Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хужирская средняя общеобразовательная школа»
Знать падежи имен существительных; предлоги творительного падежа имени существительного
Уметь определять падежи имен существительных по вопросам и предлогам.
Уметь сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в группах и парах, учебник русского языка В.П. Канакина В.Г., Горецкий 3 класс 2 часть.
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность ученика | Результат |
I. Мотивация (Самоопределение) | Улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением тихо сядем за свои рабочие места. Сегодня вашу дорогу знаний будет освещать солнышко удачи! Ведь ученику удача - учителю радость! Откройте тетради. Запишите число и вид работы. | Выполняют задания учителя. Записывают число, классная работа. | Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений | I.Проверка домашнего задания. Упр. 93 стр. 52 Прочитайте стихотворение. Назовите имена существительные в винительном падеже. Какие предметы вы смогли сравнить между собой. По какому признаку? II.Минутка чистописания. На доске записаны словарные слова Ш. ссе Ш.л М.локо Ж.лтый Ябл.ко Ч.рный Запишите закономерность вставленных букв. Подчеркните понравившееся на ваш взгляд написание. Назовите какие из слов являются именами существительными. Что вы о них можете сказать. Сколько падежей в русском языке? Как определить падеж? III. Игра « Узнай падеж» 1. Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже? Приведите примеры. 2.Кого же нет? Я очень беспокоюсь. Чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья скорее помогите. И так меня, вы назовите. 3.У этого падежа нет « своих» вопросов. Один он взял у именительного падежа, другой у родительного. 4. Работаю старательно Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу призвать. С предлогами к и по дружу. Но и один гулять хожу. Какой алгоритм определения падежа вы знаете? Определите падеж у существительных и покажите карточку с падежом. По болоту, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро. | Оё оё оё Выделяют карандашом красивое соединение. Существительные среднего рода, единственного числа, стоят в начальной форме, именительный падеж. 1. Определить словосочетание, в которое входит существительное. 2. Поставь вопрос от главного слова к зависимому. 3. По вопросу определи падеж. Если отвечает на вопрос кто? или что? – И.п кого? или чего?- Р.п. кому? или чему?- Д.п. кого? или что?- В.п. Дети отгадывают и поднимают карточку с падежом, приводят примеры. | Личностные: формировать мотивацию к самооценке. высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её ( под руководством учителя) Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других. |
III.Формулирование темы. Постановка учебной задачи | Но к нам сегодня пришёл гость. Попробуйте узнать. Что там долго говорить Вот решил я …(Творить)! Карандаш, бумагу взял И пейзаж нарисовал. Я- художник! Я- творец! Ух какой я молодец! Перед замком куст цветёт. Под корягой змей живёт. Над дорогой реет сокол. За оградой лошадь ржёт. ( Т. Рик) О каком падеже я могу так сказать? Я творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите!- Чем? Творите!- с кем? Я подскажу вам- нет проблем! ( О. Соболева) А что мы уже свами знаем о творительном падеже? Давайте заполним кластер. Что нужно узнать? Сформулируйте тему урока. Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? | Творительный падеж. предлоги Работа с кластером. вопросы Вспомогательное слово творительный ТТтТвттворительный Роль в предложение окончания | Регулятивные УУД: ставить учебные задачи на основе соответствия того, что уже известно и усвоено учащимися, прогнозировать ( совместно с учителем) предстоящую работу. Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, обсуждать их и доказывать. На основе анализа объектов делать выводы. |
IV. Построение учебных действий | Почему падеж называется творительным? В названии учитывается одно из основных значений Т. п., а именно: название предмета, с помощью которого что-то создают или, иначе говоря, творят: копают лопатой, рубят топором, шьют иглой и т. п.). Так же сущ. в Т.п. обозначает деятеля, создателя, творца. (Стол сделан (кем?) столяром. Книга написана (кем?) писателем. И т.п.). Давайте продолжим заполнять наш кластер. Что нужно узнать? Разобьёмся на группы. Каждая группа будет выполнять своё задание. Приложение Все варианты обсуждаются и оформляются. | Выбирают командира и работают по карточкам. Представляют отчёт по плану: 1. Тема 2.Как выполнили. 3. Итог. Т.п. кем? чем? Употребляется с предлогами с, за, над, под, между… и без предлогов. Окончания: ом, ем, ой,.. Являются второстепенными членами предложения. | Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации, умение работать с информацией и выделять главное. Коммуникативные УУД: умение работать в группе. |
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику № 96 стр 53. Прочитайте. Найдите имена сущ. Т.п. Найдите сравнения, какой частью речи они выражены? В каком они падеже? Обменяйтесь с соседом по парте и проверьте правильность выполнения. | Пользуясь правилом определяют имена существительные в Т.п. Под окном, снегом, серебром, ветках, каймой, бахромой. Обмен тетрадями, исправляют ошибки соседа. Оценивают. | Регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение и аргументировать его. |
VI. Самостоятельная работа. | -Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы (слова на карточках). 1.Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду. 2.Шьют, ловят, забивают, пилят, косят. 3.Неводом, иглой, косой, молотком, пилой. -У доски 5 учеников составляют свои предложения. Проверка. -Укажите падеж имён существительных. | Проверка: Траву(В.п.) косят косой(Т.п.). Доску(В.п.) пилят пилой(Т.п.). Рыбу(В.п.) ловят неводом(Т.п.). Гвоздь(В.п.) забивают молотком(Т.п.). Одежду(В.п.) шьют иглой(Т.п.). По очереди составляют предложения, доказывая правильность выполнения. | Личностные: применять полученные знания, умение доказать собственный выбор. |
VII. Рефлексия деятельности | Работа в парах. Прочитайте стихотворение и найдите существительное, которое стоит в форме творительного падежа. Хорошо в лесу, ребята! Пахнет кашкой, пахнет мятой, Пахнет липой и сосной, И малиною лесной. Мы сегодня в лес пойдём, Грибы, ягоды найдём. Наберём ми там черники И душистой земляники. М. Кравчук. Назовите вопросы творительного падежа. С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? Какие окончания имеют? У вас на столах солнышки, оцените свою работу на уроке. | | Регулятивные УУД: осознавать качества и уровень освоения, владения теми или иными учебными действиями; Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; проявлять активность в деятельности. |
VIII. Домашняя работа. | Составить и записать пять словосочетаний со словарными словами в творительном падеже. | | |