МБОУ Комиссаровская СОШ
Выступление на методическом совете на тему:
«Внеурочная деятельность с учащимися как средство достижения метапредметных результатов рамках реализации ФГОС»
Подготовила: Перепелкина Е.В
апрель
П.Розет 2015-2016 учебный год
Древние говорили: «Дорогу осилит идущий». Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребёнка. Речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа. Но её конечный результат, я уверена, принесёт радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.
Современный этап развития образования подразумевает под собой использование новых технологий и методов обучения. Одно из главенствующих мест в современном образовании занимает применение метапредметного подхода. Не лишним будет заметить, что особую роль данный подход играет во внеурочной деятельности учащихся. К сожалению, в ходе, еще не до конца, перешедшего на новые стандарты, образовательного процесса, далеко не всегда, удается раскрыть метапредметные связи в той степени, в которой это необходимо для достижения желаемого результата. Учитель поставлен в определенные рамки (программа, учебник и т.д.), при эффективном же подходе к использованию внеурочной деятельности данные рамки значительно размываются (особенно при работе с собственными авторскими программами и разработками, адаптированными под конкретные цели и разработанные с учетом навыков и умений конкретных учебных групп).
Внедрение в образовательный процесс внеурочной деятельности по предмету с грамотно организованным использованием метапредметных связей особенно актуально в период перехода на государственные образовательные стандарты нового поколения. Их применение раскрывает перед нами огромные возможности, способствующие улучшению успеваемости учащихся (не по одному отдельному предмету, а по целому циклу дисциплин), повышению их заинтересованности в приобретении комплекса знаний и как следствие: расширению кругозора, многостороннему изучению предмета, повышению степени самостоятельной деятельности, поиску и изучению дополнительного материала, а также множеству других положительных во всех отношениях результатов.
Однако, суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием. Попытки разработчиков стандартов отыскать метапредметность в известных психологических теориях Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, в которых её никогда не существовало, вносит ещё большую неразбериху. Учителям нынешний стандарт непонятен.
Что ж, попробуем разобраться и привести пример метапредметности. Если, используя метод наблюдения (например, в проектной или любой другой внеурочной деятельности), контролировать процесс весенних изменений (набуханий) почек и образования лиственного покрова дерева, то результат подобной деятельности, конечно же, будет находиться в рамках науки – биологии (ботаника). Однако, рассматривая данный процесс с других сторон, мы смело можем утверждать, что он относится еще и к таким предметам как психология (наблюдение за собственными действиями или чувствами), математика (замеры увеличения почек, расчет пропорциональности увеличения скорости роста от повышения температур, построение таблиц и графиков на основе полученных данных), статистика (сравнение времени, затраченного на жизненный этап растения начало набухания почки – полноценный лист, с показателями прошлых лет), информатика (оформление результатов в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point и др.), литература (описательная составляющая, наблюдательного процесса и/или этапа жизнедеятельности растения) и многим другим.
Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. [1]
Рассматривая метапредметность, мы можем (не отрываясь от понятий «выход за предметы» и «взаимосвязь нескольких предметов») выделить, пять основных групп ее использования:
Плюродисциплинарная метапредметность, основанна на сочетании дисциплин, между которыми существуют содержательные отношения.
Мультидисциплинарная метапредметность (или полидисциплинарная) – основанна на сочетание дисциплин, не имеющих явных связей по содержанию, например, музыки, химии и математики и др.
Кроссдисциплинарная метапредметность, где одну дисциплину рассматривают с позиций другой, например, физики или истории.
Трансдисциплинарная метапредметность, в которой объект исследуется сразу на нескольких уровнях.
Междисциплинарная метапредметность, основанная на переносе методов из одной научной дисциплины в другую, обусловленном сходством предметных областей. [2]
Приведу пример метапредметного подхода во внеурочной деятельности по каждой из групп (основываясь на собственном опыте внеурочной деятельности по экологии). Итак, допустим, что в ходе внеурочной (исследовательской) деятельности по экологии нам предстоит выбрать тему проекта. Получаем:
Плюродисциплинарная – Географические и биологические предпосылки экологических катастроф.
Мультидисциплинарная – Роль экологических факторов в истории планеты.
Кроссдисциплинарная – Экология труда. История экологии. Экологическая медицина.
Трансдисциплинарная – Исследование экологической проблемы, связанной с использованием пластика, посредством изучения его химического состава и свойств.
Междисциплинарный – Математические модели в популяционной динамике.
Самый большой спектр для использования метапредметных связей мы имеем именно во внеурочной деятельности, в любых ее проявлениях (проектно-исследоваельская работа, волонтерские движения, предметные игры, конкурсы, соревнования и т.д.). Хочется заметить, что метапредметность – это не просто навязанное нам новомодное слово. Без нее уже просто невозможно организовать полноценную деятельность учащихся, к тому же при грамотном использовании метапредметность облегчает деятельность педагога и способствует эффективному саморазвитию учащихся. На выходе же мы имеем вполне привлекательную картину: заинтересованных в обучении детей, которые не только выполняют задания, но и выдвигают собственные идеи и модели для дальнейшего развития, что собственно и является основой для эффективного обучения и целью внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения.