СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник тестов по психологии "Психологическая диагностика в школе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Психологическая диагностика в школе»

сборник тестов

Часть 1

 

Методическое пособие

 

 

 

                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Предлагаемое  методическое пособие «Психологическая диагностика в школе » представляет собой сборник тестов и методик, используемых при проведении психодиагностики.

                   В сборнике представлен примерный план диагностической работы в школе,  методики и тесты для диагностики первоклассников на этапе их адаптации в школе, пятиклассников на этапе адаптации при переходе в среднее звено, для общей диагностики различных категорий учащихся, и т.д.

                   Сборник будет удобен и полезен для психологов школ, занимающихся практической психологией, а также для всех интересующихся психологической диагностикой школьников.

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Примерный план психологической диагностики.

Глава 2. Исследование уровня сформированности нравственного воспитания (3-11 классы).

         2.1. Анкета « Как определить уровень воспитанности?».

         2.2. Диагностика нравственной самооценки.

         2.3.  Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым).

2.4. Диагностика этики поведения.

2.5. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

2.6. Диагностика нравственной мотивации.

Глава 3. Исследование уровня индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся (5-11 классы).

         3.1.  «Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам».

         3.2. Анкета «Будем здоровы!».

         3.3. «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».

         3.4. Методика «Самочувствие Активность Настроение» (САН).

Глава 4. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС).

         4.1. Диагностика личностных УУД.

                   4.1.1.Тест на определение самооценки «Лесенка».

                   4.1.2. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова).

                   4.1.3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А. Д. Андреева).

                   4.1.4. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо».

         4.2. Диагностика регулятивных УУД.

                   4.2.1. Методика «Рисование по точкам».

                   4.2.2.Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).

         4.3. Диагностика познавательных УУД.

                   4.3.1.«Найди отличия» - сравнение картинок.

                   4.3.2. Выделение существенных признаков.

                   4.3.3. Логические закономерности.

                   4.3.4.Исследование словесно-логического мышления.

         4.4. Диагностика  коммуникативных УУД.

                   4.4.1. Узор по диктовку.

                   4.4.2. «Рукавички».

                   4.4.3. «Левая и правая сторона».

                   4.4.4. «Совместная сортировка».

                   4.4.5.«Дорога к дому».

                   4.4.6.«Кто прав?».

Глава 5. Исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы).

         5.1.Адаптация первых классов.

                   5.1.1.Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (анкета для родителей).

                   5.1.2.Методика Н. Г. Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности.

                   5.1.3.Диагностика готовности ребенка к школе по методике Керна – Йиерасека.

                   5.1.4.Проективная методика рисунок «Кактус».

         5.2.Адаптация пятых классов.

                   5.2.1.Тест школьной тревожности Филлипса.

                   5.2.2.Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

                   5.2.3. Групповой интеллектуальный тест.

Глава 6. Общая диагностика 2-4 классов.

         6.1.Методика Н. Г. Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности.

         6.2.Детский вариант шкалы явной тревожности.

         6.3.Тест школьной тревожности Филлипса.

         6.4.Тест «Рисунок школы».

         6.5.Анкета для привлекательности классного коллектива.

Глава 7. Общая диагностика 6-11 классов.

         7.1.Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет.

         7.2.Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах.

         7.3.Изучение особенностей Я - концепции.

         7.4.Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности.

         7.5.Оценка отношений подростка с классом.

         7.6.Оценка психологического климата в классе.

 

 

 

 

 

Введение

 

         Диагностическая работа является традиционным звеном работы школьного психолога.  Исторический опыт использования психодиагностических  данных в решении школьных проблем – убедительная основа для конкретной организации этой деятельности.

         Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.          Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:          - составление социально-психологического портрета школьника;          - определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;          - выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.            Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие.          1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.          Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы.      Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:          - экспертные опросы педагогов и родителей;          - структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;          - психологическое обследование школьников;          - анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.          2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.          3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс - методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.          Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.          В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

         В главе 1 данного пособия представлен примерный план диагностической работы психолога в школе. В плане представлены основные направления диагностической работы; методики, анкеты и тесты, а также сроки проведения того или иного исследования (обследования).

         В главе 2 представлены методики на исследование уровня сформированности нравственного воспитания учащихся (3-11 классы).

         В главе 3 представлены методики на исследование уровня индивидуального стиля ЗОЖ учащихся (5-11 классы).

         В главе 4 представлены методики для мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС).

         Методики на исследование уровня адаптации 1 и 5 классов представлены в главе 5.

         В главах 6-7 представлены  методики для общей диагностики 2-4 и 6-11классов.

        

 

Глава 1. Примерный план психологической диагностики.

 

Примерный план диагностической деятельности психолога в школе

 

Направление диагностики

Название методик

Срок проведения

1.

Исследование уровня сформированности нравственного воспитания (3-11 классы).

1.  « Как определить уровень воспитанности».

2. Диагностика нравственной самооценки.

3. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников».

4. Диагностика этики поведения.

5. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

6. Диагностика нравственной мотивации.

 

Сентябрь

2.

Исследование уровня индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся (5-11 классы).

1. «Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам».

2. Анкета «Будем здоровы!».

3. «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».

4. Методика «Самочувствие Активность Настроение» (САН).

Октябрь

3.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС).

1.Диагностика личностных УУД:

- Тест на определение самооценки «Лесенка».

- Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова).

- Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А. Д. Андреева).

- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Диагностика регулятивных УУД:

- Методика «Рисование по точкам».

- Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).

3. Диагностика познавательных УУД:

- «Найди отличия» - сравнение картинок.

- Выделение существенных признаков.

- Логические закономерности.

- Исследование словесно-логического мышления.

4. Диагностика  коммуникативных УУД:

-Узор по диктовку.

- «Рукавички»

- «Левая и правая сторона».

- «Совместная сортировка».

- «Дорога к дому».

- «Кто прав?».

Февраль - апрель

4.

Исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы).

1. Адаптация первых классов:

- Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (анкета для родителей).

-Методика Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности.

-Диагностика готовности ребенка к школе по методике Керна – Йиерасека.

- Проективная методика рисунок «Кактус».

2. Адаптация пятых классов:

- Тест школьной тревожности Филлипса.

 - Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

- Групповой интеллектуальный тест.

 

Ноябрь

 

 

 

 

5.

Общая диагностика 2-4 классов

1. Методика Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности.

2. Детский вариант шкалы явной тревожности.

3. Тест школьной тревожности Филлипса.

4. Тест «Рисунок школы».

5. Анкета для привлекательности классного коллектива.

Декабрь - январь

6.

Общая диагностика 6-11 классов

1. Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет.

2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах.

3. Изучение особенностей Я - концепции.

4. Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности.

5. Оценка отношений подростка с классом.

6. Оценка психологического климата в классе.

Декабрь-январь

 

 

Глава 2. Исследование уровня сформированности нравственного воспитания

(3-11 классы)

 

2. 1. Анкета « Как определить уровень воспитанности?»

(методика Шиловой)

 

Долг и ответственность

 

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

 

Бережливость

 

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах).

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

 

Дисциплинированность

 

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

 

Ответственное отношение к учебе

 

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

 

Отношение к общественному труду

 

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

 

Коллективизм, чувство товарищества

 

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

 

Доброта и отзывчивость

 

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

 

Честность и справедливость

 

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

 

Простота и скромность

 

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей