СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вес тела. невесомость. перегрузка

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный конспект урока физики в 10 классе на тему: «Вес тела. Невесомость. Перегрузка»

Просмотр содержимого документа
«Вес тела. невесомость. перегрузка»

Приложение № 4

Опорный конспект для обучающихся

Тема:___________________________________________________________

  1. Сила тяжести Fт - это сила притяжения тела к Земле:

  • направлена вертикально вниз;

  • приложена к самому телу (центру масс);

  • измеряется в ньютонах;

  • Fт= mg , когда тело покоится или движется прямолинейно равномерно

g = 9,8 м/с2 (одинаково для всех тел в данном месте Земли)

g - ускорение свободного падения

g зависит:

  • от географической широты места (g-max на полюсах; min-на экваторе)

g=9,83 м/с2



g=9,8 м/с2



g=9,78 м/с2




  1. Вес тела Р – это сила, с которой тело из-за притяжения к Земле давит на опору или растягивает подвес.

  • приложен к опоре или подвесу;

  • измеряется в ньютонах;

  • вес – векторная величина; Р

  • вес- это сила.

След на песке, когда мы стоим - это наш вес.

  1. Заполните таблицу


Уско-рение

Что происходит с телом?

Сравним вес

Р с силой

тяжести Fт

Формула для

расчета

Состояние

тела


Рифма

1


а=0

1)Покоится

или

2)Движется по прямой с постоянной скоростью.

Р=Fт

Р=m•g

Тело покоится или движется прямолинейно равномерно

Ускоренья нет, тогда сила тяжести равна весу тела

2


а


1)Поднимается с ускорением

или

2)Опускается с замедлением.

Р Fт

Р=m•(g+a)

перегрузка

Ускоренье вверх глядит - перегрузка нам грозит

3


а

1)Опускается с ускорением

или

2)Поднимается с замедлением

Р Fт

Р=m•(g-a)

легкость

Ускоренье вниз глядит – легкость в тело к нам спешит

4


а = g


Тело не давит на опору, не растягивает подвес, т.е. находится в невесомости.

Р = о

Р=0

невесомость

Ускоренье равно g – мы

в невесомости уже.

Опорный конспект для обучающихся

Тема:___________________________________________________________

  1. Сила тяжести Fт - это сила притяжения тела к ……….:

  • направлена вертикально вниз;

  • приложена к самому телу (центру масс);

  • измеряется в ньютонах;

  • Fт= mg , когда тело ………. или движется прямолинейно равномерно

g = 9,8 м/с2 (одинаково для всех тел в данном месте Земли)

g - ускорение свободного падения

g зависит:

  • от географической широты места (g-max на полюсах; min-на экваторе)

g=9,83 м/с2



g=9,8 м/с2



g=9,78 м/с2




  1. ………. – это сила, с которой тело из-за притяжения к Земле давит на опору или растягивает подвес.

  • приложен к ……..…. или ………..…….;

  • измеряется в ньютонах;

  • вес – векторная величина; Р

  • вес- это сила.

След на песке, когда мы стоим - это наш вес.

  1. Заполните таблицу


Уско-рение

Что происходит с телом?

Сравним вес

Р с силой

тяжести Fт

Формула для

расчета

Состояние

тела


Рифма

1


а=0





Ускоренья нет, тогда сила тяжести равна ……….

2


а






Ускоренье вверх глядит - ……..…. нам грозит

3


а





Ускоренье вниз глядит – ………... в тело к нам спешит

4


а = g






Ускоренье равно g – мы

в …………. уже.



Цели:

 организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими результатов:

предметных:

- осмысление и закрепление знаний о направлении скорости и ускорения при равнопеременном  движении;

- понимание смысла таких физических величин как сила тяжести,  вес  тела;  таких понятий как невесомость, перегрузка и правильное употребление этих терминов в устной речи;

- знание и применение формул II и III законов Ньютона для решения задач;

- осмысленное понимание отличий между весом тела и силой тяжести;
- знание и понимание того, что вес одного и того же тела может быть различным, так как зависит от ускорения, с которым движется это тело. (P=Fт, PFт,  P

- осмысление и осознанное использование формулы расчета веса тела для следующих случаев: 

1) a = 0,  2) a = g, 3) a - вверх, 4) a - вниз;

- приобретение способности применять полученные знания при решении задач и в повседневной жизни;

метапредметных:

в познавательной деятельности

- формирование умение строить логические умозаключения с помощью индукции и дедукции, основанные на физических законах;

- умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; 

- умение переводить информацию из текстовой формы в знаковую;

- приобретение способности оценивать свои силы, используя задания разного уровня сложности;

- умение формулировать на «языке физики» тему урока и учебные задачи;

- исследование практических задач, выдвижение гипотез, понимание необходимости проверки их на практике;

в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

- владение монологической и диалогической речью;

- развитие умения обучающихся работать как индивидуально (самостоятельно), так и коллективно (работа группой);

в рефлексивной деятельности

- самостоятельная организация учебной деятельности (постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности);

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- поиск и устранение причин возникших трудностей;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

личностных:

- умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность

- умение организовать свою учебу по выбранной теме, поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;

- умение аргументированно спорить, дискутировать в ходе изучения темы;

- умение решать задачи и проблемы по теме;

- стимулирование способности иметь свое собственное мнение;

- освоение приемов самостоятельного открытия знаний.

























