Подростковый период - это время завершения детства и начало взрослости. Основная особенность этого периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и центральное личностное новообразование - становление нового уровня самосознания «Я» - концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность, неповторимость.
Как известно, в подростковом возрасте, перед растущим человеком часто возникают проблемы: как адаптироваться к окружающей действительности, к миру, созданному взрослыми; как реализовать и проанализировать свои способности в будущем.
Все проблемы, возникающие в подростковом и юношеском возрасте педагог-психолог, может лишь нацелить работу педагогов на основе владения диагностической информацией.
Зная индивидуальные особенности личности каждого школьника, опираясь на эти знания, педагоги могут планировать и корректировать воспитательную работу более эффективно, формировать предметные и ключевые компетенции, развивать творческий потенциал каждого обучающегося, добиваться высокой мотивации учения, следовательно, достигать более качественных результатов в обучении.
Для педагога-психолога диагностика обучающихся позволит выявить качественные изменения и определить общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, поможет отследить динамику становления личности школьника, что составляет одну из приоритетных задач современной системы образования в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Данные методики входят в необходимый перечень школьного мониторинга.
№ | Название методики | Класс Возраст | Содержание методики |
| Мотивационная сфера |
1. | «Школьная мотивация» Н.Г.Лускановой. | 5 класс 11-12 лет | |
2. | Анкета мотивации «Лесенка побуждений» А.И. Божович, И.К. Маркова | 5 -6 класс 11-13 лет | |
3. | «Методика изучения мотивации обучения» М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой | 5 – 8 класс 11 -15лет | Определение уровня сформированности учебной мотивации, понимание улучшения собственных результатов. |
4. | «Выявление мотивов учения» Весна Е.Б., Киселева О.О. | 6 -11 класс 12-18лет | Определение мотивов учебной деятельности, умение анализировать собственные мотивы учения. |
5. | «Методика изучения мотивации обучения старшеклассников» М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой | 9 – 11 класс 15-18лет | Определение уровня сформированности учебной мотивации, осознание и коррекция мотивов деятельности. |
6. | Тест – опросник «Измерение мотивации достижения» модификации А. Мехрабиана (гендерная) | 10-11 класс 16-18лет | Исследование целей, мотивации достижения, касающихся отдельных сторон характера, мнений и чувств по поводу жизненных ситуаций. |
7. | «Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе» Методика Л.А. Ясюковой | 5 – 6 класс 11-13лет | Прогнозирование и анализ проблем в обучении и развитии при переходе из начального звена в среднее. |
8. | Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Г.Н. Казанцева | 5 – 11 класс 11-18лет | Определение качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения. |
| Познавательная сфера |
1. | «Методика познавательных процессов» методика Мюнстерберга | 5 – 6 класс 11-13лет | Определение избирательности, концентрации и помехоустойчивости внимания. |
2. | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) | 5-6 класс 11-13лет | Определение уровня умственного развития. Определение уровня сформированности учебной деятельности. |
3. | Невербальный тест «прогрессивные матрицы» Дж. Равена | 5-7 класс 11-14лет | Определение интеллектуального развития и мышления. |
4. | «Интеллектуальная лабильность» (модификация С.Н. Костроминой) | 5 – 9 класс 11-16лет | Определение успешности в обучении (высокой концентрации внимания, быстроты реакции, умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков). |
5. | Интеллектуальный тест В.Серебрякова | 6-8 класс 12-15лет | Определение степени интеллектуальной одарённости. |
6. | Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» Дж. Гилфорд | 6 -11 класс 12-18лет | Определение интеллектуальной одаренности, показатели гибкости, оригинальности, беглости вербального творческого мышления. |
7. | «Методика познавательных процессов» | 7 – 8 класс 13-15лет | Изучение уровня развития мышления, внимания, памяти. |
8. | «Методика – ШТУР» (школьный тест умственного развития) | 7 – 9 класс 13-16лет | Выявление общей осведомленности у школьников активной и пассивной речи. |
