Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена для учащихся 2 класса и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 06.10.2009г №373, Примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением ФУМО НПО общему образованию (протокол №1-15 от 08.04.2015г.) и Положения МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
Содержание программы отражает требования примерной программы по математике и составлено на основе программы курса «Математика» для учащихся 2 классов авторов М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Вельтюковой, С.В.Степановой, изд. Просвещение, 2020г.
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже на изучение данного курса отводится 170 часов в год (5 часов в неделю).
При обучении математике во 2 классе ставят следующие цели и задачи:
Цели:
- математическое развитие младших школьников;
- освоение начальных математических знаний;
- развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- привитие умений и качеств, необходимых человеку XXI века.
Задачи:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2 классе являются формирование следующих умений:
Раздел «Числа и величины»
Выпускник 2-го класса научится:
-читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 20;
-устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,);
-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
-читать, записывать и сравнивать величины используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
-выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени), объяснять свои действия.
Раздел «Арифметические действия»
Выпускник 2-го класса научится:
-выполнять письменно действия с числами (сложение, вычитание,) выполнять устно сложение, вычитание, (в том числе с нулём);
-выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
-вычислять значение числового выражения
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
др.). проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
Выпускник 2-го класса научится:
-устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
-решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
-оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
-решать задачи в 3—4 действия;
-находить разные способы решения задачи.
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Выпускник 2-го класса научится:
-описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
-выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
-соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться
-распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Раздел «Геометрические величины»
Выпускник 2-го класса научится:
--измерять длину отрезка;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться
-вычислять периметр многоугольника,.
Раздел «Работа с информацией»
Выпускник 2-го класса научится:
-читать несложные готовые таблицы;
-заполнять несложные готовые таблицы;
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
-читать несложные готовые круговые диаграммы;
-достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
-понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
-распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2 классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД)
В области регулятивных УУД выпускник 2-го класса научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В области познавательных УУД выпускник 2-го класса научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
В области коммуникативных УУД выпускник 2-го класса научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое -высказывание допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Личностными результатами изучения курса «Математика» во 2 классе являются формирование следующих умений:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры:
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник 2-го получит возможность для формирования:
-выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
-устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Содержание учебного предмета
№ | Названия разделов | Кол-во часов |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация Новая счётная единица – десяток. Счёт десятками. Образование и название чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счёте. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношение между ними. Длина ломаной. Периметр прямоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в два действия на сложение и вычитание. | 20 |
2 | Сложение и вычитание Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43 – b. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора. Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1—2 действия на сложение и вычитание. | 90 |
3 | Умножение и деление Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения (точка) и деления: (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление. | 47 |
4 | Итоговое повторение | 13 |
Количество контрольных работ – 11
Количество проектных работ - 2
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата по плану факт. |
