СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Психологическая диагностика в школе»
сборник тестов
Часть 1
Методическое пособие
Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе » представляет собой сборник тестов и методик, используемых при проведении психодиагностики.
В сборнике представлен примерный план диагностической работы в школе, методики и тесты для диагностики первоклассников на этапе их адаптации в школе, пятиклассников на этапе адаптации при переходе в среднее звено, для общей диагностики различных категорий учащихся, и т.д.
Сборник будет удобен и полезен для психологов школ, занимающихся практической психологией, а также для всех интересующихся психологической диагностикой школьников.
Содержание
Введение
Глава 1. Примерный план психологической диагностики.
Глава 2. Исследование уровня сформированности нравственного воспитания (3-11 классы).
2.1. Анкета « Как определить уровень воспитанности?».
2.2. Диагностика нравственной самооценки.
2.3. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым).
2.4. Диагностика этики поведения.
2.5. Диагностика отношения к жизненным ценностям.
2.6. Диагностика нравственной мотивации.
Глава 3. Исследование уровня индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся (5-11 классы).
3.1. «Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам».
3.2. Анкета «Будем здоровы!».
3.3. «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».
3.4. Методика «Самочувствие Активность Настроение» (САН).
Глава 4. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС).
4.1. Диагностика личностных УУД.
4.1.1.Тест на определение самооценки «Лесенка».
4.1.2. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова).
4.1.3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А. Д. Андреева).
4.1.4. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо».
4.2. Диагностика регулятивных УУД.
4.2.1. Методика «Рисование по точкам».
4.2.2.Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).
4.3. Диагностика познавательных УУД.
4.3.1.«Найди отличия» - сравнение картинок.
4.3.2. Выделение существенных признаков.
4.3.3. Логические закономерности.
4.3.4.Исследование словесно-логического мышления.
4.4. Диагностика коммуникативных УУД.
4.4.1. Узор по диктовку.
4.4.2. «Рукавички».
4.4.3. «Левая и правая сторона».
4.4.4. «Совместная сортировка».
4.4.5.«Дорога к дому».
4.4.6.«Кто прав?».
Глава 5. Исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы).
5.1.Адаптация первых классов.
5.1.1.Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (анкета для родителей).
5.1.2.Методика Н. Г. Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности.
5.1.3.Диагностика готовности ребенка к школе по методике Керна – Йиерасека.
5.1.4.Проективная методика рисунок «Кактус».
5.2.Адаптация пятых классов.
5.2.1.Тест школьной тревожности Филлипса.
5.2.2.Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой.
5.2.3. Групповой интеллектуальный тест.
Глава 6. Общая диагностика 2-4 классов.
6.1.Методика Н. Г. Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности.
6.2.Детский вариант шкалы явной тревожности.
6.3.Тест школьной тревожности Филлипса.
6.4.Тест «Рисунок школы».
6.5.Анкета для привлекательности классного коллектива.
Глава 7. Общая диагностика 6-11 классов.
7.1.Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет.
7.2.Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах.
7.3.Изучение особенностей Я - концепции.
7.4.Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности.
7.5.Оценка отношений подростка с классом.
7.6.Оценка психологического климата в классе.
Введение
Диагностическая работа является традиционным звеном работы школьного психолога. Исторический опыт использования психодиагностических данных в решении школьных проблем – убедительная основа для конкретной организации этой деятельности.
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся. Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач: - составление социально-психологического портрета школьника; - определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; - выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие. 1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик. Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются: - экспертные опросы педагогов и родителей; - структурированное наблюдение школьников в процессе обследования; - психологическое обследование школьников; - анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований. 2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования. 3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс - методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения. Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы. В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.
В главе 1 данного пособия представлен примерный план диагностической работы психолога в школе. В плане представлены основные направления диагностической работы; методики, анкеты и тесты, а также сроки проведения того или иного исследования (обследования).
В главе 2 представлены методики на исследование уровня сформированности нравственного воспитания учащихся (3-11 классы).
В главе 3 представлены методики на исследование уровня индивидуального стиля ЗОЖ учащихся (5-11 классы).
В главе 4 представлены методики для мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС).
Методики на исследование уровня адаптации 1 и 5 классов представлены в главе 5.
В главах 6-7 представлены методики для общей диагностики 2-4 и 6-11классов.
Глава 1. Примерный план психологической диагностики.
Примерный план диагностической деятельности психолога в школе
№ |
Направление диагностики |
Название методик |
Срок проведения |
1. |
Исследование уровня сформированности нравственного воспитания (3-11 классы). |
1. « Как определить уровень воспитанности». 2. Диагностика нравственной самооценки. 3. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников». 4. Диагностика этики поведения. 5. Диагностика отношения к жизненным ценностям. 6. Диагностика нравственной мотивации.
|
Сентябрь |
2. |
Исследование уровня индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся (5-11 классы). |
1. «Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам». 2. Анкета «Будем здоровы!». 3. «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний». 4. Методика «Самочувствие Активность Настроение» (САН). |
Октябрь |
3. |
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС). |
1.Диагностика личностных УУД: - Тест на определение самооценки «Лесенка». - Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова). - Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А. Д. Андреева). - Методика «Что такое хорошо и что такое плохо». 2. Диагностика регулятивных УУД: - Методика «Рисование по точкам». - Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант). 3. Диагностика познавательных УУД: - «Найди отличия» - сравнение картинок. - Выделение существенных признаков. - Логические закономерности. - Исследование словесно-логического мышления. 4. Диагностика коммуникативных УУД: -Узор по диктовку. - «Рукавички» - «Левая и правая сторона». - «Совместная сортировка». - «Дорога к дому». - «Кто прав?». |
Февраль - апрель |
4. |
Исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы). |
1. Адаптация первых классов: - Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (анкета для родителей). -Методика Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности. -Диагностика готовности ребенка к школе по методике Керна – Йиерасека. - Проективная методика рисунок «Кактус». 2. Адаптация пятых классов: - Тест школьной тревожности Филлипса. - - Групповой интеллектуальный тест. |
Ноябрь
|
5. |
Общая диагностика 2-4 классов |
1. Методика Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности. 2. Детский вариант шкалы явной тревожности. 3. Тест школьной тревожности Филлипса. 4. Тест «Рисунок школы». 5. Анкета для привлекательности классного коллектива. |
Декабрь - январь |
6. |
Общая диагностика 6-11 классов |
1. Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет. 2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах. 3. Изучение особенностей Я - концепции. 4. Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности. 5. Оценка отношений подростка с классом. 6. Оценка психологического климата в классе. |
Декабрь-январь |
Глава 2. Исследование уровня сформированности нравственного воспитания
(3-11 классы)
2. 1. Анкета « Как определить уровень воспитанности?»
(методика Шиловой)
Долг и ответственность
1 |
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Вношу предложения по совершенствованию работы класса. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Бережливость
1 |
Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Дисциплинированность
1 |
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Ответственное отношение к учебе
1 |
Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Аккуратен, исполнителен, точен. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Отношение к общественному труду
1 |
Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Выполняю трудовые поручения родителей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Добросовестно выполняю все поручения. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 |
Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Доброта и отзывчивость
1 |
Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Ко мне всегда можно обратиться за помощью. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Честность и справедливость
1 |
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Честно сознаюсь, если что-то натворил. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Простота и скромность
1 |
© 2021, Абдурахманова Аминат Абдулхановна 2526 41 Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителейПохожие файлыПолезное для учителя
|