9. | «Методика для определения интеллектуального потенциала» Вассерман Л.И | 6-9 класс 12-16лет | Измерение уровня интеллектуального развития подростков дифференцированного обучения. |
10. | Диагностика интеллекта и креативности. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко | 5-8 класс 11-15лет | Изучение творческого мышления. |
11. | Методика – Тест Векслера (взрослый вариант) (гендерная) | 11 класс 17-18лет | Оценка уровня интеллектуального развития. |
12. | Методика – тест креативности Торранса | 6 – 11 класс 12-18лет | Исследование творческой одарённостиобучающихся. |
13. | Опросник креативности. Д. Джонсонна. | 9 – 11 класс 15-18лет | Определение самооценки старшеклассников. Умение анализировать и находить пути коррекции самооценки. |
14. | «Анкета по типам интеллекта» («Семь типов интеллекта» в теории Говарда Гарднера) | 9-11 класс 15-18лет | Определение склонностей и способностей учеников к тому или иному типу деятельности, помочь в выборе будущей профессии. |
| Эмоционально-волевая сфера |
1. | «Шкала тревожности ребёнка» Г.Я.Кудрина | 5 -6 класс 11-13лет | Выявление доминирующего психического состояния, восприятие различных учебных ситуаций, тревожности и страхов. |
2. | Тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН) К. Прутков, М. Ю. Савченко | 5-11 класс 11-18лет | Определение самочувствия, активности, настроения обучающихся. Умение анализировать своё самочувствие, активность, настроение. |
3. | «Методика диагностики самооценки психических состояний личности» Г. Айзенк | 5-11 класс 11-18лет | Выявление экстраверсии-интроверсии, эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), оценки искренности испытуемого. |
4. | Методика Дембо-Рубинштейна «Исследование самооценки» (в модификации A.M. Прихожан) | 5-8 класс 11-15лет | Определение уровня сформированности адекватной самооценки, устойчивости самооценки, степени критичности, требовательности к себе, степени удовлетворенности собой. |
5. | «Тест школьной тревожности» Филлипса | 5-8 класс 11-15лет | Определение уровня и характера школьной тревожности. |
6. | «Диагностика личностной тревожности» А.М. Прихожан Шкала тревожности Рогов Е.И. (гендерная) | 8 – 11 класс 14-18лет | Определение уровня и видов тревожности (школьной, самооценочной, межличностной). |
7. | «Опросник Басса-Дарки» А. Бассом и А. Дарки | 6 -11 класс 12-18лет | Определение уровня проявления агрессии и враждебности, использование физической силы. |
8. | «Опросник исследования тревожности». Разработан Ч.Д.Спилбергером (адаптирован Ю.Л.Ханина) | 8-11 класс 14-18лет | Определение уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности, как состояние) и (личностной тревожности, как устойчивой характеристики личности). |
9. | Тест – анкета «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонов | 9-11 класс 15-18лет | Определение эмоциональной направленности личности. |
| Поведенческая сфера |
1. | «Метод социометрических измерений» (социометрия) Дж. Морено. | 5 -9 Класс 11-16лет | Измерение межличностных взаимоотношений в группе, улучшения и совершенствования личности. |
2. | Опросник «Взаимоотношения в ученическом коллективе» А.И. Крупнова. | 5-9 класс 11-16лет | Выявление уровня комфортных взаимоотношений в ученическом коллективе класса и школы. |
3. | Методика «Исследование социальной приспособленности ребенка» Рене Жиля | 5-9 класс 11-16лет | Изучение социальной приспособленности обучающегося его взаимоотношений с окружающими. |
4. | Тест «Социометрия» Р.С.Немов | 6-8 класс 12-15лет | Определение статуса подростка в группе. |
5. | «Методики по выявлению трудновоспитуемых в классе» | 5 – 8 класс 11-15лет | Изучение личности всех воспитанников. |
6. | «Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей» (КОС) | 7 -11 класс 13-18лет | Выявление уровня коммуникативных и организаторских способностей. |
7. | Тест «Стили разрешения конфликтов» К. Томаса (модификация Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) | 8-11 класс 14-18лет | Выявление стиля поведения в конфликтных ситуациях. |
8. | Опросник «Поддаётесь ли вы чужому мнению?» Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова | 8-11 класс 14-18лет | Выявление уровня комфортности поведения. |
9. | Опросник суицидального риска. (модификация) Т.Н. Разуваевой | 8 – 11класс 14-18лет | Выявление уровня сформированности поведения суицидальных намерений. |
