СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивная образовательная среда организации дополнительного образования детей, как условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивная  образовательная среда организации дополнительного образования детей, как условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

 (Из опыта работы районного детского экологического центра

г. Светлограда).

                                                 Мирошникова Людмила Федоровна,

                                                   методист муниципального казенного

  учреждения дополнительного образования 

 «Районный детский экологический центр»

 

Общеизвестно, что в современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в обучении. Для них требуется создание специальных условий образования, возникает необходимость их комплексного сопровождения в образовательных организациях. То есть необходима инклюзивная образовательная среда, которая бы позволила детям с ОВЗ реализовать в полной мере свои образовательные потребности (слайд с определением инклюзивной образовательной среды).

 Проблемы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья,  их социальной адаптации являются  предметом особой заботы администрации, педагогических сотрудников и обучающихся нашего учреждения. Дополнительное эколого-биологическое образование обладает немалым потенциалом для развития творческих способностей таких детей, их жизненной устойчивости, позитивной самооценки.        

 С 2012 года в нашем учреждении  началась работа по организации инклюзивной образовательной среды,  по созданию специальных условий, без которых невозможно или затруднено освоение  дополнительных  общеобразовательных программ  указанной категорией детей. При этом использовались восемь принципиальных подходов (слайд с перечислением принципов: раннее включение в инклюзивную среду, коррекционная помощь, индивидуальная направленность образования, командный способ работы, активность родителей, приоритет социализации как процесса и результата инклюзии, развитие позитивных межличностных отношений – предмет специальной работы педагогов, безопасность).

 Была разработана нормативно-методическая база (слайд с перечислением документов:  «Положение об индивидуальном обучении детей с ОВЗ», «Положение  о психолого-педагогическом консилиуме», адаптированная образовательная программа «Надежда»). Организована подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ через обучающие семинары, самообразование, индивидуальные консультации с участием педагога-психолога, медицинских, социальных работников. С 2013года мы руководствовались приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, определяющим необходимые условия включения ребенка с ОВЗ в процесс дополнительного образования (слайд с названием приказа).

Шесть педагогических сотрудников в 2015 году прошли курсы повышения квалификации по теме: «Организационно-правовые основы реализации инклюзивного образования в массовой школе». Педагоги учреждения скорректировали программы трех направленностей: естественно-научной, художественной и социально-педагогической для детей с ограниченными возможностями здоровья различного возраста  от 6- до 15 лет с учетом их интеллектуальных, физических возможностей, разработали дидактическое и методическое сопровождение этих программ (слайд с названием программ). Были успешно апробированы 3 новые общеобразовательные общеразвивающие программы (слайд с названием программ: «Развиваемся, играя», «Развивающая арт-терапия», «Азбука оригами») и  программы индивидуальных образовательных маршрутов  по нескольким  программам, выбранным детьми и родителями. Удалось преодолеть и имевшиеся у некоторых педагогов барьеры-неуверенность в своих возможностях, страх «Смогу ли я сделать это?».

За четыре года был накоплен определенный опыт психологического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей. Занятия с педагогом-психологом  проводятся индивидуально. Это консультации для родителей, упражнения, тренинги по развитию коммуникативных способностей, коррекция  психологических проявлений, выявление индивидуальных особенностей развития, психологическое оздоровление (слайд с фото).

В  рамках психолого-педагогического консилиума  проводится комплексное обследование каждого ребенка; выявляются резервные возможности его развития; определяется характер, продолжительность и эффективность специальной помощи; уровень  и особенности развития познавательной деятельности: памяти, внимания, работоспособности и других психических функций, изучение эмоционально-волевого и личностного развития ребенка для определения профилактических, коррекционных психолого-педагогических и социальных мероприятий, обеспечивающих индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании; организуется взаимодействие между педагогическим составом.

