СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихся 1-7-классов.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для школьных психологов, может использоваться для диагностики УУД. 

 Психодиагностика занимает одно из главных мест в школьной психологической службе и при помощи методов психодиагностики  реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых дней  его обучения  в школе  и до его выпуска из школы.

В основу отбора материала при составлении данного психологического практикума положен принцип комплексности психологического исследования и психодиагностический принцип. Методики надежны, валидны и хорошо зарекомендовали себя на практике. Методики предназначены для учащихся начального и среднего звена общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихся 1-7-классов.»



Диагностические методы мониторинга УУД учащихся

1-7-классов.


Эффективность обучения и воспитания предполагает глубокое знание индивидуальных особенностей учащихся. Такие знания можно получить, если использовать методы психологической диагностики. Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза. Как теоретическая дисциплина это область психологической науки о «методах классификации и ранжирования по психологическим и психофизическим признакам» (К. М. Гуревич). Как практическая психологическая деятельность – это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, и также их использование с прикладными целями. Психодиагностика занимает одно из главных мест в школьной психологической службе и при помощи методов психодиагностики реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых дней его обучения в школе и до его выпуска из школы.

В основу отбора материала при составлении данного психологического практикума положен принцип комплексности психологического исследования и психодиагностический принцип. Методики надежны, валидны и хорошо зарекомендовали себя на практике. Методики предназначены для учащихся начального и среднего звена общеобразовательных школ.


ФГОС задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание образования и его образовательный результат. Результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и личностные достижения ребенка. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Следовательно, целью мониторинга будет отслеживание процесса развития и формирование УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.



Выявление уровня сформированности УУД у учащихся 1 классов


 №

УУД

Диагностические методики

1.

Личностные

  1. «Беседы о школе» (Т.А. Нежновой). В модификации А.М. Прихожан.(Приложение 1.)

  2. «Дерево» Лампена.(Приложение 2.)

2.

Коммуникативные

  1. Лесенка.(Приложение 3.)

  2. Рукавички (Г.А.Цукерман) .(Приложение 4.)

3.

Регулятивные

  1. Тулуз – Пьерона (Л.Я. Ясюкова) .(Приложение 5.)

  2. Тест простых поручений (ТПП)

  3. Угадайка (Л.И. Переслени и В.Л. Подобед.)

4.

Познавательные

  1. Методика исследования зрительного восприятия и наглядно- образного мышления Дж. Равен (в модификации Т.В. Розанова)

  2. Амтхауэр (в модификации Л.И. Переслени и Е.М. Мастюкова).

  3. «Домик» (Н.И. Гуткина) .(Приложение 7.)





Выявление уровня сформированности УУД у учащихся 2 класса


 №

УУД

Диагностические методики

1.

Личностные (конец года)

  1. Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой) .(Приложение 6.)

2.

Коммуникативные

  1. Рукавички (Г.А.Цукерман) .(Приложение 4.)

  2. Лесенка.(Приложение 3.)

3.

Регулятивные

  1. Тулуз – Пьерон (Л.Я. Ясюкова) .(Приложение 5.)

  2. ТПП

4.

Познавательные

  1. Амтхауэр (в модификации Л.И. Переслени и Е.М. Мастюкова).

  2. «Домик» (Н.И. Гуткина) .(Приложение 7.)


Выявление уровня сформированности УУД у учащихся 3 класса


 №

УУД

Диагностические методики

1.

Личностные (конец года)

  1. Диагностика самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов Д. Марлоу, и Д. Крауна) .(Приложение 8.)

2.

Коммуникативные

  1. Социометрия.(Приложение 9.)

  2. Лесенка.(Приложение 3.)

3.

Регулятивные

  1. Тулуз – Пьерон (Л.Я. Ясюкова) .(Приложение 5.)

4.

Познавательные

7. комплекс методик «Прогноз и профилактика проблем обучения» 3-6 класс (Л.Я. Ясюкова )


Выявление уровня сформированности УУД у учащихся 4 класса


 №

УУД

Диагностические методики

1.

Личностные (конец года)

  1. Диагностика самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов Д. Марлоу, и Д. Крауна) .(Приложение 8.)

2.

Коммуникативные

  1. Социометрия.(Приложение 9.)

  2. Лесенка.(Приложение 3.)

3.

Регулятивные

  1. Теппинг тест

  2. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ (субтесты 1, 4))

4.