10. | «Методика Спилберга» | 9 -11 класс 15-18лет | Обобщение психологических знаний об особенностях процессов самопознания и самовоспитания; выработка конструктивных способов взаимодействия в социуме; формирование ценностного отношения к собственному психологическому здоровью и толерантного отношения к окружающим. |
| Личностные особенности и черты характера |
1. | «Личностные особенности» (методика Р.Кетелла). | 6-11 класс 12-18лет | Отражает модель индивидуально-психологических свойств личности и позволяет прогнозировать ее реальное поведение. |
2. | «Методика по выявлению уровня самооценки» Р.В. Овчаровой | 5 – 6 класс 11-13лет | Выявление уровня самооценки. |
3. | «Методика диагностики акцентуаций характера» Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека | 5-11 класс 11-18лет | Определение типа акцентуации характера, является реализацией типологического подхода к ее изучению. |
4. | «Диагностика личностных особенностей» В.М.Русаловой, | 8 -9 класс 14-16лет | Определение ценностных ориентацией, коммуникативных способностей и навыков, эмоционально – волевой сферы. |
5. | Методика исследования самоотношения. В.В. Столина, С.Р. Пантелева | 8-11 класс 14-18лет | Изучение сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты. |
6. | «Определение темперамента» О.Г.Кондратьева, О.Н. Латышенко | 5-8 класс 11-15лет | Определение характерных для обучающихся особенностей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. |
7. | Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) М.Рокича (модификация А.А. Руковишников) | 9 -11 класс 15-18лет | Определение жизненных ценностей (терминальных ценностей) человека. |
8. | Проективная методика Тест «Дом. Дерево. Человек» Дж. Букко | 5-11 класс 11-18лет | Исследование личности. |
9. | «Опросник –ВАК» (Визуальная. Аудиальная. Кинестетическая) В.А. Ананьев, Георгий Брегман и Андрей Каплунов. | 5-11 класс 11-18лет | Выявить ведущую репрезентативную систему подростка, то есть ту модальность, которой он чаще всего пользуется при описании мира. Показать, какая стратегия в усвоении учебного материала чаще всего используется обучающимся (ВАК). |
10. | «Характерологический опросник» К. Леонгарда | 6-8 класс 12-14лет | Выявление акцентуаций характера, определённого направления характера. |
| Профориентационное самоопределение |
1. | Тест «Интерперсональный диагноз» Т. Лири | 8-9 класс 14-16лет | Определение и сравнение «Я – реальное» и «Я – идеальное» подростка. |
2. | Методика «Дифференцированно-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова | 8-9 класс 14-16лет | Умение различать типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий. |
3. | «Методика профориентации» Д. Голланда | 8-11 класс 14-18лет | Построения личной профессиональной перспективы. |
4. | Опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. | 9-11 класс 15-18лет | Определение профессиональных намерений и дальнейших образовательных планов. Умение понимать запросы других субъектов образовательного процесса |
5. | Экспресс методика «Интересы и склонности в профессиональном выборе «ХОЧУ». С. Н. Чистякова | 9 -11 класс 15-18лет | Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру. Умение понимать запросы других субъектов образовательного процесса |
6. | Экспресс методика самооценки личности «Возможности личности в профессиональной деятельности «МОГУ». С. Н. Чистякова | 9 -11 класс 15-18лет | Влияние здоровья на успех в профессии. Умение понимать запросы других субъектов образовательного процесса |
7. | «Анкета интересов» (Пакет психодиагностических методик) В.Г. Асеева. | 5-8 класс 11-15лет | Изучение общей направленности интересов обучающихся. Оценивать степень интереса к различным видам деятельности. |
8. | Диагностики «Профессиональные сферы» Н. Самоукина. | 7-9 класс 13-18лет | Определение профессиональных интересов и склонностей в профессиональной деятельности. |
9. | Методика «Ценностные ориентации» М.Рокич (гендерная) | 9 – 11 класс 15-18лет | Изучение ценностно-мотивационной сферы человека, жизненной концепции и «философии жизни». |
10. | Тест «Готовы ли Вы к выбору профессии?» В.Б. Успенский | 8-9 класс 14-16лет | Определение готовности к выбору профессии. Стремление к самообразованию по изучению рынка труда |
11. | Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности». Т.Л. Бадоев | 11 класс 17-18лет | Изучение удовлетворённости трудом. Умение понимать запросы других субъектов образовательного процесса. |