В соответствии с состоянием здоровья детей, пожеланиями родителей и рекомендациями консилиума используются различные подходы в организации учебных занятий: занятия в детском коллективе по индивидуальному образовательному маршруту; индивидуальные занятия в учреждении, занятия на дому. Обучающиеся в индивидуальном темпе могут усваивать учебный материал  в соответствии со своим уровнем развития и способностями. Применение в работе природного материала, эскизов, шаблонов, трафаретов, игровых моментов позволяет вырабатывать у детей устойчивый интерес  к занятиям, создавать ситуацию успеха (слайд с фото).

В направлении социальной адаптации главным целевым компонентом в работе является формирование социальных умений ребенка, освоение им опыта социальных отношений. Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. Дети с ОВЗ активно участвуют в жизни центра:  в познавательных, развлекательных, досуговых программах; акциях, проектах, конкурсах и конференциях различного уровня, проводимых учреждением и его партнерами; включаются в смешанные группы обучения (слайд с фото). Так они быстрее адаптируются, развивают свои коммуникативные навыки, учатся высказывать личное мнение, выражать свое отношение к окружающему, а   для других обучающихся создаются условия для развития духовной  нравственности, толерантности, социальной активности. Здоровые дети учатся состраданию,  проявляют заботу о больных, оказывают им помощь. У всех детей развиваться умение превращать свои недостатки в достоинства. Результаты работы с детьми с ОВЗ проявляются в их развитии, оздоровлении, адаптации. Ярким примером являются Злата К. и Даниил П. Злата 2009г. рождения пришла с родителями в наш центр (слайд с фото) два года назад с нарушенным звукопроизношением, ограниченным запасом слов и представлением об окружающем мире, испытывала затруднения в выражении мыслей, поиске нужных слов, могла выполнять задания только  с организующей и направляющей помощью взрослого. После года обучения по индивидуальному образовательному маршруту, девочка  обогатила свой словарь, научилась читать, считать, стала уверенно чувствовать себя в детском коллективе во время досуговых мероприятий. В конце учебного года было принято коллективное решение о возможности ее обучения в следующем году в комплексной учебной группе по подготовке детей к школе.   В этом году она успешно ее закончила.    

В первый год обучения у Даниила П. 2007года рождения присутствовало явно выраженное  аутичное поведение.

Особенностями  работы с ним являлось проведение занятий по программе «Развивающая арт–терапия» (сенсорные игры с  песком, красками, солёным тестом, пластилином) и по программе «Соцветие» (декоративно-прикладное творчество), а также   растормаживание речевой активности, развитие мелкой моторики, познавательной сферы (слайд с фото).

Развивающая и коррекционная работа проводилась в форме индивидуальных занятий с педагогом - психологом.

 В результате была отмечена положительная динамика по многим показателям. Даниил стал менее тревожным и агрессивным к  окружающим; в сфере общения появились первые навыки диалогического общения с окружающими с помощью вопросно-ответной формы:

отмечался повышенный интерес к продуктивной деятельности. Работа педагогов с Даниилом во второй и третий  годы обучения над развитием речевой активности,  мелкой моторики, познавательной сферы посредством игротерапии, изотерапии, сказкотерапии и оригамитерапии;  обучением навыкам общения; созданием условий для социализации так же дала положительные результаты. Обучающийся и его мама выразили, как и пять других семей  желание продолжить обучение в центре.

Таким образом, в результате целенаправленной работы коллектива расширился спектр образовательных  услуг различной направленности для детей с ОВЗ, произошла актуализация и кооперация кадровых, программно-методических,  информационных и частично материально-технических ресурсов; определены оптимальные формы образовательной деятельности. В целом значительно оптимизировалась  образовательно- воспитательная среда учреждения.  Но остались и проблемы, над которыми  предстоит работать. Необходимы материально-финансовое обеспечение и обеспечение программно-методическим материалом, направленным на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности. Их отсутствие сужает возможности образовательного учреждения  для использования его потенциала. Необходимо обеспечение высококвалифицированными кадрами, повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» учащимися, введение в штат узкопрофильных специалистов – социального педагога, дефектолога, логопеда, медицинского работника. При этих условиях инклюзивная образовательная среда учреждения получило бы свое дальнейшее развитие, стало средой индивидуально-личностного развития и социализации всех обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивная образовательная среда организации дополнительного образования детей, как условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.»

