© 2021 1005 11
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Улан-Удэ»
Тема: «ФГОС: Система оценки достижения планируемых результатов
обучающихся в 1 классе».
Оглавление
I. Введение.
II. Основная часть.
1. Диагностика предметных и метапредметных результатов учащихся 1 класса.
2. Чтение: работа с информацией.
3. Диагностика личностных результатов учащихся 1 класса.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
V. Приложение.
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования, в частности требования к результатам обучения. Они сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Это привело к изменению содержания контроля планируемых результатов освоения ООП НОО, введению новых форм и методов оценки результатов. Нам, учителям, в своей педагогической деятельности приходится решать новые задачи, одной из которых является внедрение новой формы оценки достижений обучающихся – накопительной оценки.
В связи с этим, одним из направлений организации учебного процесса, является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальна, тем более таковой она является и сегодня.
Несмотря на то, что учителя начальной школы уже не первый год работают в рамках реализации ФГОС НОО, проблема оценивания предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов обучения младших школьников вызывает затруднения у большинства педагогов.
Перед нами встаёт ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей – сформированности действий, а не просто наличие знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты.
У современного педагога контрольно-оценочная деятельность вызывает определённую трудность. Она заключается в том, что педагог сам проводит обучение, сам определяет содержание контроля, сам анализирует результаты, сам на основе полученных результатов вносит изменения в процесс обучения, разрабатывает план коррекционно-развивающей работы. Поэтому необходимо на теоретическом и практическом уровне проработать все виды контрольно-оценочной деятельности, предложить инструментарий, включающий разные виды работ (диагностические работы, стандартизированные работы, многоуровневые проверочные работы, комплексные работы и т.д.), удобные схемы анализа получаемых данных, рекомендации по использованию полученных данных для проведения коррекционно-развивающей работы и т.д.
Работая в школе по новым стандартам, я постоянно посещаю курсы повышения квалификации, занимаюсь самообразованием, ищу и использую в своей практике новые методики по определению результатов образования в начальной школе. За этот период накоплен небольшой опыт в оценке достижения планируемых результатов младших школьников, который и представляю вашему вниманию.
Основная часть
Для проведения мониторинга достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по отдельным предметам и междисциплинарных программ требуется разработать в едином формате:
- содержание заданий для мониторинга;
-диагностические работы;
- инструкции по организации и проведению диагностических работ;
- бланки с заданиями для обучающихся;
- оценочные листы;
-протоколы проведения;
Диагностика предметных и метапредметных результатов учащихся 1 класса.
В таблице (Приложение 1) представлен вариант комплексного подхода к оценке результатов образования учащихся 1 класса с группами УУД, сроками проведения, инструментарием и фиксированием результатов.
При оценке метапредметных результатов первоклассников я использую сборник Т.М. Лаврентьевой «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД». В диагностике предложены комплексные работы по основным предметным курсам – русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру – для 1 класса, составленные в соответствии с ФГОС НОО. Работы представлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями (Приложение 2). Задания группы А предусматривают выбор единственного верного ответа из предложенных. Задания группы В требуют записи краткого ответа. Задания группы С – задания повышенной сложности, где от учащихся требуется самостоятельно выбрать способы решения поставленной задачи и записать ответ. В конце выполнения каждой части теста предусмотрена самооценка учеником выполненной работы. После проверки детских работ составляю итоговую таблицу оценивания с целью определения уровня сформированности предметных и метапредметных результатов (Приложение 3). Длительность проведения контрольной работы – не более 35 минут.
Чтение: работа с информацией.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в ООП в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с информацией». В оценке достижения планируемых результатов младших школьников по междисциплинарной программе «Чтение: работа с информацией» может быть использована комплексная работа, которая является новой формой проверочных работ в начальной школе.
Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы являются тексты разного содержания, а также другие источники информации, с которыми младшие школьники встречаются в реальной действительности: рисунки, фотографии, реклама, надписи. И на мой взгляд, всем этим требованиям отвечает сборник «Комплексные работы» под ред.Н.Н.Титаренко, который я использую в своей работе (Приложение 4).
Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает несплошной текст (текстовая информация, рисунки, фотографии, таблицы) и 12 заданий на межпредметной основе. В разработке комплексных работ есть две важные для учителя таблицы: рекомендации по оценке выполнения заданий и план комплексной работы с указанием объекта оценки проверяемого умения, типа задания, баллов за его выполнение. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности учащихся: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие. Выполнение этих двенадцати заданий к тексту предполагает возможность проанализировать данную информацию, способность учащихся действовать в разных предлагаемых ситуациях. Для развития у детей умения учиться важно, что при выполнении заданий он сам сможет определить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разную информацию, быть самостоятельным при планировании, проверке и оценивании процесса учения и полученных результатов. Для этого авторы поместили после каждого задания информацию о количестве баллов за его выполнение. В конце комплексной работы после всех заданий ребёнок может провести в игровой форме самоанализ успехов в учении, ответив на вопросы: сколько баллов у тебя получилось, какое задание самое трудное?
Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям.
Практически все предлагаемые задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:
- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);
- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);
- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).
Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Выполнение заданий оценивается в баллах (от 0 до 2) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Учитывается полнота и правильность выполнения задания. Время выполнения каждой комплексной работы - два урока. Работа выполняется в два дня.
Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50% от максимального балла означает, что у ученика недостаточно сформированы умения, обеспечивающие качество умения учиться. Можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в начальной школе.
Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения образования.
В комплект входит Тетрадь «Комплексные работы 1-2 класс», методическое пособие для учителей и родителей, электронный журнал. Все материалы можно взять на сайте:
В Рабочей тетради ученика 1,2 класса «Комплексные работы» 9 работ, которые я делю на два года обучения. В первом классе провожу две работы (Работа №1 «Про лего», Работа №2 «Про праздник»), остальные 7 работ проводятся во втором классе по 1 – 2 работы каждую четверть. Данная методика дает возможность определить уровень формирования УУД с автоматической выдачей рекомендаций, по мере заполнения таблицы в программе Microsoft Office Excel.
Порядок выполнения комплексной работы и заполнение электронного журнала.
1. Заполнить электронный журнал: ШАГ №1. Ввести список учащихся класса.
2. Учащиеся выполняют работу №1 «Про лего» в своих рабочих тетрадях.
3.Учитель проверяет работы. Критерии оценивания - 0,1,2 балла.
4.Результаты выполнения данной работы заносятся в электронный журнал ШАГ №2. Результаты детей. Работа №1. При занесении баллов, полученных учащимися при выполнении работы, программа электронного журнала сразу выводит на экран количество набранных баллов, успешность и уровень выполнения работы (Приложение 5,6,7).
Оценка достижения планируемых результатов учащихся 1 «А» класса 2016-2017 учебный год
№ |
Проверяемые умения |
Работа №1 |
Работа №2 |
Итог |
1 |
Поиск информации и понимание прочитанного |
66,05% |
52% |
59% |
2 |
Преобразование и интерпретация информации |
54,57% |
44% |
49,28% |
3 |
Оценка информации |
40,83% |
43% |
41,91% |
4 |
Суммарные баллы |
53,8% |
46,33% |
50% |
По классу: |
средний уровень |
На начальном этапе формирования метапредметных планируемых результатов у моих первоклассников почти 60% составляет поиск информации и понимание прочитанного, т.е. большинство детей за период первого года обучения в школе овладели навыком осознанного чтения, хорошо справляются с поиском нужной информации из прочитанного текста. А вот с преобразованием и интерпретацией информации и её оценкой показатели намного ниже, поэтому в дальнейшем есть необходимость разрабатывать план коррекционно-развивающей работы, которая и будет способствовать формированию данных умений.
Диагностика личностных результатов учащихся 1 класса.
