СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День здоровья . Соревнования по туризму.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольный комбинированный маршрут (ККМ) -  проводится  как  туристический  поход, в ходе которого  каждая  команда  выполняет  различные  задания  по  краеведению,  туристской  технике,  топографии,  ориентированию и медицинской  помощи. Класс выходит на маршрут с классным руководителем и учителем, обязательно  инструктаж по технике безопасности. На   маршруте  команда  преодолевает  различные  препятствия,  самостоятельно  выбирая  тактику  и способ  безопасного  прохождения.  При этом  команда  набирает  баллы. 

Просмотр содержимого документа
«День здоровья . Соревнования по туризму.»

День здоровья.

Соревнования, посвященные дню туризма.

Автор: Кудряшов А.В. 9(учитель физической культуры
МОУ лицей № 6 , г. Тамбов)

Положение о проведение соревнований. Правила соревнования. Техника безопасности во время походов.
Карта-маршрут.

Станции:
медицина, краеведение, движение по азимуту, топография, установка палатки и завязывание узлов.


2017 г



«Утверждаю»

Директор МОУ лицея № 6

Положение

о проведении соревнований школьного «Дня здоровья»,
посвященного туризму.

Цели и задачи:

  1.  Широкое использование туризма для укрепления здоровья учащихся.

  2. Развитие массового школьного туризма и краеведения как средство воспитания учащихся.

  3.  Повышение туристического мастерства учащихся.

Время и место:

             Школьный «День здоровья» проводится 3октября 2017г. на территории «Парка культуры и набережной реки Цна». Прибытие команд к месту соревнований согласно стартовому протоколу.

. Участники соревнований:
 В соревнованиях принимают участие учащиеся 6 – 7 классов.
Судейство осуществляют учащиеся 11 классов, учителя физкультуры, учитель ОБЖ, организатор по внеклассной работе.

         Программа соревнований:

Соревнования проводятся в виде однодневного контрольного комбинированного маршрута с выполнением заданий на контрольных пунктах: движение по легенде, задания по медицине,  определение азимута на три ориентира, движению по азимуту,  установка палатки, завязывание узлов, краеведение, определение топографических знаков и конкурса газет о проведении соревнований.

Определение результатов и награждение:

              Результаты соревнований определяются   по наибольшей сумме баллов полученных на КП. При равенстве очков - определяем по  наилучшему    ходовому времени

Контрольный комбинированный маршрут (ККМ) проводится как туристический поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристской технике, топографии, ориентированию и медицинской помощи. Класс выходит на маршрут с классным руководителем и учителем, обязательно инструктаж по технике безопасности. На маршруте команда преодолевает различные препятствия, самостоятельно выбирая тактику и способ безопасного прохождения. При этом команда набирает баллы. Если ребята не готовы к преодолению какого-либо этапа, они могут его пропустить, лишившись соответствующего количества баллов. На прохождение каждого этапа устанавливается определенное время – НВ (нормальное время). Если команда преодолевает этап быстрее, преимущества от этого она не получает, а за превышение НВ ей дается меньшее количество баллов.

Предстартовая проверка. Ответ капитана о действиях команды в аварийной ситуации – до 4 баллов. Ответ одного из участников (по жребию) о границах района соревнований – до 4 баллов. Проверка личного снаряжения одного из участников (по жребию) - до 3 баллов. Наличие и состав медицинской аптечки, ремонтного набора, группового снаряжения - до 3 баллов за каждый элемент. За отсутствующий предмет снимается один балл, но не более 3 баллов в каждом списке.

