СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное образование - это одна из прогрессивных современных образовательных технологий, получивших в последнее время мощное развитие в связи с вынужденным переходом на дистанционные формы работы в условиях пандемии и другими обстоятельствами в нашем регионе.

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение физике»

Проблемы организации обучения физике в дистанционном
формате

Дистанционное образование - это одна из прогрессивных современных образовательных технологий, получивших в последнее время мощное развитие в связи с вынужденным переходом на дистанционные формы работы в условиях пандемии и другими обстоятельствами в нашем регионе. – СЛАЙДЫ 1-2

В настоящее время одним из основных умений, которое должно быть сформировано у обучающегося является умение самостоятельно учиться. В связи с переходом на дистанционные формы обучения объем самостоятельной работы вырос. Перед учителями стоит задача организации занятий таким образом, чтобы направить учащихся по наиболее эффективному пути, предсказывая возможные проблемы, пути их решения, организуя обратную связь. Важно заметить, что выбранные методы и средства должны быть эффективны не только по отношению к учащимся, но и самим преподавателям, позволяя им организовать занятия без увеличения времени на подготовку, проверку и контроль. – СЛАЙДЫ 3-4

Остановиться на слайде 5.

Объяснить по схеме


Остановиться на слайде 6.

Применение дистанционного обучения (наш случай слева).


Несмотря на то, что сейчас разработан и находится в доступе большой образовательный контент, наблюдается явное противоречие между необходимостью качественной организаций дистанционных занятий, учитывающих самостоятельную форму работы и недостаточностью методической и технической поддержкой этой формы. В связи с этим актуальным является разработка и дальнейшее совершенствование методов и средств, позволяющих качественно подготовиться и провести дистанционные занятия, организовать эффективную самостоятельную работу учащихся, организация обмена опытом между учителями. – СЛАЙДЫ 7 – 12


Останавливаться на каждом слайде, называть ресурс, упомянуть о том, что это хорошо знакомые всем ресурсы.


Остановиться на СЛАЙДЕ 13 обозначить проблему!!!


Перейти к слайдам 14 – 16 называть ресурсы.


Остановиться на СЛАЙДЕ 17 обобщить ВЫВОДЫ!!!


Уроки решения задач и лабораторные работы в Шуховском лицее проводятся с учащимися 7, 8 и 9 классов базового уровня обучения, 10 и 11 классов базового и углубленного уровня. В связи с переходом на дистанционный формат обучения возникла проблема по решению трех задач: организация обычных уроков, уроков решения задач и лабораторных работ. – СЛАЙДЫ 17-19.


Отметить проблемы на слайде 19





О ПУТЯХ РЕШЕНИЯ

Первая задача была решена наиболее просто благодаря использованию возможностей платформы zoom. Привычный для обучающихся формат легко реализовался с использованием презентации PowerPoint, включающей основные познавательные моменты, демонстрационные видеоролики физических экспериментов и пояснение выводов и сложных моментов путем написания на листе и демонстрации с помощью дополнительной видеокамеры.

Уроки решения задач организуются примерно по такому же сценарию, однако значимость реализации обратной связи вырастает многократно. При решении задач учителю важно не только демонстрировать свое решение, но и видеть решения всех участников, иметь возможность обсуждать возникшие проблемы, своевременно реагировать на ошибки, уметь вовлечь в обсуждение наибольшее количество участников конференции, оперативно реагировать на возможные предложенные варианты решения, показывать ошибки и пояснять возможности их исправления. Для этого нужен инструмент, позволяющий быстро передать написанные от руки решения учащимися преподавателю, демонстрировать их всем участникам конференции, вносить письменные замечания и правки. К сожалению, имеющиеся в общем доступе платформы для онлайн работы такими средствами не обладают. Это приводит к разрыву между возможностями дистанционной формы организации занятий и необходимостью быстрой и оперативной обратной связи. Решением этой проблемы стало использование одновременно с платформой zoom мессенджеров, в частности WhatsApp или электронную почту, которые позволили во время демонстрации экрана вывести присланные сообщения, сделать их доступными всем участникам конференции и, используя инструмент “Комментировать”, в режиме реального времени писать на экране, рисовать, выделять, стирать, менять цвет и толщину линий. Это может делать как учитель, так и обучающиеся, которым передается право демонстрации и комментирования. На СЛАЙДЕ (СЛАЙД 20) показан пример использования мессенджера в конференции zoom. Видно, что имеется возможность быстро листать представленные материалы, увеличивать их масштаб, оставлять письменные комментарии непосредственно на экране. Звук и видео участников конференции отключены в целях стабилизации работы платформы. Это является недостатком доступной версии, указывает на возможные пути совершенствования.

