Конспект урока математики
Тема: «Буквенные выражения»
Цель: познакомить учеников с новыми математическими терминами, а именно «буквенные выражения» и «уравнения»; развивать умение решать текстовые задачи и задачи, основанные на логическом мышлении; совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи.
Учебные:
Познакомить с понятием «буквенное выражение»;
Познакомить с латинскими буквами;
Научить читать и записывать буквенные выражения;
Закрепить изученное (устные вычисления).
Развивающие:
Развивать логическое мышление, воображение, внимание и память.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать ответы товарищей, а также давать точные, полные ответы на вопросы;
Воспитание интереса к предмету.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация по теме "Буквенные выражения".
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
использовать представления о буквенных выражениях для решения уравнений практического содержания;
формировать умения решать текстовые задачи;
Метапредметные:
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свои учебные действия и находить, под руководством учителя, различные варианты ее решения на основе представленного в учебнике материала, а также проводить самооценку полученных результатов;
познавательные – проводить сравнения разных способов выполнения заданий, делать выводы, осуществлять поиск недостающих данных, используя разные способы, в частности беседы со взрослыми, ставить вопросы к заданному условию так, чтобы получить уравнение, которая решается заданным способом, строить несложные модели для текстовых задач;
коммуникативные – продолжать развивать у учащихся умения вести диалог с учителем, работать в паре со сверстниками;
Личностные:
развивать положительное отношение учащихся к изучению математики, продолжать формировать понимание роли математических знаний и действий в жизни людей, развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
Ход урока.
Организационный момент.
- Дорогое мои ученики, как бы вы хотели чтобы прошёл наш урок? (Ответы учеников)
- Я бы тоже хотела чтобы наш урок прошёл интересно и познавательно, но для этого мне, как всегда, потребуется Ваша помощь. Вы готовы мне помочь? (ответы учеников)
Тогда давайте начнём с минутки чистописания.
Открываем тетради и подписываем число, классная работа.
Зачем нам нужна минутка чистописания? (ответы учеников)
Правильно, а теперь давайте вместе со мной пропишем следующие цифры.
Сегодня мы прописываем цифру 7 и число 78.
Как отличить число от цифры? (ответы детей)
Какие ошибки мы можем допустить в написании? (ответы детей)
Актуализация.
Устный счёт.
Ну что же, а теперь мы с Вами немного посчитаем.
Прошу каждого сейчас взглянуть на доску, перед вами представлены примеры. Но кажется что-то случилось. Проверьте пожалуйста правильность вычислений. Спишите, исправляя ошибки. Кто выполнит - попрошу ручки положить на стол.
84+2-40=46 60-45-8=7
75-5+30=90 80-66-9=8
6+34-7=33 30-27-3 = 0
Кто и где нашёл ошибки? (ответы детей)
Молодцы!
Подготовка к восприятию нового материала. Открытие новых знаний.
А теперь давайте посмотрим на доску, что мы видим?
2+d=8
(Ответы детей)
Можем ли мы вычислить этот пример? (ответы учеников)
А что нам нужно сделать чтобы посчитать?
А буква эта нам знакома?
Давайте рассуждать.
В этом нам поможет учебник. Открываем учебник на стр. 76 смотрим на рисунок. Что мы видим?
Вам встречались такие записи? (ответы детей)
А какие записи нам встречались? (ответы детей)
2 + * = 8.
Мы подставляли такое число, чтобы равенство было верным.
Как будет называться запись, если вместо окошка мы подставим число?
(Числовое выражение)
- Давайте и в наше "окошко" поставим число?
- Какое число предлагает Зайчик? Ёжик? Белочка? Лисичка?
Выражения записываются на доске.
- Что мы записали? (Числовые выражения)
- А что же получается, если мы подставляем разные числа?
(Eсли в "окошко" вставлять разные числа, получаются разные числовые выражения).
- А удобно ли писать или читать выражение, в котором есть «окошко»?
- Что же нам делать? (надо "окошко" заменить)
(После нескольких предложений приходим к выводу, что можно "окошко" заменить буквой. 2+d)
- Что у нас получилось? (Выражение)
- А как назвать точнее? (Буквенное выражение)
- Как могут называться выражения, в записи которых есть буква? (Буквенные.)
- Какова тема нашего урока? (Буквенные выражения.)
Ученик зачитывает тему и правило на стр. 76-77.
- Чему мы должны научиться?
Работа по теме урока.
- Значит, при записи буквенного выражения используются буквы латинского алфавита.
а) Историческая справка.
- Латинский алфавит произошел от одного из греческого алфавита и стал самостоятельным примерно в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком почти всем людям Земли, поскольку изучается всеми школьниками либо на уроках математики, либо на уроках иностранного языка, физики. Латинский алфавит называют алфавитом международного общения.
- В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии.
Работа по учебнику
А сейчас мы с вами будем учиться читать и правильно записывать буквы из латинского алфавита.
Открываем страницу 77.
Первичное закрепление нового материала.
Упражнение в чтении буквенных выражений.
- Ребята, а как вы думаете, как читаются буквенные выражения?
(Так же как и числовые)
- Как бы вы прочитали эти выражения?
На экране записаны выражения:
8 + d
c – 5
k + 2
7 – x
Чтение выражений вслух:
Сумма чисел 8 и «дэ».
Разность чисел «цэ» и 5.
Сумма чисел «ка» и 2.
Разность чисел 7 и «икс»
ФИЗМИНУТКА
А сейчас давайте все встанем и немного с вами поиграем.
Если я покажу Вам букву латинского алфавита – то вы будете топать. Если русского, то будете топать. (Буквы на карточках)
А если буква есть в обоих алфавитах?
Что тогда будем делать? И хлопать, и топать.
Закрепление изученного:
Работа в парах.
Найдите и подчеркните буквенные выражения:
25 + 5 41 – а с + 50 7 - в
78 - 8 100 – x k – 9 5+20
9 + c d + 6 72 – 8 12 – 3
Развитие умений решать текстовые задачи.
Решение задачи № 2 на стр. 77 с составлением краткой записи на доске.
Самоконтроль и самооценка.
Раздели выражения на две группы, а именно: Числовые выражения и буквенные выражения.
89-67;
44+3;
62-с;
44+а;
91-5;
х -16;
d+33;
10+24;
Итог урока. Рефлексия.
- какие цели ставили на урок и какие выполнили?
- мне было легко…
- мне было трудно…
- мне надо потренироваться…
- как вы оцениваете свою работу на уроке и ее результаты? (можно использовать «Светофор»)