Познавательные

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ (субтесты 3, 5, 6))









Диагностические методы мониторинга УУД учащихся 5-7-классов.


УУД

Содержание УУД

Диагностические

методики

Познавательные

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации):

- осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;

- моделирование;

- использование знаково-символической записи понятия;

- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;

- выведение следствий из определения понятия;

- умение приводить контрпримеры.


1. ГИТ (субтесты 3,5,6),


2. Методика «Интеллектуальная лабильность»


3. ШТУР, (7 кл.,

2 полугодие)

Коммуникативные

Обеспечивают:

- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- умение выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)

1. Социометрия

2. Методика «Выбор»

3. Анкета «Учебная мотивация» Н.Г.Лускановой № № вопросов 8, 9, 10.

4. Тест школьной тревожности Филлипса (2, 8 фактор)

Регулятивные

Отражают способность учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка):

- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;

- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению понятий.


1. ГИТ (субтесты 1, 4)

2. Методика «Интеллектуальная лабильность».

Личностные

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Формирование ценностных ориентаций.

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).



1.Тест школьной тревожности Филлипса

2. Анкета «Учебная мотивация» Н.Г.Лускановой

(5 кл., 1 полугодие)

3. Методика диагностики

мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А. Прихожан)

4. ДДО.

5. Методика «Выбор»




Справка по результатам комплексного обследования учащихся 5А класса МБОУ «СОШ №1»


В период с 10 по 25.10. 2013г. было проведено комплексное обследование учащихся 5А класса.

Цель: изучение уровня адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.

Используемые методики:

  1. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ);

  2. «Интеллектуальная лабильность»;

  3. Тест школьной тревожности Филлипса;

  4. Изучение учебной мотивации Н.Г. Лускановой;

  5. Социометрическая методика «Выбор».


В ходе обследования были получены следующие результаты:

Высокий уровень интеллектуального развития наблюдается у 7 человек, что составляет 24% от числа обследованных

Уровень интеллектуального развития, соответствующий норме наблюдается у 6 человек, что составляет 21% .

Уровень интеллектуального развития, близкий к норме наблюдается у 8 человек, что составляет 28% от числа обследованных.

Низкий уровень интеллектуального развития наблюдается у 7 человек, что составляет 24% от числа обследованных

Очень низкий уровень интеллектуального развития наблюдается у 1 человека, что составляет 3% от числа обследованных

Среднее значение уровня интеллектуального развития составляет 78 баллов, что соответствует 36,4% выполнения заданий и уровню интеллектуального развития соответствующему норме.

Следует отметить, уровень выполнения арифметических заданий у большинства учащихся находится на низком уровне, что отразится на успеваемости по математике.


Высокая лабильность, хорошая способность к обучению наблюдается у 4 учащихся, что составляет 14% от числа обучающихся.

Средняя способность к обучению наблюдается у 9 человек, что составляет 28%.

Низкая обучаемость, трудности в переобучении наблюдается у 9 учащихся, что составляет 31%.

Малоуспешны в любой деятельности 7 человека, что составляет 24% от числа обследованных.


Отсутствие умения выполнять инструкции, низкий уровень произвольного внимания, высокий уровень отвлекаемости наблюдается у 55% учащихся и влияет на успешность усвоения нового учебного материала. Кроме этого многие учащиеся не оперируют пространственными понятиями, понятиями «вертикаль», «горизонталь», «диагональ», не знают что такое четное или нечетное число, а также путают согласные и гласные звуки.

Высокий уровень школьной мотивации наблюдается у 6 учащихся (20,7%).

Средний уровень школьной мотивации у 15 человек (51,7%).

Внешняя школьная мотивация характерна для 6 человек (20,7%).

Низкий уровень школьной мотивации наблюдается у 2 человек (6,9%).

Лидеры- 4 человек (14%).

Предпочитаемые- 17 человек (59%)

Принятые- 7человек (24%)..

Изолированные- 1человек (3%).

Лидерские качества учащихся могут быть использованы классным руководителем для организации внеклассной работы.

С учащимися, имеющими низкий социальный статус необходимо проводить не только индивидуальную работу по повышению их социального статуса, но и работу со всем классным коллективом по укреплению сплоченности класса. Привлечение к общественной жизни класса, школы; общественные поручения; поощрения при всем классе, создание ситуации успеха – все это способствует повышению социального статуса детей.