Числа от 1 до 100. Нумерация (20ч) |
1 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником. Повторение изученного в 1 классе. | 1 | | |
2 | Числа от 1 до 20. | 1 | | |
3 | Десяток. Устная нумерация чисел в пределах 100. | 1 | | |
4 | Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел. | 1 | | |
5 | Поместное значение цифр. | 1 | | |
6 | Однозначные и двузначные числа | 1 | | |
7 | Единицы измерения длины – миллиметр. | 1 | | |
8 | Устная и письменная нумерация чисел в пределах 100. Решение задач. | 1 | | |
9 | Контрольная работа №1 по теме «Числа от 11 до 100» | 1 | | |
10 | Работа над ошибками. Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 | | |
11 | Метр. Таблица единиц длины. | 1 | | |
12 | Сложение и вычитание вида 35+5, 35-20, 35-5. | 1 | | |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | | | |
14 | Единицы стоимости: рубль, копейка. | 1 | | |
15 | Закрепление пройденного. | 1 | | |
16 | Страничка для любознательных. Логические задачи. | 1 | | |
17 | Закрепление пройденного. Решение задач. | 1 | | |
18 | Проверим себя. Тест по теме «Нумерация» | 1 | | |
19 | Контрольная работа №2 по теме «Нумерация» | 1 | | |
20 | Работа над ошибками. Задачи-расчёты | 1 | | |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (25 часов) |
21 | Обратные задачи. | 1 | | |
22 | Решение обратных задач. | 1 | | |
23 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | | |
24 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 | | |
25 | Решение задач и выражений. Закрепление. | 1 | | |
26 | Час. Минута. Определение времени по часам. | 1 | | |
27 | Ломаная линия. Длина ломаной. | 1 | | |
28 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
29 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
30 | Решение задач и выражений Закрепление. | 1 | | |
31 | Страничка для любознательных. Решение логических задач. | 1 | | |
32 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 | | |
33 | Решение выражений со скобками. | 1 | | |
34 | Числовые выражения. | 1 | | |
35 | Сравнение числовых выражений. | 1 | | |
36 | Периметр многоугольника. | 1 | | |
37 | Свойства сложения. | 1 | | |
38 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
39 | Решение задач и выражений. Закрепление. | 1 | | |
40 | Наши проекты. «Узоры и орнаменты на посуде». | 1 | | |
41 | Страничка для любознательных. Решение логических задач. | 1 | | |
42 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
43 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
44 | Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание от 1 до 100» | 1 | | |
45 | Работа над ошибками. Решение задач и выражений. | 1 | | |
Сложение и вычитание (устные приёмы) (31 час) |
46 | Устные вычисления. | 1 | | |
47 | Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20 | 1 | | |
48 | Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20 | 1 | | |
49 | Приёмы вычислений для случаев вида 26+4 | 1 | | |
50 | Приёмы вычислений для случаев вида 35-7 | 1 | | |
51 | Приёмы вычислений для случаев 60-24 | 1 | | |
52 | Решение задач. | 1 | | |
53 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
54 | Закрепление пройденного. Решение задач и выражений. | 1 | | |
55 | Приёмы вычислений для случаев вида 26+7. | 1 | | |
56 | Приёмы вычислений для случаев вида 35-7 | 1 | | |
57 | Закрепление навыков применения приемов сложения и вычитания вида:26+7, 35-7. | 1 | | |
58 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
59 | Страничка для любознательных. Решение логических задач. | 1 | | |
60 | Контрольная работа. №4 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | |
61 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | | |
62 | Закрепление изученного материала. Решение задач и выражений. | 1 | | |
63 | Буквенные выражения. | 1 | | |
64 | Буквенные выражения. Нахождение значений буквенных выражений. | 1 | | |
65 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
66 | Уравнение. Решение уравнений способом подбора. | 1 | | |
67 | Уравнение. Решение задач и уравнений. | 1 | | |
68 | Решение задач и уравнений. | 1 | | |
69 | Контрольная работа №5 «Буквенные выражения. Уравнения» | 1 | | |
70 | Работа над ошибками. Проверка сложения. | 1 | | |
71 | Проверка вычитания. | 1 | | |
72 | Решение задач и уравнений. | 1 | | |
73 | Работа над задачами и уравнениями. | 1 | | |
74 | Контрольная работа №6 за I полугодие по теме «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 100» | 1 | | |
75 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | | |
76 | Закрепление изученного. Решение задач и выражений. | 1 | | |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) (34 часа) | | 1 |
77 | Письменный приём сложения вида 45+23. | 1 | | |
78 | Письменные приёмы вычитания вида 57-26 | 1 | | |
79 | Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. | 1 | | |
80 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
81 | Угол. Виды углов. | 1 | | |
82 | Прямой угол. Решение задач. | 1 | | |
83 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
