Тема: Жизнь леса
Цели: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Формируемые УУД: познавательные – умение извлекать информацию,устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой; коммуникативные- осуществить совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные- формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению.
Оборудованеие: атлас-определител, гербарий растений смешенного леса; видеофильм «НРК. Семейские и буряты»,слайд шоу по этапам урока, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы,
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Представление команд:
«Солнечный ветер»
«Зелёная тропинка»
«Живой родник»
«Мирный огонь»
1.Проверка домашнего задания
Тест
1. Характерные почвы Заиграевского района:
а) черноземы в) тундровые
б) подзолистые г) серые лесные
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре в) в степях
б) в лесной зоне г)в пустынях
3. Плодородие почвы зависит от количества:
А) песка в) глины
б) перегноя г) солей
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода в) камни
б) воздух г) соли
5. Из останков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок в) перегной
б) глина г) ил
6. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух
г) камни, удобрения грязь
8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:
а) 100-150 лет в) 250-300 лет
б) 5-10 лет г) 1-2 года
1.(слайд) «Проверка домашнего задания».
-Если почвы образуются в природе очень медленно, то что это означает?
(это означает ,что они нуждаются в охране)
-Что значит, охранять, защищать почву?
проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения
- Почему люди называют Землю – кормилицей?
(на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу).
С давних пор люди преклонялись перед землёй. Ведь только она могла накормить и напоить всё живое.
Семейские отличались особой любовью к земле-матушке. Существовал целый ряд экологических запретов. Самозабвенно любя землю и усердно трудясь на ней, семейские свято берегли её и сохраняли в чистоте: не плевали на неё, не мусорили, а удобряли, обрабатывали, орошали. Поддерживали чистоту речек, озёр, ручьёв, родников, ключей, аршанов, колодцев, канав.
2.(слайд) НРК
Испокон веков буряты занимались скотоводством. С этим был связан кочевой образ жизни. Чем плодороднее была земля, тем сытнее был скот. Буряты почитали «мать Земли»- символом плодородия была Этуген .Она представлялясь в виде старухи, живущей внутри Земли. Поэтому грехом считалось «копать хозяина земли и горных склонов». Поэтому неслучайно обувь бурят была с загнутым носком, дабы не причинять зла окружающей природе, в том числе и земле.
3. (слайд) НРК
-Подведём итог: чем плодороднее почва, тем богаче растительный мир.
3 Самоопределение деятельности
-О чем идет речь в загадке?
Город этот непростой,
Он дремучий и густой. (Лес)
-О чем будем говорить на уроке? (О лесе)
4.(слайд) «Лес»
5.(слайд) «Тема урока»
-Прочитаем тему урока, записанную на доске. (“Жизнь леса”)
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
(узнаем, что такое лес, какие организмы составляют природное сообщество леса).
-Что мы будем делать для достижения этой цели? (будем активно работать в группах),
4 Открытие нового знания
-Почему в моей загадке лес назван городом? (Предположение детей)
-В больших городах, как правило, строят многоэтажные дома. Лес можно сравнить с многоэтажным домом, на каждом « этаже» которого живут свои растения и животные. По научному «лесные этажи» называются «ярусами».
6, (слайд) «Ярусы леса».
Ярусы принято считать сверху вниз в порядке уменьшения:
1 ярус-это деревья
2 ярус- это кустарники
3 ярус- травы
4 ярус- мхи и лишайники
1.Работа в группах
- ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?
-Чтобы ответить на этот вопрос, НАМ НЕОБХОДИМО СОБРАТЬ НЕКОТОРУЮ ИФОРМАЦИЮ. Каждая группа получает задание: подготовить небольшое сообщение о лесе и лесных жителях.
7, (слайд) «Распускающаяся роза».
«Зелёная тропинка» - «Растения нашего края»
- Какую пользу приносят растения?(кислород, жильё и пища для животных, лес- защитник почвы).
«Солнечный ветер» - «Звери нашего края»
- Какую пользу приносят звери? (распространяют семена растений, некоторые являются санитарами леса, хищники регулируют популяции других животных, например грызунов).
«Живой родник» - «Птицы нашего края»
- Какова польза птиц? (распространение семян растений, уничтожение вредных насекомых, украшают лес своим пением).
«Мирный огонь» - «Грибы нашего края»
- Для чего в лесу нужны грибы? (помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворимыми солями, являются пищей и лекарством для животных, способствуют разложению растительных остатков).
8, (слайд) «Виды грибов»
9. (слайд)Золотое правило грибника:”Не знаешь-не бери!”
10. (слайд) Правило грибника.
Физминутка-игра”Да-нет”
(Учитель задает вопрос ,дети отвечают “да” или ”нет”)
-Грибы-это растения? (Нет)
-Ложные опята, бледная поганка-несъедобные грибы?(Да)
-Рыжик, лисичка-съедобные грибы?(Да)
-Может ли гриб вырасти на дереве?(Да)
-Животные едят несъедобные грибы?(Да)
-Может ли гриб дерево съесть?(Да)
Самый ядовитый гриб-мухомор?(Нет)
-За грибами следует отправляться днем?(Нет)
11. (слайд) «Ёжик»
- Так, что же такое лес? (растения ,звери, птицы, насекомые, грибы).
-А без чего все эти живые существа не могут прожить? (без воздуха, воды, солнца).
-Какой сделаем вывод? (лес - это сложное единство живой и не живой природы).
12. Слайд (схема).
-А теперь представим, что растения, животные, грибы решили жить отдельно друг от друга. Смогут ли они? (нет, они погибнут).
-Почему? (1. Птицы и звери останутся без жилья и без пищи.
2. Растения не смогут размножаться, т.к. животные распространяют плоды и семена.
3.Грибы не смогут жить без деревьев, а деревья без грибов.)
- Какой сделаем вывод? Все живые организмы в лесу тесно связаны между собой. Они живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.
5 Первичное закрепление
-Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
-Следующее задание для групп, построить модель цепи питания. Наша модель будет называться «Экологическая башня». (работа с кубиками).
-Если, убрать один из компонентов пищевой цепи, то вся цепочка распадётся. (показать!).
-А что мы ещё упустили? Без чего не возможна жизнь леса? Мы говорили ,что лес-защитник чего? Почвы (без почвы).
- Действительно, в почве тоже кипит жизнь – жуки, личинки насекомых, дождевые черви. А ещё в почве живут совсем крошечные организмы -бактерии. Они тоже важная часть лесного сообщества. Чтобы убедиться в этом, прочитаем материал из учебника на стр. 168. 13. Слайд (лесная подстилка)
1.Работа по учебнику
Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым деревьям
-Вред или пользу приносят короеды в лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых нет)
Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
-Так какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
Растения-животные-грибы- бактерии. 14.(слайд)
-А человек может повлиять на нарушение экологических связей в лесу?
-Каким образом? (пожары, мусор, вырубка, бесконтрольная охота, браконьерство).
-К чему это приведёт?
-Что нужно делать ,чтобы этого не произошло?
Стихотворение
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней родились мы с тобою,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
-Я бы хотела закончить урок словами М. Пришвина «Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу- значит охранять родину»
15.(слайд)
Подведение итогов урока
-Какова была цель урока?
-Какие знания мы открыли? (Высказывание детей)
Рефлексия
-Что нового вы узнали для себя на уроке?
-Где могут пригодиться в жизни новые знания?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще надо поработать?
-Поблагодарите соседа за урок. Дерево?
(Капитаны оцените работу в группах, прокомментируйте.)
Домашнее задание
Прочитать текст на с.164-169 учебника.
Выполнить задания рабочей тетради с. 40- 41.