Урок физики в 10 А классе «Вес тела. Невесомость. Перегрузка»

Ход урока

Организационно-мотивационный момент (положительный настрой на урок) - 2 мин.

Преподаватель: Здравствуйте. Садитесь. Очень  рад видеть Вас. Кто отсутствует? Как успешно вы справились с д.з? Отлично! Настройтесь на успех, вера дает энергию для преодоления трудностей.
На столах у вас находятся: опорный конспект [приложение 3

По словам Бернарда Шоу, единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность. Только в процессе деятельности активируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт.

Актуализация. Постановка темы и задач урока - 6 мин.

Итак, оживим знания на которые будем опираться, формируя новые знания.

Преподаватель:

(слайд 2) Вопрос 1. Как направлена равнодействующая сила, действующая на тело? Ответ: 19

(слайд 3) Вопрос 2. Один из самых быстрых автомобилей на нашей планете Buggatti Veyron Super Sport за 2,8сек разгоняется от 0 до 100 км/ч (28 м/с). Определите его ускорение, округлив результат до едениц? (слайд 4)
(возможный ответ обучающихся: 10 м/с2)

(слайд 4) Вопрос 3. Машина, требующая ремонта, проехала по прямой от гаража до дерева 416 метров и заглохла. Когда ее удалось завести, она продолжила движение с ускорением 2 м/с.2 На каком расстоянии от гаража будет машина через 40 секунд?
Ответ: 2016 м

Обучающиеся: Участвуют в устном опросе; закрепляют, обогащают новыми свойствами только те знания,  на которые они будут опираться при формировании новых знаний.

Преподаватель: (ответы обучающих записывает на доске, отделяя точкой)

19.10.2016 - на что это похоже?

Запишите число, классная работа. Обратите внимание, что место для темы свободно.

Преподаватель:  Сегодня мы будем говорить о силе, с которой давим на пол, когда стоим или на подвес - когда висим. Как называется эта сила?

Обучающиеся: Вес тела.

 Преподаватель: Да. И подскажите, как называется состояние, которое испытывают космонавты в космосе?

Обучающиеся: Невесомость.

 Преподаватель: А как называется состояние, которое испытывают пассажиры при взлете самолета?

Обучающиеся: Перегрузка.

(слайд 5) Преподаватель: Запишите тему урока: «Вес тела. Невесомость. Перегрузка».

-Что будет выступать целью нашего урока? (узнать, что это такое и как появляются)

-Итак, цель намечена, сформулируем задачи, которые приведут нас к этой цели:

    • узнать все о силе тяжести (ее направление, точка приложение, единица измерения, формула для расчета, от чего зависит)

    • уметь вывести формулу веса тела в любой ситуации: 1) a=0; 2)a=g; 3)a   ; 4) a  

    • усвоить отличие веса тела от силы тяжести и записать это в виде графической схемы (кластера) или в любом другом, понятном для обучающегося виде;

    • научиться применять полученные знания при решении задач и на практике.

Преподаватель: Воспользуемся опорным конспектом (на месте пропуска вставим нужные слова, работаем в парах, вспомним что такое сила тяжести, куда она направлена, к чему приложена и в чем измеряется? (слайд 6)

(слайд 7) Решим задачу: Задача 1: Сравнить силу притяжения одного и того же человека к Земле, когда он находится в состоянии покоя: 1) на полюсе;  2) широте 450;  3) на экваторе.

Обучающиеся: самостоятельно думают, рассуждают, учитель направляет их деятельность по мере необходимости.
(возможные ответы обучающихся: на полюсе; на экваторе)

Ответ: Ускорение свободного падения на полюсе больше, чем на широте 450 и больше, чем на экваторе. Сила тяжести равна произведению массы тела на ускорение свободного падения, когда тело покоится, значит FПF45Fэ.

Преподаватель: Сверьтесь с ответом, запишите себе 1 балл на полях тетради, если решили верно. На столах у вас находится динамометр и груз. Что такое динамометр? Измерим вес тел. Обратимся к опорному конспекту(не забываем заполнять пропуски. Спустя время только ---(слайд 8)

    • Вес тела Р – это сила, с которой тело из-за притяжения к Земле давит на опору или растягивает подвес.

