СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе. Роль имен прилагательных в тексте.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: Роль имен прилагательных в тексте.

Цели урока:

- способствовать пониманию учащимися роли прилагательных  в художественном тексте и речи;

Задачи:

Развивающая: способствовать обогащению памяти шестиклассников готовыми образцами для выражения своих впечатлений; развивать такие качества, как ассоциативность мышления, художественная зоркость, эмоциональность; развитие монологической речи учащихся;

Обучающая: способствовать формированию  умения самостоятельно подбирать эпитеты;

Воспитательная: воспитывать любовь к чтению, к художественному слову, прививать любовь к искусству и родной природе.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе. Роль имен прилагательных в тексте.»

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: Роль имен прилагательных в тексте.

Цели урока:

- способствовать пониманию учащимися роли прилагательных в художественном тексте и речи;

Задачи:

Развивающая: способствовать обогащению памяти шестиклассников готовыми образцами для выражения своих впечатлений; развивать такие качества, как ассоциативность мышления, художественная зоркость, эмоциональность; развитие монологической речи учащихся;

Обучающая: способствовать формированию умения самостоятельно подбирать эпитеты;

Воспитательная: воспитывать любовь к чтению, к художественному слову, прививать любовь к искусству и родной природе.


  1. Организационный момент. Мотивация.

Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня немного необычный урок. Давайте познакомимся: меня зовут Лейсан Ахнафовна, а вас я узнаю в течение урока. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим вершину знаний.

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Успехов, удачи желаю всем вам!

II. Актуализация знаний .

1.- Ребята, отгадайте загадку. (Слайд)


Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю Вашу речь,

Меня Вам нужно знать, беречь!

- О какой части речи загадка? Об имени прилагательном.

-Ребята, а сейчас будьте внимательны.

  • Часть  речи, обозначающая  признак  предмета  и  отвечающая  на  вопросы  какой, какая,  чей,    называется  __( прилагательное ).

  • Прилагательные  согласуются  ____ ( с  существительными ).

  • Правописание  окончаний  прилагательных  следует  проверять ____( по  вопросу ).

  • По  значению  прилагательные  делятся  на  __ (  качественные, относительные, притяжательные ).

  • Прилагательные  имеют  две  формы ___( полную  и  краткую ).

  • Качественные  прилагательные  имеют  сравнительную  и  превосходную  _________( степени  сравнения ).

Какие признаки могут называть имена прилагательные? (Цвет, запах,

вкус, форму, размер, принадлежность, отношение к предмету.)

-А что ещё вы знаете об имени прилагательном? (Вспомните постоянные и непостоянные признаки, морфологический разбор).

Молодцы!


2.-Ребята, давайте вспомним отрывки из стихотворений о природе, которые вы заучивали дома. Прочитайте, пожалуйста, эти строки.

1) Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный?

Пора, красавица, проснись,

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись. А.С.Пушкин



2) Весна, весна! как воздух чист!
      Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
      Слепит мне очи он. Евгений Баратынский


3) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. Иван Бунин




3. (Слайд).

- Ребята, обратим внимание на строчки из стихотворения Пушкина.

Нега – полное довольство, блаженство, страстное томление, ласка.

Аврора - (лат. aurora)1) в древнеримской мифологии – богиня утренней зари то же, что в древнегреческой эос, 2) в поэзии - утренняя заря;



- О каком времени года пишет А.С.Пушкин? А вы любите зиму? Я тоже её люблю. Мы все, кто любит зиму, с нетерпением ждем это прекрасное время года. Ребята, а попробуйте убрать прилагательные из этого стихотворения. Что у вас получилось?

- Какое из этих стихотворений беднее? Какую роль сыграли прилагательные ? А нужны ли они нам в тексте?

-Какова тема нашего урока, и что нам нужно будет выяснить о прилагательных? (Цель) Тему урока и цель формулируют учащиеся.

- День чудесный, друг прелестный. Какое это выразительное средство?

Эпитет. Значит, ещё какова цель нашего урока? Молодцы!

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число. Запись даты и темы урока и эпиграфа в тетради. (Слайд)

III. Изучение нового материала

1. Работа с эпиграфом урока. (Слайд)

-Посмотрите на высказывание нашего замечательного писателя К.Г.Паустовского:

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. - Ребята, как вы понимаете эти слова? В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые особенно, потому что в них содержится образность, которая передается различными художественными средствами. Какие из них вы знаете?