Знание правил оказания первой медицинской помощи. Два представителя от команды получают вопросы с указанием способов оказания первой медицинской помощи, и команда выбирает правильный ответ в течение 10 минут. За каждый правильный ответ –3балла. Если команда выполнит задание без ошибок за 5 минут, получает еще + 10 баллов

Маркированный маршрут. Команда, двигаясь по маркировке, отслеживает по карте путь движения и наносит местонахождения КП проколом и на карту и наносит номер КП. При ошибке до 2 мм – 6 баллов, до 4 мм - 4, до 6 мм – 2, свыше 6мм – 0 баллов. За выполнение задания в установленное ( НВ ) команда получает дополнительные - 10 баллов

Азимутальный ход. Получив исходные данные (азимут и длину хода до 1 км), команда движется к указанной точке. При выходе на финишную прямую записывается номер вешки. При ошибке до 5% - 15 баллов, до 10% - 10, до 15% - 5, свыше 15% - 0 баллов. Премия за НВ (только при ошибке до 10%) – 10 баллов. Краеведение. Получив на КП вопросы по краеведению команда должна ответить на вопросы в течение 10 минут . Правильный ответ -3 балла . Если команда выполнит задание без ошибок за 5 минут, получает еще + 10 баллов

КонкурсТУРИСТСКИЕ УЗЛЫ (максимальная оценка - 30 баллов) Участвуют 10человек. По команде судьи каждый участник на судейских веревках завязывает узел, выбранные по жребию. Взаимопомощь не разрешается. Участники, неправильно завязавшие узел или не успевшие завязать узел, снимаются с конкурса. Оставшиеся участники продолжают завязывать узлы. Всего может быть предложено 10узлов.





Предстартовая проверка (10 минут)

Ответ капитана о действиях команды в аварийной ситуации – до 4 баллов. Ответ одного из участников (по жребию) о границах района соревнований – до 4 баллов. Проверка личного снаряжения одного из участников (по жребию) - до 3 баллов. Наличие и состав медицинской аптечки, ремонтного набора, группового снаряжения - до 3 баллов за каждый элемент. За отсутствующий предмет снимается один балл, но не более 3 баллов в каждом списке.

( все должны знать и отвечать на па пункт 1 и 2)

1. Граница полигона: с севера – магистраль Тамбов – Рассказово,

с юга – парк «Дружба» и «Тамбовское море»,

с востока - дачи,

с запада - ул. Советская.

2. Действия в аварийной ситуации: двигаться в северном направлении до дороги Тамбов-Рассказово, затем повернуть на запад, идти до ул. Советской и затем вернуться в школу.

3.Проверка готовности класса к соревнованиям.

Личное снаряжение: рюкзак, вторая обувь, запасные носки, накидка от дождя, бутылочка с водой, шапочка или бейсболка.

Групповое снаряжение:

гелиевая ручка и карандаш, планшет, компас, свисток, булавка.

Аптечка:

йод, перекись водорода, вата, жгут, ножницы, лейкопластырь, активированный уголь, валидол, нашатырный спирт.

Набор для ремонта:

плоскогубцы, нож складной, набор ниток и иголка, пуговицы 2-3 штуки, булавки не менее - 5 штук.



Ориентирование по легенде

Команда движется без карты по легенде с указанием азимута и расстояний, проходя мимо КП ученик записывает в маршрутную книжку № КП, в том случае если он идет правильно согласно легенде , то за посещение и правильную запись в маршрутной книжке получает - 5 баллов за одно КП . Время нахождения на этапе 30 минут. За превышение времени на этом этапе штраф (за одну минуту снимется 1 балл только с этого этапа)




Легенда-маршрут.



От дома №7 по улице Рахманинова, движемся в севере - восточном направлении. Спускаемся по центральной лестнице и от последней ступеньки делаем один шаг, азимут 330° идти 200-250 метров до детской железной дороги и одинокой ели. Затем идти в западном направлении мимо кафе « Водолей» и тира 200 м. С правой стороны от детской крепости подняться по ступенькам, обойти западную сторону. Затем в северо-восточном направлении по широкой аллее идем мимо каруселей и сцены, выходим на центральную аллею. Движемся в восточном направлении, проходим через мост, пройдя его, азимут 190° спускаемся по ступенькам вниз, идем мимо кафе «Ручеёк» до поляны 300 м к КП № 2.



Карта для ориентирования на местности



КП - МЕДИЦИНА.

