СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока окружающего мира по теме Екатерина Великая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Екатерина Великая

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, историческими источниками, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

методы и формы обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://www.poetry-city.ru/piter.html

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; портреты А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; фотографии Зимнего дворца, набережной Невы, памятника «Медный всадник»

Основные понятия

Екатерина Великая

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного материала

Читает стихотворение:

Стихи о Петербурге

Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпенье

Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый

С черных труб сметает гарь...

Ах! своей столицей новой

Недоволен государь.

                       (А. Ахматова.)

– О какой столице идёт речь в стихотворении?

– Нас ожидает встреча с императрицей Екатериной Второй и знакомство с Петербургом того времени

Слушают учителя, принимают участие в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка домашнего задания:

фронтальный опрос.

 

Графический диктант науки и культуры.

– Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?

– Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания?

– В чем были трудности учебы в то время?

– Назовите  заслуги М. В. Ломоносова в развитии проводит графический диктант

Отвечают на вопросы учителя.

 

Если высказывание верное, то ставят «+», неверное – «–»

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;  поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции и используют критерии для обоснования своего суждения;  достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Устные ответы,

карточки

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с опорой на наглядность.

 

Работа по учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения учащимся.

 

 

 

 

Рассказ учителя (продолжение).

– Сегодня на уроке речь пойдет о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему ее назвали Великой, мы узнаем на этом уроке.

Рассказывает о Екатерине . демонстрирует фотографии памятника Екатерине II.

– Какие же изменения произошли в Петербурге при

Екатерине II? Прочитайте текст в учебнике (с. 105–107).

демонстрирует фотографии Зимнего дворца, памятника «Медный всадник», мостов, набережной реки Невы.

– Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нем она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. Главная парадная лестница дворца называется Посольской, а парадный подъезд – Иорданским. Посольская – потому что по этой лестнице входили послы иностранных государств.

 А Иорданский подъезд назван так потому, что под Рождество напротив него во льду вырубалась Иорданская купель, в день Рождества ее освещали, а потом в нее окунались все желающие.

– А что в наши дни находится в Зимнем дворце?

Предлагает ученику прочитать отрывок из книги О. Тарутина  «Что я видел в Эрмитаже» .

 

 

– Это один из крупнейших в мире музеев (показывает фотографии экспонатов музея).

 

– В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:

1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы.

2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.

Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных крестьян стал невыносимой.

Внимательно слушают.

 

 

 

Читают текст.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заранее подготовленный ученик читает наизусть.

Слушают учителя.

 

Слушают учителя.

 

 

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

 

Работа по учебнику (с. 107–110)

– Прочитайте статью «Как жили дворяне и крепостные крестьяне» в учебнике (с. 107–108).

– Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.

– Как вели себя крепостные крестьяне?

– Одни крестьяне бежали от своих хозяев. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей.

– Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей.

Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков. (демонстрирует портреты военачальников.)

– Прочитайте статью «Знаменитые военачальники» в учебнике (с. 108–110). Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова?

дополняет ответы учащихся

Читают текст,

отвечают на вопросы учителя

 

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета, чувство гордости за свою Родину, историю России, уважительное отношение к истории и культуре своего народа

 

 

IV. Вклю-

чение в систему знаний и повторение изученного

 

Фронтальный опрос.

 

 

 

 

 

 

Тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?

– Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?

– Какие перемены произошли в России в это время?

– Как изменилась жизнь дворян и крепостных крестьян?

– Чем прославились А. В. Суворов  и Ф. Ф. Ушаков?

Тест по теме:

1. Какой город был столицей России при Екатерине Великой?

  1) Москва;                 3) Новгород;

  2) Киев;                     4) Санкт-Петербург.

2. Что по распоряжению Екатерины было воздвигнуто на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в честь Петра I?

  1) Петропавловский собор;      3) Медный всадник;   2) Зимний дворец;                     4) Адмиралтейство.

3. Сколько лет продолжалось правление Екатерины II?

  1) 15 лет;      2) 24 года;       3) 30 лет;      4) 34 года.

4. Какой полководец прославился победой над крепостью  Измаил?

  1) А. В. Суворов;             3) М. И. Кутузов;

  2) Ф. Ф. Ушаков;            4) Д. М. Пожарский.

5. Почему Екатерина считалась продолжательницей дел Петра Великого?

  1) она часто ездила за границу;

 2) она много сделала для образования в России;

  3) она продолжила войну со Швецией;

  4) она была жестоким правителем.

6. Кто возглавил восстание крестьян, произошедшее при Екатерине II?

  1) А. В. Суворов;                      3) Емельян Пугачёв;

  2) Степан Разин;                    4) Кузьма Минин.

7. Какие личные качества позволили Екатерине II получить прозвище Великая?

  1) ум;                                3) трудолюбие;

  2) сильный характер;      4) любовь к развлечениям.

8. Что сделала Екатерина II на благо Отечества?

  1) открыла в городах народные училища;

  2) сделала крестьян крепостными;

  3) открыла в Москве Воспитательный дом для сирот;

  4) при ней Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

отвечат на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляция в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Устные ответы,

выполненные

задания

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Над какой темой работали на уроке?

– Что нового и интересного узнали на уроке?

– Понравился вам урок?

– Какие вопросы возникли по ходу урока?

– Как вы думаете, где можно найти на них ответ?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

 

Рефлексия.

 

-Ребята, у каждого из вас на партах лежат листья. Если вам все понятно было на уроке и со всеми заданиями справились, прикрепляете зеленые листья. Если же с заданиями справились, однако были затруднения, берете и прикрепляете желтые листья. И, если с заданиями не справились, и испытывали затруднения, прикрепляете красные листья.

читают вывод в учебнике (с. 111).

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: осуществляют логические действия; оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 105–111. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Выполнить задание на стр. 111.

Задание № 6 в рабочей тетради стр. 46.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

 

 

 

 

 

 

Графический диктант

1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве.

2. Отец М. Ломоносова был рыбаком.

3. В 11–12 лет Ломоносов стал учить грамоту.

4. Его первым учителем был дьячок местной церкви.

5. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.

6. В это время английский язык был международным языком науки.

7. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию.

8. По возвращении на родину М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук.

 

Ответы: 1 (–).  2 (+).  3 (+).  4 (+).  5 (–).  6 (–).  7 (–).  8 (+).

 

 

 

Рассказ учителя о Екатерине Великой

Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока окружающего мира по теме Екатерина Великая»

Дворяне  – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Крепостные крестьяне – это крестьяне, «прикреплённые» к своим владельцам.

Дворяне – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения.

Крепостные крестьяне – это крестьяне, «прикреплённые» к своим владельцам.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учебник, с. 105-111. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя«  Выполнить задание с. 111  Выполнить задание № 6 в рабочей тетради (с. 46).   Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник,

с. 105-111. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя«

Выполнить задание с. 111

Выполнить задание № 6 в рабочей тетради (с. 46).

Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя"

РЕФЛЕКСИЯ    Зеленые- на уроке все понятно, со всеми заданиями справились  Желтые- с заданиями справились, однако были трудности  Красные – не справились с заданиями, испытывали затруднения

РЕФЛЕКСИЯ

Зеленые- на уроке все понятно, со всеми заданиями справились

Желтые- с заданиями справились, однако были трудности

Красные – не справились с заданиями, испытывали затруднения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!