Методика: «Оценка уровня школьной мотивации» автор Н.Г. Лусканова.
Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса» (Приложение 8).
Обработка результатов:
Отрицательный ответ – 0 баллов; нейтральный ответ – 1 балл; положительный ответ – 3 балла;
максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Уровни школьной мотивации:
25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;
15–24 балла – хорошая школьная мотивация;
10–14 баллов – низкая школьная мотивация;
ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.
Методика: «Лесенка» автор В.Г.Щур.
Цель: выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая формирует ту или иную самооценку, чтобы в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Инструкция
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята. На этой (показать вторую и третью) – хорошие ребята. Здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята. Тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация:
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка.
Ступенька 4 – заниженная самооценка.
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка.
Высокий уровень – адекватная самооценка(2 и 3 ступенька).
Средний уровень– завышенная или заниженная( 4,5,6 ступенька).
Низкий уровень– 1 и 7 ступенька.
(Приложение 9, 10).
Заключение.
Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов позволит учителю увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать индивидуальные особенности учащегося для успешного обучения в школе, скорректировать формы и методы обучения.
Оценка метапредметных результатов в начальной школе - важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.
В данной работе я предложила свои наработки и систему таких заданий для учащихся 1 класса. Надеюсь, что моя работа будет интересна учителям начальных классов и может быть рекомендована молодым учителям в работе с младшими школьниками.
Литература
1. Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования/ Бунеев Р. Н., Вахрушев А.А., Козлова С.А. – М.: Баласс, 2013. – с. 48
2. Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников – М.: «Вентана–Граф»,2014г.
3. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
4. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2012. – 274с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2010. - 251 с.
Электронные ресурсы
1. Комплексные работы для учащихся 1, 2 классов. Н.Н. Титаренко – Режим доступа:
2. Лаврентьева Т.М. «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД» - Режим доступа:
3. Методическое пособие для учителей и родителей. Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина 1-2 класс.
Режим доступа:
4. Оценка личностных УУД - Режим доступа:
Режим доступа:
5. Электронный журнал 1-2 класс. Режим доступа: https://cerm.ru/komplex_raboty
Приложение 1.
Таблица комплексного подхода к оценке результатов образования учащихся 1 А класса 2016-2017 учебный год
Группа результатов |
Срок проведения |
Вид диагностики |
Предмет |
Фиксирование результатов |
Предметные результаты |
До 15 сентября |
Стартовая диагностика |
1.Обучение грамоте 2.Математика |
Оценочный лист (персонифицированные) |
I полугодие декабрь |
Промежуточная диагностика |
1.Математика 2.Русский язык (письмо) 3. Чтение |
Оценочный лист (персонифицированные) |
|
Апрель - май |
Итоговая диагностика |
1.Математика 2.Русский язык 3.Чтение 4.Окружающий мир |
Оценочный лист (персонифицированные) |
|
май |
Итоговая комплексная работа |
* Мои достижения. Итоговые комплексные работы. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева
|
Оценочный лист (персонифицированные «зачет/незачет») |
|
|
||||
|
Срок проведения |
Вид УУД |
Инструментарий |
Фиксирование результатов |
Метапредметные результаты |
В конце уч.года |
Коммуникативные УУД |
«Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД» |
Оценочный лист (персонифицированные) |
В конце уч.года |
Регулятивные УУД |
«Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД» |
Оценочный лист (персонифицированные) |
|
В конце уч. года |
Познавательные УУД |
«Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД» |
Оценочный лист (персонифицированные) |
|
По полугодиям |
Чтение. Работа с текстом. |
Комплексная работа №1 «Про лего» Н.Н. Титаренко Комплексная работа №2 «Про праздник» Н.Н. Титаренко
|
Оценочный лист (персонифицированные), Электронный журнал |
|
Личностные результаты |
I четверть |
Смыслообразование. Мотивация. |
Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Лусканова Н.Г.
|
Не подлежат итоговой оценке неперсонифицированные |
II четверть |
Самоопределение. Самооценка |
Методика «Лесенка» В.Г. Щур |
Не подлежат итоговой оценке неперсонифицированные |
Приложение 2.
Работу выполнил: _________________________________
Приложение 3.
Протокол мониторинга 1 класс 2016-2017 учебный год
Познавательные УУД
Дата проведения: 22 сентября 2016 год
Класс: 1 «А»
Классный руководитель: Баженова Н.В.
№ |
Фамилия имя |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
С1 |
С2 |
итого |
уровень |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
5 |
низкий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
7 |
средний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
низкий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
8 |
средний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
5 |
низкий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Просмотр содержимого документа
|
№ | Проверяемые умения | Работа №1 | Работа №2 | Итог |
1 | Поиск информации и понимание прочитанного | 66,05% | 52% | 59% |
2 | Преобразование и интерпретация информации | 54,57% | 44% | 49,28% |
3 | Оценка информации | 40,83% | 43% | 41,91% |
4 | Суммарные баллы | 53,8% | 46,33% | 50% |
По классу: | средний уровень |
На начальном этапе формирования метапредметных планируемых результатов у моих первоклассников почти 60% составляет поиск информации и понимание прочитанного, т.е. большинство детей за период первого года обучения в школе овладели навыком осознанного чтения, хорошо справляются с поиском нужной информации из прочитанного текста. А вот с преобразованием и интерпретацией информации и её оценкой показатели намного ниже, поэтому в дальнейшем есть необходимость разрабатывать план коррекционно-развивающей работы, которая и будет способствовать формированию данных умений.
Диагностика личностных результатов учащихся 1 класса.
Методика: «Оценка уровня школьной мотивации» автор Н.Г. Лусканова.
Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса» (Приложение 8).
Обработка результатов:
Отрицательный ответ – 0 баллов; нейтральный ответ – 1 балл; положительный ответ – 3 балла;
максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Уровни школьной мотивации:
25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;
15–24 балла – хорошая школьная мотивация;
10–14 баллов – низкая школьная мотивация;
ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.
Методика: «Лесенка» автор В.Г.Щур.
Цель: выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая формирует ту или иную самооценку, чтобы в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Инструкция
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята. На этой (показать вторую и третью) – хорошие ребята. Здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята. Тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация:
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка.
Ступенька 4 – заниженная самооценка.
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка.
Высокий уровень – адекватная самооценка(2 и 3 ступенька).
Средний уровень– завышенная или заниженная( 4,5,6 ступенька).
Низкий уровень– 1 и 7 ступенька.
(Приложение 9, 10).
Заключение.
Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов позволит учителю увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать индивидуальные особенности учащегося для успешного обучения в школе, скорректировать формы и методы обучения.
Оценка метапредметных результатов в начальной школе - важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.
В данной работе я предложила свои наработки и систему таких заданий для учащихся 1 класса. Надеюсь, что моя работа будет интересна учителям начальных классов и может быть рекомендована молодым учителям в работе с младшими школьниками.
Литература
1. Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования/ Бунеев Р. Н., Вахрушев А.А., Козлова С.А. – М.: Баласс, 2013. – с. 48
2. Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников – М.: «Вентана–Граф»,2014г.
3. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
4. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2012. – 274с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2010. - 251 с.
Электронные ресурсы
1. Комплексные работы для учащихся 1, 2 классов. Н.Н. Титаренко – Режим доступа: https://cerm.ru/komplex_raboty/
2. Лаврентьева Т.М. «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД» - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/diaghnostika-urovnia-sformirovannosti-priedmietnykh-umienii-i-uud.html
3. Методическое пособие для учителей и родителей. Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина 1-2 класс.
Режим доступа: https://cerm.ru/komplex_raboty/
4. Оценка личностных УУД - Режим доступа: https://sch2026v.mskobr.ru/files/metodika_lesenka.pdf
Режим доступа: https://infourok.ru/anketa_ocenka_urovnya_shkolnoy_motivacii_n.g.luskanovoy-374120.htm
5. Электронный журнал 1-2 класс. Режим доступа: https://cerm.ru/komplex_raboty
Приложение 1.