Команда выбирает правильный ответ в течение 10 минут. За каждый правильный ответ - 3балла. Если команда выполнит задание без ошибок за 5 минут, получает еще + 10 баллов



  1. Для каких целей предназначен йод, находящийся в аптечке?

1) Для обработки всей поверхности раны, если она грязная.

2) Для обработки кожи вокруг раны.

3) При ожогах, вызванных щелочью.

  1. Какой материал может, использован в качестве шины? 1)Ткань.

2) Бинт, вата.

3) Кусок доски.



  1. На какой максимальный срок летом можно наложить жгут?

  1. Не более получаса.

  2. Не более 2 часов.

  3. Не более 1 часа.

  1. Правильный способ остановки капиллярного кровотечения?

  1. Наложение на рану давящую повязку.

  2. Наложение на конечность жгута.

  3. Резкое сгибание конечности в суставе.

  1. Как оказать помощь при ожогах 1 степени?

  1. Вскрыть пузырь, наложить мазевую повязку.

  2. Не вскрывать пузыри, обработать кожу 5% спиртовым раствором.

  3. Охладить обожженную поверхность и, не вскрывая пузыри, наложить стерильную повязку.

  1. При каких случаях применяется активированный уголь.

1) При болях в животе.

2) При отравлении.

3) При высокой температуре.

  1. Назовите основные правила оказание медицинской помощи при солнечном ударе?

  1. Как можно быстро перенести пострадавшего в тень и уложить на спину (голова ниже туловища), сделать растирания в области сердца.

  2. Поместить пострадавшего в тень или прохладное помещение, раздеть, уложить на спину, сделать холодные компрессы положить под голову валик, обеспечить доступ воздуха.

  3. Усадить пострадавшего в тень и напоить холодным напитком, наложить компресс на грудь.



  1. Как оказать на месте первую медицинскую помощь при простой не глубокой ране?

1) Наложить повязку.

2) Обработать края раны йодом и положить стерильную повязку.

3) Промыть рану лекарствами.

  1. Какое кровотечение считается наиболее опасным?

1) Капиллярное.

2) Венозное.

3) Артериальное.

  1. Для чего в аптечке нужен раствор аммиака (нашатырный спирт)?

1) Для обработки ран.

2) Для наложения согревающего компресса.

3) Для вдыхания при обмороке.













ОТВЕТЫ КП (медицина)

  1. 1

  2. 3

  3. 2

  4. 1

  5. 3

  6. 2

  7. 2

  8. 2

  9. 3

  10. 3



























КП - краеведение

Краеведение. Получив на КП вопросы по краеведению, команда должна ответить на вопросы в течение 10 минут. Правильный ответ - 3 б. Если команда выполнит задание без ошибок за 5 минут, получает еще + 10 баллов



  1. Кем был основан г.Тамбов?

  2. В каком веке Тамбов стал губернским центром?

  3. Указом Екатерины II в 1786 году, кто был назначен главой Тамбовского наместничества?

  4. С именем, какого композитора связана музыкальная жизнь Тамбова?

  5. В каком году основан город Тамбов?

  6. Назовите село Гавриловского района - Родину трёх героев Советского союза?

  7. Назовите основные почвы в области?

  8. Сколько экономических районов в области?

  9. С какими областями граничит Тамбовская область на севере?

  10. Какой климат Тамбовской области?



Ответы на вопросы (краеведение).

  1. Воеводой Романом Боборыкиным.

  2. В 17 веке.

  3. Г.Р. Державиным.

  4. Рахманинова.

  5. В 1636 году.

  6. Осиный Гай.

  7. Чернозем.

  8. 23.

  9. С Рязанской и Пензенской областью.

  10. Умеренно-континентальный.















Азимутальный ход.

