Познавательные: показать важность употребления имён прилагательных в русской речи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.
Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Основные этапы урока | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Создание комфортной образовательной среды. | “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: Желаю (соприкасаются большими пальцами); Успеха (указательными); Большого (средними); Во всём (безымянными); И везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) -Откройте тетради, положите их под наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спины, поставьте ноги на место. Запишите дату, классная работа. -Обратите внимание, что наклон букв и расстояние между буквами одинаковое. | Приветствие учителя, одноклассников. | Овладеют умением эмоционально и психологически настраиваться на урок |
Актуализация знаний | -Для формулировки темы необходимо собрать информацию, заполнив таблицу. | Круглый Мягкое Красные Сладкая | Птичий двор На ферме большой птичий двор. На дворе гуляют гуси и гусята, утки и утята, куры и цыплята. Птиц кормит птичница бабушка Настя. Ей помогают Таня и Катя. Они кормят гусят, утят и цыплят. | Толковый словарь Сергея Ожегова Род, характер и степень чьего-нибудь участия в чем-нибудь. Мера влияния, значения, степень участия в каком-либо деле, событии | … Имя прилагательное | … Текст | … Роль | | Обучающиеся работают с информацией таблицы, структурируют знания, строят речевые высказывания Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, записывают ее. | Постановка вопроса, сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Целеполагание | Сравните тексты. Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны. | Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны. | Прочитайте тексты. Какой текст вам нравится больше? Почему? Назовите слова, которые помогли украсить этот текст. | | Чтение текстов, их сравнение. Высказывание мнений. Имена прилагательные помогают выделить нужные предмет из многих одинаковых предметов. Речь с прилагательными становится яркой, выразительной, понятной. Вы уже многое знаете о роли имен прилагательных, какие же задачи мы можем поставить для решения на уроке? Освежим необходимые знання и умения для работы над темой | Анализ объектов. Выбор основания для сравнения, классификации. Умение выражать свои мысли. |
Актуализация знаний | Упражнение в каллиграфии. Игра «Да-нетка» Письмо буквы ООО Работа с пословицами, самостоятельное списывание пословицы на выбор. Без труда нет совершенства. Делал наспех, сделал на смех. -Возможно ли данную пословицу выбрать в качестве девиза урока? Почему? Орфографическая минутка. Выбывание слов. б.резовый в.сточ?ные м.лоч?ный м.рковный ж.лат? -Какие орфограммы встретились в словах? -Что объединяет оставшиеся слова? Для чего имена прилагательные употребляем в речи? | Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. Объясняют выбор пословицы, комментирую выбор. Списывают, решая орфографические задачи. -желать-глагол -березовый – вставили непроверяемую гласную е -восточный – мн.ч. | Систематизация имеющейся информации, умение слушать и слышать соучеников. |
Динамическая пауза | Видео | | |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. Создание проблемной ситуации. | Прочитайте текст. ?-…растение. Оно имеет …стебель. Листья … по краям. Цветки собраны в … корзинку: … в середине, а … по краям. -Что вы можете сказать об этом тексте? -Вы поняли, о чём идёт речь? - Какая часть речи более точно и красочно поможет нам описать растение? - У нас опять возникла проблема. Давайте попробуем её решить. Что нужно сделать, чтобы текст преобразился? | Травянистое! | Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. | -Работаем в парах. Посовещайтесь и запишите - вместо многоточия имена прилагательные, используя слова для справок. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. -Читаем по предложению и проверяем. | Чтение текстов, их редактирование. Письмо отредактированного текста. | Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. Умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. | Работа по учебнику, № 119. -Прочитайте текст Анатолия Онегова и Зинаиды Александровой. -Определите, в чем сходство и различие данных текстов. -Какой текст описывает предмет наиболее точно, а какой наиболее образно? -Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или в справочной литературе? -Как называют тексты, где при помощи имен прилагательных ярко, красочно, выразительно описывают предметы? - Прочитайте это стихотворение. - В чём тайна красоты этих поэтических строк? (тайна этих строк – прилагательные) - Для чего мы употребляем в тексте имена прилагательные -Выпишите из текста З. Александровой образные выражения. | Текст-описание Прилагательные украшают нашу речь, делают её точной и выразительной, помогают нам более точно представить то, что описывает нам автор Маленькое солнце, с белым ободочком, желтые сердечки |
Домашнее задание | - Страница 68, № 118. Прочитайте текст Н.Сладкова. Какие задания предлагают выполнить авторы учебника? | Записывают домашнее задание в дневники. | |
РефлЕксия | -В начале урока один из текстов вызвал затруднение в его понимании. Теперь мы знаем, как изменить текст, чтобы он был более точным и выразительным. Отредактируйте текст. Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны. -Кто из ребят помог решить проблемы, возникающие на уроке? Закончите предложение. На уроках русского языка я могу научить …. | Чтение текстов, комментирование составленных текстов. | Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
?... - …растение. Оно имеет …стебель. Листья … по краям. Цветки собраны в корзинку: … в середине, а … по краям.
Слова для справок: травянистое, прямостоячий, продолговатые, плотные, желтые, белые.