Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий |
1. Организационный момент. |
Вхожу в класс, приветствую учащихся, отмечаю отсутствующих. По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а, может быть, стало ещё лучше. | Приветствие учащихся | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполагание | Умение настраиваться на занятие |
3. Актуализация знаний |
На прошлом уроке мы изучили тему «Сила упругости». Сейчас я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы поняли и усвоили её. Кроме этого мы вспомним, что необходимо знать о любой силе. Физический диктант. Продолжите предложение: 1. При любом виде деформации возникает… 2. Сила упругости всегда направлена… 3. Точка приложения силы упругости - это… 4. Запишите закон Гука буквами 5.Коэффициент пропорциональности k в законе Гука называется… Сдали мне свои работы, сверились с ответами. Работа в группах Задание 1 группе: напишите формулу закон Гука и расскажите о каждой величине. Задание 2 группе: изобразите на рисунке силу тяжести. Задание 3 группе: изобразите на рисунке силу упругости. | Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал. | 2. Выполняют задание учителя 1.Сила упругости. 2. Противоположно деформации 3. Точка соединения тела и опоры. 4. F=kΔl 5. Жёсткостью пружины Работают в группах, представители групп работают у доски Обмениваются работами с соседом по парте, проверяют работы соседа, выставляют оценки. Диктуют оценки учителю. | Компетенция обучающихся в области физики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Регуляция учебной деятельности. |
2. Постановка цели и задач урока |
Посмотрите на рисунки, чем они отличаются? Ребята, но не только на тело могут действовать силы, но и само тело может оказывать воздействие. А как наше тело действует и на что? А как вы думаете, правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например 50 кг? Проведём голосование. Кто считает, что говорим правильно? Кто считает, что мы не правы? Мнения разделились. Не будем спорить, кто прав, кто виноват. Разобраться в этом нам поможет наша сегодняшняя тема «Вес тела». Запишем её в тетради. Вес – это сила и исходя из этого, скажите, что нам нужно будет знать о ней, как о физической величине? Существует план изучения физических величин: Определение. Вектор или скаляр. Буквенное обозначение. Формула. Прибор для измерения. Единица величины. Кроме этого на хорошо известно, что сила – это векторная величина, а, следовательно, необходимо выяснить её направление и точку приложения. Эти пункты плана и будут целью нашего урока, а кроме этого, мы ответим на поставленный вопрос. Проведем опыт. Положим на стол полиэтиленовый пакет с водой. Мы видим, что пакет деформировался. Следовательно, можно сделать вывод: стол действует на тело. Но нам хорошо известно из пройденного, что тела взаимодействуют, следовательно, тело тоже действует на стол. Вопрос: С какой силой тело действует на стол? 1. Определение. Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. 2.Вектор или скаляр. Чтобы выяснить направление веса тела, нужно вспомнить, как направлена сила тяжести? Значит и вес будет направлен вертикально вниз, но точки приложения у них будут различны. 3. Буквенное обозначение: Р – вес тела 4. Что можно сказать о единице измерения? Верно. А каким прибором мы измеряем силу? Направление и точку приложения покажем на рисунке. | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса Классная работа. Вес тела. Как обозначается, в чём и чем измеряется, как находится. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Читают параграф, выделяют существенную информацию. Весом тела. 1. Определение. Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. 2. Вектор. Вертикально вниз. 3. Р - вес тела. 4.Единица измерения 5. В Ньютонах, как и любая другая сила. 6. Динамометр. Зарисовывают рисунок. | Отвечают на вопросы учителя. Направлением, точкой приложения. Мы давим своим весом на опору Дети поднимают руки | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
4. Первичное усвоение новых знаний |
А, теперь узнав, все о весе тела, давайте, сравним три величины: силу тяжести, вес тела и массу. Сравнение будем проводить по плану изучения физической величины. Определение дадим устно, а все остальное запишем письменно в тетрадь. Три учащихся выходят к доске и выполняют задание на доске. Ответьте на вопросы: 1.Что общего между силой тяжести и весом тела? 2.В чем различие между этими силами? 3.Что общего между силой тяжести и массой? 4.Что общего между весом тела и массой? Так правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг? А почему? Теперь, я думаю, у вас не осталось сомнений в том, что необходимо говорить и в повседневной жизни правильно, показывая тем самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо её знаете. Учитель даёт обучающимся задание прочитать в учебнике (страницы 97 – 98) описание некоторых физических явлений, объясняемых наличием атмосферного давления. | Сила тяжести | Вес тела | Масса | Вектор | Вектор | Скаляр | F | P | m | F=mg | P=F | m=ρV | [F] = 1H | [P] = 1H | [m] = 1кг | динамометр | весы | Центр тела | Точка соединения тела и опоры | Точки приложения нет | Работа по таблице. Ничего. Ничего. Нет. 50 кг – это масса и её измеряют весами, а вес тела измеряется в Ньютонах, а прибор – динамометр. | | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. Анализ содержания параграфа. | В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
5. Первичная проверка понимания |
А чему же равен вес, если масса равна 50 кг? Учитель даёт обучающимся задание прочитать в учебнике (страницы 61-62) | Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. | Решается задача Отвечают на вопросы после параграфа соседу по парте. | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. | Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. | Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
6. Первичное закрепление |
Решение качественных задач № 288 (Лукашик). Назовите силы, изображенные на рисунке 1. Обозначьте каждую силу соответствующей буквой. Ответ. № 293 (Лукашик). Изобразите графически силу, направленную вертикально вверх, модуль которой 4 Н (масштаб: 0,5 см – 1 Н). № 293 (Лукашик). Изобразите графически силу, направленную вертикально вниз, модуль которой 50 Н (масштаб: 0,5 см – 10 Н). | Формулировка условий задач | Решение задач. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
7. Домашнее задание |
«На дом параграф 26 читать, определения учить, упражнение 9 на странице 64 выполнить письменно в тетради» | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
8. Итог урока |
«Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?» | Формулирует вопрос | Отвечают на вопрос. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
9. Рефлексия |
Что было сложного при изучении нового материала? Что было непонятно? Что было интересно? | Проводит рефлексию | Рефлексируют. | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |