СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФГОС:Система оценки достижения планируемых результатов обучающихся в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Улан-Удэ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «ФГОС: Система оценки достижения планируемых результатов

обучающихся в 1 классе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

I.  Введение.

II. Основная часть.

     1. Диагностика предметных и метапредметных результатов учащихся 1 класса.

     2. Чтение: работа с информацией.

     3. Диагностика личностных результатов учащихся 1 класса.

III. Заключение.

IV. Список литературы.

V. Приложение.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования, в частности требования к результатам обучения. Они сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Это привело к изменению содержания контроля планируемых результатов освоения ООП НОО, введению новых форм и методов оценки результатов. Нам, учителям,  в своей педагогической деятельности приходится решать новые задачи, одной из которых является внедрение новой формы оценки достижений обучающихся – накопительной оценки.  

         В связи с этим, одним из направлений организации учебного процесса, является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальна, тем более таковой она является и сегодня.

         Несмотря на то, что учителя начальной школы уже не первый год работают в рамках реализации ФГОС НОО, проблема оценивания предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов обучения младших школьников вызывает затруднения у большинства педагогов.

          Перед нами встаёт ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей – сформированности действий, а не просто наличие знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты.

            У современного педагога контрольно-оценочная деятельность вызывает определённую трудность. Она заключается в том, что педагог сам проводит обучение, сам определяет содержание контроля, сам анализирует результаты, сам на основе полученных результатов вносит изменения в процесс обучения, разрабатывает план коррекционно-развивающей работы. Поэтому необходимо на теоретическом и практическом уровне проработать все виды контрольно-оценочной деятельности, предложить инструментарий, включающий разные виды работ (диагностические работы, стандартизированные работы, многоуровневые проверочные работы, комплексные работы и т.д.), удобные схемы анализа получаемых данных, рекомендации по использованию полученных данных для проведения коррекционно-развивающей работы и т.д.

          Работая в школе по новым стандартам, я постоянно посещаю курсы повышения квалификации, занимаюсь самообразованием, ищу и использую в своей практике новые методики по определению результатов образования в начальной школе. За этот период накоплен небольшой опыт в оценке достижения планируемых результатов младших школьников, который и представляю вашему вниманию.

 

 

 

Основная часть

Для проведения мониторинга достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по отдельным предметам и междисциплинарных  программ требуется разработать в едином формате:

- содержание заданий для мониторинга;

-диагностические работы;

- инструкции по организации и проведению диагностических работ;

- бланки с заданиями для обучающихся;

- оценочные листы;

-протоколы проведения;

Диагностика  предметных и метапредметных  результатов учащихся 1 класса.

        В таблице (Приложение 1) представлен  вариант комплексного подхода к оценке результатов образования учащихся 1 класса с  группами УУД, сроками  проведения, инструментарием  и  фиксированием  результатов.

        При оценке метапредметных результатов первоклассников я использую  сборник Т.М. Лаврентьевой «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД». В  диагностике  предложены  комплексные  работы  по основным предметным  курсам – русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру – для 1 класса, составленные в соответствии с ФГОС НОО. Работы представлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями (Приложение 2).  Задания группы А предусматривают выбор единственного верного ответа из предложенных. Задания группы В  требуют записи краткого ответа. Задания группы С – задания повышенной сложности, где от учащихся требуется самостоятельно выбрать способы решения поставленной задачи и записать ответ. В конце  выполнения каждой части теста предусмотрена самооценка учеником выполненной работы. После проверки детских  работ составляю итоговую таблицу оценивания  с целью определения уровня сформированности предметных и метапредметных результатов  (Приложение 3).  Длительность проведения контрольной работы – не более 35 минут.

Чтение: работа с информацией.

Объектом  оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся  регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание  которых представлено в ООП в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с информацией». В оценке достижения планируемых результатов младших школьников по междисциплинарной программе «Чтение: работа с информацией» может быть использована комплексная работа, которая является новой формой проверочных работ в начальной школе.

            Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от  обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы являются тексты разного содержания, а также другие источники информации, с которыми младшие школьники встречаются в реальной действительности: рисунки, фотографии, реклама, надписи. И на мой взгляд, всем этим требованиям отвечает сборник  «Комплексные работы» под ред.Н.Н.Титаренко, который я использую в своей работе (Приложение 4).

           Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает несплошной  текст (текстовая информация, рисунки, фотографии, таблицы)   и 12 заданий на межпредметной основе.  В разработке комплексных работ  есть  две важные для учителя таблицы: рекомендации по оценке выполнения заданий и план комплексной работы с указанием объекта оценки проверяемого умения, типа задания, баллов за его выполнение.             Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности  учащихся: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие. Выполнение этих  двенадцати заданий к тексту предполагает возможность проанализировать данную информацию,  способность  учащихся  действовать в разных предлагаемых ситуациях. Для развития у  детей умения учиться важно, что при выполнении заданий он сам сможет определить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разную информацию, быть самостоятельным при планировании, проверке и оценивании процесса учения и полученных результатов. Для этого авторы  поместили после каждого задания информацию о количестве баллов за его выполнение. В конце комплексной работы после всех заданий  ребёнок может провести    в игровой форме  самоанализ успехов в учении, ответив на вопросы: сколько баллов у тебя получилось, какое задание самое трудное?

              Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям.

                Практически все предлагаемые  задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:

- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);

- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);

- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).

                   Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Выполнение заданий оценивается в баллах (от 0 до 2) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Учитывается полнота и правильность выполнения задания. Время выполнения каждой комплексной работы - два урока. Работа выполняется в два дня.

          Результаты выполнения комплексной работы  представляются для  каждого ученика как  процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50% от максимального балла означает, что у ученика недостаточно сформированы умения, обеспечивающие качество умения учиться. Можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в начальной школе.

            Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения образования.

            В комплект  входит Тетрадь «Комплексные работы 1-2 класс», методическое пособие для учителей и родителей,  электронный журнал. Все материалы можно взять на сайте: www.cerm.ru

           В Рабочей тетради ученика 1,2 класса «Комплексные работы» 9 работ, которые я делю на два года обучения. В первом классе провожу две работы (Работа №1 «Про лего», Работа №2 «Про праздник»), остальные 7 работ проводятся во втором классе по 1 – 2 работы каждую четверть.  Данная методика дает возможность определить уровень формирования УУД с автоматической выдачей рекомендаций, по мере заполнения таблицы в программе Microsoft Office Excel.

Порядок выполнения комплексной работы и заполнение электронного журнала.

1. Заполнить электронный журнал: ШАГ №1. Ввести список учащихся класса.

2. Учащиеся выполняют работу №1 «Про лего» в своих рабочих тетрадях.

3.Учитель проверяет работы. Критерии оценивания - 0,1,2 балла.

4.Результаты выполнения данной работы заносятся в электронный журнал ШАГ №2. Результаты детей. Работа №1. При занесении баллов, полученных учащимися при выполнении работы, программа электронного журнала сразу выводит на экран количество набранных баллов, успешность и уровень  выполнения работы (Приложение 5,6,7).

 

Оценка достижения планируемых результатов  учащихся 1 «А» класса 2016-2017 учебный год

 

Проверяемые умения

Работа №1

Работа №2

Итог

1

Поиск информации и понимание прочитанного

66,05%

52%

59%

2

Преобразование и интерпретация информации

54,57%

44%

49,28%

3

Оценка информации

40,83%

43%

41,91%

4

Суммарные баллы

53,8%

46,33%

50%

По классу:

средний уровень

 

 На начальном этапе  формирования метапредметных планируемых  результатов у моих первоклассников почти 60% составляет поиск информации и понимание прочитанного, т.е. большинство  детей  за период первого года обучения в школе  овладели  навыком осознанного чтения, хорошо справляются с поиском нужной информации из прочитанного текста. А вот с преобразованием  и интерпретацией  информации и её оценкой показатели намного ниже, поэтому в дальнейшем есть необходимость разрабатывать план коррекционно-развивающей работы, которая  и будет способствовать формированию данных умений.

