для куклы.

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

34




Практическое занятие

1

Кукла. Одежда для куклы.

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

35




Самостоятельная работа

1

Кукла. Одежда для куклы.

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,,

36




Самостоятельная работа

1

Кукла. Одежда для куклы.

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

37




Самостоятельная работа

1

Кукла. Одежда для куклы.

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий тестирование.


38




Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик»

Школа №11

Опрос, наблюдение, анализ выполнения

39




Комбинированные формы занятий

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

40




Практическое занятие

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

41




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,,

42




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

43




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Зайчик»

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий тестирование.

44




Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша»

Школа №11

Опрос, наблюдение, анализ выполнения

45




Комбинирован формы занятий

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

46




Практическое занятие

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

47




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,,

48




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

49




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Птица Каркуша»

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий тестирование.

50




Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок»

Школа №11

Опрос, наблюдение, анализ выполнения

51




Комбинированные формы занятий

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

52




Практическое занятие

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий,

53




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий,,

54




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

55




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Львёнок»

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий тестирование.

56




Рассказ, беседа, мастер-класс, презентация

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот»

Школа №11

Опрос, наблюдение, анализ выполнения

57




Комбинированные формы занятий

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

58




Практическое занятие

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот»

Школа №11

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

59




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

60




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот»

Школа №11

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

61




Самостоятельная работа

1

Объёмные игрушки из меха и ткани «Бегемот»

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий тестирование.

62




Самостоятельная работа

1

Выполнение проектов.

Школа №11

Опрос, наблюдение, анализ выполнения

63




Самостоятельная работа

1

Выполнение проектов.

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий, творческая работа

64




Самостоятельная работа

1

Выполнение проектов.

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа

65




Самостоятельная работа

1

Выполнение проектов.

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа

66




экскурсия наблюдение

1

Экскурсии, выставки

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа

67




Рассказ, беседа презентация

1

Подведение итогов работы объединения

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа

68




открытое занятие

1

Награждение победителей, анализ работы объединения.

Школа №11

Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа


2.3 Условия реализации программы

Для успешного освоения обучающимися содержания программы необходимо наличие следующих условий:

Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Материально-технические условия: технические средства обучения компьютер/ноутбук с доступом в сеть Интернет.

Информационные ресурсы: видеофильмы по темам программы.

Методические ресурсы: программно-методические (дидактический, наглядный и демонстрационный материал, карточки с заданиями, фотоматериалы, вопросы к викторинам).

Рабочие материалы и инструменты: ткани, меховые остатки и ворсовые ткани, нитки, иголки для ручных работ, ножницы, вата для набивки.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, реализующий программу.

2.4. Формы аттестации

Качество реализации АДОП «Умелые ручки» диагностируется систематически на этапе входного, текущего (промежуточного) и итогового контролей.

Входной контроль проводится в начале учебного года в форме беседы для выявления исходного уровня знаний, умений, навыков учащихся, их потребностей и интересов, что позволяет подобрать и использовать в работе с детьми более продуктивные педагогические методы и формы обучения.

Текущий контроль проводится в процессе освоения каждого раздела программы с целью определения степени усвоения детьми учебного материала, позволяет вносить коррективы в программу и устранить пробелы в обучении. Формами текущей диагностики являются педагогическое наблюдение, презентация творческих работ и опрос.

Итоговый контроль проводится в конце срока обучения в форме педагогического мониторинга, активное участие учащегося в выставках.


Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержания программы

Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной

деятельности детей

диагностика личностного

роста и продвижения

самооценка обучающегося

анкетирование

ведение творческого

дневника обучающегося

педагогические отзывы

анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, наблюдений

ведение журнала учета или педагогического дневника

активность обучающихся на занятиях

введение оценочной системы

анализ результатов творческих проектов


2.5. Оценочные материалы

Результаты освоения программы: во время занятий обучающиеся от простых лёгких игрушек постепенно переходят к освоению более сложных форм, накапливая практический опыт. Во время работы над изделием обучающиеся знакомятся с различными видами и свойствами тканей, правилами раскроя и пошива. Они изучают национальные традиции, народные промыслы, знакомятся с историей игрушки.














Методы отслеживания (диагностика) успешности овладения обучающимися содержания АДОП «Умелые ручки»


Мониторинг результатов обучения ребенка по АДОП «Умелые ручки»

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой)

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2)

Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1


5


10


1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины)

Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой)

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием)

1


5


10


ВЫВОД:

Уровень теоретической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

2-6

7-14

15-20


2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2);

Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)

1


5


10


2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием)

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога)

Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1


5


10


2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1




5


10

ВЫВОД:

Уровень практической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

3-10

11-22

23-30

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе

и анализе литературы

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и

контроле педагога);

Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей)

1





5


10

3.1.2. Умение пользоваться

компьютерными источниками информации


Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни — по аналогии

с п.3.1.1.

1

5

10

33.1.3. Умение осуществлять самостоятельную творческую работу (проводить самостоятельные

учебные проекты)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.

1

5

10

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией


Адекватность восприятия ин-

формации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи

обучающимися подготовлен-

ной информации



Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1


Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1



1

5

10


1

5

10



3.3. Учебно-организационные умения

и навыки:

3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место



3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности





3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу





Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил

безопасности программным требованиям



Аккуратность и ответственность в работе





Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.





Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);

Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично





1

5

10


ВЫВОД:

Уровень обще-учебные умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий

9-30

31-62

63-90

Заключение

Результат обучения ребенка по АДОП

Низкий

Средний

Высокий

до 46

47-98

99-140


Мониторинг личностного развития ребенка в процессе обучения АДОП

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

1. Организационно-волевые качества.

