ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с ООП НОО МКОУ «Красновосходская сош», УМК «Школа России» на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В. Г.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Количество часов: в неделю - 5 часов; в год - 170 часов.
По учебному плану: в неделю - 5 часов, в год - 170 часов.
Курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижения второклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительное отношение к языковой деятельности;
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объектов.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
первоначальные умения проверять написанное;
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Содержание курса: 2 класс (5 часов в неделю, Всего – 170 ч.)
Наша речь (4 ч.)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч.)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение (12 ч.)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова… (22 ч.)
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы. ( 37 ч.)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (28 ч.)
Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.
Части речи. (45)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение ( 18 ч.)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Резерв 4 ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Проверка и оценка усвоения программы.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10;
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: II класс, первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45; Количество слов в текстах для изложений: II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов. В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 4 |
2 | Текст | 5 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова, слова, слова | 22 |
5 | Звуки и буквы | 34 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 |
7 | Части речи | 48 |
8 | Повторение | 16 |
| Итого: | 170 часов |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Автор | Название | Год изд. | Издательство |
1. | Канакина В. П., Горецкий В. Г. | Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы | 2011 | М.: Просвещение |
2. | Ситниккова Т.Н. | Поурочные разработки к учебнику Канакиной В. П. Русский язык 2 класс | 2012 | М. ВАКО |
3 | Канакина В. П. | Русский язык 1-4 классы Сборник диктантов и самостоятельных работ | 2012 | М.: Просвещение |
4. | Синякова В.А. | Контрольно-измерительные материалы Русский язык 2 класс | 2012 | М. ВАКО |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
№ | Содержание ( тема ) | Дом. задание | Планируемые результаты | Дата | | | | | | |
П | Ф | | | | | | |
1. | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | | Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему. | | | | | | | | |
2. | Что можно узнать о человеке по его речи? | Стр.8, упр.5 | С помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова. | | | | | | | | |
3 | Как отличить диалог от монолога? | Стр.12, упр. 9 | Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог. | | | | | | | | |
4 | Проверка знаний. | | Проверить и систематизировать знания по теме «Наша речь» | | | | | | | | |
5 | Что такое текст? | Стр.16, упр. 13 | Повторить признаки текста. Научить определять тему текста. | | | | | | | | |
6 | Что такое тема и главная мысль текста? | Стр.19, упр. 17 | Научить определять тему и главную мысль текста. | | | | | | | | |
7 | Части текста. | Стр.22, упр. 4 | Научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку. | | | | | | | | |
8 | Диктант. | | Проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | | | | | | | | |
9 | Работа над ошибками. | Повторить правила | Научить исправлять ошибки; развивать орфографическую зоркость. | | | | | | | | |
10 | Что такое предложение? | Стр. 24, упр. 21 | Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения. | | | | | | | | |
11 | Как из слов составить предложение? | Сост. 3 предложения. | Научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении. | | | | | | | | |
12 | Контрольное списывание. | Выуч. правило. | Проверить умение грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма. | | | | | | | | |
13 | Что такое главные члены предложения? | Стр.30, упр. 32 | Познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены предложения и его основу. | | | | | | | | |
14 | Что такое второстепенные члены предложения? | Стр.31 упр. 32 | Познакомить с термином «второстепенные члены предложения»; научить находить второстепенные члены предложения. | | | | | | | | |
15 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Стр.34. упр. 38 | Познакомить с терминами «подлежащее» и «сказуемое»; научить находить подлежащее и сказуемое в предложении. | | | | | | | | |
16 | Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? | Стр. 36, упр. 42 | Познакомить с понятиями «и распространённое» и «нераспространённое» предложение; научить находить в предложении подлежащее и сказуемое. | | | | | | | | |
17 | Как установить связь слов в предложении? | Стр. 38, упр. 45 | Научить задавать вопросы к словам в предложении. | | | | | | | | |
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | | Научить письменно излагать свои мысли. | | | | | | | | |
19 | Анализ сочинений. | Повторить правило | Выполнить работу над ошибками, допущенными в сочинении; проверить знания по теме «Предложение». | | | | | | | | |
20 | Контрольный диктант. | | Проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу. | | | | | | | | |
