СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек". 1 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока. Окружающий мир 1 класс Школа России

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек". 1 класс УМК "Школа России"»


Окружающий мир 1 класс.

Тема урока:  Почему мы не будем  рвать цветы  и ловить бабочек?

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных эколого-этических норм.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы), осуществлять самопроверку; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение на лугу; выдвигать предположения и  доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позициюдопускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочем листе; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; парная, фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: картинки с изображением цветов, сказочных героев, цветы, экологические знаки, индивидуальные тесты, мозаика для составления цветов; презентация на тему «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Планируемые достижения учащихся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа, и исчезает красота природы).

Оборудование:   

  1. А.А.Плешаков. Учебник "Окружающий мир" для 1-го класса. Москва "Просвещение" 2015 г.

  2. Рабочий лист.

  3. Мультимедийная презентация.

  4. Картинки с цветами (ромашка, одуванчик, васильки, колокольчик)

  5. Картинки с насекомыми (пчела, кузнечик, мотылёк и д.р.)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

  1. Актуализация знаний.



Изучение нового. - Сегодня мы совершим необычную прогулку. Представьте себя на крылечке красивого сказочного домика. Перед вами тропинка. Закройте глаза, послушайте музыку и скажите, куда приведет вас эта тропинка?

(Звучит музыка) - Понравилась вам музыка? Что вы услышали? (звуки) - Какие звуки вы услышали, что представили?

- Правильно ребята, это звуки природы. А вот куда вас привела музыка, вы узнаете отгадав загадку?

На полянку вы пришли.

Вот трава, а вот цветы.

Порхают бабочки вокруг.

Зовём мы это место…(луг)

Учитель. Правильно, сегодня мы отправимся на луг. Какие звуки можно услышать на лугу? Кто живёт на лугу? -Шелест травы, шум ветра, пение птиц, жужжание пчёл, шмелей, стрекотание кузнечиков. (На лугу живут разные насекомые) А кто такие насекомые? - Насекомые - это животные, у которых по 6 ног. (Слайд) Учитель На нашей планете существует около 2 мил. насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Все насекомые важны и нужны в природе. Они часть природы. -Пчёлы и осы -Кузнечики и жуки -Стрекозы и бабочки


Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Что мы узнаем? Чему научимся? ?»

Давайте поставим учебные задачи:


Ставят задачи:

1.Какие цветы растут на лугу?

2. Какие бабочки живут на лугу?

3. Как связаны бабочки с цветами?

4.Услышать звуки природы?

5. Повторить правила поведения на лугу.


- Сегодня мы окажемся на лугу, вспомним названия растений и насекомых луга; повторим и узнаем новые правила поведения в природе и постараемся к концу урока ответить на главный вопрос нашего урока: почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?



3. Учитель. Откройте учебник на с.46. Прочитаем, правильно ли мы определили тему урока.

Учитель. Посмотрите, дети, я тоже нарисовала луг (на доске нарисована картина луга, без цветов и насекомых). Нравится ли он вам? Что здесь не хватает? Давайте заселим луг. Отгадайте загадки.

На лугу растут сестрички.

Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашки)



Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчик)



Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (одуванчик)



Синее небо упало на луг.

Синим, пресиним всё стало вокруг,

На лугу расцвели, у синей руки,

Как синее небо, цветки … (васильки)



  1. Физкультминутка

Мы по лугу прогуляемся
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем. 
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!


Учитель.

Кого еще можно встретить на лугу? Какие живые существа похожи на цветы? Правильно.  Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная.

-Что у бабочки на крыльях?

Там же солнце золотое.

-Что у бабочки на крыльях?

Там же небо голубое. –

Что у бабочки на крыльях?

Там же радуга цветная.

Посмотри же, посмотри

Ничего на свете краше не найти!


За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.


Работа в парах.

Учитель. Рассмотрите этих бабочек. Определите название бабочки по её внешнему виду.
– Как вы думаете, где на этом слайде Голубянка?)
– Как вы догадались? (Голубянка – голубого цвета).
– Кто догадался, где бабочка-Зорька? 
– Почему она получила такое название? – Какая бабочка осталась? 
– Почему ее так назвали? (Пестрянка – пестрая)

Учитель. Наблюдая за природой можно узнать многие ее секреты.

- Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомых и особенно много бабочек? (Потому что здесь много цветов.) - Что полезного делает бабочка? (опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян) - Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков. В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений. А для чего растению семена?