Таблица комплексного подхода к оценке результатов образования учащихся 1 А класса 2016-2017 учебный год
Группа результатов | Срок проведения | Вид диагностики | Предмет | Фиксирование результатов |
Предметные результаты | До 15 сентября | Стартовая диагностика | 1.Обучение грамоте 2.Математика | Оценочный лист (персонифицированные) |
I полугодие декабрь | Промежуточная диагностика | 1.Математика 2.Русский язык (письмо) 3. Чтение | Оценочный лист (персонифицированные) | |
Апрель - май | Итоговая диагностика | 1.Математика 2.Русский язык 3.Чтение 4.Окружающий мир | Оценочный лист (персонифицированные) | |
май | Итоговая комплексная работа | * Мои достижения. Итоговые комплексные работы. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева
| Оценочный лист (персонифицированные «зачет/незачет») | |
| ||||
| Срок проведения | Вид УУД | Инструментарий | Фиксирование результатов |
Метапредметные результаты | В конце уч.года | Коммуникативные УУД | «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД» | Оценочный лист (персонифицированные) |
В конце уч.года | Регулятивные УУД | «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД» | Оценочный лист (персонифицированные) | |
В конце уч. года | Познавательные УУД | «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД» | Оценочный лист (персонифицированные) | |
По полугодиям | Чтение. Работа с текстом. | Комплексная работа №1 «Про лего» Н.Н. Титаренко Комплексная работа №2 «Про праздник» Н.Н. Титаренко
| Оценочный лист (персонифицированные), Электронный журнал | |
Личностные результаты | I четверть | Смыслообразование. Мотивация. | Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Лусканова Н.Г.
| Не подлежат итоговой оценке неперсонифицированные |
II четверть | Самоопределение. Самооценка | Методика «Лесенка» В.Г. Щур | Не подлежат итоговой оценке неперсонифицированные |
Приложение 2.
Работу выполнил: _________________________________
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Протокол мониторинга 1 класс 2016-2017 учебный год
Познавательные УУД
Дата проведения: 22 сентября 2016 год
Класс: 1 «А»
Классный руководитель: Баженова Н.В.
№ | Фамилия имя | А1 | А2 | А3 | А4 | В1 | В2 | В3 | В4 | С1 | С2 | итого | уровень |
1 |
| 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 | низкий |
2 |
| 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 7 | средний |
3 |
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | низкий |
4 |
| 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 8 | средний |
5 |
| 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 | низкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
| 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | средний |
| Итого по классу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | средний |
Протокол мониторинга 1 класс 2016-2017 учебный год
Регулятивные УУД
Дата проведения: 22 сентября 2016 год
Класс: 1 «А»
Классный руководитель: Баженова Н.В.
№ | Фамилия имя | А1 | А2 | А3 | А4 | В1 | В2 | В3 | В4 | С1 | С2 | итого | уровень |
1 |
| 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 | низкий |
2 |
| 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 7 | средний |
3 |
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | низкий |
4 |
| 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 8 | средний |
5 |
| 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 | низкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
| 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | средний |
| Итого по классу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 | средний |
Приложение 4.
Приложение 5.