 

           Диагностика личностных результатов учащихся 1 класса.

         Методика: «Оценка уровня школьной мотивации» автор Н.Г.  Лусканова.

Цель: выявление  мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса»  (Приложение 8).

Обработка результатов:

Отрицательный ответ – 0 баллов; нейтральный ответ – 1 балл; положительный ответ – 3 балла;

максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Уровни школьной мотивации:

25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;

15–24 балла – хорошая  школьная  мотивация;

10–14 баллов – низкая школьная  мотивация;

ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.

          Методика: «Лесенка» автор В.Г.Щур.

Цель: выявление  системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая формирует ту или иную самооценку, чтобы  в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Инструкция

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята.  На этой  (показать вторую и третью) – хорошие ребята.  Здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята. Тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация:

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка.

Ступенька 4 – заниженная самооценка.

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка.

Высокий уровень – адекватная самооценка(2 и 3 ступенька).

Средний  уровень– завышенная или заниженная( 4,5,6 ступенька).

Низкий уровень– 1 и 7 ступенька.   

(Приложение 9, 10).

 

Заключение.

           Мониторинг уровня сформированности  метапредметных результатов позволит учителю  увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать индивидуальные  особенности  учащегося для успешного обучения в школе, скорректировать формы и методы обучения.

        Оценка метапредметных результатов  в начальной школе  - важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.

          В данной  работе я предложила свои наработки и систему таких заданий для учащихся 1 класса.     Надеюсь, что  моя работа  будет интересна  учителям  начальных классов и может быть рекомендована молодым учителям в работе с младшими школьниками.

 

Литература

1.  Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования/ Бунеев  Р. Н., Вахрушев А.А., Козлова С.А. – М.: Баласс, 2013. – с. 48

2. Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников – М.: «Вентана–Граф»,2014г.

3. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

4. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2012. – 274с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2010. - 251 с.

 

Электронные ресурсы

1. Комплексные  работы  для учащихся 1, 2 классов.  Н.Н. Титаренко – Режим доступа: https://cerm.ru/komplex_raboty/

2. Лаврентьева  Т.М. «Диагностика  уровня сформированности предметных умений и УУД» - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/diaghnostika-urovnia-sformirovannosti-priedmietnykh-umienii-i-uud.html

3. Методическое пособие  для учителей и родителей.  Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина 1-2 класс.

Режим доступа:  https://cerm.ru/komplex_raboty/

4. Оценка личностных УУД -   Режим доступа: https://sch2026v.mskobr.ru/files/metodika_lesenka.pdf

Режим доступа: https://imfourok.net/anketa_ocenka_urovnya_shkolnoy_motivacii_n.g.luskanovoy-374120.htm

5. Электронный журнал 1-2 класс. Режим доступа: https://cerm.ru/komplex_raboty

 

Приложение 1.

Таблица комплексного подхода к оценке результатов образования учащихся 1 А класса 2016-2017 учебный год

 

Группа результатов

Срок проведения

Вид диагностики

Предмет

Фиксирование результатов

 

 

 

Предметные

результаты

До 15 сентября

Стартовая диагностика

1.Обучение грамоте                          2.Математика

Оценочный лист (персонифицированные)

I полугодие

декабрь

Промежуточная диагностика

1.Математика                                    2.Русский язык (письмо)  

                                3. Чтение

Оценочный лист (персонифицированные)

Апрель - май

Итоговая

 диагностика

1.Математика                                    2.Русский язык

3.Чтение                                            4.Окружающий мир

Оценочный лист (персонифицированные)

май

Итоговая комплексная работа

*  Мои достижения. Итоговые комплексные работы.  О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева

 

Оценочный лист (персонифицированные «зачет/незачет»)

 

 

Срок проведения

Вид УУД

Инструментарий

Фиксирование результатов

 

 

Метапредметные

результаты

В конце уч.года

Коммуникативные УУД

 «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД»

Оценочный лист (персонифицированные)

В конце уч.года

Регулятивные

УУД

 «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД»

Оценочный лист (персонифицированные)

В конце уч. года

Познавательные

 УУД

 «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД»

Оценочный лист (персонифицированные)

По полугодиям

Чтение.

 Работа с текстом.

Комплексная работа №1 «Про лего» Н.Н. Титаренко

Комплексная работа №2 «Про праздник» Н.Н. Титаренко

 

Оценочный лист (персонифицированные),

Электронный журнал

 

Личностные

результаты

I четверть

Смыслообразование. Мотивация.

Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Лусканова Н.Г.

 

Не подлежат итоговой оценке неперсонифицированные

II четверть

Самоопределение. Самооценка

Методика «Лесенка» В.Г. Щур

Не подлежат итоговой оценке неперсонифицированные

 

 

Приложение 2.

Работу выполнил: _________________________________

 

 

Приложение 3.

Протокол  мониторинга 1 класс 2016-2017 учебный год

Познавательные  УУД

    Дата проведения:  22 сентября   2016 год

   Класс: 1 «А»

   Классный руководитель: Баженова Н.В.

Фамилия имя

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

В4

С1

С2

итого

уровень

 1

 

1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

5

низкий

2

 

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

7

средний

3

 

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

2

низкий

4

 

1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

8

средний

5

 

1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

5

низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ФГОС:Система оценки достижения планируемых результатов обучающихся в 1 классе.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Улан-Удэ»












Тема: «ФГОС: Система оценки достижения планируемых результатов

обучающихся в 1 классе».














Баженова Надежда Владимировна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ№8 г. Улан-Удэ

29ноября 2021год



Оглавление

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Диагностика предметных и метапредметных результатов учащихся 1 класса.

2. Чтение: работа с информацией.

3. Диагностика личностных результатов учащихся 1 класса.

III. Заключение.

IV. Список литературы.

V. Приложение.


























Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования, в частности требования к результатам обучения. Они сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Это привело к изменению содержания контроля планируемых результатов освоения ООП НОО, введению новых форм и методов оценки результатов. Нам, учителям, в своей педагогической деятельности приходится решать новые задачи, одной из которых является внедрение новой формы оценки достижений обучающихся – накопительной оценки.

В связи с этим, одним из направлений организации учебного процесса, является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальна, тем более таковой она является и сегодня.

Несмотря на то, что учителя начальной школы уже не первый год работают в рамках реализации ФГОС НОО, проблема оценивания предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов обучения младших школьников вызывает затруднения у большинства педагогов.

Перед нами встаёт ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей – сформированности действий, а не просто наличие знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты.

У современного педагога контрольно-оценочная деятельность вызывает определённую трудность. Она заключается в том, что педагог сам проводит обучение, сам определяет содержание контроля, сам анализирует результаты, сам на основе полученных результатов вносит изменения в процесс обучения, разрабатывает план коррекционно-развивающей работы. Поэтому необходимо на теоретическом и практическом уровне проработать все виды контрольно-оценочной деятельности, предложить инструментарий, включающий разные виды работ (диагностические работы, стандартизированные работы, многоуровневые проверочные работы, комплексные работы и т.д.), удобные схемы анализа получаемых данных, рекомендации по использованию полученных данных для проведения коррекционно-развивающей работы и т.д.

Работая в школе по новым стандартам, я постоянно посещаю курсы повышения квалификации, занимаюсь самообразованием, ищу и использую в своей практике новые методики по определению результатов образования в начальной школе. За этот период накоплен небольшой опыт в оценке достижения планируемых результатов младших школьников, который и представляю вашему вниманию.