21 | Работа над ошибками. | Стр.42. упр.48 | Научить классифицировать и исправлять ошибки. | | | | | | | | |
22, 23 | Что такое лексическое значение слова? | Стр.45 Упр.54 | Познакомить с понятием « лексическое значение слова». | | | | | | | | |
24 | Что такое однозначные и многозначные слова? | Стр.48 Упр.60 | Познакомить с понятием «многозначные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | | | | | | | | |
25 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | Стр.51 Упр.65 | Познакомить с понятиями « прямое» и «переносное» значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | | | | | | | | |
26 | Что такое синонимы? | Стр.53 Упр.69 | Познакомить с термином «синонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | | | | | | | | |
27, 28 | Что такое антонимы? | Стр.55 Упр.72 | Познакомить с термином «антонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | | | | | | | | |
29 | Контрольный диктант. | Повторить правило | Проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу. | | | | | | | | |
30 | Работа над ошибками. | Стр.57 Упр.76 | Учить классифицировать и исправлять ошибки. | | | | | | | | |
31, 32 | Что такое родственные слова? | Стр.60 Упр.83 | Познакомить с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | | | | | | | | |
33, 34 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | Стр.62 Упр.88 | Познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | | | | | | | | |
35 | Какие бывают слоги? | Стр.64 Упр.94 | Повторить правила деления слова на слоги. | | | | | | | | |
36, 37 | Как определить ударный слог? | Стр.66 Упр.97 | Повторить понятие «ударение»; формировать умение ставить ударения. | | | | | | | | |
38, 39 | Как переносить слова с одной строки на другую? | Стр.67 Упр.99 | Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую. | | | | | |
40 | Обучающее сочинение по серии картинок. | Словарные слова | Продолжить работу над развитием письменной речи. | | | | | |
41 | Проверочная работа. | | Проверить знания по теме «Слово». | | | | | |
42 | Контрольный диктант. | Повторить правила | Проверить умение писать слова с изученными орфограммами. | | | | | |
43 | Работа над ошибками. | Стр.70 Упр.106 | Научить исправлять ошибки. | | | | | |
44 | Как различать звуки и буквы? | Стр.79 Упр.117 | Обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки буквы. | | | | | |
45, 46 | Как мы используем алфавит? | Стр.82 Упр.123 | Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке. | | | | | |
47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | Стр.87 Упр.132 | Обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах собственных. | | | | | |
48 | Как определить гласные звуки? | Стр.90 Упр.136 | Развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. | | | | | |
49 | Контрольный диктант. | Повтор. алфавит | Проверить умения учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами. | | | | | |
50 | Работа над ошибками. | Стр.91 Упр.139 | Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте; выполнить работу над ошибками; развивать письменную речь учащихся. Умение точно отвечать на вопросы. | | | | | |
51- 55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | Стр.94 Упр.143 Упр.144 | Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. | | | | | |
56- 58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | Стр..97 Упр.149 Упр.153 Упр.155 | Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. | | | | | |
59 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | Дописать сочинение | Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. | | | | | |
60 | Диктант. Проверочная работа. | Повторить правила | Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. | | | | | |
61 | Работа над ошибками. | Стр.101 Упр.158 | Научить детей работать над исправлением ошибок. | | | | | |
62 | Как определить согласные звуки? | Стр.113 Упр.180 | Повторить изученный материал по теме «Согласные звуки». | | | | |
63, 64 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | Стр.115 Упр.184 | Познакомить учащихся с особенностями буквы Й. | | | | |
65 | Слова с удвоенными согласными. | Стр.118 Упр.191 | Познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными. | | | | |
66 | Развитие речи. | Стр.119 вопросы | Учить выражать свою мысль письменно и устно. | | | | |
67 | Наши проекты. И в шутку и в серьёз. | | Заинтересовать темой проекта; прививать интерес к русскому языку. | | | | |
68, 69 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | Стр.121 Упр.194 | Повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | | | | |
70 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | Стр.125 Упр.204 | Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме. | | | | |
71, 72 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | Стр.126 Упр.207 Упр.208 | Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь. | | | | |
73 | Контрольный диктант. | Правила повторить | Повторить усвоение изученных тем. | | | | |
74 | Проверочная работа. | Словарн. слова | Проверить усвоение темы «Согласные звуки и буквы». | | | | |
75 | Работа над ошибками. | Стр.128 Упр.209 | Учить видеть, анализировать и исправлять ошибки. | | | | |
76 | Наши проекты. Пишем письмо. | | Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания. | | | | |
77 | Обобщающий урок. | Вопросы Стр.128 | Научить использовать полученные знания в нестандартных условиях. | | | | |
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | Стр.5 Упр.4 | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление. | | | | |
79 | Развитие речи. Обучающее изложение. | Стр.6 Упр.8 | Учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь. | | | | |