Из опыта работы по организации инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ   МКУ ДО « Районный детский экологический центр» г. Светлограда

Из опыта работы по организации инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ МКУ ДО « Районный детский экологический центр» г. Светлограда

Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающий всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития.

Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающий всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития.

Принципы организации инклюзивной среды  1.Раннее включение в инклюзивную среду.  2.Коррекционная помощь.  3.Индивидуальная направленность образования.  4. Командный способ работы.  5. Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка.  6. Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии.  7. Развитие позитивных межличностных отношений выступает предметом специальной работы педагогов.  8. Физическая и психологическая безопасность.   .

Принципы организации инклюзивной среды 1.Раннее включение в инклюзивную среду. 2.Коррекционная помощь. 3.Индивидуальная направленность образования. 4. Командный способ работы. 5. Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка. 6. Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии. 7. Развитие позитивных межличностных отношений выступает предметом специальной работы педагогов. 8. Физическая и психологическая безопасность.

.

Нормативно-методическая база Положение о психолого-педагогическом консилиуме Положение об индивидуальном обучении детей с ОВЗ Адаптированная образовательная программа «Надежда»

Нормативно-методическая база

Положение о психолого-педагогическом консилиуме

Положение об индивидуальном обучении детей с ОВЗ

Адаптированная образовательная программа «Надежда»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №1008 от 29 августа 2013г. (пункты 18-22 )

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №1008 от 29 августа 2013г. (пункты 18-22 )

Скорректированные (адаптированные) программы:   «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»,  «Формирование математических представлений»,  «Цвето-игровая экология»,  «Живой мир»,  «Мир задач»,  «Юный волшебник»

Скорректированные (адаптированные) программы: «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», «Формирование математических представлений», «Цвето-игровая экология», «Живой мир», «Мир задач», «Юный волшебник»

Новые программы:   «Развиваемся, играя»,  «Развивающая  арт-терапия»,  «Азбука оригами»

Новые программы: «Развиваемся, играя», «Развивающая арт-терапия», «Азбука оригами»

Индивидуальные занятия с  педагогом-психологом

Индивидуальные занятия с педагогом-психологом

Тренинги по развитию коммуникативных способностей

Тренинги по развитию коммуникативных способностей

Заседание психолого-педагогического консилиума

Заседание психолого-педагогического консилиума

На учебных занятиях

На учебных занятиях

Ситуация успеха

Ситуация успеха

Социальная адаптация детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ

Участие в акции «Птичья столовая»

Участие в акции «Птичья столовая»

Час общения «Компас Надежды»

Час общения «Компас Надежды»

Выставки творческих работ

Выставки творческих работ

Участие в проекте «Двор нашей мечты»

Участие в проекте «Двор нашей мечты»

Уход за комнатными цветами

Уход за комнатными цветами

Злата за изучением мхов

Злата за изучением мхов

 Даниил П. интересуется продуктивной деятельностью, активно общается с педагогами и другими детьми

Даниил П. интересуется продуктивной деятельностью, активно общается с педагогами и другими детьми

Проблемы:  -недостаточное материально-финансовое обеспечение;  - недостаточное программно-методическое обеспечение;  - недостаточный уровень профессиональной компетенции;  -отсутствие узкопрофильных специалистов .

Проблемы: -недостаточное материально-финансовое обеспечение; - недостаточное программно-методическое обеспечение; - недостаточный уровень профессиональной компетенции; -отсутствие узкопрофильных специалистов .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!