    •  приложен к опоре или подвесу;

    •  измеряется в ньютонах;                                               

    •  вес – векторная величина;                                                                                   

    •  вес – это сила. 

След на песке, когда мы стоим - это наш вес.

(слайд 9) Решим несколько задач, за каждое верное решение оцениваем себя одним баллом.

Задача про муху: К какому телу приложен вес мухи, сидящей на потолке?

Задача 3: Счастливый жених массой 55 кг. Несёт на руках красавицу невесту массой 110 кг. С какой силой эта парочка давит на пол?

Задача 4: Где будет больше вес 10 кг апельсинов, взвешенных на рычажных весах: 1) на экваторе; 2) на широте 450; 3) на полюсе?

Преподаватель: Давайте порассуждаем.  Когда мы начинаем  подъем в лифте, то какая-то сила прижимает нас к полу, а в начальный момент движения вниз чувствуем, что какая-то сила нас приподнимает.  Значит, вес меняется. От чего же зависит наш вес?

(возможные ответы обучающихся: 
- в момент движения лифта вверх вес тела увеличивается, в момент остановки – уменьшается, а при равномерном движении лифта вес остается постоянным;

- вес одного и того же тела может быть различным, т.к. вес тела зависит от ускорения, с которым движется тело).

Преподаватель: Вес тела зависит от ускорения, с которым движется тело. Докажем это это:

(ДОЛЖНО ПРОЙТИ МИНУТ 18-20 УРОКА)

Демонстрация на лаборатории Архимеда.(3минуты)
(преподаватель  объясняет понятие веса, когда тело покоится или движется прямолинейно равномерно, невесомости и перегрузки)

Преподаватель: Сейчас разделимся на 3 группы. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа и 3 ряд – 3 группа.

(слайд 10)Задание: Каждой группе заполнить по строке в таблице. Выбираем представителя от команды.

1 группа: когда тело движется с ускорением a, направленным вверх (стр. 56 учебника)

2 группа: когда тело движется с ускорением a=0 (стр. 54).

3 группа: когда тело движется с ускорением a = g, (стр. 55)

Отчет представителя каждой группы: у доски. Время выполнения: 1,5 минуты

Преподаватель:  вызывает представителя команды к доске и призывает обучающихся выставить себе баллы

Р.S. педагог, если учащиеся затрудняются в заполнении ячеек  второго столбца  второй и третьей строки,  предлагает им наводящие вопросы

(слайд 11-14)

Преподаватель: Эта таблица будет вам опорой при решении задач. (слайд 15)


Уско-рение

Что происходит с телом?

Сравним вес

Р с силой

тяжести Fт

Формула для

расчета

Состояние

тела


Рифма

1


а=0

1)Покоится

или

2)Движется по прямой с постоянной скоростью.

Р=Fт

Р=m•g

Тело покоится или движется прямолинейно равномерно

Ускоренья нет, тогда сила тяжести равна весу тела

2


а


1)Поднимается с ускорением

или

2)Опускается с замедлением.

Р Fт

Р=m•(g+a)

перегрузка

Ускоренье вверх глядит - перегрузка нам грозит

3


а

1)Опускается с ускорением

или

2)Поднимается с замедлением

Р Fт

Р=m•(g-a)

легкость

Ускоренье вниз глядит – легкость в тело к нам спешит

4


а = g


Тело не давит на опору, не растягивает подвес, т.е. находится в невесомости.

Р = о

Р=0

невесомость

Ускоренье равно g – мы

в невесомости уже.

(слайд 16)Домашнее задание:п.17, упр.13

V. Этап закрепления нового материала

Задание на закрепление нового материала 

(слайд 17)Задача 5:Автомобиль движется по выпуклому мосту. Легкость или тяжесть в теле испытывает водитель?

(слайд 18)Задача 6: Какую роль (положительную или отрицательную) играет сила тяжести при сварке в нижнем, вертикальном и потолочном положении швов? 

Преподаватель: не забывайте использовать таблицу при решении задач.

Обучающиеся: решают задачи и передают конспект соседу для взаимопроверки. Сосед плюсами отмечает правильно решенные задачи, производя сверку с эталоном

VI. Рефлексия - 3 мин

(слайд 19)Преподаватель: Подведем итоги урока.

    • Что нового вы узнали, поняли?

    • Что научились делать?

    • Оцените работу своих товарищей.

Р.S:  Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценкитак как я отслеживала вашу работу на уроке.

    • Что понравилось больше всего?

    • Что вызвало затруднение? Почему?

    • Как изменилось ваше настроение?

Обучающиеся: фиксируют, что нового узнали на уроке. Дают оценку собственной деятельности и оценку групповой работе. Благодарят товарищей по группе, которые помогли получить результат урока.

VII. Заключительный этап.

(слайд 20)Преподаватель:

Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
 Дай мне выполнить самому – и я научусь»
Китайская мудрость




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!