Основная часть

Для проведения мониторинга достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по отдельным предметам и междисциплинарных программ требуется разработать в едином формате:

- содержание заданий для мониторинга;

-диагностические работы;

- инструкции по организации и проведению диагностических работ;

- бланки с заданиями для обучающихся;

- оценочные листы;

-протоколы проведения;

Диагностика предметных и метапредметных результатов учащихся 1 класса.

В таблице (Приложение 1) представлен вариант комплексного подхода к оценке результатов образования учащихся 1 класса с группами УУД, сроками проведения, инструментарием и фиксированием результатов.

При оценке метапредметных результатов первоклассников я использую сборник Т.М. Лаврентьевой «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД». В диагностике предложены комплексные работы по основным предметным курсам – русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру – для 1 класса, составленные в соответствии с ФГОС НОО. Работы представлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями (Приложение 2). Задания группы А предусматривают выбор единственного верного ответа из предложенных. Задания группы В требуют записи краткого ответа. Задания группы С – задания повышенной сложности, где от учащихся требуется самостоятельно выбрать способы решения поставленной задачи и записать ответ. В конце выполнения каждой части теста предусмотрена самооценка учеником выполненной работы. После проверки детских работ составляю итоговую таблицу оценивания с целью определения уровня сформированности предметных и метапредметных результатов (Приложение 3). Длительность проведения контрольной работы – не более 35 минут.

Чтение: работа с информацией.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в ООП в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с информацией». В оценке достижения планируемых результатов младших школьников по междисциплинарной программе «Чтение: работа с информацией» может быть использована комплексная работа, которая является новой формой проверочных работ в начальной школе.

Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы являются тексты разного содержания, а также другие источники информации, с которыми младшие школьники встречаются в реальной действительности: рисунки, фотографии, реклама, надписи. И на мой взгляд, всем этим требованиям отвечает сборник «Комплексные работы» под ред.Н.Н.Титаренко, который я использую в своей работе (Приложение 4).

Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает несплошной текст (текстовая информация, рисунки, фотографии, таблицы) и 12 заданий на межпредметной основе. В разработке комплексных работ есть две важные для учителя таблицы: рекомендации по оценке выполнения заданий и план комплексной работы с указанием объекта оценки проверяемого умения, типа задания, баллов за его выполнение. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности учащихся: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие. Выполнение этих двенадцати заданий к тексту предполагает возможность проанализировать данную информацию, способность учащихся действовать в разных предлагаемых ситуациях. Для развития у детей умения учиться важно, что при выполнении заданий он сам сможет определить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разную информацию, быть самостоятельным при планировании, проверке и оценивании процесса учения и полученных результатов. Для этого авторы поместили после каждого задания информацию о количестве баллов за его выполнение. В конце комплексной работы после всех заданий ребёнок может провести в игровой форме самоанализ успехов в учении, ответив на вопросы: сколько баллов у тебя получилось, какое задание самое трудное?

Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям.

Практически все предлагаемые задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:

- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);

- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);

- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).

Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Выполнение заданий оценивается в баллах (от 0 до 2) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Учитывается полнота и правильность выполнения задания. Время выполнения каждой комплексной работы - два урока. Работа выполняется в два дня.

Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50% от максимального балла означает, что у ученика недостаточно сформированы умения, обеспечивающие качество умения учиться. Можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в начальной школе.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения образования.

В комплект входит Тетрадь «Комплексные работы 1-2 класс», методическое пособие для учителей и родителей, электронный журнал. Все материалы можно взять на сайте: www.cerm.ru

В Рабочей тетради ученика 1,2 класса «Комплексные работы» 9 работ, которые я делю на два года обучения. В первом классе провожу две работы (Работа №1 «Про лего», Работа №2 «Про праздник»), остальные 7 работ проводятся во втором классе по 1 – 2 работы каждую четверть. Данная методика дает возможность определить уровень формирования УУД с автоматической выдачей рекомендаций, по мере заполнения таблицы в программе Microsoft Office Excel.