80 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | Стр.9 Упр.5 | Обобщить знания о написании мягких и твёрдых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю,Ь; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление. | | | |
81 | Контрольный диктант | Правило Стр.5 | Проверить навыки написания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, навыки написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, раздельного написания слов и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в конце предложения. | | | |
82 | Закрепление знаний. Работа над ошибками. | Стр.9 Упр.5 | Обобщить знания о написании мягких и твёрдых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю,Ь; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление. | | | |
83 | Наши проекты. Рифма. | Ответить на вопросы | Нацелить на выполнение проектной деятельности. | | | |
84, 85 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | Стр.10, упр.13. упр.18 | Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость. | | | |
86 | Проверь себя | Стр.15 отв.на вопросы | Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость. | | | |
87, 88 | Как отличить звонкие согласные от глухих? | Стр.17, упр.27 | Систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся. | | | |
89 | Проверка парных согласных в корне слова. | Стр.19 упр29 | Познакомит со способом проверки парных согласных в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренных слов | | | |
90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | Стр.31, упр.33 | Развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её путём подбора однокоренного проверочного слова. | | | |
91 | Изложение повествовательного текста. | Повт. словарные слова | Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся. | | |
92, 93, 94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Стр.23, упр36, упр.40. упр.42 | Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учит распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать выводы; развивать у учащихся навыки грамотного письма. | | |
95 | Изложение повествовательного текста. | Стр.24, упр.40 | Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся. | | |
96 | Проверка знании | Стр.26, упр.44 | Проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость. | | |
97 | Диктант. | Повторить правила | Проверить умения писать слова на изученные орфограммы. Слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звуко-буквенный анализ слова; развивать орфографическую зоркость. | | |
98 | Работа над ошибками . Обобщение изученного материала. | Стр.28. упр.50 | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать па | | |
99, 100, 101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | Стр.32, упр.53 упр.56 упр.59 | Формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописание слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. | | |
102 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | Стр.34, упр.58 | Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. | | |
103 | Контрольное списывание. | Повтор.словар. слова | Проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажения букв; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. | | |
104 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | Дописать сочинение | Формировать умение связно излагать свои мысли на письме; способствовать развитию речи и мышления учащихся; развивать орфографическую зоркость. | | |
105 | Проверка знаний. | Стр.36, упр.64 | Проверить умения правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный разбор слова, развивать орфографическую зоркость. | | |
106 | Обобщение изученного материала. | Повторить правила | Проверить умения правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный разбор слова, развивать орфографическую зоркость. | | |
107, 108 | Что такое части речи? | Стр.43, упр.72 | Дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; формировать умение распознавать самостоятельные части речи. | | | | |
109 | Что такое имя существительное? | Стр.35, упр.45 | Формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь. | | | | |
110 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Стр.49, упр.83 | Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма. | | | | |
111, 112, 113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | Стр.52, упр.89 Стр.53, Упр.91 Стр.54. упр.95 | Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость. | | | | |
114 | Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи. | Стр.59, упр.101 | Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, мышление. | | | | |
115 | Заглавная буква в географических названиях. | Стр.60. упр.104 | Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические предметы; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. | | | | |
116 | Обучающее изложение. | Повторить правила | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость. | | | | |
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | Придум. 10 имён собственных | Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; развивать речевую деятельность; отрабатывать правильное произношение. | | | | |
118 | Диктант. | Стр.56, прочитать | Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; развивать речевую деятельность; отрабатывать правильное произношение. | | | | |
119 | Работа над ошибками. | Стр.61. упр.105 | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение употреблять в письменной речи имена собственные. | | | | | | | |