Повышенный уровень тревожности наблюдается у 11 человек, что составляет 38%.


По фактору 1. (Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы).

Высокий уровень тревожности наблюдается у 5 человек, что составляет 17%.

Повышенный - 8 чел.- 28%.


По фактору 2. (Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

Высокого уровня тревожности не наблюдается.

Повышенный - 5чел.- 17%.


По фактору 3. (Фрустрация в потребности достижения успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку реализовать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.).

Высокий уровень тревожности не наблюдается.

Повышенный -–3чел.- 10%.


По фактору 4. (Страх самовыражения – негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей).

Высокий уровень тревожности наблюдается у 9 человек, что составляет 31%.

Повышенный – 5 чел.- 17%.


По фактору 5. (Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей ).

Высокий уровень тревожности наблюдается у 11 человек, что составляет 38%.

Повышенный – 5чел.- 17%.


По фактору 6. (Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок).

Высокий уровень тревожности наблюдается у 11 человек , что составляет 38%.

Повышенный – 4 чел.- 14%.


По фактору 7. (Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, с, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды).

Высокий уровень тревожности наблюдается у 2 человек ,что составляет 7%.

Повышенный - 6 чел.- 21%.


По фактору 8. (Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка).

Высокий уровень тревожности не наблюдается.

Повышенный -– 3 чел.- 10%.


Таким образом, исходя из полученных результатов в зону риска входят: 8 учеников с низким уровнем интеллектуального развития; 3 ученика с высоким уровнем тревожности; 2 ученика с низким уровнем школьной мотивации; 1 ученик – изолированный. Классному руководителю следует обратить особое внимание на этих детей.

В зону риска входят 12 учеников, что составляет 41%.


Рекомендации:

  1. Осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с низким уровнем интеллектуального развития, давать им индивидуальные задания, с которыми они могут справиться, хвалить их за правильное выполнение, тем самым мотивируя их на более сложные учебные задания.

  2. Требовать четкого соблюдения правил при выполнении заданий, обусловленных этими правилами. (Применение на практике теоретических знаний).

  3. С учащимися, имеющими низкий социальный статус необходимо проводить не только индивидуальную работу по повышению их социального статуса, но и работу со всем классным коллективом по укреплению сплоченности класса. Привлечение к общественной жизни класса, школы; общественные поручения; поощрения при всем классе, создание ситуации успеха – все это способствует повышению социального статуса детей. Порицания осуществлять наедине с ребенком, выражая при этом негативное отношение к проступку, а не к ребенку.

  4. Лидерские качества учащихся могут быть использованы классным руководителем для организации внеклассной работы.

  5. С учащимися, имеющими высокий уровень тревожности необходимо:

- способствовать выработке конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также помочь овладеть приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

- укреплять уверенность в себе, развивать самооценку и представления о себе, заботиться о личностном росте учащегося.

6. По отношению к тревожным детям используются специальные оценки: максимально развертываются критерии той или иной оценки, замечания, похвалы (т.е. используется содержательная оценка) и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а ее отдельные элементы, особенно успешные). При этом, большое внимание уделять поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ученик чувствовал, что его принимают, ценят вне зависимости от его успехов. Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, но шире – успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу, - к любому результату, когда он воспринимается ребенком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно такое отношение позволяет снять ориентацию только на результат, сделать детей более свободными по отношению к собственным успехам и неудачам, сфокусировать внимание на самой деятельности.

7. Создание ситуации успеха.

31.10.2013г.

Педагог-психолог:_____________________Е.Ю.Рассказова

С рекомендациями ознакомлены:

Классный руководитель: ________

Учителя-предметники:



Уровень развития УУД у учащихся 5- го класса.


Ф.И.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностые УУД

1.

ХХХ

1. ГИТ (субтесты 3,5,6).

2. Методика «Интеллектуальная лабильность» - вносятся результаты диагностик, выраженные в баллах и процентах.

1. ГИТ (субтесты 1, 4)

2. Методика «Интеллектуаль-ная лабильность»- вносятся результаты диагностик, выраженные в баллах и процентах.

1. Социометрия

2. Методика «Выбор».

3. Анкета «Учебная мотивация» Н.Г.Лускановой № № вопросов 8, 9, 10.

4. Тест школьной тревожности Филлипса (2, 8 фактор) » - вносятся результаты диагностик, выраженные в баллах и процентах.