Рис. 1. Пример использования мессенджера



Хорошо зарекомендовали себя анализы выведенных на экране фрагментов домашних работ с проговариванием типичных ошибок, образцами написания и оформления (СЛАЙД 21). В частности, при решении задач важно грамотно выполнить чертеж с указанием действующих сил. Этот элемент важен не только для быстрого и грамотного решения задачи, но и как элемент, проверяемый на ЕГЭ. Возможность показать рисунки, выполненные непосредственно одноклассниками позволила активизировать их собственную деятельность, ребята смогли найти чужие ошибки, отметить положительные стороны чертежей, более адекватно проанализировать собственные рисунки. В работе со студентами такая форма организации обратной связи тоже позволила быстрее анализировать представленные решения, выявлять неточности и ошибки, быстрее формировать умение выполнять грамотные действия.

Рис. 2. Пример анализа домашней работы



Одной из проблем организации самостоятельной работы при проведении практических занятий и проверки домашнего задания является соблазн использовать готовый контент, выложенный в сети интернет. Многие школьники используют готовые решения типовых задач, выдавая их за свои. Это приводит к искажению истинной картины уровня знаний и умений, мешает формированию новых умений. Для решения этой проблемы можно использовать авторские задания, решений которых в сети нет. Это требует достаточно много усилий со стороны преподавателя по подготовке к занятиям. Однако и результативность таких заданий выше. Поэтому актуальным является решение проблемы контроля знаний и умений при дистанционном обучении, повышение доли самостоятельности.

Лабораторные работы по физике в дистанционном режиме организуются по трем направления: удаленные физические лабораторные работы, удаленные виртуально-физические лабораторные работы и домашние лабораторные работы из подручных материалов. Использование каждой из возможностей обусловлено целями и возможностями. Наиболее приближенными к выполнению работ непосредственно в лаборатории являются удаленные физические лаборатории, но как правило в школах лабораторий нет и их использование является перспективным направлением развития в дистанционном образовании. Виртуальные физические лабораторные работы более распространены. В нашем лицее использовался такой вид работ и при очном обучении для моделирования и последующего описания реальных физических явлений и при дистанционной работе, что позволяло заменить лабораторные работы, проводимые очно. Как вариант, можно использовать видеозапись реального физического эксперимента. Однако тут необходимо сделать качественную видеозапись, не искажающую течение физического процесса и показания приборов. Лабораторные работы из подручных материалов (СЛАЙД 22) разработаны для школьников 7 - 11 классов. Для изучения физических явлений и решения поставленных задач используется оборудование, доступное в домашних условиях. Например, для изучения отражательной дифракционной решетки необходимы CD или DVD диск, лазерная указка и лист бумаги. Для определения газовой постоянной и проверки первого начала термодинамики необходимы емкость или кастрюля, небольшой пузырек, трубка с подкрашенной капелькой жидкости и линейка. На слайде показаны примеры лабораторных установок, выполненных в домашних условиях.

Рис. 3. Примеры домашних экспериментальных установок



Хочу привести пример повышения мотивации, который использую при профильном обучении в 10 и 11 классах. На этот способ меня натолкнула книга академика Семена Александровича Николаева «Эволюционный круговорот материи во Вселенной», а также его статьи. Используя спорные вопросы терминологии я прошу учащихся помочь мне разобраться в проблеме, используя все доступные им ресурсы. Поверьте – это очень хорошо мотивирует учащихся, побуждает их к исследованию и анализу (примеры на СЛАЙДАХ 24 - 25)


Заключение

Дистанционное образование - это одно из перспективных направлений развития образовательных технологий в современном мире, позволяющее сделать доступным образование независимо от места расположения обучающегося и преподавателя.

Несмотря на достаточно большое количество разработок в области дистанционного образования необходимо обратить внимание на организацию обратной связи, самостоятельной работы и построение концепции дистанционного лабораторного практикума по физике. – СЛАЙД 26



Закончить свое выступление я хотел бы словами Эйнштейна и Герцена

СЛАЙД 27

Благодарю за внимание, готов ответить на ваши вопросы.

СЛАЙД 28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!