120, 121, 122 | Единственное и множественное число имён существительных. | Стр.63. упр.110 Стр.64, упр112 Стр.66 подгот. к излож. | Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учит определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма. | | | | | | | |
123 | Обучающее изложение. | Стр.67. ответить на вопросы | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость. | | | | | | | |
124 | Проверка знаний. | Стр.66, упр.115 | Проверить умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные, изменять существительные по числам; развивать орфографическую зоркость. | | | | | | | |
125 | Диктант. | Повторить правила | Обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | | | | | | | |
126 | Работа над ошибками. | | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение проверять парные согласные в корне слова, безударные гласные путём подбора форм множественного и единственного числа. | | | | | | | |
127, 128, 129 | Что такое глагол? | Стр.69, упр119 Стр.70, упр.121 | Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | | | | | | | |
130, 131 | Единственное и множественное число глаголов. | Стр.75, упр.130 Стр.77, упр.134 | Познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | | | | | | | |
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Стр.79, упр.138 | Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | | | | | | | |
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | Стр.80, упр.140 | Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; развивать речь, коммуникативные навыки. | | | | | | | |
134 | Что такое текст-повествование? | Стр.83, упр.145 | Познакомить учащихся с понятием текст – повествование, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | | | | | | | |
135 | Проверка знаний. | Стр.85, отв. на вопр. | Проверить знания по теме «Глагол». | | | | | | | |
136 | Что такое имя прилагательное? | Стр.87, упр.151 | Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи. | | | | | | | |
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Стр.88, упр.152 | Познакомить со смысловым значением имён прилагательных; показать связь имени прилагательного с именем существительным. | | | | | | | |
138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | Стр.91, упр.157 | Формировать представление о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах и их роли в речи. | | | | | | | |
139 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | Стр.93, упр.160 | Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и множественном числе. | | | | | | | |
140 | Что такое текст – описание? | Стр.96, упр.166 | Познакомить учащихся с понятием текст – описание, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | | | | | | | |
141 | Проверка знаний. | Стр.99. | Проверить знания по теме «Имя прилагательное». | | | | | | | |
142 | Общее понятие о предлоге. | Стр.108, упр.186 | Формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении. | | | | | | | |
143 | Раздельное написание предлогов со словами. | Стр.110, упр.189 | Развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении. | | | | | | | |
144 | Восстановление предложений. | Стр.113, отв. на вопросы | Развивать умение анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов. | | | | | | | |
145 | Проверка знаний. | Повтор.слов. слова | Проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги. | | | | | | | |
146 | Диктант. | Повт. правила | Проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные правила. | | | | | | | |
147 | Работа над ошибками. | Стр.116, упр.196 | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал. | | | | | | | |
148, 149 | Что такое местоимение? | Стр.118. упр.200 | Формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении. | | | | | | |
150 | Что такое текст – рассуждение? | Стр.120, упр.203 | Познакомить учащихся с понятием текст – рассуждение, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | | | | | | |
151 | Проверка знаний | | Проверить умения писать местоимения. | | | | | | |
152 | Контрольный диктант. | Повторить правила | Проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами. | | | | | | |
153 | Работа над ошибками. | Стр.122 упр.208 | Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал. | | | | | | |
154 | Повторение по теме «Текст». | Стр.124. упр.212 | Повторить изученный материал по теме «Текст». | | | | | | |
155 | Сочинение по картине. | Дописать сочинение | Формировать навыки описания картины. | | | | | | |
156, 157 | Повторение по теме «Предложение». | Стр.126. упр.218 | Повторить изученный материал по теме «Предложение». | | | | | | |
158 | Повторение по теме «Слово и его значение». | Стр.127, упр.221 | Повторить изученный материал по теме «Слово и его значение». | | | | | | |
159, 160 | Повторение по теме «Части речи». | Повт. части речи | Повторить изученный материал по теме «Части речи». | | | | | | |
161 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | Повт. звуки и буквы | Повторить изученный материал по теме «Звуки и буквы». | | | | | | |
162 | Повторение по теме «Правила правописания». | Стр.129 | Проверить знания учащихся о правилах правописания. | | | | | | |
163 | Контрольное списывание. | Повт. словарные слова | Проверить умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок. | | | | | | |
164 – 169 | Повторение и закрепление изученного материала. | | Повторить и закрепить изученный материал; проверить знания учащихся. | | | | | | |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. | | Обобщить знания учащихся, полученные в процессе изучения отдельных тем, установить связь между ними. | | | | | | |