Нет семян, и нет растений.

Чистый воздух вдруг исчез.

И тогда порой осенней

В золотой не сходим лес.


Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? (Нет)
– Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром)
– Почему цветы не могут жить без бабочек? (Бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.)

Прочитаем на с.47 интересную информацию, которую подготовила для нас мудрая черепаха.

Учебник с.46. Посмотрите на два рисунка. Что случилось? (Пришли дети)

Примерные рассказы детей. (описание рисунка слева): но вот на луг пришли дети. Они начали бегать ловить бабочек, рвать цветы.

А что вы скажите про рисунок справа? (Но вот на луг пришли дети

-Ах, как тут чудесно! – сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки начали делать зарисовки. Им тут очень понравилось.

Учитель. Ребята, а сейчас попробуйте представить, каким будет луг после того, как уйдут дети с правого рисунка?.(Словесные рисунки учащихся).


Рабочая тетрадь с 33. Задание 4.

- Ребята, посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка

(букет цветов, бабочку).

- Что стало с цветами? (они завяли)

- Что произошло с бабочкой?

(мальчик нес ее в руке и у нее сломались крылышки).


Учитель. Ребята, запомните! Даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Ее крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Мы повреждаем эти чешуйки, когда берем бабочку в руки. Чешуйки остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.

-Ребята, а сейчас попробуйте представить и словесно нарисовать, каким будет луг после того, как уйдут эти дети. (Примята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки.)

Учитель. Правильно ли поступили дети? (Нет) А что принесли дети со второго рисунка? (фотографии, рисунки) Поведение этих детей изменило жизнь луга? (Нет)На каком рисунке дети ведут себя правильно? Чего они не знали? (они не знают правила поведения в лесу, на лугу)

Давайте сформулируем правила поведения на лугу :


- Прочитайте вывод на с.47. Правила бережного отношения к природе; Не надо рать цветы Выращивай цветы на даче, в комнате. Не надо ловить бабочек. Учись наблюдать за живыми существами. Делай зарисовки и фотографии. Береги природу!


6.Рефлексия. - Наш урок подошёл к концу. - Пришло время ответить на главный вопрос: Почему нельзя срывать цветы и ловить бабочек?

Вывод: Будет пусто и не красиво Они не могут жить друг без друга. Бабочка не может жить без цветка потому что она питается нектаром. Цветам плохо без насекомых, потому что они опыляют их


Учитель. Что бы другие дети соблюдали правила эти, что можно на лугу установить (знак).У вас в рабочих листах задание №2 , нужно раскрасить запрещающий знак или придумать и нарисовать свой собственный знак. (на выбор)

  1. Физкультминутка для глаз.

  2. Закрепление изученного.

Учитель. Найдите задание № 3 в рабочих листах. Я буду читать высказывание, если вы считаете его правильным ставим +, если не правильное – (самопроверка с презентации).

Пришёл на луг, нарви большой букет цветов.

Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян)

Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром.

На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать.

Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить!


  1. Итог урока.

Учитель. Итак на какой вопрос мы с вами должны были ответить? Как же мы ответим на вопрос Муравьишки?

Дети посмотрим ещё раз на наш луг. Каких насекомых здесь не хватает?(бабочек)

  1. Рефлексия.

Учитель. У вас на парте у каждого три цветных карандаша. Если вы всё поняли на уроке и вам, было, интересно возьмите зелёный карандаш, если вы всё поняли, но вам было трудно сегодня на уроке – возьмите синий карандаш, если вы ничего не поняли сегодня на уроке – возьмите в руку жёлтый карандаш.

А теперь я каждому из вас раздала бабочку, раскрасьте ее тем цветом, который вы выбрали.

Молодцы! Хорошо справились с заданием. Теперь давайте украсим наш луг и цветы бабочками. Дети вывешивают своих бабочек на луг (на доску).

Учитель. Ребята! Каким стал луг после того, как мы наклеили цветы и бабочки?

(нарядным, праздничным).



Если осталось время можно предложить детям задание 3 в рабочих листах.Докрась цветы и бабочек на лугу. Обрати внимание, каким праздничным, нарядным стал после этого луг!




























1. Пришёл на луг, нарви большой букет цветов.

2. Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян)

3. Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром.

4. На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать.

5. Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить!










1. Пришёл на луг, нарви большой букет цветов.

2. Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян)

3. Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром.

4. На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать.

5. Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!