Порядок выполнения комплексной работы и заполнение электронного журнала.

1. Заполнить электронный журнал: ШАГ №1. Ввести список учащихся класса.

2. Учащиеся выполняют работу №1 «Про лего» в своих рабочих тетрадях.

3.Учитель проверяет работы. Критерии оценивания - 0,1,2 балла.

4.Результаты выполнения данной работы заносятся в электронный журнал ШАГ №2. Результаты детей. Работа №1. При занесении баллов, полученных учащимися при выполнении работы, программа электронного журнала сразу выводит на экран количество набранных баллов, успешность и уровень выполнения работы (Приложение 5,6,7).


Оценка достижения планируемых результатов учащихся 1 «А» класса 2016-2017 учебный год


Проверяемые умения

Работа №1

Работа №2

Итог

1

Поиск информации и понимание прочитанного

66,05%

52%

59%

2

Преобразование и интерпретация информации

54,57%

44%

49,28%

3

Оценка информации

40,83%

43%

41,91%

4

Суммарные баллы

53,8%

46,33%

50%

По классу:

средний уровень


На начальном этапе формирования метапредметных планируемых результатов у моих первоклассников почти 60% составляет поиск информации и понимание прочитанного, т.е. большинство детей за период первого года обучения в школе овладели навыком осознанного чтения, хорошо справляются с поиском нужной информации из прочитанного текста. А вот с преобразованием и интерпретацией информации и её оценкой показатели намного ниже, поэтому в дальнейшем есть необходимость разрабатывать план коррекционно-развивающей работы, которая и будет способствовать формированию данных умений.


Диагностика личностных результатов учащихся 1 класса.

Методика: «Оценка уровня школьной мотивации» автор Н.Г. Лусканова.

Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса» (Приложение 8).

Обработка результатов:

Отрицательный ответ – 0 баллов; нейтральный ответ – 1 балл; положительный ответ – 3 балла;

максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Уровни школьной мотивации:

25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;

15–24 балла – хорошая школьная мотивация;

10–14 баллов – низкая школьная мотивация;

ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.

Методика: «Лесенка» автор В.Г.Щур.

Цель: выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая формирует ту или иную самооценку, чтобы в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Инструкция

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята. На этой (показать вторую и третью) – хорошие ребята. Здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята. Тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация:

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка.

Ступенька 4 – заниженная самооценка.

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка.

Высокий уровень – адекватная самооценка(2 и 3 ступенька).

Средний уровень– завышенная или заниженная( 4,5,6 ступенька).

Низкий уровень– 1 и 7 ступенька.

(Приложение 9, 10).


Заключение.

Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов позволит учителю увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать индивидуальные особенности учащегося для успешного обучения в школе, скорректировать формы и методы обучения.

Оценка метапредметных результатов в начальной школе - важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.

В данной работе я предложила свои наработки и систему таких заданий для учащихся 1 класса. Надеюсь, что моя работа будет интересна учителям начальных классов и может быть рекомендована молодым учителям в работе с младшими школьниками.

Литература

1. Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования/ Бунеев Р. Н., Вахрушев А.А., Козлова С.А. – М.: Баласс, 2013. – с. 48

2. Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников – М.: «Вентана–Граф»,2014г.

3. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

4. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2012. – 274с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2010. - 251 с.


Электронные ресурсы

1. Комплексные работы для учащихся 1, 2 классов. Н.Н. Титаренко – Режим доступа: https://cerm.ru/komplex_raboty/

2. Лаврентьева Т.М. «Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД» - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/diaghnostika-urovnia-sformirovannosti-priedmietnykh-umienii-i-uud.html

3. Методическое пособие для учителей и родителей. Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина 1-2 класс.