| ||||||||||||||||||
| задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | набрано | успех | уровень | ||
1 | Давид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2 | Алина | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 11 из 18 | 61% | средний | ||
3 | Вика | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 11 из 18 | 61% | средний | ||
4 | Амгалан | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 12 из 18 | 67% | средний | ||
5 | Яна | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 17 из 18 | 94% | выше среднего | ||
6 | Аня | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 13 из 18 | 72% | выше среднего | ||
7 | Вика | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 12 из 18 | 67% | средний | ||
8 | Лёва | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 9 из 18 | 50% | ниже среднего | ||
39 | …… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
40 | …… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
ИТОГО | 23 | 24 | 40 | 53 | 37 | 15 | 37 | 4 | 11 | 32 | 26 | 22 | 324 | 28 | количество работ | |||
Как определяется УРОВЕНЬ? | 12 | балла - среднее значение по классу | Средние уровни у разных классов будут отличаться. Дети, продемонстрировавшие в классе результат "ниже среднего", в сравнении с учащимися всего региона могут иметь средний уровень. | |||||||||||||||
10 | балла - ниже среднего (граничное) | |||||||||||||||||
13 | балла - выше среднего (граничное) |
Приложение 6.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО КЛАССУ |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | По классу | max | Процент |
| |||||||||||||||
СУММАРНЫЕ БАЛЛЫ | 23 | 24 | 40 | 53 | 37 | 15 | 37 | 4 | 11 | 32 | 26 | 22 | 324 | 504 | 64,29% |
| |||||||||||||||
Регулятивные УУД | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
|
| |||||||||||||||
Познавательные УУД | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
|
| |||||||||||||||
Коммуникативные УУД | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
|
| |||||||||||||||
Поиск информации и понимание прочитанного | 23 | 0 | 40 | 0 | 0 | 15 | 0 | 0 | 0 | 32 | 0 | 0 | 110 | 168 | 65,48% |
| |||||||||||||||
Преобразование и интерпретация информации | 0 | 24 | 0 | 53 | 0 | 0 | 37 | 0 | 0 | 0 | 26 | 0 | 140 | 168 | 83,33% |
| |||||||||||||||
Оценка информации | 0 | 0 |
| 0 | 37 | 0 | 0 | 4 | 11 | 0 | 0 | 22 | 74 | 168 | 44,05% |
| |||||||||||||||
ДИАГРАММА | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
Комментарий к диаграмме: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Комплексная работа включает задания на проверку следующих групп метапредметных результатов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
Поиск информации и понимание прочитанного; Преобразование и интерпретация информации; Оценка информации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7.
|
| ||||||||||||||||||
…. Аня |
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Сумма баллов | Мах балл | Про цент | Группа |
| ||
Контрольная работа №1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 13 | 18 | 72% | выше среднего |
| ||
Контрольная работа №2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 17 | 18 | 94% | выше среднего |
| ||
Контрольная работа №3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 | 0% |
|
| ||
Контрольная работа №4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 | 0% |
|
| ||
Контрольная работа №5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 | 0% |
|
| ||
Контрольная работа №6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 | 0% |
|
| ||
Контрольная работа №7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 | 0% |
|
| ||
Контрольная работа №8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 | 0% |
|
| ||
Контрольная работа №9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 | 0% |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Рабочая область данных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 8.
Вопросы анкеты:
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.
2) Мне в школе не очень нравится.
3) Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
1) С хорошим настроением.
2) Бывает по-разному.
3) Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
1) Пошел бы в школу.
2) Не знаю.
3) Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.
2) Бывает по-разному.
3) Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
1) Нет, не хотел бы.
2) Не знаю.
3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
1) Рассказываю часто.
2) Рассказываю редко.
3) Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
1) Мне нравится наш классный руководитель.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе.
2) У меня мало друзей в классе.
3) У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники.
2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.
3) Мне не нравятся мои одноклассники.
Бланк ответа для учащихся
Фамилия имя учащегося ……. | ||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подсчет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итог |
|
Приложение 9.
Протокол мониторинга 1 класс 2016-2017 учебный год
Личностные результаты
№ | Фамилия имя | мотивация | самооценка |
1. |
| Хорошая школьная мотивация | завышенная |
2. |
| Низкая школьная мотивация | завышенная |
3. |
| Хорошая школьная мотивация | адекватная |
4. |
| Высокий уровень школьной мотивации | завышенная |
|
|
|
|
34. |
| Низкая школьная мотивация | завышенная |
Приложение 10.
Бланк ответа для учащихся.
Работу выполнил: _____________________________
|
6