Получив исходные данные (азимут и длину хода до 200метров), команда движется к указанной точке. При выходе на финишную прямую записывается номер вешки. При ошибке до 5% - 15баллов, до10% -10баллов, до15% - 5баллов, до20% и выше - 0

Для того чтобы увеличить точность движения по азимуту, руководства по топографии рекомендуют следующие приемы. Первый из них – это использование промежуточных ориентиров. Определив по компасу направление на местности, которое соответствует нашему азимуту, надо наметить какой-нибудь предмет (дерево, куст и т. п.), находящийся строго на нужном направлении. Этот предмет и будет нашим первым промежуточным ориентиром. Нужно только чтобы ориентир был достаточно заметным и не терялся из виду при приближении к нему. Дойдя до первого промежуточного ориентира, таким же порядком определяют второй промежуточный ориентир и двигаются, пока не достигнут его. Достигнув второго промежуточного ориентира, находят себе третий ориентир и т. д. Можно также использовать в качестве промежуточных ориентиров участников своей команды показывая жестами рук, где надо встать, и затем подойдя к ним, взять следующий ориентир и так передвигаться до конечной цели.







Определение азимута на три ориентира

Команда при помощи компаса определяет азимут на указанные ориентиры. При ошибке 5о- 5 баллов,15о- 3балла, 25о- 1балл.

АЗИМУТ (араб. ас-сумут, мн. число от ас-самт - путь, направление), горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от сев. направления меридиана до заданного направления в пределах от 0° до 360°.



















Определение топографических знаков

Правильный ответ - 3 б. Если команда выполнит задание без ошибок за 5 минут, получает еще + 10 баллов





Ответы:

1.Электростанция.

2. Аэродромы.

3. Водяные мельницы.

4. Ветряные мельницы.

5. Дом лесника.

6.Торфоразработки.

7. Гора, бугор.

8. Линия связи.

9. Линия электропередач.

10. Грунтовая дорога.

11.Полевая, лесная дорога.

















КП - установка палатки

Допускается любое количество участников. Палатка ставиться на 2 наружные стойки и 10 колышков. Вход не застегивается. После построения команды по сигналу капитана « готово », секундомер выключается, судья проверяет правильность выполнения. При обнаружении ошибок команде дается еще одна попытка. Если команда снова установит палатку с ошибками, она получает штраф - 30 сек.

За 1 место - 30 очков, 2 место –25очков , 3место –20очков , 4 место -25 очков , 5 место –15 очков , 6 место – 10 очков.







Туристические узлы

Конкурс «ТУРИСТСКИЕ УЗЛЫ» (максимальная оценка - 30 баллов) Участвуют 10человек. По команде судьи каждый участник на судейских веревках завязывает узел, выбранные по жребию. Взаимопомощь не разрешается. Участники, неправильно завязавшие узел или не успевшие завязать узел, снимаются с конкурса. Оставшиеся участники продолжают завязывать узлы. Всего может быть предложено 10узлов. Отсутствие необходимых контрольных узлов, перехлест веревки оценивается как неправильно завязанный узел. Контрольное время на каждый узел - 5 минут. За каждый правильно завязанный узел команда получает 3балла. Перечень возможных узлов: прямой, встречный, проводник (одним концом), восьмерка, двойной проводник , удавка , схватывающий. Рисунки и названия узлов приводятся по книгам: И.В.Балабанов "Узлы", М., 1998; Антропов К, Расторгуев М. "Узлы", М., 1994.Перечень возможных узлов: прямой , встречный, проводник (одним концом), восьмерка , двойной проводник, булинь, удавка, схватывающий. Рисунки и названия узлов приводятся по книгам: И.В.Балабанов "Узлы", М., 1998; Антропов К., Расторгуев М. "Узлы", М., 1994."

 Прямой (2 способа)

Встречный

 

 Проводник (одним концом)

Восьмерка

 

 

Двойной проводник

Удавка

Булинь

Схватывающий

 



Все штыки очень надежны, если постоянно натянута веревка (разнообразные растяжки, переправы). При переменном характере нагрузки на веревку обязательны страховочные узлы или принайтовка, то есть закрепление свободного конца веревки тонким шнуром или лентой. В качестве рабочих узлов штыки используются в походах редко.