-Метафоры, олицетворения, эпитеты.

- А мы над каким художественным средством, связанным с именем прилагательным, будем работать? Что такое эпитет? (Слайд)

Для чего нужен он автору? ( Чтобы ярче нарисовать картину, передать чувства автора, отношение к тому, что он изображает.)

-Значит, чему сегодня мы будем учиться?

Учиться подбирать прилагательные-эпитеты в текстах .

2. - Выразительно прочитайте текст. (Слайд)

Серебряная сказка

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима!

Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней.

Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками…

Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего пушистый иней. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег.

Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – призрачную и хрупкую красоту русской зимы. (По Паустовскому)



3.Анализ текста.

  1. Какова тема текста? О чём текст?

-Текст о зимней природе.

  1. Какова основная мысль текста? Что хотел сказать автор?

- Он говорит нам о красоте русской зимы.

-Ребята, а 2017 год чем особенным будет отличаться? Каким годом он объявлен?

В Российской Федерации и Республике Башкортостан 2017 год объявлен годом экологии.

Экология - это наука о взаимоотношениях человека и природы.

-Что мы называем природой? Природа – это живой окружающий нас мир.

Звучит музыка. Чайковский. «Времена года. Зима».

Природа сотворена для человека, а человек должен хранить дарованное ему свыше. Поэты и писатели, художники   и композиторы не просто описывали природу в своих произведениях, но стремились передать её неповторимый облик, её очарование, увидеть и понять которое под силу не каждому человеку, а только наблюдательному, прозорливому, талантливому. Обратите внимание и на иллюстрации. (Фотографии на доске).

Зиму любят все: и взрослые, и дети. А все это потому, что природа зимой  особенная. Она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью. Зима – очень красивое время года, а ещё и волшебное.

-Почему волшебное?

-Ребята, а как нужно относиться к природе?

Ответы детей.  

-Правильно, мы должны беречь природу. Как? Что нужно делать?

-Молодцы! Сажать деревья, не жечь костры в лесу, прокладывать экологическую тропу, следить за родниками.



  1. Как бы вы озаглавили текст? А почему автор выбрал именно такое заглавие?

- Серебряная сказка -это эпитет и непростой, а метафорический, в нем совмещены признаки метафоры и эпитета одновременно.



Найдите слова - эпитеты в тексте. Запишите несколько эпитетов в тетради.



IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Слайд)

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу. (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.( горизонтальные, одновременные движения руками  вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.(руки назад)

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.



-Итак, мы , ребята, работали с текстом о зимней природе. Какое здесь ключевое слово?

Ключевое слово природа.

V. Воспроизведение новых знаний.

1.Творческое задание. Составим синквейн. (Слайд)

Синквейн – это короткое нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.

Вспомним правила составления синквейна. (Слайд).

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4строка. Отношение к теме - фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора  синквейна  к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).

Работа в группах. На 3 группы разделить класс. Музыка. Шопен. «Ноктюрн».



Читают представители каждой группы.

- А можно было сделать и вот так. (Слайд)



Природа

живая, удивительная

чарует, восхищает, дарит.

Как не любить мне эту землю.

Жизнь.


2. Работа с учебником. Упр.344.с. 173.У доски 2 примера, остальные устно.

Упр.347.с.174. в тетради только прилагательные и сравнить. В каком из текстов имена прилагательные используются в переносном значении?


VII. Рефлексия.

-Что запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

- Чему научились?


Сегодня на уроке я:

узнал, открыл для себя…

научился…

могу похвалить себя за … ( Слайд)

-Сегодня мы работали с художественными текстами и выяснили роль прилагательных в них. Мы увидели, как по-разному используют эпитеты писатели и поэты, создавая выразительные, яркие произведения. Тексты, с которыми мы работали, объединяет любовь к родной природе, восхищение ее красотой. Употребление прилагательных придает речи точность, меткость, особую выразительность.

- Оцените свое настроение сейчас. Какое оно у вас? ( Смайлики).


IX. Оценивание.

- Поставим оценки за проделанную работу на уроке.


X. Домашнее задание :

Написать сочинение-миниатюру ««Зимний лес», «Очарование зимы», используя красочные имена прилагательные - эпитеты.




Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!