1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Терпения хватает менее чем на1/2 занятия.

Терпения хватает более чем на 1/2 занятия.

Терпения хватает на все занятие.

1


5


10

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Волевые усилия ребенка побуждаются извне.

Иногда — самим ребенком.

Всегда – самим ребенком.

1


5

10

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне.

Периодически контролирует себя сам.

Постоянно контролирует себя сам.

1


5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности организационно-волевых качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

4-15

16-30

II. Ориентационные качества

2.1.Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Завышенная.

Заниженная.

Нормальная.

1

5

10

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы.

Интерес к занятиям продиктован ребенку извне.

Интерес периодически поддерживается самим ребенком.

Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно.

1


5


10

ВЫВОД:

Уровень сформированности ориентационных качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

2 3- 10

11-20

III. Поведенческие качества

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.

Периодически провоцирует конфликты.

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

1


5


10

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные.

Избегает участия в общих делах.

Участвует при побуждении извне.

Инициативен в общих делах.

1

5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности поведенческих качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

2 3-10

11-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им АДОП

Низкий

Средний

Высокий

0-7

8-37

38-70


2.6. Методические материалы


Раздел

или

тема

программы

Формы

занятия

Приемы и методы

организации

образовательной

деятельности

(в рамках занятия)

Дидакти-

ческий

материал

Техническое

оснащение

занятия

Формы

подведения

итогов

Введение

Комплекс-ное занятие, тренинг.

Рассказ, беседа, наблюдения, игровая программа практическая работа

Инструктаж по техники безопасности.

Рабочие материалы:

-Ткани, меховые остатки и ворсовые ткани.

-нитки

-иголки для ручных работ

-ножницы

-вата для набивки

-заготовки глазок и носиков

-клей «Момент»

-краски акварельные

- Классная доска

- Мел

- Магнитофон,

- Флешь USB

- Мультимедийное оборудование, экран

Информационные ресурсы

1. Географическая карта мира

2. Фотоснимки и рисунки мягкой игрушки

3. СД диски с записью

4. флешь USB

5. Интернет-ресурсы

6.  http://www.silk-ribbon.ru сайт «Вышивка лентами»

7.  http://www.liveinternet.ru/tags/вышивка+лентами/

8.  http://www.tehnologiya. narod. ru


Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

Плоские комбинированные игрушки



Наблюдение, мастер-класс, практическоезанятие

Рассказ, беседа, наблюдения, практическая работа проектов




Картинки, фотографии, инструкционные карты

Опрос, наблюдение, тестирование, анализ выполнения практических заданий

Объёмные игрушки из меха и ткани

Комбинированное занятие, Творческая мастерская, практическое занятие круглый стол,

Рассказ, беседа, тренинг, викторина, практическая работа, защита проектов

Картинки, фотографии, мультимедийные материалы, раздаточный материал, таблицы графического изображения игрушек, памятки.



Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий, опрос, тестирование

Итоговое занятие

Экскурсии, выставки творческих работ




Награждение победителей, анализ работы объединения.

Выставка мягких игрушек

Наблюдение, опрос, зачет творческих работ.

Оценка выполненной работы.

2.7. Список литературы

Литература для педагога:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А Мягкая игрушка своими руками. М.: РОЛЬФ, 2001.

  2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1982.

  3. Волчек Н.М. Лоскутное шитье. Швейная мастерская дома. – Минск: Современный литератор, 1999.

  4. Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Городкова Т.В. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. М.: Мир книги, 1997.

  6. Гриченкова Н. Кошка-портниха – учимся шить. М.: Фламинго, 2002.

  7. Кобякова Н.К. Поделки из ткани. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.

  8. Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

  9. Лежнева С.С. Булатова И.И. Сказка своими руками. – Минск: Полымя, 1996.

  10. Лихачёва Т.Г. Моя подружка мягкая игрушка. Ярославль, 2003.

  11. Максимова М.В. Лоскутки. М.: Эксмо, 2004 г.

  12. Малотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. М.: РОЛЬФ, 1990.

  13. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.

  14. Ю.Фролова Т.О. Мягкая игрушка. АСТ - Сталкер. Подарок своими руками. 2003.

Литература для родителей

  1. Агапова И. Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Рольф, 2001.

  2. Агапова И.А. Мягкая игрушка своими руками: Художественное моделирование. – М.: Рольф, 2001.

  3. Войдинова Н. Мягкая игрушка. – М.: Эксмо, 2005.

  4. Городкова Т.В. Нагибина М.И. Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки. – Ярославль: Академия развития, 2001.

  5. Гришечкина, Н. В. Поделки, игрушки, подарки своими руками. – Ярославль: Академия развития, 2008.

  6. Грибушина Н.В., Тюрина Э.И. Мягкая игрушка мамам и детям, Издательство «САТИС», 1994

  7. Домоводство от А до Я / Авт.-сост. Э. Зацепина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  8. В.Деревянко Мягкая игрушка. - М.: ЭКСМО, 2003 – 43 с.


Литература для обучающихся

  1. Лихачева Т.Г. Моя подружка - мягкая игрушка. – Ярославль: Академия развития, 2000.

  2. Неботова З.Л. Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

  3. Путятина Е.Б. Учимся шить мягкие игрушки. Первые шаги. – Ростов-на Дону, Феникс, 2003.

  4. Соколдова Ю. Сидорович Ю. Мягкая игрушка. – Санкт-Петербург: Литера, 2000.

  5. Соколова Ю. Мягкая игрушка. - СПб.: Литера, 2001, 36 с.

  6. Фарафошина Н.В. Мягкая игрушка. – М.: Просвещение,1999.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!