ШТЫК

ЯКОРНЫЙ ШТЫК

УДАВКА

Близка к штыкам по своим свойствам, очень удобна для подъема грузов и иногда используемая для крепления одного из концов переправы

ТКАЦКИЙ УЗЕЛ

Эти узлы очень надежны. Однако развязывать их после затягивания под нагрузкой нелегко, поэтому рекомендуется использовать их как одноразовые (например, на страховочной петле из репшнура). Такие узлы практически никогда не развязываются и не ослабевают




Узел "восьмерка"

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 61, а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 61, в).

Узел "стремя"

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 65, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 65, б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.

Конец формы



Одной веревкой делается петля (рис. 54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15-20см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. 54,д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис. 54, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается (рис. 54, е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис. 54,д).






.








Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий ИОТ – 063 - 2001



  1. Общие требования безопасности

    1. К участию в прогулках, туристских походах, экскурсиях, экспедициях допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

    2. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.

    3. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

  • Травма ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;

  • укусы ядовитыми животными и пресмыкающимися (змеи, паукообразные, многоногие и пр);

  • заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр);

  • отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами;

  • заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.

  • Изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;

    1. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

    2. Учащиеся обязаны во время прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу.

    3. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.

    4. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю мероприятия, которому оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.

    5. Во время прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.

    6. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проходят незапланированный инструктаж по охране труда.



  1. Требования безопасности перед проведением

прогулок, туристских походов, экскурсий, зкспедиций

    1. Перед проведением прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций учащиеся должны пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медосмотр и представить справку о состоянии здоровья.

    1. Надеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру.

    2. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.



  1. Требования безопасности во время проведения

прогулок, туристских походов, экскурсий, зкспедиций

    1. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком в

избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми.

    1. Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры.

    2. Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных и насекомых, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений.

    3. Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

    4. Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.

    5. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.

    6. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самостоятельно не изменять установленный маршрут движения и не покидать место расположения группы.

    7. Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа, туристского похода, экскурсии, экспедиции не должна превышать для учащихся 1-2 классов – 1 дня

3-4 классов – 3 дней

5-6 классов – 18 дней

7-9 классов – 24 дней

10-11классов - 30 дней

    1. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно

информировать руководителя мероприятия об ухудшении

состояния здоровья или травмах.

    1. Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к

природе, памятникам истории и культуры, к личному и

групповому имуществу.


  1. Требование безопасности в аварийных ситуациях

4.1.При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися,

насекомыми немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

    1. .При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.


5. Требования безопасности по окончании прогулки, туристского похода, экскурсии, зкспедиции

5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся.

    1. Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.

    2. Тщательно вымыть руки с мылом.













Литература:

Физическая культура в школе №2 1986, стр 47 - 51



http://images.yandex.ru/search?p=54&ed=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%20%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC&spsite=www.savostino-school.znaet.ru&clid=46021&img_url=www.savostino-school.znaet.ru%2Fim.xp%2F051054050050124050052048050048056051057.html&rpt=simage



http://hardball-perm.narod.ru/Biblioteka/Sputnik/2.HTM

http://www.stalkportal.com/forum/23-78-1

http://alpeana.narod.ru/uzli.html

http://turistkk.narod.ru/turuzli.htm

http://images.yandex.ru/search?p=19&text=%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D0%B7%D0%BB%D1%8B&spsite=fake-003-2141567.ru&clid=46021&img_url=zatumanom.ru%2Fimg%2Fi%2Farticles%2Fimage024.jpg&rpt=simage

техника безопасности в походах - http://sch-128.narod.ru/HTMLs/links/dokuments.htm

http://www.westra.ru/articles/orivpxd.html

http://images.yandex.ru/search?p=146&ed=1&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D1%81&spsite=fake-019-739118.ru&clid=46021&img_url=foto.sibmama.ru%2Falbums%2Fuserpics%2F10747%2Fnormal_35852-1011_EXPEDITION_54.jpg&rpt=simage картинка компас


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!