84 | Письменный приём сложения вида 37+48. | 1 | | |
85 | Сложение вида 37+53. | 1 | | |
86 | Прямоугольник. | 1 | | |
87 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
88 | Сложение вида 87+13. | 1 | | |
89 | Решение задач. Решение и сравнение выражений. | 1 | | |
90 | Вычитание вида 40-8. | 1 | | |
91 | Вычитание вида 50-24. | 1 | | |
92 | Странички для любознательных. Решение логических задач. | 1 | | |
93 | Закрепление навыков применения письменных приемов сложения и вычитания с переходом через десяток. | 1 | | |
94 | Контрольная работа №7 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | 1 | | |
95 | Работа над ошибками. Решение задач и выражений. | 1 | | |
96 | Решение задач. Решение выражений и уравнений. | 1 | | |
97 | Странички для любознательных. Решение логических задач. | 1 | | |
98 | Вычитание вида 52-24. | 1 | | |
99 | Работа над задачами и выражениями. | 1 | | |
100 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
101 | Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1 | | |
102 | Работа над задачами и выражениями. Прямоугольник. | 1 | | |
103 | Квадрат. Симметричные фигуры. | 1 | | |
104 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
105 | Подготовка к умножению. | 1 | | |
106 | Наши проекты «Оригами» | 1 | | |
107 | Странички для любознательных. Решение логических задач. | 1 | | |
108 | Закрепление пройденного. Решение выражений и уравнений. | 1 | | |
109 | Закрепление пройденного. Решение задач изученных видов. | 1 | | |
110 | Работа над задачами и выражениями. | 1 | | |
Умножение и деление (47 часов) |
111 | Действие умножение. Знак умножения. | 1 | | |
112 | Конкретный смысл действия умножения. | 1 | | |
113 | Приём умножения с помощью сложения. | 1 | | |
114 | Задачи на нахождение произведения. | 1 | | |
115 | Периметр прямоугольника. | 1 | | |
116 | Приёмы умножения единицы и нуля | 1 | | |
117 | Названия компонентов и результата умножения. | 1 | | |
118 | Решение задач. Закрепление изученного. | 1 | | |
119 | Переместительное свойство умножения. | 1 | | |
120 | Решение задач и выражений. Перестановка множителей. | 1 | | |
121 | Деление. | 1 | | |
122 | Конкретный смысл действия деления. | 1 | | |
123 | Решение задач действием деления. | 1 | | |
124 | Конкретный смысл действия деления (деление на равные части). | 1 | | |
125 | Составление таблицы деления на 2. | 1 | | |
126 | Название компонентов и результата деления. | 1 | | |
127 | Закрепление пройденного. Решение задач и выражений. | 1 | | |
128 | Страничка для любознательных. Решение логических задач. | 1 | | |
129 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
130 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
131 | Контрольная работа. №8 по теме «Умножение и деление» | 1 | | |
132 | Работа над ошибками. Работа над задачами и выражениями. | 1 | | |
133 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | | |
134 | Связь действий умножения и деления. Периметр квадрата. | 1 | | |
135 | Приёмы умножения и деления на 10. | 1 | | |
136 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | | |
137 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | | |
138 | Решение задач и уравнений. | 1 | | |
139 | Умножение на 2. Умножение числа 2. | 1 | | |
140 | Умножение числа 2 и на 2. | 1 | | |
141 | Приемы умножения числа 2. | 1 | | |
142 | Деление на 2. | 1 | | |
143 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
144 | Решение задач изученных видов. | 1 | | |
145 | Страничка для любознательных. Решение логических задач. | 1 | | |
146 | Закрепление изученного. Решение задач и выражений. | 1 | | |
147 | Контрольная работа. №9 по теме «Табличное умножение и деление на 2» | 1 | | |
148 | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | | |
149 | Умножение числа 3. Умножение на 3. | 1 | | |
150 | Умножение числа 3 и на 3. | 1 | | |
151 | Деление на 3. | 1 | | |
152 | Деление на 3. Решение задач и выражений. | 1 | | |
153 | Работа над задачами и выражениями. | 1 | | |
154 | Контрольная работа. №10 по теме «Табличное умножение и деление на 3» | 1 | | |
155 | Работа над ошибками. Страничка для любознательных. | 1 | | |
156 | Решение задач и выражений. | 1 | | |
157 | Работа над задачами и выражениями. | 1 | | |
Повторение (13 часов) | | 1 |
158 | Повторение. Нумерация двузначных чисел. | 1 | | |
159 | Повторение. Числовые и буквенные выражения. | 1 | | |
160 | Повторение. Равенство. Неравенство. Уравнение | 1 | | |
161 | Повторение. Сложение и вычитание. Свойства сложения. | 1 | | |
162 | Повторение. Приемы сложения и вычитания без перехода через разряд. | 1 | | |
163 | Повторение. Приемы сложения и вычитания с переходом через разряд. | 1 | | |
164 | Повторение. Решение задач и выражений. | 1 | | |
165 | Повторение. Работа над задачами и выражениями | 1 | | |
166 | Повторение. Решение уравнений и выражений. | 1 | | |
167 | Итоговая контрольная работа №11 | 1 | | |
168 | Работа над ошибками. Единицы длины. | 1 | | |
169 | Повторение. Геометрические фигуры. | 1 | | |
170 | Обобщение знаний. Математический КВН. | 1 | | |