Режим доступа: https://cerm.ru/komplex_raboty/

4. Оценка личностных УУД - Режим доступа: https://sch2026v.mskobr.ru/files/metodika_lesenka.pdf

Режим доступа: https://infourok.ru/anketa_ocenka_urovnya_shkolnoy_motivacii_n.g.luskanovoy-374120.htm

5. Электронный журнал 1-2 класс. Режим доступа: https://cerm.ru/komplex_raboty

Приложение 1.

Таблица комплексного подхода к оценке результатов образования учащихся 1 А класса 2016-2017 учебный год


Группа результатов

Срок проведения

Вид диагностики

Предмет

Фиксирование результатов




Предметные

результаты

До 15 сентября

Стартовая диагностика

1.Обучение грамоте 2.Математика

Оценочный лист (персонифицированные)

I полугодие

декабрь

Промежуточная диагностика

1.Математика 2.Русский язык (письмо)

3. Чтение

Оценочный лист (персонифицированные)

Апрель - май

Итоговая

диагностика

1.Математика 2.Русский язык

3.Чтение 4.Окружающий мир

Оценочный лист (персонифицированные)

май

Итоговая комплексная работа

* Мои достижения. Итоговые комплексные работы. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева


Оценочный лист (персонифицированные «зачет/незачет»)



Срок проведения

Вид УУД

Инструментарий

Фиксирование результатов



Метапредметные

результаты

В конце уч.года

Коммуникативные УУД

«Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД»

Оценочный лист (персонифицированные)

В конце уч.года

Регулятивные

УУД

«Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД»

Оценочный лист (персонифицированные)

В конце уч. года

Познавательные

УУД

«Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД»

Оценочный лист (персонифицированные)

По полугодиям

Чтение.

Работа с текстом.

Комплексная работа №1 «Про лего» Н.Н. Титаренко

Комплексная работа №2 «Про праздник» Н.Н. Титаренко


Оценочный лист (персонифицированные),

Электронный журнал


Личностные

результаты

I четверть

Смыслообразование. Мотивация.

Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Лусканова Н.Г.


Не подлежат итоговой оценке неперсонифицированные

II четверть

Самоопределение. Самооценка

Методика «Лесенка» В.Г. Щур

Не подлежат итоговой оценке неперсонифицированные



Приложение 2.

Работу выполнил: _________________________________




Приложение 3.

Протокол мониторинга 1 класс 2016-2017 учебный год

Познавательные УУД

Дата проведения: 22 сентября 2016 год

Класс: 1 «А»

Классный руководитель: Баженова Н.В.

Фамилия имя

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

В4

С1

С2

итого

уровень

1


1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

5

низкий

2


1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

7

средний

3


0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

2

низкий

4


1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

8

средний

5


1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

5

низкий





























34


0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

8

средний


Итого по классу











6

средний


Протокол мониторинга 1 класс 2016-2017 учебный год

Регулятивные УУД

Дата проведения: 22 сентября 2016 год

Класс: 1 «А»

Классный руководитель: Баженова Н.В.

Фамилия имя

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

В4

С1

С2

итого

уровень

1


1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

5

низкий

2


1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

7

средний

3


0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

2

низкий

4


1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

8

средний

5


1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

5

низкий





























34


0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

8

средний


Итого по классу











7

средний

Приложение 4.

Приложение 5.


щёлкните по обложке, чтобы вернуться на главную страницу
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА №1: Про Лего
впишите баллы детей по каждому заданию
[некоторые задания оцениваются в два балла, а некоторые - в один,
если ребёнок не справился с заданием, он получает ноль баллов]
под таблицей приводится сводная информация и сведения о порядке назначения уровней
если формулы не вычисляются, впишите нули напротив невыполненных или ошибочно выполненных заданий


 

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

набрано

успех

уровень

1

Давид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Алина

0

0

0

2

1

0

2

0

1

2

1

2

11 из 18

61%

средний

3

Вика

1

1

2

2

1

1

2

0

0

0

1

0

11 из 18

61%

средний

4

Амгалан

1

1

2

2

2

1

2

0

0

0

1

0

12 из 18

67%

средний

5

Яна

1

1

2

2

2

1

1

1

1

2

1

2

17 из 18

94%

выше среднего

6

Аня

1

1

2

2

1

0

1

0

0

2

1

2

13 из 18

72%

выше среднего

7

Вика

1

1

0

2

2

1

1

0

1

2

1

0

12 из 18

67%

средний

8

Лёва

0

0

2

2

0

0

2

0

0

0

1

2

9 из 18

50%

ниже среднего

39

……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

23

24

40

53

37

15

37

4

11

32

26

22

324

28

количество работ

Как определяется УРОВЕНЬ?

12

балла - среднее значение по классу

Средние уровни у разных классов будут отличаться. Дети, продемонстрировавшие в классе результат "ниже среднего", в сравнении с учащимися всего региона могут иметь средний уровень.

10

балла - ниже среднего (граничное)

13

балла - выше среднего (граничное)




Приложение 6.

щёлкните по обложке, чтобы вернуться на главную страницу
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА №1: Про Лего
- результаты выполнения по классу
- диаграмма
- аналитическая справка
[если таблица "результаты выполнения по классу" Вам не интересна,
то сосредоточьте внимание на диаграмме и аналитической справке]



РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО КЛАССУ


номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

По классу

max

Процент


СУММАРНЫЕ БАЛЛЫ

23

24

40

53

37

15

37

4

11

32

26

22

324

504

64,29%


Регулятивные УУД

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 


Познавательные УУД

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 


Коммуникативные УУД

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 


Поиск информации и понимание прочитанного

23

0

40

0

0

15

0

0

0

32

0

0

110

168

65,48%


Преобразование и интерпретация информации

0

24

0

53

0

0

37

0

0

0

26

0

140

168

83,33%


Оценка информации

0

0


0


0

37

0

0

4

11

0

0

22

74

168

44,05%


ДИАГРАММА












 













 













 


Комментарий к диаграмме:












 


Комплексная работа включает задания на проверку следующих групп метапредметных результатов:












 













 


Поиск информации и понимание прочитанного; Преобразование и интерпретация информации; Оценка информации












 













 













 













 





























Приложение 7.



щёлкните по обложке, чтобы вернуться на главную страницу

годовой а нализ по ученику, позволяющий сделать вывод о колебании уровня его результата,
диаграмма динамического мониторинга трёх аспектов читательской грамотности



. Аня


 
















 


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Мах балл

Про

цент

Группа


Контрольная работа №1

1

1

2

2

1

0

1

0

0

2

1

2

13

18

72%

выше среднего


Контрольная работа №2

0

2

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

17

18

94%

выше среднего


Контрольная работа №3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

18

0%

 


Контрольная работа №4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

18

0%

 


Контрольная работа №5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

18

0%

 


Контрольная работа №6

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

18

0%

 


Контрольная работа №7

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

18

0%

 


Контрольная работа №8

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

18

0%

 


Контрольная работа №9

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

18

0%

 













































































Рабочая область данных




















Приложение 8.

Вопросы анкеты:

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится.

2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением.

2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу.

2) Не знаю.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2) Бывает по-разному.

3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы.

2) Не знаю.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто.

2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе.

2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники.

2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3) Мне не нравятся мои одноклассники.

Бланк ответа для учащихся

Фамилия имя учащегося …….

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ











Подсчет











Итог



Приложение 9.

Протокол мониторинга 1 класс 2016-2017 учебный год

Личностные результаты

Фамилия имя

мотивация

самооценка

1.


Хорошая школьная мотивация

завышенная

2.


Низкая школьная мотивация

завышенная

3.


Хорошая школьная мотивация

адекватная

4.


Высокий уровень школьной мотивации

завышенная





34.


Низкая школьная мотивация

завышенная


Приложение 10.

Бланк ответа для учащихся.

Работу выполнил: _____________________________




6



Скачать

© 2021 1005 11

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!