Тема. Буквенные выражения
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися первоначальных представлений о буквенных выражениях.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с математическим понятием «буквенные выражения»; учить читать и записывать буквенные выражения, находить их значения;
совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи, выбирать эффективные способы решений математических задач.
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, внимание, умение делать выводы.
Воспитательные:
формировать потребность в здоровом образе жизни;воспитывать аккуратность, любовь к математике.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь читать и записывать буквенные выражения, применять термин « буквенное выражение», вычислять значение буквенных выражений с одной переменной при заданных значениях букв.
Личностные УУД:
принимают и осваивают социальную роль обучающегося, установку на здоровый образ жизни; проявляют заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, проявляют самостоятельность, личную ответственность; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные УУД
Регулятивные:
формулировать учебную задачу урока на основании того, что уже усвоено, и того, что неизвестно; понимать, принимать и выполнять поставленную учебную задачу; проводить самооценку полученных результатов.
Познавательные:
строить речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию; ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; классифицировать выражения по общему признаку (сравнивать числовые и буквенные выражения); анализировать, сравнивать; создавать алгоритмы деятельности.
Коммуникативные:
уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в парах и группах, уважать всех участников образовательного процесса; уметь полно и четко выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, раздаточные карточки, сигнальные карточки, мультимедийный проектор, презентация, муляжи овощей для дидактической игры «Магазин»
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке отвечаем,
Дружно руки поднимаем! (слайд 2)
−Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?
−Чтобы он был таким, мне понадобится ваша помощь.
а) Упражнение «Ладошки»
− Прикоснемся друг к другу ладошками и передадим хорошее настроение, уверенность в себе и товарищах.
Думаем – быстро (слайд 3)
Отвечаем – точно
Считаем – верно
Слушаем – внимательно
Пишем – аккуратно.
б) Девиз урока:
« Знаешь сам – помоги другому»
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
1.Минутка каллиграфии (слайд 4)
25 52
− Написание каких цифр мы сегодня повторяем? Какие числа можно записать, используя цифры 2 и 5?
−Назовите, сколько в каждом числе десятков и единиц.
− Одинакова ли роль цифры 2 в числах 25 и 52?
−Докажите
2.Устный счет (слайд 5)
а) Числовые выражения
– Как называются эти записи?
75-50 40+26
28+3 32–5
−Найдите значение данных выражений, ответ покажите сигнальными карточками.
− Что получили, когда вставили числа? (равенства)
б) Выражения с окошками
−Как называются следующие записи?
58 − =50 60+ =63
18+ =28 3 − =5
−Вставьте число в окошко так, чтобы равенство стало верным.
− в) подготовка к определению темы урока
− Обратите внимание на следующую запись.
4−
−Найдите значение данного выражения.
III.Выявление места и причины затруднения
1.Проблемная ситуация:
−Смогли решить данное выражение?
−Почему?
2.«Мозговая гимнастика» Пальчиковые кинезиологические упражнения. (слайд 6)
−Давайте подготовим мозг к решению затруднительной ситуации.
−Зеркальное рисование «бабочка»,
− «кулак-ребро-ладонь»,
− «дом-ежик-замок»,
− «зайчик-колечко-цепочка».
3. «Маркеры» (слайд 7)
−Соотнесите записи:
14−6=8 неравенство
18 5 буквенное выражение
35+4 равенство
46−b числовое выражение
− Проверим (слайд 8)
− Где испытывали затруднения?
IV. Построение проекта выхода из затруднения
1. Постановка темы и цели урока (слайд 9)
−Предположите, какова же тема нашего урока? (Буквенные выражения)
−Какие задачи поставим перед собой на уроке?
Узнаем − что такое «буквенные выражения».
Научимся − создавать буквенные выражения и решать их.
Закрепим – умение решать задачи, примеры.
Будем развивать − мышление, внимание, умение делать выводы.
2.Работа с учебником
− Рассмотрите рисунок на с.76. Какое выражение стоит на пеньке?
( 2+ )
−Какие числа можно вставить?
−Мы точно знаем, какое число следует вставить?
− Это число нам известно?
3.Работа над правилом (слайд 10)
− В математике вместо пустого окошка или неизвестного числа принято записывать букву.
−Прочитайте выражения, сформулируйте вывод, что такое «буквенные выражения».
−Сравним наш вывод с авторским с.76.
4.Латинский алфавит (слайд 11)
−Для записи буквенных выражений используют буквы латинского алфавита (только строчные).
−Давайте познакомимся с некоторыми буквами данного алфавита. Полностью с алфавитом вы можете самостоятельно познакомиться на стр.96 учебника.
5.Работа в парах «Маркеры» (слайд 12)
−Подчеркнуть синим маркером буквенные выражения, а зеленым − числовые выражения:
a − 9 15−7 21+c 90−36 23+a 13+b 45+2 29−х 60+27 78−k
6. Проверка (слайд 13)
7. Физкультминутка
− Повторяйте за мной (Игра на внимание)
V. Реализация построенного проекта
1.Фронтальная работа (слайд 15)
−Прочитаем выражение 4−х.
−Как можно назвать выражение, в котором вместо числа пишем букву? (Буквенное выражение)
−Почему?
Проблемная ситуация:
− Как решать буквенные выражения? Предположите.
−А какие числа мы можем подставить?
−А 5 можем подставить?
2. Работа в группах
−Давайте запишем и найдём значение буквенного выражения (задание на карточках):
4−х, х=0 4−0=4 4−х, х=1 4−1=3
4−х, х=2 4−2=2 4−х, х=3 4−3=1
4−х, х=4 4−4=0
3.Алгоритм решения буквенных выражений (слайд 16)
− Какие теперь получили выражения?
− Что мы для этого делали?
− Давайте составим алгоритм решения буквенных выражений.
Алгоритм
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1.Упражнение в решении буквенных выражений (слайд 17)
− Вычислить значение буквенных выражений по алгоритму (памятки на партах у детей).
−Первое выражение фронтально, второе самостоятельно.
х−7, если k=10 ,7 х+7, если k=10,7
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1.Работа в парах (слайд 18)
Карточки на партах.
−Найди значение буквенных выражений:
10 + а, если а = 20, 17, 4.
35 – с, если с = 20, 25, 5.
2.Проверка (самопроверка)
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Дидактическая игра «Магазин», задача №2 стр. 77 (слайд 19)
а) чтение и анализ задачи;
б) составление краткой записи
−Назовите опорные слова, покажите схему−опору.
Было - 50 р. и 10 р.
Истратила -30 р.
Осталось -?
−В чем польза овощей для человека?
−Отправимся в магазин купить овощи для завтрака?
−У вас есть купюры 50р. и 10 р. Какие деньги вы дадите продавцу? Как можно расплатиться по-другому?
−Запишите решение двумя способами (в виде выражений).
IX. Рефлексия учебной деятельности (слайд 20)
−Над какой темой работали?
−Какую учебную задачу ставили?
−Удалось её решить? Каким образом?
Я узнал−
Я научился−
Я понял−
Мне было интересно−
Мне было трудно−
Мне захотелось-
−Оцените свою работу на уроке. Игра «Мишень»
Зеленый −Я доволен своей работой
Желтый −Я старался, но не всё получилось
Красный −Я недоволен своей работой
X. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд 21)
1.Прочитать латинский алфавит на стр.96
2.Решить буквенное выражение на стр.77