1.Тест школьной тревожности Филлипса.

2. Анкета «Учебная мотивация» Н.Г.Лускановой (5 кл.)

4. ДДО- вносятся результаты диагностик, выраженные в баллах и процентах.



Справка по результатам комплексного обследования учащихся 5А класса МБОУ «СОШ №1»


В период с 10 по 25.10. 2013г. было проведено комплексное обследование учащихся 5А класса.

Цель: изучение уровня развития УУД у учащихся 5-х классов.

Используемые методики:

  1. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ);

  2. «Интеллектуальная лабильность»;

  3. Тест школьной тревожности Филлипса;

  4. Изучение учебной мотивации Н.Г. Лускановой;

  5. Социометрическая методика «Выбор».

  6. ДДО.

В ходе обследования были получены следующие результаты:

Уровень развития познавательных УУД:

Высокий уровень наблюдается у 4-х учащихся (14%);

Достаточный – у 7 учащихся (24%);

Недостаточный – у 10 учащихся (34%);

Низкий – у 8 учащихся (28%).

Уровень развития коммуникативных УУД:

Высокий уровень наблюдается у 4-х учащихся (14%);

Достаточный – у 17 учащихся (59%);

Недостаточный – у 7 учащихся (24%);

Низкий – у 1 учащегося (3%).

Уровень развития регулятивных УУД:

Высокий уровень наблюдается у 6 учащихся (21%);

Достаточный – у 7 учащихся (24%);

Недостаточный – у 7 учащихся (24%);

Низкий – у 9 учащихся (31%).

Уровень развития личностных УУД:

Высокий уровень наблюдается у 6 учащихся (21%);

Достаточный – у 15 учащихся (52%);

Недостаточный – у 6 учащихся (21%);

Низкий – у 2 учащихся (6%).

Рекомендации:

С учащимися, имеющими низкий уровень развития познавательных УУД:

1. Осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с низким уровнем интеллектуального развития, давать им индивидуальные задания, с которыми они могут справиться, хвалить их за правильное выполнение, тем самым мотивируя их на более сложные учебные задания.

2. Приобщать к чтению как средству осуществления своих дальнейших планов, обучать владению приёмами совершенствования техники чтения.

3. Развивать учебно-познавательный интерес.

4. Учить выделять и объединять общие существенные черты изучаемых явлений и предметов (выполнять задания типа «Исключение лишнего предмета и понятия»).

5. Учить владеть рефлексивными умениями (самостоятельно осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; уметь отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи).

6. Учить строить логические цепочки рассуждений.

С учащимися, имеющими низкий уровень развития регулятивных УУД: Учить распределять время и силы для выполнения всех учебных заданий, учить проявлять волевые качества в управлении собой, требовать четкого соблюдения правил при выполнении заданий, обусловленных этими правилами, учить находить и исправлять ошибки. Учить прогнозировать результаты своей деятельности и, ориентируясь на прогноз, принимать решения. Учить рефлексии.

С учащимися, имеющими низкий уровень развития коммуникативных УУД:

1. Учить разъяснять и аргументировать высказывания, задавать  друг другу вопросы, слушать друг друга.

2. Учить распределять работу при совместной деятельности, организовывать работу в группе.

3.Учить принимать участие в учебном диалоге, понимать прочитанное разных типов и стилей речи.

С учащимися, имеющими низкий уровень развития личностных УУД:

1. Укреплять уверенность в себе, развивать самооценку и представления о себе, заботиться о личностном росте учащегося.

2. Использовать специальные оценки: максимально развертываются критерии той или иной оценки, замечания, похвалы (т.е. используется содержательная оценка) и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а ее отдельные элементы, особенно успешные). При этом, большое внимание уделять поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ученик чувствовал, что его принимают, ценят вне зависимости от его успехов. Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, но шире – успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу, - к любому результату, когда он воспринимается ребенком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно такое отношение позволяет снять ориентацию только на результат, сделать детей более свободными по отношению к собственным успехам и неудачам, сфокусировать внимание на самой деятельности.

3. Создавать ситуации успеха.

4. Развивать готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования;

5. Развивать  основы социальных компетенций (ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание)

Педагог-психолог:_____________________Е.Ю.Рассказова


С рекомендациями ознакомлены:

Классный руководитель: ________

Учителя-предметники:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!